1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и Апостол также говорит: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Фес.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих» и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих» и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею, иди вперед и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5,8 ): сими и другими подобными изречениями о Нем они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ) и: «Я пришел к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3; 9:6; 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческии, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ) и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в иудее. А говорившие: «Бог грядет от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге 127 , – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своегои Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет (говорить) ясно, и глаза, слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3,5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мертвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на себя наши немощи и понесет болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Жертвами ли удовлетворяется Господь? «Недостаточно ни ливана для жертвенного огня, ни животных его для всесожжения» – говорит тот же пророк ( Ис.40:16 ). «К чему Мне Ливан из Савы, и благовонный тростник, получаемый из далекой земли?», – говорит от лица Иеговы другой пророк. «Всесожжения ваши не в угоду Мне, и жертвы ваши не приятны Мне» ( Иер.6:20 ), «и когда вознесут всесожжения и дары, не буду благоволить к ним» ( Иер.14:12 ). «Приносите жертвы ваши каждое утро, – говорит третий пророк от лица Иеговы, – десятины ваши хоть каждые три дня» ( Амос.4:4 ), но «возненавидел Я, презираю праздники ваши, и не обоняю жертв во время ваших торжеств. Когда возносите Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не принимаю их, и на благодарственную жертву из откормленных тельцов ваших Я не обращаю внимания. Удали от меня гул песней твоих, и звуков гуслей твоих не стану слушать» ( Амос.5:21–23 ). «Можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или бесчисленными потоками елея», – спрашивает четвертый пророк ( Мих.6:7 ). И зачем Богу даже храмы? «Небо-престол Мой, и земля – подножие ногам Моим: где же вы построите Мне дом и где место для присутствия Моего» ( Ис.66:1 ). Пост ли Богу нужен? «Если они будут поститься, – говорит пророк от лица Иеговы, – Я не послушаю молитвенного вопля их» ( Иер.14:12 ). «Разве это пост угодный Мне, когда человек мучит самого себя, склоняет голову свою, как тростник и подстилает себе рубище и пепел? Это ли ты назовешь постом и временем угодным Богу» ( Ис.58:5–6 )? И это ли истинное благочестие, когда «народ приближается языком своим и чтит Меня устами своими, a сердце его далеко от Меня и благоговение их предо Мною – заученная человеческая заповедь», говорит еще пророк от лица Иеговы ( Ис.29:13 )? Таким образом, все внешнее богопочитание, начиная от всенародных праздников и кончая всякого рода жертвами, постами и молениями, оказывалось неблагоугодным Богу по проповеди пророков. А, между тем, не эта ли же внешне-законная исполнительность во всех постановлениях и обрядах так строго и последовательно внушалась народу, и не она ли же была пастырским долгом еврейского священства, так как чрез нее только было предположено создать особый народ, отличный от всех других народов?! He суббота ли и Пасха, не посты ли и священные собрания, не жертвы ли и все их обряды узаконялись и вводились в народную жизнь чрез страх даже смертной казни ( Исх.12:15–19 ; Лев.23:27–32 , Числ.15:35 )?! И если все эти постановления о внешне-законной праведности и религиозности отменялись, как неблагоугодные Господу, то что же оставалось делать еврейскому пастырству, когда ему именно и было заповедываемо «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея» ( Лев.10:11 )? Пророки давали и положительные наставления об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: Возвеличит Господь Галилею, народ, ходящий во тъме, увидит свет великий ( Ис.9:2 ). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: Покайтеся, ибо приближается царство небесное ( Мф.4:17 ). Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут: сказал Господь пророку Исайи: Пойди и скажи этому народу [евреям]: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите ( Ис.6:9–10 ). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: К Своим пришел, и Свои не приняли Его ( Ин.1:11 ). Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное ( Ис.61:1–2 ). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Что может быть радостнее такого благовестия: Пришел Сын человеческий взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 )? Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: Тогда [во время пришествия Спасителя] откроются очи слепых, и уши глухих услышат ( Ис.35:5 ). И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые–воскресение. Читай во Святом Евангелии. Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: Отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою – ненавистью ( Пс.108:4–5 ). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает евангелие и Сам Господь: Ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в закон их: возненавидели Меня напрасно ( Ин.15:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

20. Ин. 3:20 . ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин. 7:7 ; Еф. 6:12 д.; Иов. 24:16 . 21. Ин. 3:21 . а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мф. 5:16 ; Еф. 5:8 д.; Еф. 6:10 д. Поясняя это учение о суде, – как он происходит, Спаситель продолжает: суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Чувственный свет есть образ света духовного, духовного просвещения, или озарения, благодати ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 ); тьма – образ мрака духовного, богоневедения, ослепления и нечестия ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Еф. 5:8, 11 ; Рим. 13:12–13 и др.). Словом свет ев. Иоанн, у которого преимущественно это слово употребляется в приложении ко Христу и Его учению, иногда называет Самого Иисуса Христа, как источника света духовного, как Учителя и просветителя мира и всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:4, 8:12, 9:5, 12:35 и др.), иногда – учение Иисуса Христа, просвещающее людей, рассеивающее заблуждения, сообщающее человеку высшее истинное ведение о Боге и человеке, о добродетели и пороке. Этот свет пришёл в мир просветить всех и тем даровать спасение. Но люди, продолжает Спаситель, более возлюбили тьму, нежели свет, не хотели просветиться светом истины, а оставались во тьме заблуждений, по склонности своего сердца – возлюбили (ср. Ин. 5:35 ; Лк. 16:8 ; Деян. 26:18, 23 ; 2Кор. 4:4 ). Так это было постоянно ( Ин. 1:5 ), так это было и во время самого пришествия Спасителя ( Ин. 1:9–11 ). Странное, по-видимому, явление! Спаситель показывает его истинную причину в делах людей: потому что дела их были злы. Ибо всякий, поясняет Спаситель, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Дела суть внешнее выражение внутренних расположений, мыслей и чувств; следовательно, злые дела есть свидетельство о злой настроенности души, проявление злых помышлений и чувств, испорченности ума, сердца и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

11 . Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные [видели] Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нём: «Узрят Того, Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали [второе] Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придёт Сын Человеческий, найдёт веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Сол.1:6–8 ). Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и апостол также говорит: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Сол.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих», и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих», и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперёд и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5:8 ): сими и другими подобными изречениями о Нём они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ), и: «Я пришёл к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3, 9:6, 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и, сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ), и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядёт от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге, – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего, и Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет [говорить] ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3, 5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мёртвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на Себя наши немощи и понесёт болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«Но Мое право – у Господа, и награда Моя – у Бога Моего». Вместо слов «право» и «награда» LXX и славян. перевод имеют: «суд» и »труд». В евр. тексте первое понятие выражено термином mischpath, что значит " суд», а также и признанное судом «юридическое право» на что-нибудь ( Втор.21:17 ); а термин – peulla соответствующий себе синоним имеет в латинском слове merces – «награда», «плата за труд». Следовательно, смысл этого утешения будет таков: хотя дело Мессии, т. е. результат Его искупительного служения, и не будет сопровождаться желанным успехом в отношении к большей части еврейского народа, однако через это оно не потеряет своей цены в очах высшей Божественной правды, которая ясно видит, что причина такого некоторого неуспеха лежит не в деятельности Мессии, а в жестокосердии людей, противящихся истине. Выражения, аналогичные данному, встречались нам у пророка Исаии и раньше ( Ис.35:4 ; Ис.40:10 ). О самом же характере и содержании этой награды речь будет ниже ( Ис.53:10–12 ). Ис.49:5 . И ныне говорит Го­с­по­дь, образо­вав­ший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрал­ся к Нему; Я по­чтен в очах Го­с­по­да, и Бог Мой – сила Моя. «И ныне говорит Господь... Я почтен в очах Господа и Бог Мой – сила Моя». Настоящий стих стоит в самой тесной связи с предыдущим и служит дальнейшим раскрытием и усилением заключающейся в нем мысли. В четвертом стихе изображается процесс внутренней борьбы в душе Мессии относительно ценности и пользы его служения, закончившийся победой положительных настроений. Здесь такое решение как бы санкционируется авторитетом Самого Бога, Который торжественно удостоверяет, что деятельность Его посланника не только не потеряет своей награды, но и заслужит особый почет, потому что, в сущности, она совершается именем и силою Самого Бога. Весь же опущенный нами период, со слов «образовавший Меня от чрева» и кончая словами «чтобы Израиль собрался к Нему» – представляет собой обычную вставку, только, так сказать, обостряющую главную мысль, но не вносящую в нее никаких новых данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с Божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника Своего пред лицом Христа: «вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою», – сказал Бог Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ). Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: «возвеличит Господь Галилею; народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис.9 ). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: «покайтеся, ибо приближается царство небесное» ( Мф.4 ). Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут; «сказал Господь пророку Исаии: пойди и скажи этому народу (евреям): слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите» ( Ис.6:9–10 ). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: «к Своим пришел, и свои не приняли Его» ( Ин.1 ). Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: «Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Ис.61:1–2 ). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Что может быть радостнее такого благовестия: пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 )? Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: тогда (во время пришествия Спасителя) откроются очи слепых, и уши глухих услышать ( Ис.35:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010