«Кто домоправитель верный и разумный, которого господин поставит над своими слугами, чтобы он в должное время выдавал, сколько надо, из съестных припасов? Блажен тот слуга, которого господин его, когда придет, застанет за такими делами. 44Воистину говорю вам, он поставит его над всем своим достоянием. 45Но если тот слуга скажет в душе: «Еще не скоро придет мой господин», – и примется бить слуг и служанок, станет есть, пить и напиваться, – 46придет господин того слуги в день, в который тот не ждет, и в час, которого тот не знает, и извергнет его, и подвергнет одной участи с неверными. 47Притом слуга, который знал волю господина своего, но ничего не сделал, чтобы ее исполнить, бит будет много; 48а тот, кто не знал, хотя бы и заслужил наказания, бит будет мало. Кому много дано, с того много спросится, и кому много доверено, с того больше взыщут. 49Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже разгорелся! 50Крещением должен Я креститься, и как томлюсь Я, покуда это не сбудется! 51Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение. 52Ибо отныне, если есть в одном доме пятеро, они будут разделены: трое против двоих, и двое против троих. 53И будет отец против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови». 54А народу говорил Он: «Когда вы видите, что с запада идет туча, вы тотчас говорите: «Быть дождю», – и это сбывается. 55И когда вы видите, что дует ветер с юга, вы говорите: «Быть зною», – и это сбывается. 56Лицедеи, умеете же вы распознавать лицо земли и неба, почему вы не распознаете, какое наступило время? 57И как вы сами не рассудите по справедливости? 58Когда идешь к начальству вместе с тем, кто имеет против тебя тяжбу, постарайся уладить с ним ваше дело по дороге, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не предал тебя тюремщику, а тот не вверг тебя в темницу. 59Говорю тебе, оттуда не выйдешь, пока не выплатишь последнего кодранта». 13 В это самое время пришли и рассказали Ему о тех галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвоприношениями. Он сказал им в ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мф.18:12–13 .  Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Вполне последовательно Он, прежде сказавший: «Смотрите»,чтобы не презреть одного из малых сих», присоединяет притчу о девяноста 400 девяти овцах, оставленных в горах и об одной заблудившейся, которую добрый пастырь возвращает к остальному стаду, потому что она не могла двигаться вследствие крайней слабости. Некоторые думают, что это есть Тот пастырь, Который хотя и был в образе Божием, но не почитал хищением быть равным Богу, но умалил Себя, принимая внешний вид раба и был в повиновении Отцу даже до смерти, и смерти – крестной (Фил.2и далее) и ради того сошел на землю, чтобы спасти одну погибавшую овцу, т. е. род человеческий. Другие же под девяносто девятью овцами считают возможным понимать все количество праведных, а под одной овцой – грешника, в соответствии с чем говорится в другом месте: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк.5:31–32 ). Эта притча в Евангелии от Луки соединена с двумя притчами: о десяти драхмах и двух сынах ( Лк.15:8–32 ). Мф.18:14 .  Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих. Он относит к тому, что выше предложено, т. е. к словам: " Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих», 401 и таким образом учит, чтобы малые не были презираемы. А в словах: «Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих», показывается, что если только погибает один из малых сих, то бывает это не по воле Отца. Мф.18:15–17 .  Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз (interte et ipsum solum). Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым» (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь» 402

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Никогда народ Израильский не был в таком положении, чтобы не было среди его вовсе боящихся Бога; но масса народа, и в особенности верхние, руководящие классы, были или невежественны, или глубоко испорчены, как мы видели и в писании изучаемого нами пророка и в Евангелиях. „Как мы будем спасены“? вопрошает пророк, ужасаясь грехов народа, когда мы забыли Тебя, Боже, и даже самая праведность наша, как запачканная одежда? Мы видели уже в I главе Исаии, и во многих других его пророчествах, как издавна греховность среди народа этого прикрывалась известными формами обрядной праведности. Таков и оставался этот народ и до времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа. А исполнить от души объявляемую Иудеям пророком волю Божию о добрых делах ( Ис. 1:16–18, 56:1–2, 58:6–7 и др.) возмогли лишь те из них, которые уверовали в Господа Иисуса, ибо, как сказал Он: „без Меня не можете делать ничего“. Итак, вот единый ответ на тоску пророка: „как же мы будем спасены“? „Верующий в Сына человеческого имеет жизнь вечную“ ( Ин. 3:36, 5:24–26 ), ибо (ср. Ис. 8:14 , 28с 1Пет. Рим. 9:33 ) „Он есть камень краеугольный.... и верующий в него не постыдится“. 8 . Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты -образователь наш, и все мы – дело руки Твоей. 9 . Не гневайся, Господи, без меры и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. 10 . Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. 11 . Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены. 12 . После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? В стихе 8-м пророк возвращается к подобию, употребленному им в Ис. 29о горшечнике и глине, обличая в неверии тех, которые ( Ис. 29:13 ) приближаются к Господу устами и языком, по сердце которых далеко отстоит от Господа. Повергаясь в прах пред Создателем, пророк от лица Израиля исповедует свое ничтожество и молится (ст. 9) о помиловании, ибо „мы все народ Твой“, говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но вместо этого, народ этот забыл Бога, забыл обетования, забыл правду и стал творить зло, как указывает Исаия и, как позже о нем выразился Иер. 4:22–23 : „они умны на зло, но добра делать не умеют“. И вот „земля их стала разорена и пуста“ (Иер. id.) согласно давнему пророчеству кн. Лев. 26 , Втор. 29:22–25 и многим другим угрозам книг Моисеевых. И окончательно совершился над Израилем, и уделом его, и градом его приговор Божий, когда Господь Иисус Христос не был признан ими и сказал им, что отныне „оставляется дом их пуст“ 1514 . Но из них те, которые воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ ( Мф. 23:39 ), спасены по милосердию Его. 19 . Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: „напрасно ищете Меня“. Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину. Многие комментаторы, как напр. Кей в Speaker’s Commentary, видят в этих словах прямое указание на угрозы, произнесенные в книгах Левит и Второзакония. Читатели наши видели выше, что многие места Исаии несомненно доказывают, что ему известны были книги, которые мы по глубокому убеждению называем Моисеевыми. Но независимо от этих древних угроз и предупреждений Моисея, все пророки, начиная с Иисуса Навина и впродолжение периода Судей и Царей, неизменно вопияли к народу, что Бог един и карает отступничество от Него и идолопоклонство, требуя чистоты, верности и милосердия к ближним.-Священный догмат единства Бога был провозглашаем и посреди язычников 1515 , и эти язычники обращались к Богу и, говоря словами Апостола Павла к Афинянам: „ощущали Бога и находили Его“. (Деян. 17и ср. многие места Деяний об обращении язычников с Рим. др.). „Аз есмь путь и истина и жизнь“, сказал наш Спаситель ( Ин. 14:6 ). После этих слов Господь устами пророка обращается к народам, жившим вне откровения, из которых некоторые были орудием Божиим для исполнения судеб Его (см. Исаии гл. X, XIII, XIV и др.). 20 . Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«О чем вы спорили в дороге?» 34А они молчали, потому что спорили между собой в дороге, кто больше кого. 35И Он, сев, велел Двенадцати подойти и говорит им: «Кто хочет быть первым, пусть будет последним из всех и всем слуга». 36И взяв малое дитя, Он поставил его посреди них и сказал им, обнимая его: 37«Кто примет одно такое дитя во имя Мое, Меня принимает, а кто Меня принимает, не Меня принимает, но Того, Кто послал Меня». 38Сказал Ему Иоанн: «Учитель! Мы видели человека, который изгоняет бесов, употребляя Твое имя, и запретили ему, потому что его не было с нами». 39Но Иисус сказал: «Не запрещайте ему; ибо никто не может совершить именем Моим чудо, и тотчас после того похулить Меня. 40Ведь кто не против нас, тот с нами. 41И кто напоит вас чашей воды ради имени Моего, потому, что вы Христовы, – аминь, Я говорю вам, не утратит он награды своей; 42а кто подаст повод к соблазну для одного из этих малых, что веруют в Меня, – лучше было бы тому, если бы повесили ему на шею жернов и кинули его в море. 43И если вводит тебя в соблазн рука твоя, отсеки ее; лучше тебе одноруким войти в Жизнь, чем с обеими руками пойти в геенну, в огонь неугасающий. 45И если вводит тебя в соблазн нога твоя, отсеки ее; лучше тебе калекой войти в Жизнь, чем с обеими ногами быть брошенным в геенну. 47И если вводит тебя в соблазн глаз твой, вырви его; лучше тебе кривым войти в Царство Божие, чем с обоими глазами быть брошенным в геенну, 48где червь их не умирает и огонь не угасает. 49Ибо всякий будет осолен огнем. 50Добрая вещь – соль; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Так имейте в себе соль, и храните между собою мир». 10 И Он, выйдя оттуда в путь, направляется в земли иудейские и заиорданские, и снова собирается к Нему народ; и Он снова, как обычно, учил их. подошли фарисеи, и спрашивали, испытывая Его: «Позволено ли мужу разводиться с женой?» 3А Он сказал им в ответ: «А что предписал вам Моисей?» 4Они сказали: «Моисей установил разводиться, выдав разводное свидетельство». 5Но Иисус сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

овец и пастухов попалил и пожрал; и спасся я один, дабы известить тебя!» 17Он не кончил, как приходит другой и говорит: «В три отряда халдеи сошлись, и напали на верблюдов, и взяли их, а отроков сразили острием меча, и спасся я один, дабы известить тебя!» 18Он еще не кончил, как приходит другой и говорит: «Сыны твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19и вот великий вихрь с того края пустыни пришел, и сотряс он четыре угла дома того, и пал дом на юных, и они мертвы; и спасся я один, дабы известить тебя!» 20И тогда встал Иов, и разодрал ризу свою, и обрил главу свою, и повергся на землю, и преклонился, 21и сказал: «Наг вышел я из родимых недр и наг возвращусь назад. Господь дал, Господь взял – благословенно имя Господне!» 22При всем этом не погрешил Иов и не оказал Богу никакого неподобия. 2 И был день, когда пришли Сыны Божьи, чтобы предстоять Господу, и Противоречащий пришел с ними, чтобы предстоять Господу. вопросил Господь Противоречащего: «Отколе приходил ты?» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «От обхода земли, и от скитаний по ней». 3И вопросил Господь Противоречащего: «Приметило ли сердце твое раба Моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он: прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла. И доселе тверд он в простоте своей; а ты наущал Меня на него, ища погубить его без вины!» 4И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «Кожа за кожу! – и все, что имеет муж, отдаст он за жизнь свою. ы5Нет – протяни-ка руку Твою, дотронься до кости его и плоти его: разве не похулит он Тебя в лицо Тебе?» 6И сказал Господь Противоречащему: «Вот – он в руке твоей; лишь дыханье его сохрани!» 7И отошел Противоречащий от лица Господа, и поразил Иова злыми язвами от подошвы стопы его по самое темя его. 8И взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла. 9И говорила ему жена его: «Ты все еще тверд в простоте твоей? Похули Бога – и умри!» 10Но он сказал ей: «Словно одна из безумных жен, так молвила ты! Приемлем мы от Бога добро –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Писание свидетельствует, что ангелы, окружающие Престол Божий, непрестанно возвещают святость Божию, взывая, друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). По изображению в Писании, свет святости наполняет все, что исходит от Бога или служит Богу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» ( Пс. 144:17 ). «Ибо Свят Господь, Бог наш» ( Пс. 98:9 ). б) Правосудие Божие есть другая сторона все праведности Божией. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте...» ( Пс. 9:9 ). «Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 11). Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, строго судящей за грехи и наказывающей виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который с целью вразумить непокорного сына прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбя, одновременно печалясь и о неразумности сына и сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то всегда Божия правда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Святость и правда Божии тесно связаны между собой. Бог призывает всех к жизни вечной в Нем, в Его Царствии, а значит, в Его святости. Но в Царствие Божие не войдет нечто нечистое. Господь очищает нас Своими наказаниями, как действиями промыслительными, предупреждающими, исправительными, ради любви Своей к созданиям Своим. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный: как можем мы войти в царство святости и света – и как могли бы мы там себя чувствовать – будучи нечистыми, темными и не имея в себе зародыша святости, не имея в себе никакой положительный духовной, нравственной ценности? Всемогущий – «Ибо Он сказал,– и сделалось; Он повелел, – и явилось» так выражается Псалмопевец о всемогуществе Божием ( Пс. 32:9 ). Бог есть Творец мира. Он Промыслитель мира. Он Вседержитель. Он есть «Един творящий чудеса!» ( Пс. 71:18 ). Если же Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог «не может» совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Под гнетом гнева Божия „кости ветшают“, как говорит Давид ( Пс. 31:3 ); с возвратом милости Божией, сердце человека раскрывается радости, и он чувствует себя обновленным даже в плотя своей (ср. Ис. 58:11 ), ибо в земной жизни дух воздействует могущественно на тело, хотя и тело часто противится духу (ср. Рим. 7:24 : „Бедный я человек“!), но оба просветляются вместе, когда благодать коснется человека, и он преобразуется из душевного в духовного по указанию Апостола Павла в 1Кор. 15:44–46; 53 . Это обновление и тела и духа и изображено в 14 стихе пророчества. Этим созданием „нового человека во Христе“ ( 2Кор. 5:17 ; Еф. 2:15 ) и может быть только объяснен факт, перед которым приходили в изумление Римские правители, видевшие умирающими в страшных мучениях, но с радостью в глазах, мучеников, не хотящих отказаться от Христа. „Господня рука была открыта рабам Его“; мучения плоти были для них ничто перед тою радостью, которая наполняла их сердце и укрепляла их плоть и кости в земной жизни, и открывала им за гробом еще величайшую радость – увидеть возлюбленного Господа. Но в ст. 14 есть повидимому и дальнейшее откровение о воскресении мертвых, связующееся с пророчеством Иезекииля ( Иез. 37:10–11 ) и Даниила ( Дан. 12:2 ) и с новозаветными откровениями: Ин. 11:25 ; 1Кор. 15:51–57 ; Откр. 20:12–13 , с Мф. 25:31–46 . В следующих стихах изображен гнев Господень на врагов Его, о котором говорит конец стиха 14-го. „А на врагов Своих он разгневается“. 15 . Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. В 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 96 и 145 в объяснении нашем на 4Цар. 4Цар. 6мы говорили, что огненная колесница, уносившая пророка Илию на небо, и огненные колесницы, виденные Елисеем и слугою его близ Дофана, доказывают, что мы окружены невидимыми духовными силами, бодрствующими непрестанно над верными Господу, но и карающими, по повелению Его, грешников 1854 . С этим связуется и указание Пс. 103:4 : „Ты творишь Ангелов Своих духами и служителей Своих пламенеющим огнем“. Поэтому и Апостол ( 2Сол. 1:6–10 ), говоря об отмщении беззаконным, указывает на „явление Господа Иисуса с неба с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Прочь, сатана! Мысли твои – не Божьи, но человеческие». 34И, подозвав к себе и народ, и учеников, Он сказал им: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречется от самого себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною. 35Ибо кто хочет сберечь жизнь свою, погубит ее; а кто погубит жизнь свою ради Меня, спасет ее. 36Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? 37И какой выкуп даст человек за жизнь свою? 38Ибо кто постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением блудным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет Он во славе Отца Своего со святыми ангелами». 9. И говорил Он им: «Аминь» Я говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». через шесть дней берет Иисус Петра, Иакова и Иоанна и отдельно от других возводит их на высокую гору, будучи с ними наедине. И преобразился Он на глазах у них, 3и одежды Его сделались блистающими, такой белизны, что никакой белильщик на земле не смог бы так их выбелить. 4И явились им Илия и Моисей, и они беседовали с Иисусом. 5И Петр сказал Иисусу: «Равви, хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии». 6Он и сам не знал, что говорил, ибо их объял страх. 7И было облако, осенившее их, и был из облака Голос: «Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» 8И когда они подняли глаза, они внезапно никого уже не увидели, кроме одного Иисуса с ними. 9И когда спускались они с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10И это они исполнили, но принялись допытываться в беседе между собой, что это значит – воскреснуть из мертвых. 11И задали они Ему вопрос: «А как же книжники говорят, что «прежде должно придти Илии»?» 12Но Он сказал им: «Да, «Илия придет и восстановит» все. Но как сказано в Писании о Сыне Человеческом? Ему должно много пострадать и быть униженным. 13Но говорю вам, что и Илия приходил, и сделали над ним, что хотели, как и сказано о нем в Писании».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Сергей 2014/03/10, 14:14:25 Друзья, очень необъективная статья. Я украинец, священнослужитель. В Украине все было хорошо. пока не пришли русские войска. Сохрани Господь, чтобы этот сайт не подогревал ненависть а нес Твой мир. Аминь. Сергей 2014/03/10, 13:59:26 Бытие гл. 4 еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. ---------- Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: " мир Мой даю вам " . Так всякой смиренной душе Господь дает мир. Силуан Афонский. Еф.4:3. стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, – подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе. Феофилакт Болгарский. Мк.11:24. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=1774...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010