Ис. 11 :10. И будет в тот день корень Иессеев, и возстанет владеть народами, на Него народы надеяться будут и покой Его будет — слава 175 . Ис. 11 :11. И будет в тот день: Господь снова явит Свою руку, Свою ревность о небольшом остатке народа, какой останется у Ассириян, и в Египте, и в Вавилоне, и в Ефиопии, и у Еламитов, и на востоке солнца, и в Аравии, и на островах морских. Ис. 11 :12. И поднимет знамя народам, и соберет погибших Израильтян, и разсеянных Иудеев соберет от четырех концев земли. Ис. 11 :13. И прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема. Ис. 11 :14. И понесутся на кораблях иноплеменников, одновременно овладеют морем и живущими к востоку солнца, и Идумеей, и прежде всего наложат руки на Моава, и сыны Аммона первые покорятся. Ис. 11 :15. И осушит Господь море Египетское и наложит руку Свою на реку 176 в сильном ветре и разобьет ее на семь потоков 177 , так что в обуви можно будет переходить ее. Ис. 11 :16. И будет путь народу Моему, оставшемуся в Египте 178 , Израилю, как в день исхода его из земли Египетской 179 . Глава 12 Ис. 12 :1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил гнев Свой (от меня) 180 и помиловал меня. Ис. 12 :2. Вот Бог мой — Спаситель мой; буду уповать на Него и не убоюсь: ибо слава моя и похвала моя 181 — Господь; и Он был мне во спасение. Ис. 12 :3. И почерпайте воду с веселием из источников спасения. Ис. 12 :4. И скажешь в тот день: хвалите Господа, воспевайте имя Его; возвещайте народам славные (дела) Его; напоминайте, как превознесенно имя Его. Ис. 12 :5. Хвалите имя Господне, ибо Он соделал великое, возвещайте о сем по всей земле. Ис. 12 :6. Веселитесь и радуйтесь живущие в Сионе, ибо превознесен посреди тебя Святый Израилев. Глава 13 Ис. 13 :1. Видение на Вавилон, которое видел Исаия, сын Амосов. Ис. 13 :2. Поднимите знамя на горе открытой 182 , зовите их громким голосом, не бойтесь, махните рукою: властелины, отворяйте (ворота)!

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 7 :14. Посему Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречешь 105 имя Ему: Еммануил 106 . Ис. 7 :15. Он будет питаться маслом и медом, прежде нежели съумеет отличать худое и избирать доброе. Ис. 7 :16. Потому что, прежде нежели Дитя уразумеегь доброе, или худое, отвергнет худое, чтобы доброе избрать 107 , обоими царями будет оставлена земля, за которую ты боишься. Ис. 7 :17. Но наведет Бог на тебя и народ твой и на дом отца твоего дни, какие еще не приходили с того времени, как Он отнял Ефрема от Иуды 108 , (наведет) царя Ассирийского. Ис. 7 :18. И будет в тот день: даст знак Господь мухам, которые 109 владеют частью реки Египетской, и пчеле, которая находится в стране Ассирийской. Ис. 7 :19. И прилетят все и усядутся в дебрях страны, и в утесах камней, в пещерах и во всякой разселине и на всяком дереве. Ис. 7 :20. В тот день обреет Господь бритвою 110 , нанятою по ту сторону реки 111 у царя Ассирийского, голову, волосы на ногах, и бороду отнимет. Ис. 7 :21. И в тот день человек будет кормить из скота корову и двух овец. Ис. 7 :22. И будет большое изобилие молока 112 , маслом и медом будут питаться все оставшияся на земле. Ис. 7 :23. И будет в тот день: на всяком месте, где было до тысячи виноградных лоз на тысячу сиклей 113 , будет пустырь и терновник. Ис. 7 :24. Там будут ходить со стрелою и луком, потому что пустырь и колючия травы будут по всей земле. Ис. 7 :25. И всякая гора, удобная для пашни, будет вспахана, и там не будет страха, потому что в пастбище овцам и в попрание волам будут служить заросли и терновники 114 . Глава 8 Ис. 8 :1. И сказал мне Господь: возми себе новый великий свиток 115 и напиши в нем письмом человеческим 116 : скорее производите грабеж добычи, потому что настало (время). Ис. 8 :2. И поставь Мне верных людей свидетелями: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. Ис. 8 :3. И приступил я к пророчице, и она зачала во чреве, и родила сына; и сказал мне Господь: нареки ему имя: «скорее обирай, наглее расхищай» 117 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Едва ли кто может сомневаться, что это ответ на Ис. 1:5–6, 6:10 . „Господь видел (говорится во второй части) пути народа Своего“.... и сказал: „Я исцелю его“. „Я исполню слово мир.... и исцелю его“. ( Ис. 57:18–19 ). В первой части Святый Израилев, Царь и Судья поражает нечестивых за презрение Его закона. Во второй части „Господу угодно было поразить Его“ (священнейшую Жертву), „и Он предал Его мучению, когда же душа Его принесла жертву умилостивления“.... „Тогда Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем“. ( Ис. 53:10,12 ). Гебраисты замечают еще, что в VI, 1 пророк видит Господа, сидящего на престоле „высоком и превознесенном“. В главе LII, 7 и 13 те же слова повторяются, говоря о славе Мессии: „вот раб Мой возвысится и вознесется и возвеличится“. В первой части Господь объявляет суд и войну непокорному народу ( Ис. 1:5, 3:1–8, 5:9–30 и др,), но вместе с тем в милосердии Своем он произносит слово о будущем счастии, и слово это Мир. Великий Посланный будет Еммануил, Князь мира ( Ис. 7:14, 9:6 ). Остановимся несколько на этом слове. Мир был обещан Израилю еще в пустыне вторым возгласом благословения Аарона ( Чис. 6:26 ). И в конце первой части книги Исаии в ободряющем пророчестве XXXII главы о царствовании Царя правды, Израилю обещан мир, как последствие правды 228 . Во второй части мы видим, что „нет мира нечестивым“ 229 . Те, которые несут благовестие ( Ис. 52:7 ), возвещают мир и радость с воцарением Бога на земле. „Завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь“. ( Ис. 54:10 ) „Великий мир будет у сыновей твоих“ ( Ис. 54:13 ). Но этот мир даруется (глава LIV, 10) лишь потому что (LIII гл.) преданный на страдание „Праведник оправдает многих и грехи их на Себе понесет“ (id ст. 11–12). Чтобы Царь, имеющий царствовать по правде соделался Князем мира и утвердил его на земле, необходимо, чтобы снят был грех с людей. Мы видим, что только в совокупности обеих частей имеем мы полное пророчество об Еммануиле и полный священный образ „Первосвященника во век“ 230 и приемлющего и приносящего жертву, который назван Исаией: „Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира“ ( Ис. 9:6 ), „Господь, Спаситель“ ( Ис. 43:11 ). Он есть мучимый и изъязвленный и предавший душу Свою за нас (LIII). Он Тот, „на Котором Дух Господень“ ( Ис. 61:1 ); Он „изрекающий правду; сильный, чтобы спасать“ ( Ис. 63:1 ). Он есть Царь правды, ( Ис. 32:1 ) который принесет вечный мир ( Ис. 32:17–18 ) 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Другое место, говорящее о Рабе Божием, и толкуемое большей частью в приложении к Мессии, это – Ис.49:1–9 . Это место представляет столько удобств для толкования его в применении к народу израильскому, что можно даже оспаривать мессианский смысл его. Прежде всего достойно внимания то, что в Ис.49:3 изображаемый Раб Божий называется Израилем, каковым именем пророк обозначает везде целый народ. То, что говорится здесь о Рабе Божием, в большей части своей читается нами в других местах об израильском народе. „Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери называл Моё имя“ ( Ис.49:1 ) читаем мы здесь. „Господь, помогающий тебе от утробы матерней ( Ис.44:2 ) назвал тебя по имени твоему ( Ис.43:1 ), читаем мы о народе израильском. „И соделал уста Мои как острый меч, тенью руки Своей покрыл Меня, и соделал меня стрелой изострённой; в колчане Своём хранил Меня“ ( Ис.49:2 ) значит в сущности тоже, что в Ис.51:16 говорится об израиле: „и Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя“, Израиль был призван возвестить всему миру славу Иеговы. „Ты раб Мой, израиль, в тебе Я прославлюсь“ ( Ис.49:3 ). Но Израиль забыл о своей миссии, усомнился в непреложности обетовании Иеговы и жаловался на Его забвение о народе Своём. „Напрасно я трудился, говорил он, ни на что и вотще истощал свою силу; но моё право у Господа и награда —433— моя у Бога моего“ ( Ис.49:4 ср. Ис.40:27 ). Жалобы Израиля были несправедливы. Вот что говорит ему Иегова: „мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли“ ( Ис.49:6 ). Благочестивый израиль, освобождённый от плена послужит таким образом к восстановлению израильской нации и к просвещению языческих народов. „Так говорит Господь, искупитель Израиля... презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа... Который избрал тебя“ ( Ис.49:7 ). Все „придут к народу израильскому, повергнутся перед ним и будут умолять его, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога“ ( Ис.45:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис. 17 :7. В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. Ис. 17 :8. И не будет надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. Ис. 17 :9. В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) Аммореи и Евеи пред лицем сынов Израилевых 246 , и будут пусты. Ис. 17 :10. Поелику ты оставил Бога — Спасителя твоего и не вспомнил о Господе — Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 247 семя. Ис. 17 :11. В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 248 . Ис. 17 :12. О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 249 . Ис. 17 :13. Как большая вода — множество народов; — как шум 250 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 251 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. Ис. 17 :14. К вечеру — и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. Глава 18 Ис. 18 :1. Горе быстрым кораблям 252 земли, (находящейся) 253 по ту сторону рек Ефиопских! 254 Ис. 18 :2. Горе (тебе) посылающему по морю послов 255 в залоги и книжные послания по поверхности воды! Ибо пойдут быстрые вестники к народу рослому и к людям чуждым и строптивым, а кто далее их 256 , — народ безнадежный и ничтожный 257 . Ис. 18 :3. Ныне 258 все реки земли заселятся подобно стране населенной 259 . Страна их, как знамя на горах, поднимется, как глас трубы будет услышана 260 . Ис. 18 :4. Посему так сказал мне Господь: безопасность в Моем городе будет подобна свету в полуденный зной и подобна росному облаку в день жатвы. Ис. 18 :5. Прежде жатвы, когда окончится цветение и когда по спадении цвета появится грозд недозрелый, тогда отнимет малые кисти ножами, и ветви отнимет и порубит.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.66:7 . Еще не мучилась родами, а родила; пре­жде нежели наступили боли ее, раз­решилась сыном. Ис.66:8 . Кто слы­хал таковое? кто видал подобное этому? воз­никала ли страна в один день? рождал­ся ли народ в один раз­, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов сво­их? Ис.66:9 . Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Го­с­по­дь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. «Еще не мучилась родами, а родила... разрешилась сыном.» В настоящем и двух следующих за ним стихах описывается то самое знамение, которое даст Господь для торжества верующих и для посрамления неверующих: это именно необычайная быстрота рождения и многочисленность появление духовного потомства у Сиона. По обыкновенным законам чадорождения процесс этот проходит мучительно и долго; здесь же в один день, без всяких почти болей, Сион сразу рождает целый народ. Ясно, конечно, что это рождение – не плотское, а духовное, рождение водой и духом ( Ин.3:1–8 ). Исполнение этого знамения можно видеть, как в частных случаях обращения в христианство целых тысяч народа под влиянием апостольской проповеди ( Деян.2:41, 4:24, 5:14 и др.), так и в общем факте необыкновенно быстрого и широкого распространения христианства. Значение этого образа особенно усиливается при сопоставлении его с контрастным – прежде, плотский Израиль сильно мучился, но ничего не рождал; теперь духовный Израиль не мучился, но родил многих сынов ( Ис.26:18 ). Обстоятельные речи об этом многочисленном потомстве пророк Исаия уже не раз в своей книге вел и раньше (См. напр., Ис.49:17–21 и Ис.54:1 и др.). Блаженный Иероним останавливает внимание на том обстоятельстве, что пророк сначала говорит о рождении лишь одного Сына ( Ис.66:7 ), а затем – многих сынов, разумея под первым Самого Господа Иисуса Христа, а под вторыми – всех Его последователей. Ис.66:10 . Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! воз­радуйтесь с ним радостью, все сетовав­шие о нем, «Возвеселитесь с Иерусалимом... все сетовавшие о нем». Об этой духовной радости обновленного Сиона, т. е. Христовой Церкви, пророк Исаия много раз и в самых живых образах говорил уже и раньше ( Ис.49:12–18 ; Ис.61:2–3 ; Ис.65:18 и др.). В данном случае он считает нужным снова напомнить об этом, чтобы преподать наиболее действительное утешение верным сынам Израиля, находившимся в состоянии понятной скорби, под влиянием всевозможных насмешек и прямых гонений (5 ст.). На эту цель определенно указывает и дальнейший контекст речи (13–14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я не стыжусь... держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.» Так как Мессия не совершил никакого нравственно преступного деяния, за что Он должен был бы стыдиться, и так как все, что Он делал – делал от Лица Самого Бога и при всегдашней Его помощи, то Он может высоко держать Свое лице, смело смотреть всем в глаза и быть несокрушимым и твердым, как кремень, перед всеми выражениями людской ненависти и злобы. Любопытно, что такие характерные выражения, как «быть в стыде» и «держать свое лице» встречаются и в первой половине кн. пророка Исаии ( Ис.29:22 ; Ис.37:27 ). Ис.50:8 . Близок оправдыва­ю­щий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Ис.50:9 . Вот, Го­с­по­дь Бог по­могает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их. «Близок оправдывающий Меня... Вот, Господь Бог помогает Мне». В этих словах пророк как бы сопоставляет беззаконный приговор неправедных судей с вечным приговорам Божественной Правды, пред лицем Которой это временное уничижение явилось источником вечной славы, как Самого Господа Иисуса Христа, так и всех уверовавших в него ( Рим.1:4 ; 1Тим.3:16 ; Деян.3 и др.). Самый драматизм в картине этого суда также весьма характерен для обеих частей кн. пророка Исаии ( Ис.1:18 ; Ис.3:13–14 ; Ис.5:3 ; Ис.34:5 ; Ис.41:1 и др.). Ис.50:10–11 . Два последних стиха образуют естественное заключение речи, причем первый преподает ободрение и вместе призыв «послушавшим» гласа Мессии, а второй – возвещает тяжелую участь противящимся Ему. Ис.50:10 . Кто из вас бо­ит­ся Го­с­по­да, слушает­ся гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Го­с­по­да и да утверждает­ся в Боге своем. «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» LXX последний глагол, вместо изъявительной формы, перевели в повелительной: «да послушается», что, ввиду последующего контекста, будет, по-видимому, правильнее выражать мысль пророка. Здесь, таким образом, делается призыв ко всем боящимся Господа и стремящимся выйти из мрака к свету, чтобы они не упорствовали признать и Посланника Божия за истинного Мессию, в Котором сосредоточено исполнение закона и пророков ( Мф.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010