Ис.24:6 . За то про­клятие по­едает землю, и несут нака­за­ние живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. «Проклятие поедает», т. е. гнев Божий действует, как всепожирающий огонь. «За то сожжены» – возможно правильнее, по Condamin " y – истреблены. Ис.24:7–13 . На земле прекратилось всякое веселье и оставшиеся в небольшом числе жители, при виде своих опустошенных городов, могут только плакать. Виноград, из которого можно приготовлять прекрасное вино, пропадает даром – никто не хочет уже заниматься этим делом! Ис.24:7 . Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воз­дыхают все веселив­шиеся сердцем. Ис.24:8 . Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; Ис.24:9 . уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. «Плачет сок грозда», т. е. созревшие ягоды виноградные обламываются, падают и сок течет по земле. «Болит», т. е. пропадает. Ис.24:10 . Разрушен опустев­ший город, все домы заперты, нельзя войти. «Город» – общее обозначение вместо: города. Пророк, однако, изображает, кажется, прежде всего положение вещей в Палестине. Ис.24:11 . Плачут о вине на улицах; по­мрачилась всякая радость; изгнано всякое веселье земли. Ис.24:12 . В городе осталось запусте­ние, и ворота раз­валились. Ис.24:13 . А по­среди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. «На улицах» – по переводу Orelli, на полях. «Веселие земли» – возможно точнее: веселие с земли. 24 «Что бывает при обивании маслин». Деревья, лишившиеся плодов, служат символом исчезновения обитателей земли (ср. Ис.17 и сл.). Ис.24:14 . Они воз­высят голос свой, восторже­с­т­ву­ют в величии Го­с­по­да, громко будут восклицать с моря. Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения. «Они» – это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. Откр.22:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.66:7 . Еще не мучилась родами, а родила; пре­жде нежели наступили боли ее, раз­решилась сыном. Ис.66:8 . Кто слы­хал таковое? кто видал подобное этому? воз­никала ли страна в один день? рождал­ся ли народ в один раз­, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов сво­их? Ис.66:9 . Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Го­с­по­дь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. «Еще не мучилась родами, а родила... разрешилась сыном.» В настоящем и двух следующих за ним стихах описывается то самое знамение, которое даст Господь для торжества верующих и для посрамления неверующих: это именно необычайная быстрота рождения и многочисленность появление духовного потомства у Сиона. По обыкновенным законам чадорождения процесс этот проходит мучительно и долго; здесь же в один день, без всяких почти болей, Сион сразу рождает целый народ. Ясно, конечно, что это рождение – не плотское, а духовное, рождение водой и духом ( Ин.3:1–8 ). Исполнение этого знамения можно видеть, как в частных случаях обращения в христианство целых тысяч народа под влиянием апостольской проповеди ( Деян.2:41, 4:24, 5:14 и др.), так и в общем факте необыкновенно быстрого и широкого распространения христианства. Значение этого образа особенно усиливается при сопоставлении его с контрастным – прежде, плотский Израиль сильно мучился, но ничего не рождал; теперь духовный Израиль не мучился, но родил многих сынов ( Ис.26:18 ). Обстоятельные речи об этом многочисленном потомстве пророк Исаия уже не раз в своей книге вел и раньше (См. напр., Ис.49:17–21 и Ис.54:1 и др.). Блаженный Иероним останавливает внимание на том обстоятельстве, что пророк сначала говорит о рождении лишь одного Сына ( Ис.66:7 ), а затем – многих сынов, разумея под первым Самого Господа Иисуса Христа, а под вторыми – всех Его последователей. Ис.66:10 . Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! воз­радуйтесь с ним радостью, все сетовав­шие о нем, «Возвеселитесь с Иерусалимом... все сетовавшие о нем». Об этой духовной радости обновленного Сиона, т. е. Христовой Церкви, пророк Исаия много раз и в самых живых образах говорил уже и раньше ( Ис.49:12–18 ; Ис.61:2–3 ; Ис.65:18 и др.). В данном случае он считает нужным снова напомнить об этом, чтобы преподать наиболее действительное утешение верным сынам Израиля, находившимся в состоянии понятной скорби, под влиянием всевозможных насмешек и прямых гонений (5 ст.). На эту цель определенно указывает и дальнейший контекст речи (13–14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее мы встречаем в первой части слово спасет: „Господь спасает нас“ Ис. 33и ср. Ис. 37:20,35 , „спаси“; „спасти“. Слова „помилует“ ( Ис. 14:1 ); „утешил“ ( Ис. 12:1 ) встречаются не в одной второй части, но и в первой, так что с этой, филологической, стороны доказательства, приводимые сторонниками деления, не выдерживают никакой критики. Но решение вопроса ни в каком случае не может основываться на одних только филологических сравнениях. Гораздо важнее вникнуть в дух первых и последних глав и стараться понять, что составляет сущность первой и второй части. В первой части преобладает обличение и скорбь. Пророк в видении созерцая бедствия народа своего восклицает: „Оставьте меня; я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего“ ( Ис. 22:4 ). В XXVII, 11 он говорит: „Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его и не помилует его Создатель его“. В XXX, 2, 7, 13–14 перед нашествием Ассириян пророк, не имевший еще дальнейшего откровения, восклицает об Израиле:.... „это стена, которой разрушение настанет внезапно.... И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады“.... 214 . Но Тот, который сотворил народ и доселе спасал его, силен снова возродить народ и создать из него народ новый, который будет возносить к небу хвалу святого Имени Его. ( Ис. 43:21 ). Это есть сущность так называемой второй части книги Исаии, которая начинается словами: „утешайте народ Мой“. Понятно, что такая разница в цели и сущности пророчеств должна была обусловить и перемену образов и выражений. Но, замечает Кей, при всем этом мы указываем не на различие, а на замечательное в обеих частях соответствие выражений: „Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании... ибо Твой Творец есть супруг твой.... 215 на время сокрыл Я от тебя лице мое.... бедная, бросаемая бурею, безутешная“.... ( Ис. 54:4,8,11 ) восклицает во второй части книги своей пророк, отвечая именем Господа и утешая обличаемый в первой части народ, который там называется: дщерью Сиона ( Ис. 1:4–8 ), заблудшей, блудницею ( Ис. 1:21 ), которой предсказана гибель, ( Ис. 5:25 ) и столице ее запустение ( Ис. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Этим-то истинным носителям Божественных намерений и принадлежало собственно почетное название рабов Божиих или раба Божия. Если так назывался весь Израиль, то только ради них. Им то собственно и давались все обетования славного будущего. Они одни будут просветителями народов; через них явится спасение в Сионе и ими распространится на весь мир. Так говорит Иегова тем, которые оставили Господа, забыли Святую гору Его: «вот рабы мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будуть пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будуть веселиться, а вы будете в стыде... и убьет тебя Господь Бог , а рабов своих назовет другим именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» ( Ис.65:11–16 ). В таких именно чертах изображает пророк освобожденный из плена народ и отношение к нему Иеговы. Это изображение Израиля, как раба Божия и служит тем фоном, на котором начертывает пророк образ Раба Божия, как определенной Личности. Если мы теперь сравним фон с самим образом, то без труда увидим в них нечто общее и сходное. Сходство между Израилем и Рабом Божьим, как Личностью , так значительно, что иногда затрудняешься сказать, где идет речь о целом народе и где об одной Личности. 1 Все приведенные выше места, в которых идет речь о рабе Божьем, несомненно относятся к народу израильскому, так как в них прямо указывается на коллективный характер субъекта. К местам же, предметом которых служит Раб Иеговы, как единичная Личность, относятся обыкновенно: Ис.42:1–7 ; Ис.49:1–10 ; Ис.50:4–10 ; Ис.53 . Рассмотрим, как изображается в них Раб Иеговы. Начнем с 42 гл ( Ис.42 ). " Вот Раб 2 Мой, Которого Я держу за руку». Это выражение в предшествующей главе в ст. 13 ( Ис.41:13 ) употреблено в применении к израильскому народу: «Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку и говорю: не бойся». Дальнейшие слова: «Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя», по смыслу могут быть отнесены к Израилю, который весьма часто называется избранным Божиим ( Ис.45:4, 44:2, 41:9  и др.), возлюбленным ( Ис.44:2 ), многоценным ( Ис.43:4 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В качестве комментария к речи о старце см. Притч.4:7–9 ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на «полноту дней каждого из нас» в меру возраста «исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ), независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью «духовно-нравственной зрелости». Ис.65:21 . И буду стро­ить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Ис.65:22 . Не будут стро­ить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избран­ные Мои долго будут по­льзо­ваться изделием рук сво­их. Ис.65:23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на гóре; ибо будут семенем, благо­словен­ным от Го­с­по­да, и по­томки их с ними. Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих ( Ис.58:6–7 ; Ис.59:2–8, 14–15 ). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия ( Втор.28:30 ). Ис.65:24 . И будет, пре­жде нежели они воз­зовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услы­шу. Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу ( Ис.58:2 ; Ис.59:1 ). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом ( Мф.6:8, 32 ). Ис.65:25 . Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут при­чинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Го­с­по­дь. Дается выразительный образ полного уничтожения на земле всякого зла, когда будут возможны такие непримиримые крайности, как мирно пасущиеся вместе волк и ягненок, и когда даже все звери укротят свои хищные инстинкты, перейдя на растительную пищу (ср. Ис.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

Высока Твоя мышца, и не ведеша . Не видят руки, наказавшей Ассириян. Но и те, которые не видят спасения народа Иудейского, увидят и устыдятся… ревности народа, то есть те немногие, которые останутся, увидят любовь и ревность Божию к народу Своему и постыдятся идолов своих, не оказавших им никакой помощи. Как огнь истребишь супостатов Твоих (Ис. 26:11). Истребишь тех, которые прогневали величие Твое и хулой уст своих возжгли против себя огнь гнева Твоего. Были над нами властители кроме Тебя, то есть Ассирияне, которые хотели царствовать над нами вместо Бога нашего. Но мы имя Твое именуем (Ис. 26:13), имя сокровенное, но являющее себя среди нас в знамениях, совершаемых из рода в род. Не воскрешают мертвые ; ни сами, ни боги их не воздвигают из мертвых исполины (Ис. 26:14). Не поднимут из праха, подобно Тебе, воздвигающему от земли нища (Пс. 112:7), и восставляющему мертвых из праха. Потому что Ты посетил и погубил их (Ис. 26:14), то есть исполинов древних, которых истребил Ты потопом при Ное, и князей Египетских, которых с колесницами их потопил в море, и всадников их сокрыл в морских волнах. Умножил еси Ты, Господи , людей Твоих, умножил еси, к прежним благодеяниям, явленным народу Твоему, присовокупил еще новые. Отступил от хребта их, чтобы не наказывать их с прежней строгостью. И отразил все концы земли (Ис. 26:15), то есть все множество воинов, какое с Ассириянами собралось от всех концов земли. Господи, в скорби помянухом Тя , то есть Иудеи, и в тесноте жаловались, терпя наказание Твое (Ис. 26:16), потому что почитали оное тяжким и, по слабости сил, невыносимым. И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича (Ис. 26:17), так и они приведены в содрогание тем наказанием, какое наложил на них Господь. Спаси нас, да не погибнем на земли (Ис. 26:18). Спаси, чтобы не покорили нас в земле нашей, не отвели нас в плен в землю чуждую, и не погибли мы среди язычников. И да не падут живущии на земли (Ис. 26:10), то есть живущие на земле Твоей, почитатели имени Твоего да не перестанут прославлять чудо, сотворенное Тобой для спасения нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010