«Учители твои... не будут скрываться», т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия ( 3Цар.18:17 ; Ам.7:10 ; Иер.38 и сл.), будут пользоваться уважением в народе. «Позади тебя», т. е. вслед тебе. Ис.30:22 . Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: про­чь отсюда. Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны. «Оклад идолов». Большею частью идольские изображения делались из дерева ( Ис.40:19 ), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. Исх.32:20 ). Ис.30:23 . И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь по­ле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. Ис.30:24 . И волы и ослы­, воз­делыва­ю­щие по­ле, будут есть корм соленый, очищен­ный лопатою и веялом. Ис.30:25 . И на всякой горе высокой и на всяком холме воз­вышен­ном по­текут ручьи, по­токи вод, в день великого по­раже­ния, когда упадут башни. Ис.30:26 . И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Го­с­по­дь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесен­ные ему язвы. «Корм соленый» – особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных. «День великого поражения» – это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис.22 и сл.). «Башни» – здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц. «Как свет семи дней», т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу. Ис.30:27–33 . Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды – царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела. Ис.30:27 . Вот, имя Го­с­по­да идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь по­еда­ю­щий,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«У Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ). Священная история Израиля открывает нам те же свойства Бога. Главным образом Его всемогущество, верность, справедливость, милосердие. Божественный замысел истории осуществляется, несмотря на сопротивление людей. Бог наказывает и прощает; через бедствия и наставления в истине Он ведет свой народ к чистой вере и жизни (См., напр., Heeм. IX ). Почти во всех книгах Ветхого Завета мы находим мысль, что Бог открывается в Его действиях в мире… «Кому вы уподобите Меня и с кем сравните? – говорит Святой. Поднимите глаза Ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинства их (т.е. звезды) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает… Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает; разум Его неисследим. Он дает утомленному силы и изнемогшему дарует крепость» ( Ис. 40:25–29 ). Исаия резко противопоставляет истинного Бога ложным богам именно потому, что последние бездеятельны, не могут ни предсказывать, ни спасать, ни творить, ни, вообще, делать что-либо доброе или худое ( Ис. 41:23, 64:4, 37:18–20 ). Бедствия представляются пророку явлением гнева Божия, который выражает и справедливость и любовь Божию к людям ( ). «Господь – Судия наш, Господь – Законодатель наш, Господь – Царь наш: Он спасет нас»! ( Ис. 33:22 ). Ассирия есть только «жезл гнева Божия» ( Ис. 10:5 ). Бог возвратит еврейский народ в Палестину, но это будет делом одной только Его милости и всемогущества ( Ис. 40:6–11, 49:5–26, 43:19–28 , Ис. 51 , Ис. 52:5–15 ). Однако, прор. Исаия обличает, как искушение, требование, чтобы Бог показал действие Своего Промысла: «горе тем… которые говорят: …пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» ( Ис. 5:18–19 ; ср. Ис. 66:5 ). Подобное учение мы находим и у прор. Иеремии. Замечательна в этом отношении тридцать вторая глава его книги (16–44 ст.). «Вот, Я покажу им… руку Мою и могущество Мое и узнают, что имя Мое – Господь!» ( Иер. 16:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Ис.51:19 . Тебя по­стигли два бедствия, кто по­жалеет о тебе? – опустоше­ние и истребле­ние, голод и меч: кем я утешу тебя? «Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч». Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом. Ис.51:20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполнен­ные гнева Го­с­по­да, пре­ще­ния Бога твоего. «Сыновья твои изнемогли и лежат – как серна в тенетах». Повторение все той же мысли о полной растерянности и беспомощности населения Иерусалима. Обращает на себя внимание последнее сравнение, которое по LXX читается совершенно иначе: «как свекла недоваренная». Блаженный Иероним объясняет это тем, что LXX евр. слово «tho» – что значит «серна», перевели сирийским thoveth, что значит «свекла». Но первый перевод правильнее и он имеет аналогию себе у того же пророка ( Ис.13:14 ). Ис.51:21 . Итак выслушай это, страдалец и опьянев­ший, но не от вина. «Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.» Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ – «вы пьяны, но не от вина» – еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части ( Ис.29:9 ). Ис.51:22 . Так говорит Го­с­по­дь твой, Го­с­по­дь и Бог твой, отмща­ю­щий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьяне­ния, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, Ис.51:23 . и подам ее в руки мучителям тво­им, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам прой­ти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для про­ходящих. Как после радостного известия пророк Исаия обычно спешит сделать и предостережение, так после скорбной вести он преподает утешение. Народу израильскому после известного искуса в очищающих его исторических страданиях обещается, во-первых, освобождение от врагов (22 ст.); а во-вторых, даже наказание этих самых врагов (23 ст.). «Враждуйте народы, но трепещите» – восклицал некогда пророк Исаия ( Ис.8:9–10 ), т. е. осуществляйте, пока, – беспрепятственно побуждения вашего злого и испорченного сердца. Но помните, что Бог, Который все ваше зло претворяет в добро, рано или поздно позовет вас к ответу и даст и вам испить фиал ярости Его (ср. 8, 10, 14 и Ис.49:26 гл., а также Откр.16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.14:24–27 . По окончании победной песни о падении царя вавилонского, пророк пророчествует о судьбе Ассура, но говорит о нем очень немногое, потому что, после полученного пророком откровения о погибели Вавилона, для него вполне ясно определилось, что не Ассур будет иметь решающее значение в отношении к судьбе избранного народа. По содержанию, это краткое пророчество об Ассуре представляет собою повторение мыслей, заключающихся в главе 10. Совсем не упомянуть здесь об Ассуре пророк считал неудобным, вероятно, ввиду того, что все почти следующие далее пророчества о судьбе разных народов имеют своим предметом отношение этих народов именно к монархии Ассирийской ( Ис.14:20 - Ис.20:6 ; Ис.21 и сл. 22 и 23 гл.). Ис.14:24 . С клятвою говорит Го­с­по­дь Саваоф: как Я по­мыслил, так и будет; как Я определил, так и состо­ит­ся, Представляя Бога клянущимся, пророк, очевидно, делает это для того, чтобы более убедить своих читателей в том, что печальная судьба Ассура – неизменна. Ис.14:25 . чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Мо­их; и спадет с них ярмо его, и снимет­ся бремя его с рамен их. Хотя после поражения войска ассирийского Ангелом под стенами Иерусалима, какое и имеется в виду у пророка, Ассур снова на некоторое время ожил, тем не менее пророк имел полное основание рассматривать это страшное поражение как конец Ассирийского могущества. В самом деле, удар, нанесенный Ассуру Господом Богом, возбудил энергию во врагах Ассура, которые сначала по одиночке стали вступать с ним в борьбу, а потом, когда удалось образоваться коалиции из трех сильных держав – Египетской, Мидийской и Вавилонской, и вовсе положили конец существованию Ассирийской монархии (за 608 лет до Р. Х.). «Горами» Божиими называется Иудея – страна очень гористая. «С них», т. е. со всех подчиненных Ассуру народов. Ис.14:26 . Таково определе­ние, по­становлен­ное о всей земле, и вот рука, про­стертая на все народы, Ис.14:27 . ибо Го­с­по­дь Саваоф определил, и кто может отме­нить это? рука Его про­стерта, – и кто отвратит ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21 . Но будут обитать в нём звери пустыни, И домы наполнятся филинами: И страусы поселятся, И косматые будут скакать там. 22 . Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены – в увеселительных домах. Исаия 14: 1 . Близко время его, И не замедлят дни его. Исаия 14: 23 . И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф. (626–586 до Р.Х.) Иеремия 51: 26 . И не возьмут из тебя камнядля углов, И камня для основания, Но вечно будешь запустением, Говорит Господь. 43 . Города его сделались пустыми, Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт ни один человек, И где не проходит сын человеческий. Предсказания 1 . Вавилон будет подобен Содому и Гоморре ( Ис. 13:19 ). 2 . Никогда не будет вновь населён ( Иер. 51:26 ); ( Ис. 13:20 ). 3 . Арабы не будут разбивать там своих шатров ( Ис. 13:20 ). 4 . Там не будут пастись овцы ( Ис. 13:20 ). 5 . Звери пустыни населят развалины Вавилона ( Ис. 13:21 ). 6 . Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ ( Иер. 51:26 ). 7 . Мало кто будет посещать развалины ( Иер. 51:43 ). 8 . Вавилон будет покрыт болотами ( Ис. 14:23 ). Исторические данные Согласно Британской энциклопедии, «вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян» (Предсказания 1, 2). Вавилон был богатым городом. «Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, – пишет Остин Лейард, – он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Ис.5:18 . Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; «Влекут» – правильнее перевести: «навлекают на себя наказание Божие за свои преступления». В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский , и святой Иоанн Златоуст , а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. Ис.5:19 . которые говорят: «пусть Он по­спешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть при­близит­ся и при­дет в исполне­ние совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» «Дело Свое», т. е. суд Свой над нами. Ис.5:20 . Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму по­читают светом, и свет – тьмою, горькое по­читают сладким, и сладкое – горьким! Ис.5:21 . Горе тем, которые мудры в сво­их глазах и ра­зу­мны пред самими собою! «Мудрые в своих глазах» не хотят знать закона Божия. Ис.5:24–30 . За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, – знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен. Ис.5:25 . За то воз­горит­ся гнев Го­с­по­да на народ Его, и про­стрет Он руку Свою на него и по­раз­ит его, так что содрогнут­ся горы, и трупы их будут как по­мет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратит­ся, и рука Его еще будет про­стерта. «Рука Его... будет простерта», – т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий. Ис.5:26 . И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро при­дет; «Поднимет знамя» – укажет место для собрания войск, идущих на Иудею. «Народы дальние» – вероятнее всего, здесь пророк разумеет ассириян и соседних с ними и им подвластных народов. Ис.5:27 . не будет у него ни усталого, ни изнемога­ю­щего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимет­ся по­яс с чресл его, и не разо­рвет­ся ремень у обуви его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.27:10 . Ибо укреплен­ный город опустеет, жилища будут по­кинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет по­ко­иться и объедать ветви его Ис.27:11 . Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины при­дут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалит­ся над ним Творец его, и не по­милует его Создатель его. Перед духовным взором пророка снова вырисовываются очертания мировой силы, которая свой центр имеет в великом мировом городе. Этот город он изображает опустевшим и засохшим подобно дереву. Между тем Израиль снова вернется в Иерусалим из плена и будет спокойно обитать здесь. «Укрепленный город». Пророк имеет здесь в виду не один город, а вообще укрепленные города, упомянутых в первом стихе 27-й, как главы мировых держав (ср. Ис.24:10–12 ; Ис.25:2 ; Ис.26:5 ). «Народ безрассудный». Так пророк называет язычников за то, что они не позаботились о выработке для себя более или менее правильного мировоззрения (ср. Рим.1:28 ). Ис.27:12 . Но будет в тот день: Го­с­по­дь по­трясет всё от великой реки до по­тока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; Ис.27:13 . и будет в тот день: вострубит великая труба, и при­дут затеряв­шиеся в Ассирийской земле и изгнан­ные в землю Египетскую и по­кло­нят­ся Го­с­по­ду на горе святой в Иерусалиме. В противоположность той печальной картине, какую будут представлять собою языческие мировые державы, жизнь израильского народа будет самая счастливая. «В тот день» см. Ис.2:11 . «Господь потрясет все». Это слово потрясет может указывать на великое потрясение, какое будет произведено судом Господним на всем пространстве, по какому были рассеяны пленные израильтяне. Можно также видеть здесь и простое указание на собирание плодов с оливковых деревьев, которые стрясались, стряхивались с деревьев или же сбивались палкою ( Втор.24:20 ). Во всяком случае результатом этого потрясения будет то, что израильтяне будут собраны вместе, как плоды в одной корзине или как колосья – в снопы. «Река великая» – это Евфрат, как эмблема северных стран, куда отведено было в плен большинство израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ис.40:10 . Вот, Го­с­по­дь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воз­даяние Его пред лицем Его. «Вот Господь Бог грядет с силою». Вот, сущность пророчественного утешения, открытие той самой славы Божией, о которой говорилось выше (5 ст.) Господь грядет! Как это напоминает известный возглас Иоанна Крестителя: «вот агнец Божий» ( Ин.1:36 ). У него же мы встречаем и указание на особое величие и силу Господа: «Идущий за мною сильнее меня» ( Мф.3:11 ). Награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его, или как LXX и славянский текст переводят: «и мзда Его с Ним и дело Его пред Ним». Здесь мы имеем, по-видимому, пример синонимического параллелизма мыслей. Эта фраза еще раз буквально повторяется у того же пророка ниже ( Ис.62:11 ). Основной смысл ее тот, что всемогущий Господь не обязан ни перед кем отчетом: Он и первый виновник и последний Судия всего – «альфа и омега, начало и конец» ( Откр.22:13 ). Ис.40:11 . Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. «Как пастырь будет Он пасти стадо свое». В качестве верховного Распорядителя мира, Господь Иисус Христос является, с одной стороны, Судией и Мздовоздаятелем ( Мф.16:27 ; Мф.20:1–16 ; Мф.25:14–16 ), а с другой – добрым Пастырем, заботливо охраняющим своих овец ( Иез.34:20–24 ; Ин.10:11 ). В этом стаде есть и слабые ягнята, и беременные и дойные овцы, которые требуют особенно внимательного и бережного к себе отношения. Все это указывает на различие духовно-нравственного состояния членов новозаветной Церкви и на разнообразие промыслительного воздействия на них. Ис.40:12 . Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Ис.40:13 . Кто ура­зу­мел дух Го­с­по­да, и был советником у Него и учил Его? Ис.40:14 . С кем советует­ся Он, и кто вра­зу­мляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? С 12–26 идет вторая часть речи, содержащая в себе поучения и обличения. Она, в свою очередь, делится на две половины – с 12–17 и с 18–26 включительно. Общая мысль всей второй части рассматриваемой речи – раскрытие Премудрости, Всемогущества, Величия и Силы Господа. В первой половине она развивается с положительной, а во второй – с отрицательной стороны, путем контраста со слабостью и суетностью идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я ждал». Возможно точнее: «успокаивал себя до утра», т. е. надеялся на облегчение болезни к утру, но, вместо облегчения, болезнь сокрушала его, как лев. Ис.38:14 . Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Го­с­по­ди! тесно мне; спаси меня. «Как журавль, как ласточка». Стоны больного Езекии походили на заунывные звуки, испускаемые журавлем, или на писк ласточки; иногда же он глухо стонал, как голубь. «Уныло смотрели» – возможно точнее: «и истомились глаза мои от постоянного смотрения на небо», откуда Езекия ожидал помощи. 45 «Спаси меня»! – точнее «будь мне порукою!» (ср. Иов.17:3 ). Ис.38:15 . Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду про­водить все годы жизни моей, по­мня горесть души моей. Ис.38:16 . Го­с­по­ди! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Ис.38:17 . Вот, во бла­го мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва по­гибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Езекия, в благодарность Богу за полученное исцеление, обещается тихо проводить остаток своей жизни. «Так живут», т. е. благодаря именно таким действиям Всевышнего люди оживают, и Езекия на эту чудесную помощь Господа будет возлагать все свои упования. «Во благо». Болезнь послужила к возвышению нравственного состояния Езекии. «И Ты избавил». т. е. в том, что Ты избавил душу мою от смерти, я вижу доказательство того, что Ты в то же время простил мне мои грехи. Преждевременная смерть здесь представляется как наказание за грехи. «За хребет», т. е. так далеко, что их не стало и видно. Ис.38:18 . Ибо не пре­исподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Ис.38:19 . Живой, только живой про­славит Тебя, как я ныне: отец воз­вестит детям истину Твою. Ис.38:20 . Го­с­по­дь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн мо­их будем воспе­вать песни в доме Го­с­по­днем». Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. Пс.6:6 ; Пс.87:11–13 ; Пс.113:25–26 ). Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. 2Пар.29:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010