Но люди не слушают, и вот конец грешников приходит пред Лицом Божием: «Конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, – говорит Господь о допотопном мире, – ...и вот Я истреблю их с земли» ( Быт.6:13 ). Какой величественный, только Божеству свойственный образ правосудия представляет нам Св. Писание, когда говорит, что, готовя истребление допотопного мира, Господь не все еще как бы видел в людях! Это Всеведущий и Вездесущий не все будто бы взвесил еще в мере беззакония преступного поколения людей? Однако Он еще и еще взирает на землю и на растленных сынов человеческих: «И воззрел Господь Бог на землю, – говорит Св. Писание, – и вот она растленна» ; «...сойду и посмотрю, – говорит Сам Господь о содомлянах, – точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:21 ). Что означает это свидетельство Св. Писания о излишних, казалось бы, действиях всеведущего Бога? Ничто иное, как этим свидетельством утверждается та истина, что правосудие Божие абсолютно праведно, а равно и то, что призрение Божие на грешников земли есть уже определение кары Божией по воплю преступления и злодейства и потому есть уже самый конец вопля от действия могущества Божия: пришел год мщения, и день казни не будет уже ни отменен, ни отсрочен, ибо все взвешено, исчислено и разделено: «мене, текел, перес». «Увы мне! – говорит пророк Исайя, – злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» ; «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю; за то сожжены обитатели земли...» ( Ис.24:16–17 ). «Ибо день мщения у Господа, год возмездия...» ( Ис.34:8 ). «...Вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» ( Ис.26:21 ). «Живу Я вовек! – говорит Господь. – Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» ( Втор.32:40–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Он поступает так не для того, чтобы сделать приговор Свой более тяжким, но чтобы пробудить в людях чувство и сознание грехов, и тогда уже даровать им прощение, дабы та­ким образом они видели величие благодеяния. Потому Он и говорит: " грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться " , не для того, чтобы тебе быть осуждену, но " чтоб оправдаться " (Ис.43:26). Вот, по­чему Он не Сам высказывает беззакония, но располагает к тому грешника. Если бы Он хотел наказать, то прямо произ­нес бы обвинение; а теперь, так как Он хочет помиловать, то предоставляет это самому грешнику, чтобы он получил венец за признание и исповеданием приобрел помилование. Что может сравниться с таким человеколюбием? Ничто. Скажи, говорит, и больше ничего я не ищу; признайся, и этого для Меня довольно; скажи, и от всего Я удержусь. " И не войди в суд с рабом Твоим " . Многие исправились от того, что Бог будет судить их. Люди благочестивые наперед знают это; а неразумные научаются этому от частого повторения пророками: " у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется " . И еще: " слушайте, горы, и вы, твердые основы земли " (Мих.6: 2); " слушайте, небеса, и внимай, земля " (Ис.1:2). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Неко­торые из иудеев говорили: " почему мы постимся, а Ты не видишь? " (Ис.58:3); и еще: " всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и мы считаем надменных счастливыми " (Мал. 2:17;3:15); и еще: " неправ путь Господа " (Иезек.33:17). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже – да не будет, – однако говорил: " нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня " (Иов.9:33,34). Потому Бог говорит ему: " Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне " (38:3). Потом, когда Иов в изумлении сказал: " вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? " ; и еще: " я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои " (Иов.39:34;42:5,6), – тогда Бог говорит ему: " препояшь, как муж, чресла твои " (40:2); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хо­тел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: " согрешили мы, и поступили беззаконно " (Дан.3:29). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Прежде всего они отрицают за Искуплением название и значение «жертвы умилостивительной за грехи мира». Однако, что Искупление было жертвою умилостивительною за грехи мира, об этом мы читаем еще в Ветхом Завете у «ветхозаветного евангелиста» прор. Исайи: Господу угодно было поразить Его, и он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное ( Ис.53:10 ). Эта жертва умилостивления, как там же говорит прор. Исайя, будет принесена Богу за грехи наши (ст. ст. 5, 6, 8, 12). То же мы читаем об Искуплении и у ев. Иоанна, причем как уже о совершившемся факте Искупления: Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 2:1–2, 4:10 ). Это умилостивление принесено Христом Богу, что видно из контекста речи св. Иоанна. Ап. Павел пишет: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его (Божией) в прощении грехов ( Рим.3:24–25 ). И ап. Павел выясняет, что эта жертва умилостивления, или искупление, принесена Богу ( Рим.3 и др.), что Христос был первосвященником пред Богом, для умилостивлении за грехи народа ( Евр.2:17 ). Вслед за отрицанием умилостивления Бога модернисты отрицают и необходимость, и даже возможность удовлетворения правде Божией, утверждая, что правда Божия не нуждается-де в «удовлетворении» за попирание ее человеком. Но вот Сам Бог говорит: А удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим ( Ис.1:24 )… За неправды его (Иерусалима) сделано удовлетворение, ибо от руки Господней они приняли вдвое за все грехи своя ( Ис.40:2 )… И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь (и по-славянски читаем: «и утешуся») ( Иез.5:13 ). В Новом Завете Христос, и св. Апостолы учили, что каждому будет воздаяние от Бога по делам его, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою, что правда Божия открывается в благовествовании Христовом ( Рим.1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь (Ис. 1:17-18). В Писании часто говорится таким образом о вдовах и сиротах; а мы о том и не думаем. Между тем, представь, какая награда! Если будут грехи ваши, — сказано, — как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1:18). Вдовицы беззащитны, а потому [Господь] много о них и заботится. Они, конечно, могли бы вступить и во второй брак, но из страха Божия они переносят скорби вдовства. Подадим же им    руку помощи все мы: и мужи, и жены, чтобы и нам самим когданибудь не подвергнуться тяжкой участи вдовства или, если подвергнемся ей, — иметь полное право ожидать и себе человеколюбия. Немалую имеют силу слезы вдовицы: они могут отверзть самое небо. Не будем же обижать их, не станем увеличивать их несчастия, но будем оказывать им всевозможную помощь. Если будем поступать таким образом, то доставим себе совершенную безопасность и в настоящей жизни, и в будущем веке. Не только здесь, но и там они послужат для нас защитою; за оказанные им благодеяния они избавят нас от большей части наших грехов и дадут нам возможность с дерзновением предстать пред судилищем Христовым (9). Величие Бога    Не исследуй, как и каким способом: величие его [Бога] беспредельно. Потому он [пророк Давид] и сказал: и величию Его нет предела (см. Пс. 144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: Велик Господь наш, он и присовокупил: и разум Его непостижим (Пс. 146:5).    И знание Его удивительно, почему пророк и говорит: дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его (Пс. 138. 6), и судьбы Его неисследимы, почему он и говорит: истина Твоя до облаков (Пс. 35:6). Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет (3). Божие для нечестивых неведомо, а для благочестивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и ввиду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представлении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, поскольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, например, Моисею: Я поставил тебя Богом фараону (Исх. 7:1). В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же (Пс. 94:4). Назвав Бога великим, пророк [Давид], естественно, говорит о величии — не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: Он есть Тот, Который восседает над кругом земли (Ис. 40:22), и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

923 ...за стенами города Лана... — В подлиннике: Lugdunum Clavatum — букв. «Лугдун окаймленный»; фр. Laon — Лан. Расположенный на горе, этот город был неприступен. 924 ...когда Хильдеберт достигнет законного возраста. — По Салическому праву (Гл. 34) совершеннолетие начиналось с 12 лет, а по Рипуарскому праву (84 81) — с 15 лет. Французский ученый М. Пру считает, что меровингская семья должна была следовать этому пункту Рипуарского закона. Только в таком возрасте король был дееспособным человеком. (См.: Ргои М, La Gaule merovingienne. P., 1897 Р. 34). 925 ...«Приди, святитель божий, и возложи руку на его голову». — Ср.: Мф.:9. 16. Цитируется Григорием не дословно. 926 ...«род всегда неверный»... — Ср.: Мф.:17, 17. Цитируется Григорием не дословно. 927 ...«Видите, видите, что Я — Господь, и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвлю и Я оживлю, Я поражу и Я исцелю». — Втор.:32, 39. 928 ...«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». — Пс.:109, 3. 929 ...«Послал Слово Свое и исцелил их». — Пс.. 106:20. 930 ...«Я ли, заставляющий других рождать, Сам не могу родить?» — Ис.:66, 9. 931 ...как некогда... Да вид поразил Голиафа... — По библейскому сказанию, во время войны филистимлян с израильтянами юноша Давид, приняв вызов великана-филистимлянина Голиафа, вооруженного мечом, поразил его камнем из пращи. Затем Давид бросился к оглушенному великану, вырвал у него из рук меч и одним ударом отсек ему голову. (См.: 1 Цар.. 40 — 51). 932 «И Бог и человек, и кто познает Его?» — Иер.:17. 9. 933 «Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми». — Вар 3 36 — 38. 934 «...и нарекут имя Ему: Эммануил»... — Ис.:7, 14. 935 ...«что значит: с нами Бог». — Мф.:1, 23. 936 ...«Пронзили руки мои и ноги мои, разделили ризы мои между собой». — Пс 21 17:19. 937 ...«Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». — Пс.:68, 22. 938 ...«Господь царил с дерева». — «...царил с дерева» — эти слова, по замечанию Р. Бухнера (Т. 2. С. 11. Прим. 7), вероятно, были христианской интерполяцией, так как ни в Вульгате, ни в Септуагинте их нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

49-51). И. X. «был в повиновении» Марии и Иосифу. Евангелия сообщают о непонимании Его близкими, «ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин 7. 5). (О семье см. в статьях Братья Господни ; Иаков , брат Господень). Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Перед выходом на проповедь И. X. отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну Крестителю и принимает от него Крещение на Иордане . В беседе И. Х. с Иоанном раскрывается смысл этого события - исполнение «правды Божией», т. е. верности Бога Своим обетованиям, а также проявляется решимость Мессии, безгрешного, но принявшего крещение, принять все возложенное на Него Отцом, вплоть до Крестной смерти. Крещение И. Х. сопровождается голосом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3. 17), утверждающим И. X. в мессианском достоинстве, и явлением Св. Духа в обличье голубя (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; ср.: Ин 1. 32-34) (см. Крещение Господне ). В крещении И. Х., о к-ром пророчествовал Исаия (ср.: Ис 40. 3; Ин 1. 23), совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. В Евангелии от Иоанна рассказ о крещении И. Х. ведется от лица Иоанна Крестителя, который говорит, что не знал, что Иисус есть Мессия, до того момента, как увидел, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). Евангелист Лука подчеркивает важность служения Иоанна Крестителя в истории спасения тем, что указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). После Крещения И. X. удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, 40 дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. Господь побеждает диавола, троекратно отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Но нет ли других аллюзий в этих текстах? Если говорить об исходе из плена, разумеется, нельзя не вспомнить другой исход, первый в истории Израиля. И мы действительно обнаруживаем сходное место в Исх 23:20 : «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]» (в квадратных скобках – добавления LXX к МТ). Здесь уже совершенно очевидно, что ангел (параллели к нему – загадочный глас у Исайи, пророк Илия у Малахии, Иоанн Креститель у Марка) послан Богом ради блага избранного народа, чтобы ввести его в Обетованную Землю. И если так, то, вероятно, роль Иоанна Крестителя представлялась Марку сходной. Конечно, можно обнаружить в НЗ и другие отсылки к этой же цепочке пророчеств и откровений, прежде всего, в 14-й главе Иоанна, где Христос говорит: «Я иду приготовить место вам... А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин 14:2,4,16 ). Само слово «Утешитель» сразу же отсылает нас к самому началу той самой 40-й главы Исайи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (40:1). Круг замкнулся, мы можем быть уверенными, что эти совпадения не случайны, и авторы проводили связи между этими отрывками сознательно. Поэтому адекватно понять НЗ фразы без их ВЗ параллелей просто невозможно. Впрочем, интертекстуальные связи не всегда очевидны даже в случае прямых цитат. Например, в Евр 2:12–13 приведены три цитаты из ВЗ: Пс 21:22 , Ис 8:17 , Ис 8:18 . Как отмечает Г. Осборн, «на первый взгляд, ветхозаветные отрывки сюда совершенно не относятся, но когда мы всмотримся в их значение в ветхозаветном контексте и сравним его с развитием аргументации во 2-й главе Послания к Евреям, смысл появится. Все три посвящены близким темам: победе страдальца, доверию в час бедствий и обетованию в этот же час» 245 . Разумеется, в Библии может цитироваться не только сама Библия: в НЗ есть и явные отсылки к апокрифам (напр., Иуд 14–15 ) и к собственно греческой литературе (напр., Деян 17:18 ). В ВЗ мы тоже встречаем, хотя и редко, ссылки на уже утраченные тексты, например, на «Книгу Праведного» (Ис Нав 10:13 , 2Цар 1:18 ), нет никаких сомнений, что намного больше там должно быть и скрытых цитат, и аллюзий, только мы не все из них можем обнаружить, уже хотя бы потому, что многие древние тексты до нас просто не дошли. О том, как мог пониматься ВЗ в НЗ период, свидетельствуют и Кумранские рукописи, хотя они, похоже, представляют довольно специфичный взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Святой Павел тотчас же принял предложение. Но он не взошел на кафедру, а по-видимому, только поднялся со своего места, и простерши руку (ср. Деян. 12:17, 21:40, 26:1 ), начал говорить ожидающему народу. Начав слово ласковым обращением к иудеям и прозелитам (обращенным из язычников), с просьбой о внимании к его словам, святой Павел, прежде всего, коснулся действий Промысла в истории Израиля, о чем вероятно, только что было прочитано в пророчествах. Господь избрал еврейский народ, умножил его в Египте, освободил его от рабства, провел через пустыню, истребил для него семь народов в земле Ханаанской, давал ему судей, а потом царей, начиная с Саула, сына Кисова из колена Вениаминова. Затем из семени Давида, Бог по обетованию, воздвиг Израилю Того, Кто по самому значению Своего имени, был Спасителем ( Деян. 13:23 ) Иисусом, о Котором свидетельствовал Иоанн Креститель, признанный великим пророком. Жители Иерусалима и начальники их, не столько по незнанию, сколько по распущенности, умертвили Его, исполнив слова пророческие. Но Бог воскресил Его из мертвых ( Деян. 13:30 ). И это – исторический факт, свидетелями которого существуют живые лица. Все же это свершилось согласно с пророчествами, которые в течение многих веков поддерживали в народе это верование. О воскресении Его из мертвых, говорится в псалме Давида, где Господь называет Его Своим Сыном ( Пс. 2:7 ), о Его нетлении – в пророчестве Исайи (см. Ис. 55:3 ) и в «золотом псалме» (см. Пс. 15:10 ), где обещается Святому Его не видеть тления. Не о себе говорит, таким образом, Давид, потому что он в свое время, послужив изволению Божию, почил, приложился к отцам своим и увидел тление. Да будет же известно, что ради Его возвещается теперь им, внимающим апостольской проповеди, прощение грехов ( Деян. 13:38 ). В законе же Моисеевом требуется беспрекословное ему последование, и не существует отпущения за нарушение законных правил, следовательно, оправдаться законом невозможно. И в виде заключительного слова, Апостол Павел приводит стих из пророчества Аввакума (см. Ав. 1:5 ), которым предупреждает слушателей, что если они не уверуют в Возвещаемого им, то на презрительно дерзкую насмешку, может последовать приговор, который поразит их удивлением и уничтожит безвозвратно (см. Деян. 13:40–41 ). Эта проповедь Апостола Павла произвела на слушателей его глубокое впечатление. Язычники, выходя из синагоги, просили Апостолов, чтобы они повторили сказанное в следующую субботу. Даже когда почти все разошлись, то многие иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников (прозелиты), последовали за Павлом и Варнавой, для получения от них наставлений. И Апостолы, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божьей ( Деян. 13:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Суббота для многих иудеев была временем удовольствий, как об этом говорит пророк Исайя ( Ис. 58:13 ). Но пророки Моисей, Илия, Даниил вместо наслаждений постились в субботу, и первый из них постился в течение 40 дней дважды ( Исх. 24:18 ; Втор. 9:25 ), второй постился 40 дней ( 3Цар. 19:8 ), третий постился 21 день ( Дан. 10:2 ). Таким образом, эти три пророка поступали по-разному с предписаниями закона без какого-либо приказания со стороны Бога. Он сделал Субботу днем наслаждений, из-за их невоздержанности. Соблюдая ее, они познали бы в том своего Бога, Творца неба и земли, и не служили бы больше никому. Как сказано об этом в Торе: «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым так: субботы мои соблюдайте; ибо это знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» ( Исх. 31:12–13 ). И немного далее: «И пусть хранят сыны израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх. 31:16–17 ). Однажды пророк Илия отошел от буквы Закона, когда устраивал жертвоприношение вне Иерусалимского храма, как это было предписано ( 3Цар. 18:30–35 ), без божественного разрешения поступить таким образом, ибо он понимал смысл Закона. Закон запрещал израильтянам устраивать жертвоприношения в любом месте только потому, что они приносили жертвы демонам, как об этом говорится в книге Левит: «Еще скажи им: если кто из дома Израиля и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву, и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего… чтобы они впредь не приносили жертв своим идолам, за которыми блудно ходят они» ( Лев. 17:7–9 ). Тем более Он ограничивал жертвы Израиля во святом городе так, что, когда Он разрушит его руками римлян, после пришествия Мессии, их жертвы станут недействительными и отвратительными перед Ним. Так, пророк Илия, предвидев все это, поступил по-своему без специального божественного разрешения. Потому святые отходили от буквы Закона, создавая образы и подобия ( Исх. 20:4–5 ). Что сказать тому, кто утверждает, что Бог приказывает соблюдать то-то и то-то, а люди нарушают Его повеления без специального божественного разрешения на это? Совершенно ясно, что святые поступали так в соответствии со своим пониманием смысла буквы Закона, причины по которой Бог приказал то-то и то-то. Все вышесказанное подтверждает возможность иконопочитания для всякого, кто имеет истинное знание Священного Писания . Глава XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Истреблю истуканов твоих и стелы из среды твоей… Все народы, окружавшие Исраэль, изображали свои божества в камне, дереве и металлах. Народу Божьему было строжайше запрещено это делать: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:4–5 ; Втор.5:8–9 . Ср. Лев.26:1 ; Втор.4:15–18, 27:15 ) 284 . Потеря земли обетованной и плен – наказание за изготовление идолов: «Если… вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо… то… скоро сгинете с земли» ( Втор.4:25–26 . Ср. 4Цар.17:7–23, 22:17 ; Иер.1:16 ). (идол, истукан) – это статуя, скульптура, изваяние, а (стела) – это поставленный вертикально камень, часто связанный с культом плодородия и в хананейской религии ассоциировавшийся с Баалом или другим мужским божеством 285 . И , и обычно устанавливались в особых культовых центрах – на так называемых высотах (), богослужения на которых у иудеев продолжались вплоть до религиозной реформы Йошийяну ( 4Цар.23 ), проведённой в последней четверти VII века. См. комм. к Мих.1:5 . …не будешь больше кланяться изделиям рук твоих. буквально значит распростираться, распластываться. Как смешон и жалок человек, который поклоняется не Творцу своему, а собственным поделкам, унижается перед мёртвыми предметами! Ср. Втор.4:28 ; Ис.40:19–20, 44:9–17 ; Иер.10:3–5, 8–9, 14–15 ; Авв.2:18–19 ; Пс.106 /105:19–20, 115:4–8/113b:12–16, 135/135:15–18; Посл. Иер. Но наступит время, когда YHWH «разрушит стелы () их» ( Ос.10:2 ), и тогда израильтяне скажут: «Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши» ( Ос.14:4 ). «Идолы совсем исчезнут» ( Ис.2:18 . Ср. Зах.13:2 ). Искореню у тебя священные рощи… Ашера ( или ) – это имя финикийско-хананейской богини. В угаритской мифологии Ашера 286 считалась женой верховного бога Эля и «матерью богов». В Танахе «ашерами» называются также деревянные скульптуры, которые её изображают (или деревянные столбы, которые её символизируют) и посвящённые ей культовые места – священные деревья и рощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010