Ис.51:13 . и забываешь Го­с­по­да, Творца своего, распростершего небеса и основав­шего землю; и непрестан­но, всякий день страшишься ярости при­теснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость при­теснителя? «И забываешь Господа Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю». Сильное контрастное сопоставление: люди ежедневно трепещут пред временной и кажущейся силой какого-нибудь человеческого ничтожества, но основательно забывают действительную силу Творческого Всемогущества. Учение о Боге, как Всемогущем Творце мира – тоже весьма характерно для пророка Исаии ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12 и др.). Ис.51:14 . Скоро освобожден будет плен­ный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе. Дает подтверждение мысли о грядущем спасении от Бога. Быть может, в нем говорится об египетском плене и бедствиях Израиля во время странствования его по пустыне Аравийской (крастели 69 , манна); но вероятнее – это просто образ всякого тягостного состояния, взятый из тогдашних обычаев сурово обращаться с пленными (держать их в подземельях и морить голодом). Ис.51:15–16 . Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону. Ис.51:15 . Я Го­с­по­дь, Бог твой, воз­муща­ю­щий море, так что волны его ревут: Го­с­по­дь Саваоф – имя Его. «Я – Господь Бог твой... Господь Саваоф – имя Его». Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне – помочь вам: ибо Я – всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы – Мой избранный народ (ср. Ис.54:5 ). Ис.51:16 . И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей по­крою тебя, чтобы устро­ить небеса и утвердить землю и ска­за­ть Сиону: «ты Мой народ». «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя». Здесь подробнее раскрываются промыслительные отношения Господа к Израилю. В одном из важнейших мессианских пророчеств Пятикнижия ( Втор.18:18 ) начало данного стиха – «Я вложу слова Мои в уста Его» – изложено почти буквально и отнесено к личности Великого Пророка, по подобию Моисея, т. е. к Самому Мессии. Отсюда, можно заключать, что и повторение этих слов описывает события мессианской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.40:22 . Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли... распростер небеса». Одним из лучших и наиболее убедительных доказательств Божественного Всемогущества Библия, вообще, считает историю мироздания, к чему в данном случае обращается и пророк Исаия ( Пс.101:26 ). «Земля представлялась круглой плоскостью, окруженной океаном (ср. Bocharti Geographia S. P. II. L. I. c. XXXVI), а сверху покрытой и обнимаемой кругом небесным ( Иов.22:14 ), в центральной и высшей точке которого восседает Господь (ср. Быт.11:5, 7 ), надзирающий всю поднебесную» ( Иов 28.24 – Толк. СПб. проф.). Ис.40:23 . Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Ис.40:24 . Едва они по­сажены, едва по­сеяны, едва укоре­нил­ся в земле ­с­т­во­л их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены... Он дохнул на них, они высохли и вихрь унес их, как солому.» Вторым предметом человеческой гордости и почитания после их ложных богов являются сильные мира сего: цари, князья, судьи и вообще, различные властители. Но и они представляют собой полное ничтожество пред величием и силой Божественного Всемогущества. Несмотря на всю их самонадеянность и гордость, довольно одного, малейшего мановения Божественной воли, чтобы от всех их действий и стараний не осталось решительно ничего. Некоторые комментаторы не без основания видят здесь намек на современные пророку исторические события, именно на страшный разгром армии Сеннахирима и на последовавшую вскоре несчастную смерть его, зарезанного своими сыновьями. Таков был быстрый и неожиданный конец одного из самых славных Саргонидов, казалось бы окончательно упрочивших положение этой династии (Толк. СПб. профес., Властов и др.). Ис.40:25 . Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Учители твои... не будут скрываться», т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия ( 3Цар.18:17 ; Ам.7:10 ; Иер.38 и сл.), будут пользоваться уважением в народе. «Позади тебя», т. е. вслед тебе. Ис.30:22 . Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: про­чь отсюда. Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны. «Оклад идолов». Большею частью идольские изображения делались из дерева ( Ис.40:19 ), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. Исх.32:20 ). Ис.30:23 . И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь по­ле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. Ис.30:24 . И волы и ослы­, воз­делыва­ю­щие по­ле, будут есть корм соленый, очищен­ный лопатою и веялом. Ис.30:25 . И на всякой горе высокой и на всяком холме воз­вышен­ном по­текут ручьи, по­токи вод, в день великого по­раже­ния, когда упадут башни. Ис.30:26 . И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Го­с­по­дь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесен­ные ему язвы. «Корм соленый» – особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных. «День великого поражения» – это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис.22 и сл.). «Башни» – здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц. «Как свет семи дней», т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу. Ис.30:27–33 . Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды – царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела. Ис.30:27 . Вот, имя Го­с­по­да идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь по­еда­ю­щий,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1) Бог воссел на престоле; справа и слева от Него стоят Его советники. 2) Вопрос Царя к добровольцам: «Кто склонил бы Ахава?» 3) Некто предлагает себя. Выступает один «дух» и говорит: «Я склоню его». 4) Диалог между Царем и добровольцем: «Чем?» – «Тем-то и тем-то». 5) Царь посылает его: «Пойди и сделай так» (3Цар 22:19-22). В основных чертах такова же схема призвания Исайи, хотя в Ис 6 имеются и другие факторы (возражение, Ис 6:5; поставление, Ис 6:6-7). Сначала Исайя описывает Божественный совет: Господь восседает на высоком и превознесенном престоле, а вокруг Него – крылатые серафимы, воспевающие Его святость. Кстати, пророк Исайя – первый библейский автор, называющий Бога Царем ( melekh ). До него этот титул не применялся к Богу, чтобы не возникало путаницы с хананейским божеством, которое в Библии называется Молохом. Исайя говорит: «Глаза мои видели Царя, Господа воинств [ангельских]» (Ис 6:5). Решающим моментом этой схемы является вопрос о добровольце для исполнения определенного поручения и самовыдвижение пророка, который в каком-то смысле берет инициативу призвания в свои руки: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня! И Он сказал: пойди и скажи этому народу… (Ис 6:8-9). Здесь полная пророческая свобода. Бог предлагает лишь некоторую возможность, которую призываемый не должен упустить. Бог не требует, не заставляет, не обязывает, Он лишь «советуется» с пророком по поводу собственной инициативы, так, как советуется человек со своим близким другом. В какой-то мере этот Божественный совет имеется и в призвании Второ-Исайи (Ис 40), где в хор советников вступают различные небесные голоса (Ис 40:6 и др.), стимулирующие выбор пророка. Владыке мироздания для осуществления Своих планов требуется мужество людей: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Третий тип призвания наиболее сильно подчеркивает свободу призываемого и стремление Бога к соработничеству с человеком.

http://bogoslov.ru/article/4795402

33 . Господь – убежище бедного и нищего, защита от гневного тирана; и трапеза из тучных яств – Иисус Бог наш Спас, и поглощена смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех в Церкви Своей ( Ис.25:49 ). 34 . В день посещения Своего Господь поразил мечом Своим левиафана, змея и чудовище морское, и хранит Бог возлюбленный виноградник Свой, днем и ночью стережет его, и загладятся беззакония, и снимутся грехи, и народы поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме, где крест водружен ( Ис.27:113 ). 35 . Сам Бог говорит: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в Него не постыдится – камень же бе Христос ( Ис.28:16 ). 36 . Хульники же и правители народа ложь избрали убежищем для себя и обман покровом себе, за то Господом Богом истребление определено для всей земли ( Ис.28:22 ), ибо народ устами и языком лишь чтит Бога, сердцем же далеко отстоит от Него, но бедные люди возрадуются о Господе Иисусе Христе, Святом Израилеве, Который искупил Авраама и всех верных, и познают мудрость и научатся послушанию евангельскому ( Ис.1324 ). 37 . И явлен будет путь Христов, и благословит Господь верных Своих, и дома их, и поля, и стада; и свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, в тот день, когда Господь обвяжет раны и исцелит язвы народа Своего ( Ис.30:26 ). 38 . Не надейтесь на царей, на колесницы и всадников, ибо вся сила у Бога, и Господь хранит святую гору Свою Сион – Церковь , где покров, защита и спасение ( Ис.31:15 ). 39 . Воцарится Христос – Царь правды, и будет защита и покров верным, и Дух на них сойдет с неба, и пустыня соделается садом плодоносным, и водворится правосудие, и делом правды будет мир в покоищах блаженных ( Ис.32:18 ). 40 . Высок Господь наш Иисус Христос, и суд и правда у Него, и время новое будет и спасение, и мудрость, и ведение, и страх Господень будет сокровищем верным, ибо говорит Сам Господь: ныне восстану, воскресну, возвеличусь, вознесусь, и увидят Царя славы в красоте Его глаза тех, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла ( Ис.33:515 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

«Кому же уподобите... и с кем сравните». Суммарное заключение отдела, аналогичное с его началами см. 18 ст. «Если Бог выше всех идолов (19–20 ст.), выше природы (22 ст.) и выше всего человечества (23–25), то кому же еще Он может быть уподоблен? Не есть ли он Единственный и вместе несравнимый?» (The pulp. Commentary). Вместо veeschveh – «и я равен», LXX читали veesgov ­ «и вознесуся», из-за чего и получилось разночтение между русским и славянским текстом. «Говорит Святый». Определение Бога, как «Святого» – одна из характеристических особенностей пророка Исаии, свидетельствующая о высокой степени развития его религиозно-этического мировоззрения (ср. Ис.57:15 и др.). Ис.40:26 . Поднимите глаза ваши на высоту небес и по­смотрите, кто сотворил их? Кто выводит во­ин­ство их счетом? Он всех их называет по име­ни: по множе­с­т­ву могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. «Поднимите глаза ваши на высоту небес... по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.» Данный стих непосредственно примыкает по мысли к 22-му, именно к той его части, где была речь о Боге, как Творце неба. Желая пробудить в своих слушателях чувство благоговейного изумления пред величием Творца и сознание собственного ничтожества, пророк обращает их взоры к картине звездного неба, которая, по словам псалмопевца, особенно поучительна в этом отношении ( Пс.28:2 ). Недаром этим аргументом с большим успехом пользовались, как ветхозаветные мудрецы ( Иов.38:31–32 ), так и христианские апологеты (Минуций Фел. Арнобий и др.). Если, таким образом, мириады звезд – целых таинственных миров – вышли из рук творца и находятся в полной Его воле, то человек не имеет уже никакого основания упорствовать в своем заблуждении, что будто бы Бог не может или не хочет заботиться о нем. Этот вывод, действительно, и делается в следующем 27-м стихе. Ис.40:27 . Как же говоришь ты, Иаков, и выска­зываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Го­с­по­да, и дело мое забыто у Бога моего»? Ис.40:28 . Разве ты не знаешь? раз­ве ты не слы­шал, что вечный Го­с­по­дь Бог, сотворив­ший концы земли, не утомляет­ся и не изнемогает? ра­зу­м Его неисследим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ныне Я восстану, говорит Господь,... вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас...Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить в вечном пламени?» ( Ис.33:10,11,14 ). Значит, самое сопребывание с Богом и Агнцем будет для грешников их собственным огнем , стрелами, ими же раскаленными ( Ис.50:11 ). В этом отношении мучения грешников блаж. Иероним сравнивает с резью в животе родильницы, в страданиях которой последнею причиною оказывается исключительно она сама. «Когда приидут воители Господни (из земли отдаленной), и все руки будут расслаблены и сердце будет в ужасе и сокрушении, тогда резь в животе схватит их грешников, подобная болям родильницы. Чрез это показывается (пророком), что они мучатся собственною совестью, имеют лица, сожженные тем огнем, который они сами зажгли в себе» (Толк. на Ис.13:8 ). Итак, Бог – неизменная любовь – является человеку, как Судия, Законодатель и Спаситель ( Ис. 33:22 ) тех, кто ходит в правде и говорит истину ( Ис.33:15 ); и которые, потому, придут на Сион с радостным восклицанием ( Ис.35:10 ), но на Сионе же и огонь Господа, то есть Господь является огнем для грешников, и в Иерусалиме (горнем) горнило Его ( Ис.31:9 ). Из всего этого следует, что огонь ада, как и гнев Божий, что мы видели выше, есть образные обозначения внутреннего мучительного состояния человека-грешника в присутствии и чувствовании Верховной Истины; загробный огнь грешников есть постоянная осужденность их пред Богом и Агнцем: «так, бегущие вечного света Божия, содержащего в себе все блага, сами причина того, что будут жить во тьме, лишенные всех благ, потому что сами сделались причиною такою обитания своего... И это сказано пророком: »Я Бог ревнитель, даю мир и посылаю бедствия« ( Ис.45:7 ); кающимся и обращающимся к Нему дающий мир и дружбу и вступающий с ними в единение, а для нераскаявшихся и бегущих Его света приготовляющий огонь вечный и тьму вечную бедствия для подвергающихся им» (Св. Ириней. Против ересей; кн.4, 39,40). 20. Что означает гнев Божий?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

22 купи меч. По-видимому, эти слова следует понимать не буквально, но как призыв быть готовым во всеоружии встретить грядущие опасности и испытания. 22 вот, здесь два меча... довольно. Ученики поняли слова Иисуса о мече (ст. 36) буквально. В ответ Он просит их оставить этот разговор. 22 Придя же на место. Гефсиманский сад ( Мк. 14,23 ). 22 преклонив колена, молился. Лука не упоминает о том, что Иисус взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, которые уснули во время Его молитвы. Для евангелиста гораздо важнее молитва Иисуса. 22 если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Чаша в Писании часто символизирует страдание и гнев Божий ( Ис. 51,17 ; Иез. 23,33 ). Это третье упоминание о чаше в течение пасхальной вечери (см. 22,17 и ком.; 22,20). не Моя воля, но Твоя да будет. По Своей человеческой природе Иисус испытывал ужас перед крестной казнью, еще больше усугубляемый знанием о том, что на кресте Он будет оставлен Отцом и примет на Себя всю тяжесть Божиего гнева за грехи человечества. Но, несмотря на это, Иисус решает полностью доверить Себя воле пославшего Его Отца. 22:43–44 Слова об ангеле, явившемся укрепить Иисуса, и о Его поте, который был «как капли крови, падающие на землю», из всех евангелистов имеются только у Луки. 22 молитесь, чтобы не впасть в искушение. Эти слова Иисус говорил ученикам и перед Своей молитвой (ст. 40). 22 появился народ. Лука опускает некоторые детали, известные по другим Евангелиям, и, в частности, то обстоятельство, что пришедшие были членами синедриона и римскими солдатами. чтобы поцеловать Его. Поцелуй являлся обычным приветствием ( 1Фес. 5,26 ) и знаком дружеского расположения. 22 коснувшись уха его, исцелил его. Об исцелении раба первосвященника из всех евангелистов упоминает только Лука. 22 привели в дом первосвященника. Из Гефсиманского сада Иисуса привели в дом первосвященника, поскольку именно он организовал Его арест. 22:55–62 Все четыре евангелиста едины в том, что первой Петра как ученика Иисуса опознала одна из служанок первосвященника. Однако относительно того, кто вторым уличил его, между ними существуют разногласия: называются та же служанка ( Мк. 14,69 ), другая служанка ( Мф. 26,71 ) и слуга-мужчина (22,58). Объяснение этого разногласия очевидно: слуги сидели во дворе у костра (ст. 55,56), и, естественно, обвинение, выдвинутое одним, тут же подхватывалось остальными собравшимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Что касается тех красок, которыми изображается возрождение Сиона, то все эти образы – «пустыни, превратившейся в сад», «песней, раздающихся в ночь священного праздника» и пр. – должны быть признаны весьма характерными для пророка Исаии и одинаково типичными для обеих половин его книги (См. Ис.29:17 ; Ис.30:25–29 ; Ис.32.15–19 ; Ис.33:17, 20–22 ; Ис.35:1–10 ; Ис.40 гл. и пр.). Следует отметить также и упоминание пророка «о «рае», или «саде» Божием». Будущее блаженство Сиона он сравнивает с ним, как с чем-то уже давно и хорошо всем известным. Следовательно, если даже допустить, согласно с рационалистами, самое позднее происхождение кн. пророка Исаии, т. е. в эпоху вавилонского плена, то и тогда мы не могли бы оправдать гипотезы Делича о том, что легенда о рае была будто бы заимствована евреями у вавилонян. Если бы что-либо подобное, действительно, существовало, то пророк Исаия ни в каком случае еще не мог бы ссылаться на историю рая, как на нечто всем уже давно известное. Отсюда ясно, что история рая гораздо старше, как самого пророка Исаии, так и эпохи вавилонского плена. Ис.51:4 . Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, при­кло­ните ухо ко Мне! ибо от Меня про­изойдет закон, и суд Мой по­ставлю во свет для народов. Второе обращение, специально к избранному народу Божию, или, точнее говоря, к лучшим представителям его; аргументом для обращения их служат здесь чудесные проявления Правды Божией, которая вскоре явится источником спасения и света для всех, верующих в нее, и которая будет иметь вечное, не перестающее значение. «Послушайте... приклоните ухо ко Мне!» Такая настойчивость обращения указывает на особую важность произносимого. «Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю в свет для народов.» Понятия «суд» и «закон» на языке Священного Писания, имеют свой технический смысл и являются почти синонимами: «суд» – это откровение, обнаружение судящей и оправдывающей Божественной воли, т. е. тот же самый Божественный закон, но в более общей форме – как писаный, так и неписаный. О суде и законе здесь говорится в будущем времени, которое, основываясь на контексте речи, мы должны принимать буквально. Следовательно, здесь дано пророчество о каком-то особом и чрезвычайном будущем откровении Божественной воли, имеющем всеобщее, мировое и вечное значение (6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Бог мой забыл меня» 40:27), или прямо осмеяние веры в Господа: «пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (66:9; ср. 5:19). Современники пророка, не веровавшие в Господа, «ненавидели и гнали» праведников (66:5) – «рабов Господа»; они «не принимали к сердцу» кончины праведника и не помышляли, что в самом уничижении праведник не бывает оставлен Господом, что, напротив, видимое благоденствие нечестивых исполнено зла (57:1–3). Современники пророка, очевидно, были проникнуты тем же настроением, как и жители Иерусалима, которые при Ахазе «пренебрегали» (ср. 53:3) водами Силоама, «текущими тихо», не имевшими видимой славы и блеска царей Рецина и «сына Ремалиина» (8:6), «затрудняли Бога» (ср. 43:24) своим неверием ( , Ис.7:13, 9 ), уповая вместо Господа на помощь ассириян или египтян. Господь и «камень, положенный Им в Сионе», т. е. Христос, были для них «камнем претыкания и камнем соблазна» (8:14, 15; 28:13, 16) 337 . Поэтому-то настроение Израиля, который не уверовал в Мессию, ради Его страданий (53:1; ср. Ин.12:38 ). св. Иоанн отожествляет с настроением того народа, к которому был послан пророк Исаия сказать: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ин.12:39–40 ) 338 . Далее, странна в изъяснении Гизебрехта мысль, что Израиль несет наказание не за свои грехи, и что он притом страдал «добровольно». Гизебрехт (179 стр.) говорит, что подобная же мысль заключается в 40:1–2: здесь будто бы пророк хочет сказать, что грехи народа уже прощены, – между тем, как уже в 3-м стихе говорится: «исправьте путь Господу» (ср. 43:25; 44:22 и др.), следовательно, о безгрешности народа нет речи: «сделано удовлетворение» (40:2) – ничто иное, как прошедшее пророческое (ср. 44:22 и 23). Неправильно говорит также (ibid.) Гизебрехт, будто в 50:2 делается различие между безгрешною матерью Израиля, т. е. между народом самим в себе, или как избранным от Бога, и между грешными детьми – современниками пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010