«Каменные рвы» – т. е. хорошие, выложенные внутри камнем гробницы или могилы, какие устраивались, напр., в Палестине, где камня было много. Некоторые из новейших критиков слова: которых опускают, относят к следующему стиху и переводят так: «с теми, кого (честно) погребают в каменных могилах, ты, попираемый (ногами проходящих) труп, не соединишься». Ис.14:20 . не соединишься с ними в могиле; ибо ты разо­рил землю твою, убил народ твой: во веки не по­мянет­ся племя злодеев. «Ты разорил землю с вою». Царь вавилонский и сам истощал свою страну постоянными наборами воинов, многие из которых гибли во время тяжелых военных походов. «Не помянется». т. е. династия царей вавилонских совершенно забудется всеми. Ис.14:21 . Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселен­ной неприятелями. «Готовьте». Пророк обращается к врагам Вавилона, которые должны умертвить все семейство вавилонского царя. 19 «Чтобы не восстали», т. е. чтобы снова не собрались с силами. «Неприятелями», по-евр. arim ­ городами или крепостями, в которых они могли бы поставить снова свои гарнизоны и держать таким образом и далекие страны у себя в подчинении. Некоторые новейшие критики предлагают здесь вместо arim читать ajim – развалины, и это чтение дает более естественный перевод: цари вавилонские действительно наполнили вселенную развалинами. Ис.14:22 . И восстану на них, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Го­с­по­дь. Ис.14:23 . И сделаю его владе­нием ежей и болотом, и вымету его метлою истреби­тель­ною, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Вавилон со всеми его обитателями будет уничтожен Богом. Самое имя его и вместе былая слава исчезнет навсегда. «Сделаю его владением ежей и болотом». Ежи, действительно, водятся на островах Евфрата и достигают значительной величины (Echinus aquatica). Так как насыпи и плотины на Евфрате, имевшие огромное значение для правильного орошения Вавилонской страны, были разрушены греками во время похода Александра Македонского по Месопотамии, то Вавилония или Халдея, как страна низменная, стала заливаться водою; от этого там образовались обширные, заражающие миазмами всю окрестность болота.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4. Евреям 1:3 . «Он есть отражение (Его) славы и точное представление Самого Его Существа, и Он держит все словом силы Своей...» (НМ). Я полагаю, что это место Писания без всякого сомнения разъясняет Божественность Иисуса Христа. Нелогично и неразумно предполагать, что Иисус, являющийся точным представлением Существа Иеговы, состоит не из Существа Иеговы и, значит, не является Богом или вторым лицом Троицы. Ни об одном творении не было сказано, что оно состоит из Существа Бога (греч. upostaseos). Поэтому вечное Слово, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Колоссянам), не может быть творением или тварным. Автор Послания к евреям однозначно говорит о Христе как об Иегове, иначе он никогда бы не сказал «образ ипостаси Его». Как говорится в Ис. 7:14 , Мессия должен быть Еммануилом, что буквально означает «Бог с нами». Свидетели Иеговы пытаются заменить в имени «Еммануил» «Бог» на «бог», «божество». Но раз Сам Бог говорит, что «прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (слова Иеговы в Ис. 43:10 ), то уже на одном этом основании надо отвергнуть существование любых других божеств и богов. Божественность Иисуса остается, как всегда, нерушимой. 5. Филиппийцам 2:11. «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Сравнивая этот стих с Кол. 2:9 и Ис. 45:23 , мы не можем не видеть полноту Божества Господа Иисуса Христа в истинном свете. В Ис. 45:23 Иегова говорит: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык». В Кол. 2:9 апостол Павел по вдохновению Святого Духа пишет: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Буквальный перевод греческого слова theotetos – «Бог-глава», так что во плоти (somaticos) Христа сосредоточена вся полнота (pleroma) Бога-главы. У Тейера в «Греческо-английском лексиконе Нового Завета», который «Сторожевая башня» называет «исчерпывающим», подробно рассмотрено слово theotetos (Бог-глава, Божество), в особенности его интерпретация в контексте Кол. 2:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

He случайно во второй цитате ( Ис. 1:9 ) появляется понятие «семени» (σπρμα). В широком смысле данное понятие (евр. zera‘) обозначает потомство: евреи гордились тем, что они «семя Авраама» ( Ин. 8:33 ). Однако Павел сначала использует это понятие применительно к той линии потомков Авраама, с которой связано обетование. Постепенно он подводит к мысли о том, что, как не все потомки Авраама являются его «семенем», так не все представители народа израильского являются остатком, но только те, которых Бог избрал для включения в новый Израиль. 259 Слово «семя» в еврейском языке указывает и на конкретного потомка того или иного человека. В Послании к Галатам Павел отождествляет «семя Авраамово» с Христом, заявляя, что именно к Нему относятся обетования, данные Богом Аврааму ( Гал. 3:16 ). В рассматриваемом нами тексте из Послания к Римлянам Павел также подводит ко Христу, на Которого указывает третья избранная им цитата – о камне преткновения. Она соткана из двух фрагментов: Ис. 28:16 («Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится») и Ис. 8:14 («И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля...»). В синоптических Евангелиях Иисус применяет по отношению к Себе образ камня, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ). Этот образ заимствован из Пс. 117:22–23 . В своем Первом Послании апостол Петр соединяет две цитаты ( Ис. 28:16 и Пс. 117:22–23 ) в единый смысловой блок: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Hero не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:6–7 ). Почему краеугольный камень стал для иудеев камнем преткновения? Павел дает ответ: потому что они «искали не в вере, а в делах закона». Тема оправдания верою, а не делами закона занимала важное место в предшествующем изложении, и здесь Павел к ней возвращается. Иудеи, утверждает он, понадеялись на закон праведности, но не достигли его, а язычники, не искавшие праведности, получили ее. «Праведность от веры»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь мы имеем ясное обозначение природы будущей «духовной деятельности Христа». Мф.1:22 .  А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Неизвестно, чьи слова изложены в этом стихе, Ангела или евангелиста. По словам святителя Иоанна Златоуста , «достойно чуда и достойно самого себя воскликнул Ангел, говоря». Т.е., согласно Златоусту, Ангел «отсылает Иосифа к Исаии, дабы, пробудившись, если и забудет его слова, как совершенно новые, будучи вскормлен Писанием, вспомнил слова пророческие, а вместе с тем привел на память и его слова». Такое мнение поддерживается и некоторыми новейшими толкователями на том основании, что, если считать эти слова принадлежащими евангелисту, то речь Ангела представлялась бы неясной и незаконченной. Мф.1:23 .  се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Приведенные Ангелом (или, по другому мнению, самим евангелистом) слова встречаются у пророка Исаии ( Ис.7:14 ). Они приведены с незначительными отступлениями по переводу Семидесяти, сказаны были Исаией иудейскому царю Ахазу по случаю нашествия на Иудею сирийского и израильского царей. Слова пророка ближе всего указывали на современные ему обстоятельства. Употребленное в еврейском тексте и греческом переводе слово «Дева» означает буквально деву, родившую сына естественным путем и от мужа (см. Ис.8:3 , где та же дева называется пророчицей). Но затем мысль пророка расширяется, он начинает созерцать будущие события, которые наступят при полной перемене современных ему обстоятельств – вместо нашествия израильского и сирийского царей Иудею подчинит царь ассирийский. Он «пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил» ( Ис.8:8 )! Если в первом пророчестве следует понимать обыкновенную деву, обыкновенное рождение и обыкновенного иудейского мальчика, названного Еммануилом, то в Ис.8:8 этим именем, как видно из слов пророка, называется Сам Бог . Хотя пророчество и не относилось в талмудических писаниях к Мессии, однако ясно можно видеть, что оно имеет высший смысл. Мессианское приложение пророчества сделано было впервые в Евангелии Матфея. Если слова 23-го стиха и были словами Ангела, то выражение «что значит» и прочее следует приписать самому евангелисту. Это обычное греческое выражение, показывающее, что еврейское слово или слова переводятся или толкуются при переводе с еврейского на греческий. По мнению некоторых толкователей, выражение «что значит» служит доказательством, что Евангелие Матфея было первоначально написано не на еврейском языке, а на греческом. С другой стороны, говорили, что когда Евангелие было переведено на греческий, то в то время уже было вставлено выражение или переводчиком, или самим евангелистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Убийственной ярости дракона недостаточно для разрушения материального мира. Он желает также убить Сына Жены. Здесь Иоанн опирается на одно место в пророчестве Иеремии, которое подтверждает, что в Откр.12 речь идет о судьбе Церкви. В Иер.51:34 святой город Иерусалим жалуется: Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня как дракон. Для читателей намек был понятен: речь идет о конкретном враге Церкви Христовой, о Римской империи, которую Иоанн изображает под прикровенным именем Вавилон ( Откр.14:8 ; Откр.16:19 ; Откр.17:5 ; Откр.18:2,10,21 ). Говоря о рождении Сына, или младенца мужеского пола (мальчика), автор опирается сразу на два знаменитых места из пророка Исаии ( Ис.7:14 и Ис.66:7 ), подчеркивая тем самым большое значение Сына для народа Божьего. В Ис.7:14 пророк возвещает царю Ахазу: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (ср. Мф.1:23 ; Лк.1:31 ). А в Ис.66:7 в рамках описания последних времен говорится: Еще не мучилась родами, а родила; прежде, нежели наступили боли ее, разрешилась сыном (буквально «мальчиком»). Об этом Сыне, следуя мессианскому Псалму 2, говорится, что Он будет «пасти все народы жезлом железным» ( Пс.2:9 ). Это же высказывание Псалма 2 повторится в Откр.19:15 , где Иисус Христос, восседая на белом коне, свершит свой суд над богоборческими властями. Итак, для Иоанна «Младенец», Сын – однозначно Иисус Христос, который принесет спасение верным христианам. Однако может удивить то, что немедленно после своего рождения «восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Почему ни слова не сказано о земной жизни Христа? Дело в том, что восхищение с земли на небо в апокалиптической традиции обладает символической значимостью и предполагает, что на восхищаемую фигуру возлагается эсхатологическая задача. Так уже в Писаниях Ветхого Завета: прежде эсхатона, прежде конца восхищенные персонажи как бы ожидают этого конца на небе. Так, например, о восхищенном на небо пророке Илии в Книге Малахии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но разве не Моисей говорил: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 )? Разве Михей давным давно не написал: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» ( Мф. 2:6 ; Мих.5:2 ). Разве Исайя не предвозвестил рождение Его от неискусобрачной: «се, Дева во чреве приимет» ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 )? Разве не предсказал пророк Аввакум возлежание в яслях животных: »...среди двух животных познан будешь» ( Авв. 3:2 )? Не говорил ли Исайя о бегстве в Египет от Ирода: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» ( Ис. 19:1 )? Не предрек ли Давид бегство вод Иордана: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» ( Пс. 76:17 )? Не предсказывал ли Исайя конца болезней и труда: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ; Ис. 53:4 )? Не предсказал ли пророк Давид силу гвоздей: «пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 )? Не пригвождение ли к древу предвозвестил Моисей: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» ( Втор. 28:66 )? Не погребение ли во гробе предначертал Иаков: «преклонился он, лег, как лев» ( Быт. 49:9 )? Не о воскресении ли взывал некогда Давид: «восстань, Боже, суди землю» ( Пс. 81:8 )? Не он же ли предсказал и вознесение: «восшел Бог при восклицаниях» ( Пс. 46:6 )? Покажите же на другом ком-нибудь исполнение этих пророчеств, или поклонитесь распятому, как Богу! Безумные! Неведая пророчества Моисеева, вы думали распять простого человека. О вас ведь, или лучше – в обличение ваше вопиет Павел, сосуд избранный: «если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). В том же обличает вас верховный из апостолов, говоря: «вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:14–15 ). Этот вопль ваш издавна предвидя, говорил Исайя: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом» ( Ис. 5:20 )! Когда таким-то образом беседовал с ними Стефан, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“ 1575 . В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ ( Ис. 35:8 ). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней. Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3 ); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. ( Мф. 8:11 ). Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы 1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения 1577 . 13 . Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю ( Лк. 2:13–14 ), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3 ; Пс. 44 ; 2Кор. 3и мн. др.). 14 . А Сион говорил: “ оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! “ Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8 , 9 Иез. 10, 11:23 ), повидимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ ( Иоил. 2:28–32 ; Деян. 2:21 ); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... ( Евр. 12:22–24 ). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вавилон в Священном Писании неизменно изображается как вечный центр богоборчества, столица зла и языческого нечестия, город демонической духовности и чернокнижия, всегда враждебный Богу и народу Божию. В описании вавилонского царя даже отчетливо различимы черты диавола: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14) В этом же месте Исаия говорит, что о ниспровержении Вавилона радуется весь мир – не только люди, но сама природа: «Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14, 7–8). Из этих слов видно, что Вавилон есть ненасытный грабитель, центр порочного мироустройства, кровопийца всей земли. Вавилон есть также возглавитель антицеркви. Как Церковь, народ Божий, – это общество людей, служащих Богу, так антицерковь – это общество людей, служащих диаволу. В Библии прослеживается история того и другого общества. Антицерковь, как и Церковь, берет свое начало от первых людей и проходит через всю человеческую историю: от Каинитов и месопотамского Вавилона с его башней – до Вавилона эсхатологического, о котором здесь речь.   «блудница» – то есть совращающая в грех, в разврат, в язычество 154 , 154 См. комм. на 11, 2.  в измену Богу, в блуд духовный и телесный. В Ветхом Завете языческие города иногда назывались «блудницами». Например, Ниневия названа развратницей приятной наружности, искусной в чародеянии, продающей блудодеяниями своими народы и чарованиями своими – племена (Наум 3, 4). Пророк Исаия называет блудницей Тир (Ис. 23, 16–17). Даже Иерусалим во времена отпадений в язычество назывался этим именем: «Как сделалась блудницею верная столица…» (Ис. 1, 21). Под блудом во всех этих случаях пророки прежде всего понимали язычество, духовную измену истинному Богу, а также все вытекающие из такой измены следствия: грех, разврат и нравственную деградацию. «сидящею на водах многих» – под этим, согласно 17, 15, следует понимать многие народы, входящие в состав эсхатологического государства (см. комм. на 13, 1). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств ( 4Цар. 22:1 ; ⇒ Иосия). Согл. «закону для царей» ( Втор. 17:18–20 ), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор. 28 ), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» ( 4Цар. 23:25 ). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.; г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидетельствовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» ( Ис. 24:5 ). Это обвинение повторяется вновь и вновь ( Ис. 5:24 ; Ис. 42:24 ; Иер. 6:19 ; Иер. 9:12–14 ; Иер. 26:4–6 ; Иер. 32:23 ; Иер. 44:10.23 ; Иез. 44:23 ; Ос. 4:6 ; Ам. 2:4 ; Зах. 7:12 ; Мал. 2:4–8 ). Пророки не возвещают ничего другого, кроме того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидетельством истинности слова Божьего, которое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении; д) ⇒ Ездра, вернувшийся из вавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010