2) Вольное Христа, Сына Божия, к роду нашему снисхождение и умаление. Он, – как учит апостол, – б удучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:6-8). Такое Сына Божия ради нас снисхождение, которое принял по Своей воле и благоволением Небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, – причина всего нашего духовного блаженства, которое от щедрой Божией руки в Крещении верою в Него получаем. Ради нас Он явился на земле, ради нас родился плотью, чтобы мы родились духом. Ради нас пожил на земле, чтобы нас, из рая изгнанных, на небо возвести. Ради нас хуления страшные претерпел, чтобы заградить уста врагу нашему, дьяволу, который клевещет на нас пред Богом нашим день и ночь (Откр. 12:10). Но посмотрим еще на подвиг страдания Христова, в который Он ради нас вступил. Войдем прежде всего умом нашим, войдем и сердцем в весь, называемую Гефсимания, и прилежно посмотрим на Его подвиг, которым подвизался там ради наших грехов. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14:33-34). Ужасается и скорбит Сын Божий, Господь наш, да от нас отнимет страх, трепет и ужас вечного осуждения в аду, вечную скорбь и тоску, которой мы из-за грехов наших были подвержены. Скорбит душой до смерти, да нас от душевной скорби избавит и подаст вечную радость. Посмотрим далее на подвиг Христов. Неблагодарным учеником Он продается и предается в руки беззаконных (см. Мк. 14:10-11,41- 46), – да нас, проданных за грехи, искупит (Ис. 50:1; Рим. 7:14). Оставляется один всеми учениками: тогда все ученики, оставив Его, бежали (Мф. 26:56), – да нас оставленных, беззащитных, беспомощных и отверженных от лица Божиего, заступит и поможет нам, как Сам через пророка говорит: Смотрел – и не было помощника; и дивился, и никто не заступился; и избавила их мышца Моя (Ис. 63:5). Схвачен беззаконными и связан Заступник наш Иисус (см. Ин. 18:12), – да наши растерзает узы. Мы за свои грехи достойны были быть связанными адскими узами, и дьяволом и ангелами его на суд Божий вестись, и принять по делам нашим, но Иисус, Сын Божий, был связан неправедно, да наши растерзает узы, так что с Давидом поем Ему благодарно: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115:7-8). Эту благодать подал и служителям Своим: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

53: 2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? " Я же червь, а не человек " (Пс. 21: 7). А в книге Исайи Отец именует Его так: " Не бойся, червь Иаков " (Ис. 41: 14) . Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: " и покров твой –  червь (Ис. 14: 11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: " извлечешь ли змея удою? " (Иов. 40: 20). " Подобно Царствие Небесное зерну горчичному " . Но кто-нибудь из слушателей скажет: " Как это одно и то же является и Царством Небесным, и зерном горчичным, и великим, и малым – в одно и то же время? " По безмерной любви к своему созданию Он бывает для всех всем, чтобы спасти всех. Он был Богом, как конечно и есть, и будет по Своей природе, и делается человеком ради нашего спасения. " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! " (Рим. 11: 33). О, Зерно, через которое мир сотворен, которым тьма рассеяна и Церковь воссоздана! Это Зерно, вися на Кресте, такой возобладало силой, что, будучи само в узах, единым словом разбойника подъяло с древа крестного и ввело в рай сладости; это Зерно, пронзенное копьем в ребро, источило жаждущим питье бессмертия; это Зерно горчичное, снятое с древа и положенное в саду, всю поднебесную осенило своими ветвями; это Зерно горчичное, будучи положено в саду, корни свои пустило в ад и оттуда извело души и на третий день привело их на небо; это Зерно горчичное, будучи сокрушено на дереве, врага нашего змия поразило и помрачило и, пробудив от сна ад, принудило его вернуться в то место, которое ему отведено. Итак, " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем " . Посей это горчичное зерно в саду души твоей, чтобы и ты мог говорить потом: " Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой - и польются ароматы его! " (Песн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В греческом тексте Евангелия от Луки плакали и рыдали о Нем (κπτοντο κα θρνουν ατν) относится не только к женщинам, но и к множеству народа. 480 Картина, нарисованная здесь Лукой, вносит коррективу в повествования прочих евангелистов, из которых может создаться впечатление, что весь народ был настроен против Иисуса и все ученики, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Из повествования Луки следует, что в толпе, сопровождавшей Иисуса к месту казни, было немало искренне сочувствующих Ему: среди них евангелист особо выделяет женщИн.Как мы говорили в другом месте, характерной особенностью Евангелия от Луки является то, что в нем женщинам из окружения Иисуса уделяется больше внимания, чем в каком-либо другом Евангелии 481 . Идя к месту казни, Иисус говорит не о Себе, но об Иерусалиме. Как мы помним, только у Луки содержится рассказ о том, как Иисус, приблизившись к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:41–44 ). Слова, которые Иисус обращает к женщинам на пути к Голгофе, созвучны этому пророчеству: вновь, как и тогда, Иисус протягивает смысловую нить между Своей смертью и разрушением Иерусалима. Связующим звеном между двумя эпизодами является слово «дети»: в первом случае речь шла о детях Иерусалима, во втором – о детях «дочерей Иерусалимских». Последнее обращение Иисуса к женщинам целиком соткано из библейских аллюзий. Выражение «дочери Иерусалимские» встречается в библейской книге Песнь песней во множественном числе ( Песн. 2:7; 5:16; 8:4 ), в книгах пророков – в единственном ( Ис.37:22 ; Соф.3:14 ; Зах.9:9 ). По общей тональности слова Иисуса напоминают пророчество Иеремии: Итак, слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей ( Иер.9:20–21 ). Упоминание о неплодных может напомнить пророчество Исаии, начинающееся словами: Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами ( Ис.54:1 ). Однако если у Исаии речь шла о благословениях, которые изольются на женщин иерусалимских, то Иисус, напротив, предвозвещает ожидающие их бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 6 Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср. Лк.6:20 , Мф.5:1–3 ), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» ( Мф.5:5 ). «Кротчайшим ...человеком ...был Моисей... из всех сыновей народа своего» (ср. Чис.12:3 ), и: «на кого... призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и... смиренных сердцем» (ср. Ис.66:2 ). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» ( Пс.131:1 ), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср. Мф.5:6 ), как (и в другом месте) говорит (Писание): " не... алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и ...жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср. Ис.49:10 , Пс.41:3, 62:2 ). «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (ср. Мф.5:8 ), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» ( Пс.50:12 ). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем» (ср. Мф.5:8 ), потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы... злые» (ср. Мк.7:21 , Мф.15:18 ). «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут» (ср. Мф.5:4 ), как и там: «если... с Ним терпим, ( с Ним) и прославляемся» (ср. Рим.8:17 ). «Блаженны миротворцы, ибо... будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ), – поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). «И устроил мир, – говорит (апостол), – Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср. Кол.1:20 ). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» ( Лк.10:5 ). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср. Рим.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Дела коварные» – также: слова коварные. Это главное средство в разрушении духовного мира и покоя, та же цепочка явлений греха: «ложь» – «коварство» – «кровь» неповинная ( Пс.5:7 ). Пс.34:21             Расширили на меня рот свой, говорят:                         «Ага! Ага! Видел глаз наш!» «Расширили рот» – по смыслу то же, что «разинули рот», чтобы поглотить; так сказал о Себе Распятый ( Пс.22 /21:14); ср.: «расширил Шеол алчбу (=душу) свою и открыл рот свой безгранично» ( Ис.5:14 ; Пс.17 /16:9). В другом значении «расширить рот» означает «глумиться»: «над кем услаждаетесь? На кого расширили рот, высовываете язык? Разве не вы есть порождение греха? семя лжи? ( Ис.57:4 ). «Ага! Ага!» – Хе-ах, хеах означает крики радости (Раши). Миг торжества для распинающих. На Мессию «расширили рот» те, кто «услаждался» Его страданиями и глумился. Пс.34:23             Подвигнись и пробудись для суда моего,                         Боже Адонай, – на спор мой. «Пробудись» 204 – не значит, что Он спал: «пробуждение» – еще одно выражение для взаимности богообщения. Человек тоже должен быть вполне пробужден: «когда пробужусь, насыщусь природным Твоим» ( Пс.17 /16:15). Инициатива может исходить от Бога: «я пробудился, ибо Господь утвердил меня» ( Пс.3:6 ). Но в данном случае, когда человека нужно вернуть из бездны (ст.17), он просит, чтобы Бог ради него «пробудился». «Спор мой» – «спором» рив была распря, когда народ «спорил с Моисеем», а «искушал Господа» ( Исх.17:2 ). Теперь ситуация обратная: Мессия через Давида пробуждает к «спору» Яхве («оспорь спорящих со мною»; ст.1), чтобы Он встал на «суд» с этим «родом» – распинателей, человеков и духов. И вызов на этот суд как неизбежный будет предъявлен в Евангелии: «ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная пробудится на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Если не уверуете, что это Я — ™gu e„m… букв. ‘Я есмь’; в отличие от 6:20, 18:6, контекст не помогает понять смысл этих слов и, как следует из ст. 25, их не поняли слушатели. Для греческого языка не свойственно употреблять такое сочетание слов без именной части (например, “Я — афинянин” и т. п.), поэтому здесь следует предполагать еврейский источник. Это выражение нередко встречается в Септуагинте, где соответствует евр. ’†n€ h букв. ‘Я — это Он’. Наиболее близкий отрывок — Ис 43:10 Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет; ср. ещё Втор 32:39; Ис 41:4; 43:13; 46:4; 48:12. У Исайи значение еврейского выражения, очевидно, ‘Я — (навеки) Тот же’, с аллюзией на значение Имени Божиего ( YHWH, Сущий), которое дано в Исх 3:14–16. Глагол e„m… ‘есмь’ здесь подчёркивает неизменность: существование Бога в вышних, то есть в невидимом, не имеет ни начала, ни конца. Тогда сказали Ему: кто же Ты? — слова Иисуса многозначительно отсылают к ВЗ, но не содержат прямого ответа, и, очевидно, слушатели восприняли это Я (‘Я есмь…’) как незаконченное высказывание. Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам — выражение от начала может относиться к придаточному: ‘Я — Тот, о Котором (букв. “что”) говорю вам от начала’) или к главному предложению (‘Я от начала Тот, о Котором говорю вам’). Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру — связь между двумя частями стиха неясна. Вероятно, лучше понимать глагол имею ( в значении ‘могу’ (ср. 8:6; Евр 6:13; Софокл “Филоктет” 1047), и в этом случае смысл целого таков: “Я мог бы от Себя многое сказать в осуждение вас, но говорю не от Себя, а только то, что слышал от Отца, и эти слова истинны, потому что истинен Он”. Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя — то же двойное значение глагола вознести, как и в 3:14. Вознесение на небеса во славе покажет истинный смысл слов Это Я; то, что враги вознесут Иисуса на крест, будет свидетельством Его полного послушания Отцу. Выражение Сын Человеческий тут, как и у синоптиков, означает одновременно и то, что Иисус есть сшедший с небес (3:13), и смирение Его земной человеческой жизни. Тогда узнаете, что это Я — Евангелист знает, что противники Иисуса в большинстве не уверовали и после Его распятия. Может быть, значение этих слов “узнаете, но поздно”; может быть, в лице иерусалимских иудеев Иисус обращается ко всему народу, включая читателей Иоанна, то есть Церковь. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного — маловероятно, что Иоанн приводит эти слова в качестве противовеса к Мк 15:34 (Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Уже одно сказание о миротворении выразительно дает понять, что никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ). Он есть Господь не только благочестивого потомства Сифа, но и всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26. 5:1 ). Он есть Судия всей земли, наказывающий всемирным потопом и спасающий праведного Ноя с семейством ( Быт.6–7 ). Он дает, в лице Ноя, благословение всему человечеству ( Быт.9:1–17 ). Не только Авраам, но и Мелхиседек именуют Его Владыкой неба и земли ( Быт.14:19:22 ). Он обещает сделать семя Авраама благословением для всех народов ( Быт.22:18 ). Самый раб Авраама клянется Господом, Богом неба и земли ( Быт.24:2–9 ). У Господа, Бога твоего, говорится во Второзаконии, небо и небеса небес, земля и все, что на ней ( Втор.10:14 ). Велик ты, Господи мой, Господи, взывает Давид в книге Царств, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя ( 2Цар.7:22 ). Чтобы все народы познали, взывает царь Соломон в молитве при освящении храма, что Господь есть Бог , и нет кроме Его ( 3Цар.8:60 ). Подобным же образом говорится и у других священных писателей ( Ис.40:10–11 . Иер.10:6 ). Насколько Бог истинный изображается у священных писателей единым Владыкой неба и земли, настолько боги языческие характеризуются как боги вымысла. Они не суть что-либо действительно существующее, а или явление природы ( Исх.20:4 ), или дело рук человеческих ( Втор.4:28 ). Боги язычников не могут, по словам писателя 3 кн. Царств, ни внимать, ни отвечать тем, которые им молятся ( 3Цар.18:26 ). Все они ничто и дела их ничто ( Ис.41:24 ). Они называются по-еврейски „Элилим“, что значит: ничтожество, призрачность, обман чувств 257 . Пророк Иеремия предостерегает, поэтому, иудеев, чтобы они отнюдь не страшились знамений небесных, как боятся того язычники. Все основанные на таком страхе законы, т.е. религии, суетны ( Иер.10:2–25 ). Ветхозаветное учение указывает даже причины уклонения к многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Не о всех вас говорю — речь о значении умывания ног прерывается мыслью о предателе, который исключил себя из общины, объединённой любовью к Иисусу. Я знаю, которых избрал — эти слова могут значить или “Я знаю, кого Я воистину избрал, и среди этих избранных нет Иуды”, или “Я знаю тех, кого Я избрал, и поэтому знаю, что Иуда, несмотря на то, что был избран Мной, предаст Меня”. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою — цитата из Пс 40:10, причём перевод с еврейского у Иоанна не совпадает с Септуагинтой. Глагол со значением ‘есть’ — то же самое mrugein, которое используется в отрывке о Хлебе Жизни (6:54–57), то есть может подразумеваться евхаристический хлеб, недостойным причастником которого при таком понимании стал Иуда. Поднял на Меня пяту — по-видимому, здесь идиоматическое выражение, которое означает ‘презирать, отвергать, насмехаться’. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось — ср. 14:29. Слова Иисуса непонятны в тот момент, когда Он их произносит (см. ст. 7), но их вспомнят потом, и их смысл будет понят учениками благодаря действию Духа (14:26). Дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я — ср. 14:29; о выражении ™gu e„mi ‘это Я’, букв. ‘Я есмь’, одном из центральных в Евангелии от Иоанна, см. комментарий к 6:35 7 ; здесь оно без именной части сказуемого, как в 8:24, и отсылает к Ис 43:10 (чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я). К ст. 20 ср. Мф 10:40 и параллельные места. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня — и в миссии Иисуса, и в миссии Церкви миру открывается Сам Бог. Иисус совершает дела Отца (5:19), видеть Его — значит видеть Отца (1:18; 14:9), ученикам предстоит совершить дела ещё более великие (14:12), и их любовь друг к другу — откровение единства Сына и Отца (13:35; 15:9–10). Иисус возмутился духом — ср. 11:33 (восскорбел духом и возмутился); Додд усматривает тут отсылку к Пс 41:6. Засвидетельствовал — ср. употребление этого слова в 1:32 и 4:44. Предсказание о предательстве в Ин буквально совпадает с Мк 14:18.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010