29 . Впрочем, Он претерпел это, придя для спасения всех, но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, Им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от святых отцов, а по произволению от содомлян? Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских ( Втор.32:32 ). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ). Видишь ясность предсказания пророческого? «Какую же дали желчь устам Моим?» Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирной (см. Мк.15:23 ); а смирна подобна желчи и горька. Сие ли воздаете вы Господу? ( Втор.32:6 ) Этот ли виноград приносите Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы ( Ис.5:1 ). Мы не все будем говорить: ожидал, что он принесет добрые грозды, я возжаждал вина его, а он принес дикие ягоды ( Ис.5:2 ). «Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего?» И повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис.5:6 ). И облака, т.е. пророки, отняты от них; пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают ( 1Кор.14:29 ); и в другом месте: Бог... поставил одних Апостолами, других пророками ( Еф.4:11 ). Агав, связавши себе ноги и руки, был пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ; см. Лк.23:32 ). Прежде сего они оба были беззаконники, а с этого времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулой. Проходящие иудеи кивали головами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: увидев меня, кивают головами [своими] ( Пс.108:25 ). И этот разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предание души – получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни меня, Господи ( Лк.23:42 ), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю: помяни мои дела, ибо страшусь я их. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику, а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю: помяни меня теперь, но, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11), и следует за нашей волею, почему и говорится: рано утром молитва моя предваряет Тебя (Пс 87, 14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: простирал Я руки Мои к народу непокорному (Ис 65, 2); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас (Ис 30, 18), и мы Его ожидаем, ибо говорится: твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне (Пс 39, 2). Бог укрепляет нас, ибо говорит: Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня (Ос 7, 15), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие (Ис 35, 3); Иисус Христос взывает: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7, 37); а пророк взывает к Нему: я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего (Пс 68, 4); жалуется Бог: Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слу- 503// шали (Ис 66, 4); жалуется и невеста: на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его (Песн. 3, 1). глава 13 О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение — делом милосердия Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» ( Пс.58:11 ), и следует за нашей волею, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» ( Пс.87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «простирал Я руки Мои к народу непокорному» ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: «и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас» ( Ис.30:18 ), и мы Его ожидаем, ибо говорится: «твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне» ( Пс.39:2 ). Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» ( Ос.7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис.35:3 ); Иисус Христос взывает: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» ( Пс.68:4 ); жалуется Бог: «Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали» ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» ( Песн.3:1 ). Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение – делом милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

7-й псалом ясно говорит о том, что деятельность праведного Бога должна осуществляться одновременно в пользу праведных и для наказания грешных: «Господь судит   народы. Суди меня   Господи [Яхве], по правде   моей [Твоей] и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых   а праведника (  ) подкрепи» (Пс 7. 9-10). В посвятительной молитве царь Соломон просит у Яхве производить суд над Его рабами, обвинять виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдывать правого, воздавая ему по правде его (3 Цар 8. 32). Правосудие и правда       с к-рыми будет спасен Сион, по прор. Исаие (1. 27), означает суд, к-рый должен пройти Израиль и лишь посредством к-рого будут исцелены грехи, навлекающие гнев Божий на него. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис 28. 16-17). Положительный и отрицательный аспекты праведности присутствуют также в Ис 10. 22: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою  ». Яхве суров, Он разрушает тех, кто утрачивает веру в Него. Проявление Его святости посредством праведности не появляется в контексте спасения: «...Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде» (Ис 5. 16). Праведность Яхве, Который есть Бог правды     (Ис 30. 18), подразумевает, что верный человек будет истинно объявлен праведным лишь после прохождения суда Яхве, разделяющего между праведными и грешниками. По этому вопросу все пророки следуют мысли прор. Исаии (ср.: Иер 12. 1; Соф 3. 5, 8), и псалмопевец повторяет это убеждение: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс 17. 26-28). Но даже в случаях, когда праведность подразумевает аспект наказания, она не исчерпывается в суде, гнев приводит к наказанию, в то время как правосудие (  ) остается чисто педагогическим средством, открывает врата благодати (Иер 10.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ [греч. παρουσα - приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа («явление Господа нашего Иисуса Христа» - 1 Тим 6. 14; «явление Господа Иисуса с неба» - 2 Фес 1. 7; «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - Тит 2. 13; «пришествие Сына Человеческого» - Мф 24. 27, ср.: 1 Фес 2. 19; «Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою» - Мф 24. 30). В рус. богословской лит-ре часто используется калька с греч.- «парусия». Ветхий Завет о В. п. Ветхозаветная эсхатология изображает «последние времена» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве». С помощью этого выражения обозначаются важные «посещения» или «явления» Бога, имеющие место в истории Израиля или в мировой истории. Если оно имеет культовое содержание и как таковое обозначает день молитвенно-благодарственного обращения к Богу, в этот день также вспоминается знаменательное историческое событие, во время к-рого Бог явил народу Свою силу и помощь. Т. о., «день Яхве» - это день «пришествия» или «вхождения» Бога в историю. Поскольку Божественное водительство осуществляется в мире постоянно, «днями Яхве» становятся фактически все судьбоносные события библейской истории. Таковы «день Мадиама» (Ис 9. 4), «день Изрееля» (Ос 1. 11) и др. «дни», в к-рые Яхве дарует израильтянам победу над их врагами (Суд 7. 15-25). Однако «дни Яхве» могут быть и днями «пламенного гнева» Господа (Плач 1. 12), вызванного нечестием Израиля, над к-рым Бог Сам совершает Свой праведный суд (Плач 2. 21-22). Рассеяние иудеев, вызванное разрушением Иерусалима, прор. Иезекиилем описывается как «день облачный и мрачный» (Иез 34. 12). Таковым он будет и для Египта из-за его «идолов и… лжебогов в Мемфисе», и для «беспечных Ефиоплян» (Иез 30. 13, 9). «Так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает. …В тот день пойдут от Меня вестники… чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идет» (Иез 30. 2-3, 9). Бесчисленные бедствия, к-рые обрушиваются на Израиль, это, как правило, также «дни посещения» Господа за грехи народа (Исх 32. 34).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Объясн. Примером двух сыновей апостол показывает, что одно происхождение от Авраама и совершение дел закона Моисеева не спасут. Оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба. Назначением различной участи Исаву и Иакову показывается предведение Божие, но не исключается правда Божия, потому что Бог всем желает спасения: Ин.3:16–17 , но не все воспринимают это спасение: Ис.5:4 ; Мф.23:37 ; Евр.3:10 . Еф.1:4–5 . «Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в Любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Объясн. Избрание Божие основано на предведении того, кто будет достоин избрания и кто последует призванию. Посему-то апостол в послании к Римлянам: Рим.8:29–30 , и выражается о Божественном предопределении: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Разумеется, конечно, избрание и предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое зависит от одной бесконечной благодати и милосердия Божия: 2Тим.1:9 , основанной на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30 . 2Фес.2:13–14 . «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Здесь разумеется избрание или предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое (призвание) бывает для обращения людей к вере и добрым делам и зависит от одной бесконечной благости и милосердия Божия: 2Тим.1:9 , основанных на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30 , и это призвание относится не к некоторым только людям, которые непременно спасутся, а простирается на весь род человеческий: Ин.12:47–48 ; Еф.1:4 . В других местах тот же апостол, да и всё Писание, свидетельствуют, что благодать Божия простирается на всех людей: Тит.2:11–12 ; 2Пет.3:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Обряд помазания христианская Церковь унаследовала от церкви ветхозаветной. Помазание миром было важным элементом древнееврейского религиозного обихода. Помазывались некоторые предметы культа, например, жертвенник, благодаря этому становившийся «святыней великой» (Исх. 29:36–37; 30:26–29). Миром помазывали священников (Исх. 30:30–31; Лев. 8:12). Термин «помазание» применялся по отношению к пророкам (Ис. 61:1) . Особое значение придавалось помазанию на царство: оно совершалось пророком (1 Цар. 10:1; 16:13; 4 Цар. 9:6) или священником (3 Цар. 1:39; 4 Цар. 11:12). Именно царское помазание стало прообразом помазания Христа, а «помазанник» из псалмов (например, Пс. 2:2) в христианской традиции воспринимался как Мессия. Аллюзию на помазание можно усмотреть в словах Откровения Иоанна Богослова о Христе: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5–6). В восприятии Иоанна Богослова кровь и вода являются одновременно символами искупления и Крещения (ср. 1 Ин. 5:6: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию»). Если принять слова «омывшему нас от грехов кровию Своею» как аллюзию не только на искупление, но и на Крещение, тогда вполне логично будет увидеть в словах о царях и священниках намек на помазание миром. Как бы там ни было, уже памятники II века упоминают помазание миром (елеем) как важное церковное священнодействие. Феофил Антиохийский пишет: «Имя Христос означает Помазанник… Мы потому называемся христианами, что помазываемся божественным елеем» . Климент Александрийский различает «благословенное Крещение» и «божественное запечатление» . В III веке Киприан Карфагенский говорит о Крещении и помазании как двух различных Таинствах . В IV веке толкование Таинства Миропомазания дает святитель Кирилл Иерусалимский, посвятивший этому таинству отдельную беседу. Вслед за Феофилом Александрийским он связывает Таинство Миропомазания с именем «Христос»: «Удостоившись этого святого Миропомазания, вы называетесь христианами, оправдывая возрождением и самое имя. Ибо прежде нежели вы сподобились этой благодати, вы не были достойны этого наименования, а стремились к тому, чтобы вам быть христианами» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

1, похожее чтение в стихе 11). Получается, если переводить слишком буквально, окончание стиха 11 должно выглядеть так: «и взошёл Илия в вихре (в буре) небо». Кажется, сюда «просится» направительный еврейский суффикс -â, который употребляется в двух параллельных местах, где говорится о восхождении на небо: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба (); и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней ( Быт.28:12 ). Она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошёл бы для нас на небо () и принёс бы её нам...» ( Втор.30:12 ) . Так что если бы текст в 1 и 11 стихах 4Цар.2 содержал чтение , перевод «на небо» или «к небу» был бы более очевиден. Однако даже отсутствие направительного суффикса не препятствует переводу «вознести Илию в вихре на небо», так как можно привести ещё как минимум четыре похожих фрагмента, где употребляются вместе глагол и существительное , причём существительное «небо» не имеет ни предлога, ни суффикса, но тем не менее по смыслу, очевидно, речь идёт о восхождении на небо, так что и в переводе читается «на небо». Это Ис.14:13 ; Иер.51:53 ; Ам.9:2 и Притч.30:4 . Во фрагменте Книги Исаии говорится о горделивом намерении Вавилона «взойти на небо», тогда как в Книгах Иеремии и Амоса речь идёт о том, что нигде, даже на небе, нельзя укрыться от карающей десницы Господней. Особенный интерес представляет начало Притч.30:4 , где звучит риторический вопрос: Кто восходил на небо и нисходил? Таким образом, еврейский текст предполагает перевод понёсся Илия в вихре на небо и в 4Цар.2:11 ; значит, тезис о восхождении пророка с телом на небо своим источником имеет именно еврейский текст. Теперь подробнее рассмотрим свидетельство другого древнего и авторитетного источника – Септуагинты. Действительно, в обоих случаях (ст. 1 и 11) читается ς ες τν ορανν ; понятно, что иной смысл тексту придаёт добавление наречия ς – эквивалент в русском «как бы, будто». На этом основании делается вывод, что пророк Илия не был вознесён на само небо; выражение «как бы на небо» означает, что пророк «был поднят в воздух и помещён в сокровенную область земную» .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30:7-8), так как слова «с вечера и рано» указывают на непрерывность и постоянство, курение же при возжжении лампад, может быть, весьма хорошо означает то, что только осияваемые светом Божественным мы обильно наполняемся благоуханием Христовым и таким образом приступаем к восприятию (ощущению) благ скинии внутренней или разделения Божественных дарований, которое подает достойным Христос, так что, если кто еще не во свете чрез веру, тот, конечно, и непричастен и мысленного благоухания, еще не уведавши таинства Христова: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены», сказано (Ис.7:9): потому что вера есть как бы вход, ведущий к разумению и открывающий ум к восприятию света Божественного. Всегдашним же называет фимиам потому, что нет времени, в которое не благоухает Христос в святой скинии, то есть в Церкви. Запрещает же совершенно делать на нем, то есть на алтаре Христовом, возлияние и приносить приношение (Исх. 30:9), ибо во Христе упразднилось то, что было в законе, и тени приходят к концу: это, я думаю, есть возлияние и приношение. И пророк свидетельствует, говоря: «Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем» (Иоил.1:9): ибо когда объявлено уже поклонение и служение в духе и истине, тогда некоторым образом излишни тени, тщетны и совершенно бесполезны образы: потому что «во Христе нова тварь» (2Кор. 5:17; сн. Гал. 6:15); и после явления истины оправдываемые в законе отпали от благодати. «Не приносите, — говорит, — на алтарь иного курения» (Исх. 30:9): ибо совершенно никого иного мы не примем во Христе (как Христа) и никому другому не скажем: «учитель! ... один у вас Учитель-Христос» наш (Мф.23:7-8, 10), и Ему одному мы будем привержены, говоря: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн.1:2-3). Или не это значит изречение: «Не приносите … иного курения»? — ибо одного лишь Христа благовоние достаточно в Церкви для истинно разумных, иной вони не ищущих, как несчастные иудеи, которые, в безумии своем, надругались над «фимиамом сложеным и благовонным», то есть Христом, и пребыли непричастны сего священного и истинно Божественного благоухания; иного же вместо Него примут, сына беззакония, «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

III. Похвала премудрости. В 3. 9 - 4. 4 говорится, что несчастья постигли Израиль, потому что народ оставил «источник премудрости» и не ходит «путем Божиим» (3. 13; ср.: Притч 2. 4; Иов 28. 12-28; Сир 24). Автор призывает: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (3. 14-15). В Вар 3. 16-23 описываются группы людей, к-рые имеют власть и, по распространенному мнению, могут обладать мудростью, на самом деле ни они, ни их потомки не достигли мудрости («князья народов», богатые, жители Ханаана и Фемана). Не достигли мудрости и «исполины... искусные в войне», они погибли из-за «неразумия своего» (3. 26, 28). Единственный, Кто владеет премудростью,- Бог, Творец всего: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (3. 37-38). Премудрость - это закон (Тора), к-рый дает жизнь (ср.: Втор 30. 15-19) и счастье: «Счастливы мы, Израиль, потому что мы знаем, что благоугодно Богу» (4. 4; ср.: Втор 33. 29). В отличие от Сир 24, где рассматривается та же тема, В. применяет более общий подход к определению местопребывания премудрости (такой подход также в Книге Иова и в Книге Притчей Соломоновых). Автор отождествляет премудрость с законом (ср.: Втор 30. 11-13) и подчеркивает, что она обитает среди людей Израиля, тогда как Иисус, сын Сирахов, подчеркивает связь премудрости прежде всего с Иерусалимом и землей Израиля. IV. В заключительной части книги (4. 5-5. 9) - «псалме утешения» - плач о страданиях в изгнании из-за прошлых грехов сменяется выражением надежды на чаемое возвращение в землю отцов. Люди Израиля рассеяны, Иерусалим опустошен, и его враги торжествуют. Но все изменится: изгнанные вернутся в Иерусалим, к-рый обретет прежнее великолепие и станет городом, имя к-рому «мир правды и слава благочестия» (5. 4). Врагов Сиона ожидает поражение, а «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (5. 9). Эта часть книги содержит мысли, характерные для т. н. Второисаии (Ис 40-55; см. ст. Исаия , книга) и Второзакония . Книга Плач Иеремии, возможно, повлияла на завершающую часть Вар. Если в 4. 9-29 Сион оплакивает беды, постигшие его жителей, то в 4. 30 - 5. 9 молитвенное восклицание выражает надежду на спасение и возвращение. Вар 5. 1-9 имеет сходство с Пс 11. Единство книги

http://pravenc.ru/text/154383.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010