Презрев все временное, и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным судилищем в этот трепетный и страшный час; ибо это час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь. О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте, вопиет и всем свидетельствует и всех умоляет, говоря: смотрите, братие, внимайте, трезвитесь, молитесь, милосердствуйте, будьте готовы, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф.25:13). Итак все богоносные мужи, как сказал я, со скорбию и слезами взывают, предназнаменуя нужду оного дня. О сем дне сказал Исаия Пророк: се Господь грядет растлити всю землю и грешники погубити от нея (Ис.13:5.9). И тот же пророк говорит еще: се Господь идет, и мзда Его с Ним, и дело каждого пред Ним (Ис.40:10). Иной Пророк вопиет, говоря: се Господь грядет. И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его (Мал.3:2)? Другой же пророк взывает, говоря: Господи, услышах слух Твой, и убояхся, и вниде трепет в кости моя (Авв.3:1.16). Другой Пророк вопиет от лица Господня, говоря: в день отмщения воздам, и несть иже измет от руку Моею (Втор.32:35.39). О сем дне сказал Богоглаголивый Давид: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна (Пс.49:3). О сем дне вопиет и Павел Апостол: в день егда судит Бог тайная человеком, по благовестию Моему (Рим.2:16); и еще говорит: блюдите убо, како ходите (Еф.5:15); страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Вопиет же о дне сем и блаженный Петр, верховный Апостол, говоря: день Господень яко тать в нощи, тако приидет, егоже ради небеса жегома разорятся, стихии же опаляеми растаются (2Пет.3:10.12). И что говорю о Пророках и Апостолах? Сам Владыка наш и Господь засвидетельствовал о дне оном, говоря: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли (Лк.21:34.35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

28 Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709) – составитель русского собрания житий святых. 29 Иосиф Флавий (37–100 г.) – знаменитый еврейский писатель и историк. После разрушения Иерусалима в 70 году жил в Риме, при императорском дворце. Оставил подробные описания религиозной и общественной жизни еврейского народа в труде «Иудейские древности», в работе «Иудейская война» описал события антиримского восстания и разрушения Иерусалима. В своих исторических очерках Флавий упоминает о проповеди Иоанна Крестителя, о распятии Иисуса Христа, а также о мученической смерти апостола Иакова, брата Господня (Древн. 17; 18; 20). 30 Левит – священнослужитель в иудаизме, к священническому и любому храмовому служению допускались только представители колена (рода) Левия ( Числ.3:12–13; 40–43 ). Левий – третий из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова ( Быт.29–34 ). 31 Кондак 6го гласа из канона молебного ко Пресвятой Богородице. 32 Пс.140 . 33 Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному… ( Ис.42:8 ); Ради Себя, ради Себя Самого делаю это – ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! Славы Моей не дам иному ( Ис.48:11 ). 34 Рим.13:7 . 35 Деструктивная тоталитарная секта, зарегистрирована Министерством юстиции как «Православная Церковь Божией Матери Державная», действующая с 1988 г. на территории России и стран СНГ. Основатель – Вениамин Яковлевич Янкельман (псевдоним Иоанн Береславский); с 1971 по 1990 г. Береславский наблюдался у психиатра по поводу хронического душевного заболевания – параноидной шизофрении, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, имел вторую группу инвалидности. С 1990 г. психоневрологический диспансер посещать перестал. 36 В 1990 г. бывший инструктор Киевского горкома Марина Цвигун предсказала конец света на 10 ноября 1993 г. В назначенный день на Софийской площади Киева последователи секты «Белое Братство» пытались совершить массовое самоубийство. В 1996 г. Цвигун была осуждена на четыре года лишения свободы в ИТК. С 2006 г. проживает в Москве под именем Виктории Преображенской. Направление деятельности не меняет, основала оккультно-языческую организацию «Космическое полиискусство третьего тысячелетия».

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

О нем сказал Исаия пророк: Се бо день Господень положити вселенную всю пусту, и грешники погубити от нея (Ис. 13:9). И тот же пророк говорит ещё: Се Господь идет, и мышца Его со властью, се мзда Его с Ним, дело каждого пред Ним (Ис. 40:10). Иной пророк вопиет, говоря: се грядет Господь …И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его (Мал. 3:2)? Другой же пророк взывает, говоря: Господи, услышах слух Твой и убояхся… и вниде трепет в кости моя (Авв. 3:1, 16). Еще один пророк вопиет от лица Господня, говоря: В день отмщения воздам… и несть иже измет от руку Моею (Втор. 32:35, 39). О том дне сказал богоглаголивый Давид: Бог яве придет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна (Пс. 49:3). То же вопиет и Павел апостол: В день, егда судит Бог тайная человеком, по благовестию Моему (Рим. 2:16), — и ещё говорит: Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5:15). Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго (Евр. 10:31). Вопиет же о дне сем и блаженный Петр, верховный апостол, говоря: Приидет день Господень яко тать в нощи… егоже ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляемы растаются (2 Пет.3:10, 12). И вновь говорится: Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо прииде на вся живущыя на лицы всея земли (Лк. 21:34, 35). Бдите убо, не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). И ещё: Подвизайтеся внити сквозь тесная врата (Лк. 13:24), вводящие в жизнь. Этим путем будем идти, братья мои, чтобы наследовать нам вечную жизнь. Ибо кто им идет, о том нет сомнения, что наследует вечную жизнь, потому что самый путь есть жизнь. Хотя и немного обретающих его, но мы, возлюбленные, не будем терять сего пути. Никто из вас да не идет не по нему, чтобы не прийти в погибель, как и пророк говорит: да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго (Пс. 2:12). Послушаем, что говорит Владыка: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12). Аз есмь путь (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

так называемые боги; «но нам един Бог Отец, из Него же вся, и един Господь Иисус Христос , Имже вся» ( 1Кор.8:5,6 ). Для того он и присовокупил слово: «един», чтобы они не подумали, будто опять вводится многобожие; он назвал Отца «единым Богом», не исключая Сына из Божества, равно как и Сына назвал «единым Господом», не исключая Отца из Господства, но исправляя недостаток слушателей и не желая подавать им какого-либо повода к заблуждению. Это было причиною и того, что пророки не ясно и открыто, но темно и редко возвещали иудеям о Сыне Божием. Едва только избавившись от многобожного заблуждения, иудеи снова подверглись бы той же болезни, если бы опять услышали о Боге и Боге. Посему пророки везде непрестанно говорят, что Бог «един, и несть разве Его» ( Втор.4:35 ; Ис.45:5,21 ), говорят, не отвергая Сына, – да не будет, – но желая исцелить немощь иудеев и отклонить их от мысли о многих и мнимых богах. Итак, когда ты услышишь слова: «един и несть иного» и другие подобные, то не унижай славы Троицы, но из этих выражений заключай о расстоянии между Ней и тварью; ибо в другом месте сказано: «кто бо разуме ум Господень» ( Ис.40:13 ; Рим.11:34 )? А что здесь также не отрицается разумение ни в Сыне, ни в Духе, это объяснено уже сказанным ранее, когда мы приводили в свидетельство слова: «кто бо весть яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ): Так же и Христос говорит: «никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф.11:27 ). Так и в следующих словах: «не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, сей виде Отца» ( Ин.6:46 ). Сказав, что он знает Отца с точностью, Христос вместе с тем привел и причину, почему Он знает. Какая же эта причина? Бытие от Него; а доказательством бытия от Него служит опять то, что Он знает Отца с точностью; ибо потому Он знает Отца совершенно, что имеет бытие от Него; признаком же бытия от Него служит совершенное знание Его. Никакое существо не может хорошо знать Высшего Существа, хотя бы между ними было и малое расстояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это было причиною и того, что пророки не ясно и открыто, но темно и редко возвещали иудеям о Сыне Божием. Едва только избавившись от многобожного заблуждения, иудеи снова подверглись бы той же болезни, если бы опять услышали о Боге и Боге. Поэтому пророки везде непрестанно говорят, что Бог един и несть разве Его ( Втор.4:35 ; Ис.45:5, 21 ), – говорят не отвергая Сына – да не будет, – но желая исцелить немощь иудеев и отклонить их от мысли о многих и мнимых богах. Итак, когда ты услышишь слова: Един и несть иного и другие подобные, – то не унижай славы Троицы, но из этих выражений заключай о расстоянии между Ею и тварью, ибо в другом месте сказано: Кто бо разуме ум Господень? ( Ис.40:13 ; Рим.11:34 ) А что здесь также не отрицается разумение ни в Сыне, ни в Духе, это объяснено уже сказанным ранее, когда мы приводили в свидетельство слова: Кто бо весть яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никто же весть, точию Дух Божий ( 1Кор.2:11 ). Также и Христос говорит: Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( Мф.11:27 ). Так и в следующих словах: Не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, сей виде Отца ( Ин.11:46 ), сказав, что он знает Отца с точностью, Христос вместе с тем привел и причину, почему Он знает. Какая же эта причина? Бытие – от Него, а доказательством бытия от Него служит опять то, что Он знает Отца с точностью, ибо потому Он знает Отца совершенно, что имеет бытие от Него; признаком же бытия от Него служит совершенное знание Его. Никакое существо не может хорошо знать высшего существа, хотя бы между ними было и малое расстояние. Послушай, что говорит пророк об ангелах и человеческом роде, как невелико различие между ними. Сказав: Что есть человек, яко помниши его, или сын человеч, яко посещаеши его, – он присовокупил: Умалил еси его малым чим от ангел ( Пс.8:5–6 ). И однако, так как, несомненно, есть между ними некоторое расстояние, хотя и малое, мы не знаем с точностью существа ангелов и не можем узнать его, сколько бы ни размышляли о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

37 и след.). Тот образ был цельный, и стояло одно тело. Но ты, царь, увидел, что оторвался без участия чьих–либо рук камень и сокрушил образ, и камень занял и наполнил всю землю. Вот — то, что ты увидел: ты увидел четыре царства. « Ты — это золотая голова » (ст. 38), — потому что первыми царствовали ассирийцы, весьма богатые и весьма пышные, и весьма изнеженные. И говорит ему: « Ты — это золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего » (ст. 38–39), — потому что после ассириян царствуют персы и мидяне; были же и эти весьма блистательны. Третье царство восстанет медное — царство греков и македонян, — когда именно Александр, будучи в Элладе, снарядив войска, сделал нападение на Персию и низложил Дария, а царство его подчинил своей власти. Итак, он сравнен с медью по причине благозвучия беседы и языка. Эллины, бывшие с Александром, и сам Александр, бывшие красноречивыми в беседе, были сравнены с медью, так как золото, хотя и блестяще, однакож неблагозвучно; подобным же образом также и серебро; а медь, хотя и хуже по веществу, но благозвучна в отношении к издаваемому ею звуку. Поэтому он говорит: третье царство — то, которое обозначается чрез посредство меди; четвертое же царство и последнее — железное (Дан. 2:40). Итак, « будешь пасти их жезлом железным » (Пс. 2:9). Смотри на согласие пророчества: Даниил видел, что камень отсечен от горы без участия рук. Каким образом отсечен? Не железом, без содействия рук, потому что Дева рождает без постороннего содействия; камень же поразил образ и превратился в великую гору и наполнил всю вселенную. Один камень наполняет всю землю. Тот « камень оторвался от горы без содействия рук, и сделался великою горою и наполнил всю землю » (Дан. 2:34–35). 2. Какой это камень? Слушай, что говорит Исаия: Вот, Я полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна (ср. Ис. 8:14; 28:16): и « всякий, верующий в Него, не постыдится » (Рим. 9:33). Но не один только Исаия говорит об этом камне, а пророчествует и Давид: « камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, он сравнен с медью по причине благозвучия беседы и языка. Эллины, бывшие с Александром, и сам Александр, бывшие красноречивыми в беседе, были сравнены с медью, так как золото, хотя и блестяще, однако ж неблагозвучно; подобным же образом также и серебро; а медь, хотя и хуже по веществу, но благозвучна в отношении к издаваемому ею звуку. Поэтому он говорит: третье царство — то, которое обозначается чрез посредство меди; четвертое же царство и последнее — железное (Дан.2:40). Итак, «будешь пасти их жезлом железным» (Пс.2:9). Смотри на согласие пророчества: Даниил видел, что камень отсечен от горы без участия рук. Каким образом отсечен? Не железом, без содействия рук, потому что Дева рождает без постороннего содействия; камень же поразил образ и превратился в великую гору и наполнил всю вселенную. Один камень наполняет всю землю. Тот «камень ... оторвался от горы без содействия рук,...: и сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан.2:34—35).    2. Какой это камень? Слушай, что говорит Исаия: «Вот, Я полагаю в... Сионе... камень претыкания и камень соблазна» (ср. Ис.8:14, 28:16): и «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.9:33). Но не один только Исаия говорит об этом камне, а пророчествует и Давид: «камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс.117:22—23). Каким сделался углом? Всякий угол связывает собой две стены; а этот Камень связал Новый и Ветхий Завет, два народа из язычников и из иудеев, почему «это — от Господа, и есть дивно в очах наших», не в глазах всех, но в глазах нас, верующих. Поэтому, всякий раз как увидишь, что церковь из иудеев и эллинов сохраняется чрез посредство одного Камня, то более всего пусть приходит тебе на ум сказанное. Но, конечно, кто-нибудь, быть может, спросит: где среди нас кто-либо из иудеев? Из числа эллинов — тех мы видим. А те, что — из иудеев, где они находятся? Откуда был Павел? Откуда был Петр? Откуда был Андрей? Откуда Иоанн? Откуда многотысячная церковь в Иерусалиме? Прежде всего — из иудеев, потом — из эллинов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Симеон и Моисей отпустили его, и именно в мире, ибо не по вражде произошло отпущение закона, но в любви и мире соделали его отменение. Говорит (затем): «ибо видели очи мои милосердие Твое, которое Ты уготовал пред... всеми народами» (ср. Лк.2:30–31 ), – что согласно с другим местом: «его будут... ожидать все язычники» (ср. Ис.11:10 ). И (далее): «се, стоит сей на падение и на восстание» (ср. Лк.2:34 ), – это есть то же самое, что говорит Писание в ином месте: " се полагаю в Сионе камень преткновения, и тот, кто верует в Него, не постыдится» (ср. Ис.8:14, 28:16 , Рим.9:33 ). Понимай так: или на падение и восстание народа и язычников, или на падение неправды и восстание правды. «И в знамение пререкания и Тебе... Самой душу» (ср. Лк.2:34–35 ), – так как различно думали о Нем многие еретики. Ибо некоторые говорили: тело бесстрастное Он принял; другие же говорили: не в истинном теле Он совершил Свое домостроительство. Иные говорят, что тело Его земное 39 , другие – небесное. Некоторые еще говорят: «Он существовал прежде земли»; другие же: «начало Его было в Марии». «Пройдет меч» (ср. Лк.2:35 ), – ибо тот меч, который из-за Евы ограждал рай, был устранен через Марию. Или: «пройдет меч», – то есть отрицание 40 . Но греческий текст ясно говорит: «да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ). Именно: помышления тех, которые сомневались 41 . Ибо, говорят, Мария дивилась и о рождестве, и о зачатии Его, и другим рассказывала, как зачала и почему родила, и некоторые, удивляясь слову Ее, укреплялись; но были и такие, которые сомневались в том. Явилась звезда 42 , – ибо пророки прекратились 43 . Шла звезда, дабы показать, Кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пророков. Ибо как ради Езекии солнце с запада пошло к востоку ( 4Цар.20 , 2Пар.32и Ис.38 , Ис.39 ), так и ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. Итак, предки из-за знамения солнца подвергли Израиля осуждению 44 , потомки же пришли, чтобы тот же народ постыдить принесенными дарами. Волхвы пришли со своими знамениями как пророки, и засвидетельствовали о рождении Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Рим.1:20 ), выражениях (ργα, κτσματα=у апост. ποιματα, δναμις κα ενργεια=у апостол. δναμις κα ϑειτης; ναλγως ϑεωρεται=у апостола νοομενοι καϑορται; наконец πλιν δ οδ’ατο συγγνωστο=у апост. ες τ εναι ατος ναπολγητους) и в самом расположении мыслей убеждает в справедливости сказанного, вопреки мнению Кэрля 34 , который хочет видеть здесь аналогию с некоторыми каноническими выражениями, разбросанными по разным местам (о возможности познать Бога из природы Деян.14:17 ; Деян.17:27 ; о славе Божией в творении Пс.8:2–4 ; Пс.18:2 ; о величии Божием Ис.40:46 ; об умственном помрачении 1Кор.3:20 ; Еф.4:18 ; 1Кор.1:20 ; о поклонении различным идолам Втор.4:15–18 ). Невозможно, говорит Нич 35 , приписать здесь апостолу полную самостоятельность, несмотря на не несущественное отступление в понимании язычества, так как основу зла апостол полагает в превратном направлении воли, а автор Премудрости, – в недостатке знания ( Рим.1:21 ; ср. Прем.11:16 ). А если, указывает Кэрль ещё на то, что автор Премудрости ничего не говорит об откровении гнева Божия на язычников, между тем, как апостол начинает свою речь возвещением гнева Божия на всякое злое существо, то достаточно обратить внимание на конец предыдущей главы, чтобы убедиться в несправедливости слов Кэрля. Прем.12:20–22 ср. Рим.9:22–24 . Нельзя не видеть следов влияния книги Премудрости на послание к Римлянам в означенном месте; в пользу этого всё говорит. Во-первых, оба указанных места содержат одну мысль, сходствуют в выводах: «если Бог был долготерпеливым к врагам Своим и народа, прежде чем предал их, то тем более, Он полноту Своего величия явит на тех, кои суть сыны Его, – сосуды милости Его». При этом не должно забывать, что точки зрения в указанных местах различные: в книге Премудрости ветхозаветная, почему речь о милосердии направлена лишь по отношению к Израилю; у апостола, – новозаветная и он говорит по отношению ко всем принятым в царство Божие, каковым замечанием, между прочим, достаточно ослабляются замечания Кэрля против сходства рассматриваемых нами мест 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010