Всего вышесказанного кажется достаточно, чтобы быть убежденным, что первая часть без второй не понятна и немыслима, и что общее значение всей книги может быть выражено в словах: погибель народа вследствие грехов его, и спасение его ради великой любви и милосердия Бога. Но как происходит это спасение? Постараемся проследить это в обеих частях: В первой части народ представляется изъязвленным и покрытым гнойными ранами и струпьями вследствие греха и понесенных за то наказаний. „Вся голова в язвах..,, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящияся раны, неочищенные и несмягченные елеем“. ( Ис. 1:5–6 ) ....„Огрубело сердце народа сего.... и не обратятся, чтобы я исцелил их“ ( Ис. 6:10 ). Но уже в конце первой части ( Ис. 33:20,22,24 ) есть проблески лучшего будущего: „Взгляни на Сион.... Господь спасет нас“.... „И ни один из жителей не скажет: я болен; народу, живущему там, будут отпущены согрешения“. Исцеление изображается во второй части, и начинается известным нам воззванием: „Утешайте народ мой“. Некто высокий и превознесенный, о появлении которого возвещено и в первой части ( Ис. 7:14, 9:6–7 ), является Спасителем Израиля. Он „избранный Господень, к которому благоволит душа Его“; „Отрок Господень, которого Он ведет за руку“ ( Ис. 42:1 ). Перед ним идут вестники,-„глас вопиющего в пустыне“ ( Ис. 40:3 ) и другие ( Ис. 52:7 ) говорящие Сиону: „воцарился Бог твой“. „Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев.... Я Господь Святый ваш; Творец Израиля, Царь ваш“ ( Ис. 43:14–15 ) „Ты Израиль не трудился для меня,.... но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои, ради Себя Самого и грехов твоих не помяну“ ( Ис. 43:24–25 ). Но как и кем будут неглажены грехи Израиля? „Отроком Господним“. ( Ис. 42:1 ). Об этом именно восклицает Исаия в гл. LIII, 1: „Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца (рука) Господня?“ И продолжая раскрывать эту тайну пророк говорит (id ст. 2): „Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия“.... (ст. 3) „Он был презрен и умален пред людьми; муж скорбей и изведавший болезни.... Он был презираем“.... (ст. 4) „Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом, (ст. 5) Но Он изъязвлен был 227 за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 35 1–10. Искупление Израиля и возвращение его в отечество Ис.35:1–10 . Заканчивая первую часть своих пророчеств, Исаия рисует величественную картину превращения сухой пустыни в великолепную цветущую долину и прекращение всех бедствий человеческих, происходящих от болезней и уродств. По этой пустыне будет проложена дорога для избранников Божиих в родную землю и они возвратятся в мире и радости на Сион. Ис.35:1 . Возвеселит­ся пустыня и сухая земля, и воз­радует­ся страна необитаемая и расцветет как нарцисс; Ис.35:2 . великолепно будет цвести и радо­ваться, будет торже­с­т­во­вать и лико­вать; слава Ливана даст­ся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Го­с­по­да, величие Бога нашего. Что разумеет пророк под пустыней и сухой степью? Последующие стихи (3–6) представляют ответ на этот вопрос. Отсюда мы можем заключить, что пророк имел в виду свой народ иудейский, который во время плена вавилонского представлял собою как бы сухую пустыню, лишенную всякой растительности. Да, в народе иудейском на время как бы совсем прекратилась жизнь, а страна его, лишенная населения, уже и подавно заслуживала названия степи. Но такое время, говорит пророк, окончится. Вся эта сухая степь покроется красивыми нарциссами (евр. слово, здесь стоящее – bezil – означает луковичные растения разных колеров) и сравняется по своему плодородию с самыми плодородными и красивыми местностями Палестины (ср. Ис.33:9 ; Ис.29:17 ; Ис.32:15 ). «Они увидят». Это выражение не подходит к словам пустыня и степь. Лучше понимать его так, что здесь указывает пророк на иудеев, которые увидят, т. е. убедятся своими глазами в величии и всемогуществе Господа. Ис.35:3 . Укрепите ослабев­шие руки и утвердите коле­ни дрожащие; Ис.35:4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, при­дет отмще­ние, воз­даяние Божие; Он при­дет и спасет вас. Ис.35:5 . Тогда откроют­ся глаза слепых, и уши глухих отверзут­ся. Ис.35:6 . Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо про­бьют­ся воды в пустыне, и в степи – потоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем, дальнейший пророк Исаия, с особенной ясностью и выразительностью, предызображает, как пророческое, так, в особенности, будущее первосвященническое служение Мессии, совместно с этим и через это самое косвенно определяя и особеннейший характер Его царского служения. По этому изображению, Мессия, происшедши из, пришедшего в безвестность, знаменитого дома Иессеева, подобно отрасли, возникшей из древесного пня ( Ис. 11:1 ) 14 , и, происшедши через необычайное рождение от Девы ( Ис. 7:14 ) 15 , а также, при этом, будучи Богом крепким ( Ис. 9:6 ) и, следовательно, Еммануилом (Богом, в соединении с человечеством), вот в чем имеет проявить Свою посланническую деятельность в служении спасению людей. Он, будучи исполнен Духа Господня ( Ис. 11:2 ) и помазан Господом, чтобы благовествовать народам, послан будет исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих ( Ис. 61:1, 2 ). «Он поэтому возвестит народам суд... и на закон Его будут уповать острова... Он будет поставлен Господом в завете для народа и во свет для язычников» ( Ис. 42:1,4 и 6). И, мало того, что Он будет рабом Господа, для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Господь сделает Его светом народов, чтобы спасение Господне простерлось до концов земли ( Ис. 49:6 ). Оттого, «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ), и «земля наполнится ведением Господа» ( Ис. 11:9 ). Но этим не ограничится посланническая деятельность Раба Иеговы, Он явит Себя еще Искупителем людей, принесши Самого Себя Богу в жертву за грехи их. Он – муж скорбей и болезней, не имеющий вида и величия, будет презрен и умален пред людьми, так что они будут отвращать от Него лицо свое и ни во что ставить Его ( Ис. 53:3 ), причетши Его к злодеям (ст. 12) и думая, что Он поражается, наказуется и уничижается Богом (ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

33 . По святом и спасительном дне Пасхи, со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на святое место воскресения, будете слушать другие поучения, если Богу угодно будет. Из них вы узнаете изъяснение всего того, что с вами происходить будет, и услышите на то доказательства из Ветхого и Нового Заветов. Узнаете сначала о том, что происходит перед самым Крещением, потом – как вы получили от Господа очищение грехов банею водною посредством слова ( Еф.5:26 ); как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова и как вам дарована печать через сообщение Святого Духа; узнаете о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, которые здесь получили свое начало, и что о них предано в Божественном Писании, какая их сила, как приступать к ним и когда и каким образом употреблять их должно; в заключение всего – как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно этой благодати, чтобы возможно было всем вам получить вечную жизнь. Об этом, если Богу угодно будет, я вам скажу. 34 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе ( Флп.3:1 ); и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Ибо приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф.3:3 ). А восклицает пророк: Жаждущие! идите все к водам ( Ис.55:1 ). И потом тут же: Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком ( Ис.55:2 ). И спустя немного услышите благие слова: Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой ( Ис.60:1 ). Об этом Иерусалиме сказал пророк: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» ( Ис.1:26 ). Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне -из Иерусалима ( Ис.2:3 ), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, пророк говорит о вас: Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе ( Ис.60:4 ). А Сион ответствует, говоря: Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? ( Ис.60:8 ) Облаки – потому что духовны, голуби – потому что незлобивы. И в другом месте: Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? ( Ис.66:8 ). Все исполнится неизреченной радостью, потому что Господь сказал: Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью ( Ис.65:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

Глава 26 1–6. Прославление города Божия. 7–12. Прославление путей Божиих, 13–19. которые направлены к уничтожению смерти и к водворению среди людей вечной жизни. 20–21. Заключительные слова пророка. Ис.26:1–6 . Победные мысли, слышавшиеся сначала издалека ( Ис.24:14, 16 и сл.), а потом нашедшие для себя отзвук на Сионе и среди приходящих к Сиону народов ( Ис.25 и сл.), еще не окончились. Новая благочестивая община верующих начинает петь в земле Иудейской новую песнь, в которой прославляются пути Всевышнего. У этой общины есть крепкий город, в который открыт доступ только праведникам, нечестивые же города – все разрушены. Ис.26:1 . В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасе­ние дал Он вместо стены и вала. «В тот день» – см. Ис.2:11 . «В земле иудейской». Хотя здесь, несомненно, идет речь о будущей Церкви Христовой, которая должна обнять собою все человечество и распространиться по всем землям, однако пророк как член ветхозаветной иудейской Церкви не может себе представить, чтобы земля Иудина перестала быть местом, особо любимым Богом и особо Им охраняемым. «Город крепкий». Пророку, конечно, здесь предносится прежде всего Иерусалим. «Вместо стены». В новом городе не потребуется особенно крепких стен, ибо Сам Господь будет охранять его от врагов. Ис.26:2 . Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Ср. Ис.23:3–6 . «Истину» – возможно правильнее: верность (Господу). Ис.26:3 . Твердого духом Ты хранишь в совершен­ном мире, ибо на Тебя уповает он. Ис.26:4 . Уповайте на Го­с­по­да вовеки, ибо Го­с­по­дь Бог есть твердыня вечная: Пророк обращаясь то к Богу, то к избранной Божией общине выражает уверенность в том, что Бог – есть единая надежда для человека. Вместо выражения: «твердого духом» Nägelsbach предлагает читать: «как твердое установление». Мысль пророка, по этому толкователю, та, что в будущем городе должны быть различные учреждения и предметы, служащие к украшению города и на пользу его жителей, и вот самым важным учреждением будет мир, опирающийся на твердый фундамент или пьедестал. Эту прочность фундаменту дает Сам Господь. Поэтому и выражение: «Уповает он» Nägelsbach переводит так: «на Тебе основывается он (этот мир)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.52:13 . Вот, раб Мой будет бла­го­успешен, воз­высит­ся и воз­несет­ся, и воз­величит­ся. «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится.» Это – то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т. е, Мессия ( Ис.42:1 ; Ис.49:1–3 ; Ис.50:1–10 . Ср. так же Зах.3:8 ). Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: «се уразýмеет». В подборе синонимичных глаголов – возвысится, вознесется и возвеличится – экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям – naba, naschscha jadim – различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann). Ст.14–15 составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть προτασις (повышение), а ст. 15 – αποδοσις (понижение). Логическим подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе Господь сказал – «Отрок Мой». Здесь, в этом периоде, конкретнее раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества. Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм. СПб. проф.). Ис.52:14 . Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! «Как многие изумлялись». Действительно, состояние крайнего уничтожения и даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными представлениями о Мессии и Его царстве ( Ис.8:14 ; Лк.2:34 ). В качестве параллели этому стиху, нельзя не указать на Ис.50:6 , а также и на начало след. 53 гл. ( Ис.53:2–9 ). Ис.52:15 . Так многие народы при­ведет Он в изумле­ние; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слы­хали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но освобожденный Израиль положил лишь начало проповеди об Иегове, кончится же она тогда, когда на земле утвердится правда и все острова будут уповать на закон Божий. Итак образ Раба Божия в начале 42-ой главы описывается чертами, которые отчасти присущи и Израилю 3 . Это наблюдается и в дальнейшем ее содержании. Пленение Израиля было временным отвержением его Иеговой, когда завет Иеговы видимо прекратился, избрание Израиля потеряло силу. Освобождение из плена было восстановлением того и другого. Современники этого освобождения являлись таким образом настолько же восстановителями древнего завета для своей нации, насколько проповедниками и просветителями язычников. О них в известной мере могло быть сказано: «Я, Господь, призвал Тебя в правду (т. е. для оправданий) и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» ( Ис.42:6 ). Точно также и слова: «чтобы открыть глаза слепых (разумеется прежде всего в духовном смысле, в каковом далее в ст. 19 говорится: «кто так слеп, как раб Мой?»), чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы» ( Ис.42:7 ), могут быть отчасти применимы и к событию освобождения пленников и его влиянию как на язычников, так и на Израиля. Другое место, говорящее о Рабе Божием, и толкуемое большею частью в приложении к Мессии, это – Ис.49:1–9 . Это место представляет столько удобств для толкования его в применении к народу израильскому, что можно даже оспаривать мессианский смысл его. Прежде всего достойно внимания то, что в Ис.49:3 изображаемый Раб Божий называется Израилем, каковым именем пророк обозначает везде целый народ. То, что говорится здесь о Рабе Божием, в большей части своей читается нами в других местах об израильском народе. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери называл Мое имя» ( Ис.49:1 ) читаем мы здесь. «Господь помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ) «назвал тебя по имени твоему» ( Ис.43:1 ), читаем мы о народе израильском. «И соделал уста Мои как острый меч, тенью руки Своей покрыл Меня, и соделал меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня» ( Ис.49:2 ) значит в сущности тоже, что в Ис.51:16 говорится об Израиле: «и Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя», Израиль был призван возвестить всему миру славу Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Из среды всего человечества Сам Господь избирает для Себя этот народ, это возлюбленное потомство друга Своего, Авраама, чтобы он возвещал славу Его между остальными народами земли и был немерцающим истинным светом во откровение темному язычеству ( Ис.41:8–9, 48:21 ), и делает его предметом Своей постоянной и самой нежной любви и попечительности, «начертывает его на дланях Своих» ( Ис.49:16 ). «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние... вел Моисея за правую руку величественной мышцей Своею, разделил пред ним воды, чтобы сделать Себе вечное имя. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покой» ( Ис.63:9, 12–15 ), в страну меда и млека, в страну благ земных и исполнение обетований небесных. Та же любовь и попечительность окружает его постоянно и здесь, устраняя с пути его исторической жизни все вредное и враждебное ( Ис.5:1–2, 27:3–4 ), направляя путь его к целям его призвания и благополучия ( Ис.41:10, 48:17 ), облегчая и споспешествуя самому шествию по этому пути. И, как избраннику Бога всемогущего, ему не страшно грозное величие соседей-врагов и нет нужды в помощи человеческой: «уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная, дающий спасение своей любовию и силой, а не стенами и валами» ( Ис.26:4, 1 ); «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают; а надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:29–31 ), «в тишине и уповании крепость» его ( Ис.30:15 ); всякая же надежда на людей тщетна и обманчива, ибо если прострет руку свою Господь, споткнется защитник и упадет защищаемый, и все вместе погибнут ( Ис.31:3 ). Для его благоденствия от него требуется только то, что должен был подсказывать здравый рассудок, чего должно было жаждать не испорченное и благодарное сердце, – сыновняя любовь и совершенная преданность воле его Бога. «О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морския.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.63:16 . Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не при­знаёт нас сво­ими; Ты, Го­с­по­ди, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». «Только Ты Отец наш... Ты Господи, Отец наш». Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.). «Израиль не признает нас своими». «Авраам» и «Израиль» – здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников. «От века имя Твое: «Искупитель наш» – Высокознаменательный термин «искупитель» впервые употреблен еще в кн. Иова ( Иов.19:25 ). а затем в Псалтири ( Пс.73:2 ) и неоднократно у пророка Исаии ( Ис.41:14 ; Ис.43:3 ; Ис.47:4 ; Ис.59:20 ; Ис.62:11 и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу. Ис.63:17 . Для чего, Го­с­по­ди, Ты по­пустил нам совратиться с путей Тво­их, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Тво­их, ради колен наследия Твоего. «Для чего, Господи, ты, попустил... ожесточиться сердцу нашему?» Библия не раз говорит о Божьем попущении к ожесточению закоренелых грешников ( Исх.4:21 ; Исх.7:3 ; Исх.9:12 ; Исх.10:1 и др.). В этом нельзя не видеть одного из убедительнейших доказательств свободы человеческой воли, а также и необходимости личных усилий каждого для своего спасения. Исторически здесь разумеется, вероятно, то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки ( Ис.6:10 ; Ис.29:10 и др.) и в котором упрекали апостолы ( Рим.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010