«Караваны Деданские». Деданиты – арабское племя, происходившее от Авраама через Хеттуру ( Быт.25:3 ). Было еще другое племя с таким же именем кушитского происхождения ( Быт.10:7 ), но здесь, очевидно, разумеется племя, происходившее от Авраама, которое обитало около Едома, как можно заключать из того, что пророк говорит о нем тотчас после того, как сказал об Едоме. От этого племени след остался в наименовании развалин одного города к северо-западу от Акабы Дайданом. Это племя вело торговлю с Сирией теми товарами, какие получались из Индии и Ефиопии (слоновая кость, ковры и пр.). Ис.21:14 . Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих, Ис.21:15 . ибо они от мечей бегут, от меча обнажен­ного и от лука натянутого, и от лютости войны. «Земля Фемайская», дружественная Деданитам и другим Кедарянам, вероятно, представляла собою оазис, расположенный к юго-востоку от северной оконечности Эланитского залива. Сюда бегут арабы, спасающиеся от надвигающихся с севера ассирийских полчищ. Племя Фема – измаильского происхождения. Ис.21:16 . Ибо так сказал мне Го­с­по­дь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет, Ис.21:17 . и луков у храбрых сынов Кидара останет­ся немного: так сказал Го­с­по­дь, Бог Израилев. «Год наемничий» – см. Ис.16:14 . «Кидар» – это также измаильское племя, которое обитало частью в шатрах, сделанных из материи, выработанной из черной козьей шерсти ( Песн.1:4 ), частью в деревнях ( Ис.42:11 ) и было богато стадами и верблюдами ( Ис.60:7 ). Это было племя очень воинственное и в то же время коварное ( Пс.119:5 ). Место кочевок этого племени составляла северная часть сирийско-аравийской пустыни, лежащая между Дамаском и Вавилоном. Самое решительное поражение этому племени, которое стояло во главе всех арабских племен, нанесено было ассирийским царем Асар-Гаддоном. Когда исполнилось пророчество 21 гл. о падении Вавилона? Одни (Смит, Клейнерт) видят здесь предсказание об осаде Вавилона ассирийским царем Саргоном (в 701 г.), другие же (Кьюнел, Дэлич, Дильман) относят исполнение этого пророчества ко взятию Вавилона Киром. Последнее мнение – вернее, потому что, не говоря уже о том, что Исаия упоминает об эламитянах и мидянах, атакующих Вавилон, самые евреи представляются здесь народом «измолоченным», как они могли быть названы только в эпоху плена вавилонского, какую здесь, вероятно, и имеет в виду пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рыдайте... ибо от севера идет дым» ( Ис.14 ). Финикия, за свое превозношение, также низлагается судом Божиим, изрекаемым чрез Исаию и имевшим исполниться сначала чрез ассириян, а потом чрез вавилонян: «содрогнутся, услышав о Тире... это ли у вас город величающийся, которого начало в древних временах? Кто умыслил сие против Тира, которого купцы суть князи?... Иегова дал повеление о Ханаане, разрушить укрепления его, и сказал: “не величайся вперед посрамленная дочь Сидона”» ( Ис.23 ). Идумеи и вообще Аравия подвергаются такому же грозящему суду Божию. Опустошениям ассирийского царя Исайя своим словом как бы пролагает или назнаменует дорогу чрез разные страны даже до Египта, и при стенах Иерусалима полагает разрушиться могуществу гордого всемирного завоевателя. «Клянется Иегова воинств, говоря: как я вздумал, так и будет. Что я предпринял, то и совершится: сокрушу Ассура на земле моей и на горах моих повергну его» ( Ис.14:24–25 ). Самим иудеям, кроме внутренних беспорядков, отовсюду совне стесняемым и низлагаемым, но не показывающим надежных плодов покаяния, так говорит Иегова чрез Исаию: «во что вас бить?... вся голова в язвах, и все сердце изранено; от подошвы ног до головы нет в них целого места, язвы и побои и свежие раны... земля ваша пуста, города ваши сожжены огнем, поля ваши в глазах ваших поедают чужие» ( Ис.1 ). Предрекая гибель Дамаску и Сирии за нападение на Иудею, этой последней однако грозит пророк страшным нашествием ассириян; возвещая гибель и Ассуру, прозирает грозу Вавилона, долженствующую страшно разразиться над Иудеею; пронарекая завоевателя Вавилона и освободителя иудеев Кира, пророк однако слышит глас Иеговы, что за тем Иудея снова разорена будет, так что от дерева избранного народа, так же как и от царственного дома Давидова, наконец останется разве один «пень» ( Ис.6 конец). «Клонится долу Иерусалим, и падет Иуда», – взывает пророк ( Ис.3 ). «Я слышал, что решительное истребление идет от Господа Иеговы воинств на всю землю» ( Ис.28:22 ). Всему чуждому Христа Сына Божия, следовательно чуждому и благоволения Отца Небесного и Духа Жизни, почивающего всею полнотою в Сыне, неминуемая пагуба!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«Ты раб Мой, Израиль, в тебе Я прославлюсь» ( Ис.49:3 ). Но Израиль забыл о своей миссии, усомнился в непреложности обетований Иеговы и жаловался на Его забвение о народе Своем. «Напрасно я трудился, говорил он, ни на что и вотще истощал свою силу; но мое право у Господа и награда моя у Бога моего» ( Ис.49:4 , ср. Ис.40:27 ). Жалобы Израиля были несправедливы. Вот что говорит ему Иегова: «мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис.49:6 ). Благочестивый Израиль, освобожденный от плена послужит таким образом к восстановлению израильской нации и к просвещению языческих народов. «Так говорит Господь, искупитель Израиля.... презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа... Который избрал тебя» ( Ис.49:7 ). Все «придут к народу израильскому, повергнутся перед ним и будут умолять его, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога» ( Ис.45:14 ). Итак в 42-ой главе образ Раба Божия и образ Израиля как бы сливаются в сознании пророка, вследствие чего трудно решить, что относится к первому и что ко второму. По смыслу речей пророческих народ израильский был освобожден из плена ради той лучшей части его, которая хранила в сердце своем закон Божий и обетования Божии ( Ис.51:1,7 ), ради истинных сынов Израиля, ради истинных рабов Божиих. Ближе всматриваясь в жизнь этих носителей правды Божией, пророк мог заметить в ней глубокознаменательный смысл. На самом деле разрушение Иерусалима, отведение Израиля в плен было наказанием за его нечестие, за отступление его от Иеговы и служение богам языческим. Этого греха был чужд лучший Израиль, и однако он должен был разделить одну участь с своими нечестивыми соотечественниками. Правда и он был не безгрешен, но его грехи не были таковы, что заслуживали столь тяжелое наказание. Но этого мало. Виновность двух половин израильского народа оказалась в действительности в обратном отношении к степени их наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В пророчестве Ис 11. 1-5 буд. правитель - это росток, ветвь от древа рода Давида, его атрибутами являются справедливость и мудрость: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина». Титулы, к-рыми назван новый правитель,-   («отрасль») и   («побег», «ветвь»). В этом пророчестве присутствуют основные мотивы, характерные для мессианских представлений: мудрость, справедливый суд, поражение врагов. Как и предыдущие, это пророчество может иметь две различные интерпретации: историческую и эсхатологическую. В пользу эсхатологического прочтения говорят последующие стихи 11-й гл., в к-рых описывается «золотой век» - время, когда «волк будет жить вместе с ягненком, барс будет лежать вместе с козленком» (Ис 11. 6). Аллюзии на Ис 11. 1-5 как на мессианское пророчество встречаются как в НЗ (Откр 22. 16; Рим 15. 12; 2 Фес 2. 8; Еф 6: 14), так и в апокрифической лит-ре (Sib. 3. 767-808; 1 Енох 49. 1-4; Apoc. Bar. 70. 10 и др.). Нек-рые др. пророчества из Книги прор. Исаии часто также связывают с темой М.: Ис 2. 2-4; 4. 2; 16. 1-5; 32. 1-5. В них нет эксплицитного упоминания единоличного избавителя, однако присутствуют различные мотивы и образы, характерные для мессианской тематики. Мн. экзегеты (напр.: Jeremias J. πας θεο//TDNT. Vol. 5. P. 681) рассматривают в качестве мессианских Песни о Рабе Господнем из 2-й ч. Книги прор. Исаии (Второисаии): Ис 42. 1-4; 49. 1-6; 50. 4-9 и в особенности 52. 13 - 53. 12. В Ис 52. 13-15 Бог обещает преуспеяние и возвеличивание Раба Своего, прежде униженного и обезображенного; явление Раба Господня описывается как произрастание ростка из сухой земли.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Глава 31 1–3. Египет не окажет иудеям помощи против Ассура. 4–9. И только Сам Господь спасет Свой народ. Ис.31:1–3 . Если иудейские политики рассчитывали получить большие выгоды от союза с Египтом, то Господь посрамит их расчеты и накажет как мнимых защитников евреев, так и самих евреев за их недоверие к Господу. Ис.31:1 . Горе тем, которые идут в Египет за по­мощью, надеют­ся на коней и по­лагают­ся на колесницы, по­тому что их много, и на всадников, по­тому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Го­с­по­ду не при­бегают! «Идут в Египет» – в переводе с еврейского: «сходят». 38 . Египет, действительно, лежал ниже (южнее) Палестины. Под «сходящими», разумеются, конечно, не одни послы иудейские, но и те, кто их послал в Египет. Ис.31:2 . Но пре­мудр Он; и наведет бедствие, и не отме­нит слов Сво­их; восстанет про­тив дома нечестивых и про­тив по­мощи дела­ю­щих беззаконие. «Но премудр Он». Иудейские дипломаты гордились своею мудростью, своим политическим тактом. Но истинная мудрость – только у Господа. Она состоит в том, что Всевышний может всегда исполнить Свое решение – у Него слово неразлучно с делом! «Дом нечестивых» – это тогдашние руководители Иудейского государства. «Помощь делающих беззаконие» – ожидавшаяся евреями помощь со стороны египтян, не имевших истинного руководства для жизни, какое представлял собою закон Моисеев, и потому не могших не делать беззаконий. Ис.31:3 . И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И про­стрет руку Свою Го­с­по­дь, и споткнет­ся защитник, и упадет защищаемый, и все вместе по­гибнут. Разве египтяне могут состязаться с Богом? Кони их также не духи бестелесные, которых нельзя поразить стрелою или копьем. Ис.31:4–9 . Но, с другой стороны, никакой враг – даже Ассур – не будет страшен для Иерусалима, когда Господь сойдет на Сион, чтобы помочь раскаявшимся в своем прежнем неверии иудеям. Враги иудеев рассеются в страшной панике и меч Господень поразит их. Ис.31:4 . Ибо так сказал мне Го­с­по­дь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множе­с­т­во пастухов кричало на него, от крика их не содрогнет­ся и множе­с­т­ву их не уступит, – так Го­с­по­дь Саваоф сойдет сраз­иться за гору Сион и за холм его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда род человеческий размножился на земле и стала определяться жизнь отдельных народов с различными обычаями, деятельностью, языками и греховными нравами, то люди постепенно начали забывать Единого Бога Отца. По явилось язычество, многобожие, идолопоклонство и безбожие. И только один народ, еврейский, сохранял истинное богопочитание и веру. Потому он и стал богоизбранным народом, колыбелью рожденного на земле Богочеловека, Искупителя мира, Мессии – Христа. За тысячелетия истории еврейского народа в нем никогда не умолкали пророчества о пришествии Мессии. Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия родится от Девы: «…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (что значит «с нами Бог») ( Ис.7:14 ), что местом Его рождения будет Вифлеем (см. Мих.5:2 ), что рождению Его будет предшествовать явление Его Предтечи, Иоанна Крестителя (см. Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). Проповедовать Мессия будет в Галилее (см. Ис.9:1–2 ). Иудеи Ему не поверят. Он будет причтен к злодеям (см. Ис.53:12 ), будет добровольно страдать за грехи и беззакония людей (см. Ис.53:5 ). И будет убит (см. Ис.53:8–9 ), а жители Иерусалима будут смотреть на Того, Которого пронзили (см. Зах.12:10 ). Он будет погребен, но тело Его не подвергнется тлению, и Бог воскресит Его (см. Пс.15:10 ). Он одержит полную победу над злом и воссядет одесную Бога (см. Пс.109:1 ). Собственно говоря, весь Ветхий Завет надо рассматривать, как преддверие пришествия на землю Христа – Мессии, Сына Божия, а отдельные повествования ветхозаветных книг – как иносказательные и иногда совершенно точные предсказания о явлении обетованного Мессии и Его искупительной жертве за грехи мира. Новый Завет Новый Завет (Евангелие ) является свидетельством исполнения всех ветхозаветных пророчеств. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ). И все пророчества о Христе действительно исполнились.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010