Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

18 . Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; 19 . которые говорят: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!“ В последнем стихе очевидно обличается неверие, почти насмешка, бросающая вызов угрозам пророка, говорящего именем Господа. Отсюда ясно значение и 18-го стиха о тех, которые влекут на себя грех и беззаконие „вервями суетности“ и „ремнями“. Эти вервии и ремни суть узы, которыми связывает диавол посредством греха своих пленных 411 . По другому же объяснению 412 веревки и ремни суть лжеумствования, благовидные предлоги и объяснения, цепь ложных доказательств и выводов, которыми грешники стараются успокоивать свою встревоженную совесть, и связать узами других, вовлекая их в грех и в то состояние неверия, в котором они сами находятся. Проповедуя ложь, они сами не сознают, что они суть орудия диавола и сами припряжены колесничными ремнями к его колеснице. Вот эти рабы его и говорят: пусть поспешит Господь; пусть приидет в исполнение повеление „Святого Израилева“, т. е. Самого Иеговы, Господа сил, чтобы мы поверили. На эти слова неверия ответ пророка мы найдем в стихах 24–30. Господь как орудие Своего гнева вызывает народ, которого рев приведет их в ужас (ст. 29). „Спешит грабеж, ускоряет добыча“, глаголет еще ниже в Ис. 8пророк, назначая по повелению Божию символическое имя сыну своему. Мы видим, что стихи 18 и 19 дополняют ту картину растления общества и неверия, которую в 3 и 4 главах изобразил уже Исаия. Грех, овладевший обществом, усиливается и притом укореняется, – без надежды возврата на лучший путь, – неверием, которое принимает формы не только возмущения, но еще иронии и насмешки. Это есть хула, а она не прощается и народ, обреченный плену, и был уведен в плен. 20 . Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом; тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16. Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякаго холма, и из ущелий скал. 16 . «Рыбарями многими» называется халдейский народ, о котором и пророк Аввакум ( Авв. 1:15 ) говорит, что он всех людей, как рыбу, таскает удою, захватывает в сеть свою, и забирает их в неводы свои (ср. Иез. 12:13 ). Точнее, рыбарями называются халдеи, державшие города иудейские в осаде, запиравшие жителей в осаждаемых городах, где они и становились или жертвами голода и болезней, или сдавались неприятелю. Спасавшиеся от неприятеля убегали в горы, искали убежища в пещерах и разселинах горных (ср. Иер. 4:29 ; Суд. 6:2 ; 1Цар. 13:6 ). Неприятели, гнавшиеся за ними в эти места их убежищ и схватывавшие их там, называются в переносном смысле «ловцами» (ср. Плч. 3:52, 4:19 ). Иер. 16:17–18 17. к очи мо на всхъ птехъ ихъ: не сокровены сть лица моег, и не таена сть ихъ моею. 17. Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих. 18. И воздамъ перве сгба и грх ихъ, имиже скверниша землю мою в мертвечинахъ мерзостей своихъ, и в своихъ, имиже наполниша мо. 18. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою; трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое. 17, 18. Бедствие неприятельского нашествия постигнет иудеев потому, что Господь не «отвратил лица Своего от грехов» их «и не изгладил всех беззаконий» их ( Пс. 50:11 ), т. е. не простил грехов их, не забыл их. Он взирает на них (ср. Иер. 3:12 ), чтобы воздать за них грешникам на первый раз вдвое (ср. Ис. 61:7 ; Зах. 9:12 ). Слова: воздамъ перве сгба и грх ихъ заключают в себе двоякую угрозу: за грехи, сделанные Израилем доселе, Господь воздаст только вдвойне. Очевидно подразумеваемая пророком мысль состоит в том, что за грехи, которые сделал бы Израиль после первого наказания, Господь воздал бы ему еще большею мерою. Израиль должен думать не столько о милости, обещанной ему после наказания ( Иер. 16:15 ), сколько о возможности большего еще бедствия в случае, если он снова станет оскорблять Бога жизнию, противною Его закону. скверниша землю мою… мо, ср. Иер. 2:7 . – О «мертвечинах мерзостей», подобно как о «трупах кумиров» в Лев. 26:30 , говорится здесь в том смысле, что идолы также нечисты, как нечист труп ( Чис. 19:11  и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

50. Сохранив девство, ты свободна от тяжелого ярма и не склоняешь под тяжестью супружеских повинностей к земле свою голову, напротив, высоко поднятую обращаешь ее к небу. Туда, откуда первозданная за нетерпеливость была изгнана, тебе будет позволено взойти за воздержание. Вкусив от запрещенного плода, Ева потеряла невинность. 433 Хорошо деве выходить замуж, но невышедшая становится ближе к ангелам: 51. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ). Видишь, дева, ангелам уподобляются на знавшие супружества. 434 Хорошее дело рождать сыновей, но отвергшие эту повинность услышат от Христа: Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие ( Лк.23:29 )! – а замужним будет сказано: Горе беременным и питающим сосцами в me дни ( Мф.24:19 )! 52. Своими сыновьями считают девы мысли, которые рождаются у них во время размышления. Что произвела на свет рождающая в муках и что предающаяся благочестивым думам и радующаяся им разумно. Страха ради Твоего, Господи, мы зачали и родили дух спасения ( Ис.26:18 ). Вот блаженное зачатие, нетленное потомство, завидная доля. Так рождают детище благого помысла и избегают родовых мук. 53. Столько блаженных чад, сколько святых мыслей. Столько раз происходит зачатие, сколько раз приемлется Божественный Дух в святом размышлении. В небесном зачатии рождаются добродетели. He считай себя бесплодной, у тебя столько сыновей, сколько добродетелей. В едином рождении от Святого Духа у тебя появляется множество детей. 54. Первый отпрыск – девство, добродетель стыдливости, второй – терпение, третий – воздержание, четвертый – смирение, пятый – умеренность, шестой – милость, седьмой – целомудрие. В этом исполнение написанного: Неплодные рождают семь раз ( 1Цар.2:5 ). Так одним зачатием от семикратно умножающего Духа ты производишь на свет семь наследников. He говори: вот я сухое дерево. Ибо Господь так говорит о евнухах: 55. которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится ( Ис.56:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Диакон приготовляет священные (принадлежности): святой дискос 12 на левой стороне, чашу на правой, и остальное с ними. Потом, совершив три поклонения пред (столом) предложения, говорят каждый: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13), и помилуй меня»; и (ещё): «Ты, Спаситель наш, искупивший нас «от клятвы закона» (Гал.3:13) честною Твоею кровью, пригвождённый ко кресту и копьём пронзённый, сделавшийся для людей источником безсмертия, слава Тебе».    Потом, диакон говорит: «Благослови, владыка». И священник благословляет: «Благословен Бог наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, священник берёт левой рукой просфору, а правою святое копье 13 , и, делая им знак (креста) поверх знака печати на просфоре, трижды говорит: «В... воспоминание» (Лк.22:19) Господа и Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа».    И тотчас вонзает святое копье на правой стороне печати, и, (сверху) надрезая, говорит: «как овца, веден был Он на заклание» . Одинаково, вонзая святое копье на левой (стороне), говорит: «И как овца незлобивый пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» .    Вонзая святое копье на верхней стороне печати, говорит: «От уз и суда Он был взят» . Опять, вонзая святое копье на нижней стороне печати, говорит: «род Его кто изъяснит» (Ис.53:7, 8)?    Диакон, при каждом надрезании, говорит: «Господу помолимся». После этого, держа свой орарь правою рукою, диакон говорит: «Подними (вырезанный агнец), владыка».    И священник, вдвинув святое копье с боковой правой стороны просфоры, поднимает (вырезанный) святой хлеб, говоря так: «Он отторгнут от земли живых» (Ис.53:8), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». И, полагая его навзничь (т. е., мягкою стороною вверх) на святом дискосе, — после того, как диакон скажет: «Принеси в жертву 14 , владыка», — священник приносит его в жертву крестообразно, говоря: «Приносится в жертву Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29), за жизнь мира и спасение». И поворачивает на другую сторону, с крестом наверху, и диакон говорит: «Вонзи, владыка».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.      Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.      В различиых смыслах употребляется в Писании слово " душа " . То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: " Ни одна душа " , " никакая душа " . Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).      То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20). Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).      А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать " животной душой " . Душа их исплевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26). Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9). Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).      (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Быт.3:18–19 . терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, В этих двух стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст: «в печалях снеси тую вся дни живота своего» ( Быт. 3:17 ) (ср. Иов. 5:7, 14:1 ; Ис. 55:2 ; Еккл. 1:13 и др.). доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей ( Пс. 103:29, 145:4 ; Иов. 34:14–15 ; Еккл. 12:7 ), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в свое первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся ( Еккл. 12:7 ; Притч. 14:32 ; Ис. 57:2 и др.). По отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме. В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что «Бог не сотворил смерти» ( Прем. 1:13 ), что «Бог создал (точнее – предназначил) человека для нетления» ( Прем. 2:23 ) и что смерть привнесена в мир грехом человека ( Рим. 5:12 ). Быт.3:20 . И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.20:6 .  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом ( Втор. 4:15 ) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» ( Втор. 4:16 )) и под другими формами, образами 14 . Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим ( Втор. 4:15 ), запрещение же поклоняться и служить им ( Исх.20:5 ) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель ( Втор. 4:24, 6:15 , Нав. 24:19 ), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам ( Ис. 42:8, 48:11 ). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога- " ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему ( Исх. 34:7 , Чис. 14:18 , Ис. 14:21 ). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16 , Иер. 31:30 , Иез. 18:1–32 , а тех детей, собственная преступность которых ( «ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Исх.20:7 .  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха ( Быт. 31:42 ), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30, 4:30, 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Многим этот ответ кажется остроумным. Иногда люди говорят: если Бог хочет, чтобы в Него веровали, почему Он не творит чудеса почаще? Почему бы Ему не удостоверить неверов в Своем бытии какими-нибудь неотразимыми знамениями? И Евангелие — в частности, в этом повествовании об исцелении слепорожденного — показывает почему. Бог предоставляет фарисеям достаточно данных. Происходит явное чудо . Более того, происходит явное знамение, указывающее на наступление мессианской эры, на то, что Предреченный пророками Спаситель уже пришел, что Он среди Своего народа. Фарисеи, как специалисты в Писании, не могли не знать многочисленных пророчеств: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых . И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (Ис.29: 18–19), «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5). Согласно Писанию, Тот, Кто открывает очи слепым — Бог: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных» (Пс. 145:8). Но мы видим реакцию фарисеев: они не верят свидетельству исцеленного, требуют свидетельства его родителей, наседают на исцеленного с вопросами и опять не верят его ответам. Практически перед их глазами совершилось чудо, предсказанное в хорошо известных им пророчествах — и они говорят «нет». Есть ли в этом что-то психологически невероятное? Напротив, это обычное дело: люди склонны верить самым диким небылицам, если они хорошо вписываются в их картину мира, и не верить своим глазам, если то, что они видят, их не устраивает. Это добровольная, намеренная слепота. И поэтому чудо неизбежно означает суд: оно вынуждает человека определиться, принять решение. После встречи с чудом Божиим никто не может жить так, как раньше; человек или становится верующим — как исцеленный — или окончательно закрывается в ожесточенном неверии. Как говорит Господь, «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

http://pravoslavie.ru/70992.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010