Второй ангел-проповедник (Апок. 14:8). «И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным видом блуда своего напоил все народы». Под Вавилоном одни разумеют языческий Рим, а другие лжехристианскую империю. Причиной падения этого Вавилона было то, что он напоил все народы вином блуда и за то подвергся гневу Божию. Под вином блуда разумеется ложное учение религии (Иер.51:7), от которого происходит в душе омрачение, как при опьянении от вина.     Третий ангел-проповедник (Апок. 14:9—11). «И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангела­ми и пред Агнцем. И дым мучения их восходит во веки веков, и не имеют покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание (характер) имени его». Под вином ярости Божией подразумеваются тяжкие суды Божий, которые приводят людей в страх, исступление, подобно опьянелым от вина, возмущают дух. Это относится к внешнему, временному наказанию, которое будет соединено с духовным и вечным мучением в огне и сере. Когда сера соединяется с огнем, то от этого происходит ужасный пожар и нестерпимо жестокое мучение. Нечестивые вечно будут мучиться и внешним и внутренним огнем, то есть страстями и совестью, которая, представляя гнусность пороков и гнев Божий за них, никогда не даст покоя духу (Ис.57:21; Мф.11:29).     Характер, или признаки времени проповеди последнего ангела (Апок. 14:12—13). Ст.12. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса». Из этого видно, что во время проповеди третьего ангела Церковь подвергнется тяжкой скорби от зверя, которая будет предшествовать звуку последней трубы и во время которой два свидетеля Христовы будут убиты зверем (Апок. 11:7).    Ст.13. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Умирать в Господе значит тихо переходить в дру­гую жизнь в общении с Господом или за Господа, за истину подвергаться мученической смерти во время гонения от зверя. Подвергающиеся мучени­честву называются блаженными преимущественно пред другими потому, что по мере своих страданий они получат высшую награду от Бога. Они успоко­ятся от трудов своих, то есть после смерти освободятся от всех забот, не­приятностей, скорбей, не будут уже подвергаться бедствиям, но в общении с Иисусом Христом будут наслаждаться плодами дел и трудов своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их” ( Апок.21:3-4 ). Открывается святому, что скиния эта будет истинной: ее прообраз был показан Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В этой нерукотворной скинии не будет ни плача, ни слез, ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестанное веселие. “И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” ( Апок.21:4 ). И это по Писанию: “печаль и вздохи удалятся” ( Ис.51:11 ). А слова: “прежнее прошло” означают, что страдания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них. Святитель Андрей Кессарийский (113, 691). Как особенность нового Иерусалима тайновидец указывает на то, что в нем нет храма : “храма же я не видел в нем…” И как бы предусматривая, что эта необычайность покажется слишком поразительной и неимоверной, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: “Ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец” ( Апок.21:22 ). Как бы так сказал он: человечество там совершенно и возвышено до того, что твари не заслоняют и не закрывают от него присутствия Божия; в это святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, являющем это присутствие. Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как В храме, и в Нем Самом без труда обретает все, к чему мы стремимся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет несотворенного Света и потому нужно некоторое снисхождение и умерение Света неприступного, это совершает там открытый Свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет Свет Божества и Своим Божеством просвещает и делает блаженным человечество. Филарет, митрополит Московский (113, 692). “Времени уже не будет” ( Апок.10:6 ) Когда прекратится это быстротекущее и преходящее время, в котором одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минует потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого, потому что ожидаемое Воскресение претворит естество в некое иное состояние бытия; когда прекратится и это преходящее время, потому что уже не будет силы, приводящей в бытие и разрушение,- тоща, без сомнения, кончится эта седмица, измеряющая время, и наступит восьмой день, то есть последующий век, который весь является одним днем… потому что день этот будет освещать не чувственное наше солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, которое в пророчестве именуется Востоком ( Лк.1:78 ), потому что никогда не скрывается на западе. Святитель Григорий Нисский (18, 19).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Он видел Святой Иерусалим новым; новизна – знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших бесплотных Сил нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: «подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» ( Зах. 9, 16 ), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит Она, по обетованию ( 1Кор. 6, 16 ). Невестой же называется как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу ( Пс. 44, 10 ), славу и красоту в разнообразии добродетелей. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Апок. 21, 3–4 ). Открывается святому, что скиния эта будет истинной: ее прообраз был показан Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В этой нерукотворной скинии не будет ни плача, ни слез, ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестанное веселие. «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Апок. 21, 4 ). И это по Писанию: «печаль и вздохи удалятся» ( Ис. 51, 11 ). А слова: «прежнее прошло» означают, что страдания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них. Святитель Андрей Кессарийский ( 113, 691 ). Как особенность нового Иерусалима тайновидец указывает на то, что в нем нет храма: «храма же я не видел в нем...» И как бы предусматривая, что эта необычайность покажется слишком поразительной и неимоверной, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: «Ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец» ( Апок. 21, 22 ). Как бы так сказал он: человечество там совершенно и возвышено до того, что твари не заслоняют и не закрывают от него присутствия Божия; в это святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, являющем это присутствие. Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как В храме, и в Нем Самом без труда обретает все, к чему мы стремимся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет несотворенного Света и потому нужно некоторое снисхождение и умерение Света неприступного, это совершает там открытый Свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет Свет Божества и Своим Божеством просвещает и делает блаженным человечество. Филарет, митрополит Московский ( 113, 692 ). «Времени уже не будет» (Апок. 10, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Семь духов (Апок. 1:4)      «Воскресное чтение», 1876     «Иоанн семи Церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Апок. 1:4). Выражение «семь духов» не один раз встречается в Апокалипсисе, и тем необходимее поэтому выяснить подлинное значение его. Оно нахо­дится в следующих местах: (Апок. 1:4, 3:1, 4:5, 5:6).    Согласно с большинством толковников, под выражением семь духов в выписанном тексте нужно разуметь Бога Духа Святого. Здесь, как нео­днократно и в других местах Писания, Он призывается с Отцом и Сыном и называется Святым, от Которого исходят благодать и мир. В апокалип­сическом приветствии ап.Иоанна, часть коего составляют выписанные выше слова, Бог изображается Триединым, именно там указывается на Бога Отца, «Который есть, и был и грядет», на Бога Сына, Иисуса Христа, Свидетеля верного и т.д. и на Бога Духа Святого, в выражении: «от семи духов пред престолом Его».    Но, спросят, почему же здесь Святой Дух называется под этим образ­ным выражением? На это ответим: Апокалипсис — книга пророческая, отсюда и образная речь в нем; и так как седмеричное число всегда в Свя­щенном Писании значит нечто священное или совершенное, то посему и в этом месте оно означает Святого и совершенного Духа, Который, как ясно Он назван в Апокалипсисе (Апок. 4:5), есть Дух Божий.    В доказательство этого представим несколько мест, в которых встреча­ется седмиричное число, и значение коего представляется удобопонятнее.    В седьмой день, например, была суббота Господня, день, в который Господь почил, который Он благословил и освятил (Исх.20:10—11). По повелению Божию, израильтяне семь дней обходили вокруг Иерихона (Нав.6:6, 14, 15). В притчах Соломона говорится: «семь мерзостей в сердце его» (Притч.26:25), то есть в сердце естественного человека, что указывает на совершенную испорченность его. Когда Елифаз Феманский утешал Иова, то, желая убе­дить его в совершенной милости Божией, сказал: «В шести бедах спасет тебя и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов.5:19). Пророк Исаия, изображая време­на, когда все язычники примут Евангелие, говорил: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день» (Ис.4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Священном Писании некоторые ангелы называются по собственному имени. Об Архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе ( Нав. 5:13–15 ; Дан. 10:13, 12:1 ; Иуд. 1:9 ; Апок. 12:7–8 ). Имя “ Михаил ” на еврейском значит “Кто, как Бог?” В Писании он именуется “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против дьявола и его слуг. Обычно его рисуют с огненным мечом в руке. Имя “ Гавриил ” значит “Сильный Божий”. О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука ( Дан. 8:16 , Дан. 9:21 и Лк. 1:19, 26 ). В Писании он изображается, как вестник тайн Божиих. Его рисуют с райской ветвью в руке. В Писании упоминаются по имени еще трое ангелов: “Рафаил” – “Помощь Божия” ( Тов. 3:16 ; Тов. 12:12–15 ), “Уриил” – “Огонь Божий” ( 3Ездр. 4:1 ; 3Ездр. 5:20 ), “Селафиил” – “Молитвенник Божий” ( 3Ездр. 5:16 ). Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “Небеса поведают славу Божию,” – то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” ( Ис. 6:1–4 , Иез. 10 гл.). Падшие ангелы Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако, они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство – ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” – можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” – это Денница, Апок. 12:7–9 ). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” ( Апок. 12:4 ), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов – бесами или демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Относительно же слов: «И моря уж нет» я затрудняюсь сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет новым и земля новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано о «море стеклянном, подобном кристаллу» (Апок. IV:6, XV, 2). Но в тех случаях не идет речь о конце века, да и о море говорится, похоже, не в собственном смысле слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая речь любит к прямым выражениям примешивать переносные, то и в словах: «И моря уж нет» может идти речь о том море, которое «отдало мертвых, бывших в нем» (Апок. XX:13). Ибо тогда этот мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет уже жизнью смертных. Глава XVII. О прославлении Церкви без конца после конца     «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Апок. XXI:2-5). Говорится, что город сходит с неба, потому что благодать, по которой Бог творит его, небесная. Почему Он говорит ему через Исайю: «Я, Господь, творю это» (Ис. 45:8). Правда, нисходит он с неба с самого начала, с того времени, как граждане его в течение этого века по благодати Божией, сходящей свыше, возрастают через купель возрождения в Духе Святом, ниспосланном с неба. Но по суду Божию, который будет последним судом через Сына Его — Иисуса Христа, град этот по дару Божию явится в таком великом и новом блеске, что не останется никаких следов ветхости; так как и сами тела от ветхого тления и смертности перейдут к нетлению и бессмертию.    Относить же это к тому времени, когда он царствует с царем своим тысячу лет, на мой взгляд, было бы крайним бесстыдством; ибо он совершенно ясно говорит: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Первый ангел-проповедник (Апок. 14:6—7). Ст.6. «И увидел я другого ангела, летяща­го посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествоват живу­щим на земле и всякому племени, и колену, и языку, и народу». Св.Иоанн видел ангела, летящего по небу, вероятно, держащего в своей руке развернутый свиток и показывающего его всем народам. Ангел здесь не означает собственно ангела, потому что ангел не учит Евангелию, но — проповедника Евангелия, служителя Церкви. Ангел вообще значит вестник, или посланник, которому Богом поручено исполнить какое-нибудь дело. В этом смысле и св.Иоанн Предтеча, прор.Аггей и другие служители Божий называются ангелами (Мал.3:1; Агг.1:13; Ис.44:26; Мф.13:41; Апок.9:14, 10:1). Потому и здесь под ангелом подразумеваются проповедники Евангелия, которым поручено служение примирения людей с Богом (2Кор.5:5, 18, 20). Этот ангел летел по небу. Это значит, что служители Божий обращаются в виду всех, поставлены на видном, почетном месте, публично отправляют должность в Церкви, так чтобы все могли видеть и слышать их. Евангелие, то есть учение о благодати оправдания человека грешника пред Бо­гом и об истинном богопочитании, называется вечным, потому что оно еще в древности было обещано отцам, впоследствии проповедано Иису­сом Христом и апостолами, и ныне, и навсегда, во все века будет иметь силу. Хотя оно по временам было затемнено разными толками и заблуждениями людей суемудрых, но теперь оно более уяснится правомыслящи­ми, очистится от грубых понятий и заблуждений.    Ст.7. «И говорил он громким голосом: убойтесь Бога, и воздайте Ему славу; ибо наступил час Суда Его, и поклонитесь сотворившему небо и землю, и море и источники вод». Страх, или благоговение пред Богом, есть начало премудрости и основание благочестия (Притч.1:7). А по недостатку страха люди часто допускают много заблуждений в вере, впадают в беспечность, ведут плотскую жизнь, которая есть вражда на Бога (Рим.8:7—8). Потому ангел прежде всего и побуждает благоговеть пред Богом как Творцом мира, всемогущим верховным Владыкою всего, Правителем и Судиею. Суд Божий описывается ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба тела, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?» И кто не скажет такому учителю: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21).    Некогда в Капернауме Господь нашел «такую веру», какой не видел «и во Израиле». Веру, стоящую на истинном смирении, — ибо «не исповедание ли и смирение выражают слова: «я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой» и прочее», сказанные сотником? «Сотник же есть всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба — неразумную часть души, разумею гнев и похотение, ибо сии поставлены быть рабами». Ум, уверовавший в Иисуса, который за веру свою получает скорое уврачевание раба своего со словами: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Ум, о котором сказал Христос: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11).    Некогда у колодца Иаковля открыл Господь самарянке Фотинии (одной из тех «многих, которые придут с востока и запада»: ведь самаряне с точки зрения иудеев были сродни язычникам (См.: 3 Цар. 13:32, 16:32; 4 Цар. 1:3, 13:6, 17:26, 29; Ис. 9:9—10, 10:10, 36:19; Ос. 7:1, 14:1; Мф. 10:5) — «Иудеи, — как сказано, — с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9)) тайну «источника воды живой» (Иер. 2:13, 17:13; Апок. 21:6), «даром» получаемой (Апок. 21:6), пьющий которую «не будет жаждать вовек» (Ин. 4:10—14) и исполнится этой водою так, что она «реками потечет из чрева его» (Ин. 7:38). И сама Фотиния исполнилась живой водой слова Божия так, что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову ее» (Ин. 4:39).    Видишь, душа моя, какую лествицу восхождения духовного поставил пред глазами твоими преподобный Андрей?    Внимай провожатым твоим — учителям и молитвенникам твоим, полагайся на веру их, на отеческую решимость их привести тебя к Целителю твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу св. пророк  Исайя: «Во ад снидеши, сказал он ему, в во основания земли» [ Ис.14:15 ]. Совершилось предсказанное князю воздушной власти, силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, и, как сказано в Апокалипсисе, «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать» [ Апок.20:3 ]. Перед вторым пришествием Господа «сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли» [ Апок.20:7 ]. Из жизнеописания святых также явствует, что глава падших ангелов – сатана пребывает во аде, а на земной поверхности и в воздухе действуют бесы под управлением князей своих, то есть падших ангелов из высших чиноначалий. Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всём совершающимся на поверхности земной. Также в аду, согласно учению Церкви, находятся души грешников, которые претерпевают от демонов лютые мучения. Что полностью согласно со словами Христа: «Идите от меня проклятые в огонь вечный уготованный диаволу и ангелам его» [ Мф.25:41 ]. 5. Образы воздействия злых духов на людей. Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы. «Диавол отовсюду пытает, — говорит св. Григорий Богослов , — высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он – или глубочайшая тьма (явное зло) или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и св. Апостол Павел, говоря, «что сам сатана принимает вид ангела света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» [ 2Кор.11:14-15 ].

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

Вполне и на шум многих вод слышанный пророком гул не походил. Он был сильнее. Если искать сравнения для него, продолжает пророк, то его можно сопоставить разве с голосом Самого Бога . «Что даром искать, как бы говорит пророк, подобия достойного вещи и нигде не находить: достаточно указать самого Действующего и им показать силу шума» (блж. Феод.). Это сравнение повторяется пророком в 10:7: «шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога, Всемогущего (уже ), когда Он говорит». Повторение этого сравнения в 10 гл., где оно имеется во всех кодексах и переводах, служит доказательством подлинности его здесь, вопреки Ват. код. и Эфиоп. пер., опускающим его (Кор. и Берт.: «происходит из неподлинного 10:5»). Под «голосом Бога (Schaddaj) может быть понимаем и настоящий голос Его (напр. слышанный на Синае). Такому пониманию благоприятствует прибавление 10:5: «когда Он говорит». Но у библейских писателей такое выражение («голос Божий») обычный «перифраз для грома» (Мальд.). Ср. Пс. 28:3, 4, 5 : «глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими». Иов 37:2–5 : «слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его; под всем небом раскат его и блистание Его до краев земли; за Ним гремит глас, гремит Он гласом величества Своего». Что настоящее сравнение может иметь такой смысл, подтверждается и Апок. 17:2 : «услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома»; 19:5, 6: «голос от престола исшел, и слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа». Человека всегда так потрясал гром, что все народы считали его лучшим образом для голоса Самого Бога. Наконец «глас Божий» может означать и всякий большой шум, звук пронзительный и «ужасный» (Пти), sonum fortem et vehementhem (Кимхи), «как кедры Божии и горы Божии суть большие кедры и горы» (Раши). Ср. Ис. 13:6 : «идет как разрушительная сила Всемогущего». Можно объединить все эти понимания. Сравнение пророка хочет назвать самый большой из возможных на земле шумов, достигающей той степени, какую еврей обозначал в разного рода качествах высокими определением «Божий». Но никакой шум не может сравниться в силе с оглушительными раскатами грома, при которых, кажется, что дрожит вселенная. Если что может быть сильнее это шума на земле, то разве гром теофанический, который конечно был сильнее естественного и который имеется в виду и указанными местами псалмов, Иова и Апок.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010