Священник : То правда, что Бога никто не может видеть в существе Его, ибо Он Дух (см.: Ин.4:24 ), невидимый для наших вещественных очей и безграничный, так что не только взор, но и мысль человека не могут Его охватить, иначе они были бы сокрушены безмерным величием. Первосвященники Ветхого Завета, входя единожды в год во святое святых, где Бог являлся в видимом Своем жилище, совершали, по заповеди, обильное каждение, дабы, увидев Его, не умереть ( Исх.30:10 ; Лев.16:2,12–13 ). Но нужно знать, что икона имеет прообразом Самого Иисуса Христа, Который пришел к своим ( Ин.1:11 ) и жил среди них. Святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков пали на землю, когда Господь на горе Фавор явил им сияние Божества в теле Своем (см.: Мф.17:6 ); стражники у гроба Господня поверглись ниц и стали как мертвые ( Мф.28:4 ) при виде исшедшего из гроба Божественного тела Христова; апостол Павел утратил на время зрение, когда Спаситель явился ему на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–8 ). Отсюда видим, что лицезрение существа Божия было и осталось недоступно смертным. Однако Священное Писание говорит нам о явлениях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Нет ли противоречия между этими явлениями и словом Писания о том, что Бога невозможно увидеть? Отнюдь! Ибо если человеку невозможно видеть существо Божие, то Богу возможно сделаться видимым для взора и постижимым для ума человеческого без того, чтобы человек умер. И Сам Он обещал, что явится некоторым святым в видимом образе: И сказал Бог Аарону и сестре его Мариам; слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:6–8 ). Бога Отца в образе трех странников 70 видел у дуба Мамврийского праотец Авраам (см.: Быт.18:1–3 ); видел Его и праотец Иаков, сказавший: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ). Видел Бога пророк Моисей в образе человека 71 , говорящего с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх.33:11 ); тот же Моисей видел Его на горе Хорив, в купине горящей и несгорающей (см.: Исх.3:2–4 ). Видел Бога пророк Исаия, свидетельствующий: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Видел Его святой пророк Даниил в образе Ветхого днями ( Дан.7:9 ). Также и пророк Амос говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником ( Ам.9:1 ); и пророк Михей: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Так сбываются со всей строгостью слова Писания: «кто соблюдает весь закон и согрешит в чем-либо одном (в разбираемом случае – в нарушении первого слова заповеди: «чти»), тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). В том-то и состояла крепость некогда могущественных государств, что дети почитали родителей, что в младших воспитывались родовые предания, что старшие с особенной настойчивостью повествовали им о родной стороне и воспитывали их в благоговейном к ней уважении. «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних», восклицает Псалмопевец ( Пс.43:1 ). Не по легкомысленному тщеславию повествовали «отцы» своим сыновьям о минувших днях, а по особому, заповеданному Самим Богом, повелению. «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его… и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте» ( Исх.10:1–2 ); «и когда скажут вам дети ваши: что это за служение? ответьте им: это – пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян и домы наши избавил» ( Исх.12:26–27 ). Повеление Господне настойчиво повторяется ещё несколько раз ( Исх.13:14; 14:15 и др.) в несомненное удостоверение чрезвычайной важности его для народной жизни. «И да будут слова сии», еще настойчивее повелевает Господь Своему пророку, «в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор.6:6–9 ). В крепости семейной дисциплины, главным образом, и состоит изумительная живучесть Израильского народа; и если бы кто указал на трагический конец его государственного бытия, находящийся в явном противоречии с строгим соблюдением пятой заповеди, то в ответ возражателю укажем, во-первых, на особые, непостижимые для нас ( Рим.11:33–36 ), пути Божьего Промысла и, во-вторых, на будущее восстановление временно отринутого народа ( Рим.11:12 ). Высказанные мысли кратко резюмируются следующими словами св. И. Златоуста: «дитя, повинуйся родившим тебя, как слуга господину. Ведь, чем ты сможешь воздать за то, что они дали тебе? Тебе нельзя, в свою очередь, родить их». Обращаясь, затем, к родителям, святой отец замечает: «если ты хорошо воспитаешь ребенка, то и он так же своего сына, а тот – своего, – и до самого края будет простираться как бы некая цепь и последовательность превосходившей жизни, берущая от тебя начало и корень и тебе же приносящая плоды от усердия потомков» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1) Видя свои дома и храмы украшенными в священный день Пятидесятницы зеленью и древесными ветвями, мы невольно переносимся мыслью под кущу Авраама в Мамврийской дубраве и останавливаемся здесь на первом прикровенном явлении человеку Бога Троичного в Лицах Своих. «Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда Он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал на встречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1–3 ). Одно наименование Господа полагает священный бытописатель трем Божественным Странникам, одним поклонением сам Авраам, прозревая тайну, воздает честь единому Богу, явившемуся в трех Лицах Своих, и обращением речи к одному исповедует единое начало троичного в лицах Божества. Тогда дано было Аврааму обетование, что от него произойдет народ великий и сильный и благословятся в нем все народы земли (18 ст.). Поверил Авраам Богу, и Бог исполнил все, что сказал о нем (см. 19 ст.): Он привел ближайшее и отдаленнейшее потомство отца верующих к Синаю Ветхого и Нового Заветов. 2) «В третий месяц, по исходе сынов Израиля из земли египетской, в самый день новолуния пришли они в пустыню Синайскую… И расположились там станом против горы» ( Исх.19:1–2 ). Гора Синай была покрыта в это время зеленью (см. Исх.34:3 ), и сам Израиль получил повеление от Бога омыть одежды свои, очиститься и уготовить себя к достойному сретению Иеговы, Который пожелал говорить теперь с народом Своим ( Исх.19:9–11 ). И неудивительно, что, исполняя это повеление Божие (14 и 15 ст.), находившийся в дальнем странствовании и, может быть, даже живший в древесных кущах (см. Лк.9:33 ) бедный народ рабов египетских для придания вида внешней чистоты своим жилищам пользовался свежими древесными ветвями и зеленью. По крайней мере, у последующих евреев свято соблюдался не предписанный законом, но почти обратившийся в закон от постоянного употребления обычай украшать свои дома и синагоги цветами, травой и ветвями дерев в священный день воспоминания о Синайском законодательстве. Синагога, устланная зеленью, и особенно кафедра в ней, задрапированная древесными ветвями, стали изображать для позднейших родов вершину Синая, на которой Моисей получил от Бога закон для передачи народу. Голос раввина, читавшего с такой кафедры слова закона, ясно напоминал глас Божий, вещавший с горы Десятословие в облаке, громе и молнии. Сам народ убранством своих жилищ в этот свящ. день исповедовал благоговение к закону и Законодателю и от заботы о внешней чистоте возводился к достижению чистоты внутренней хранением заповеданного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В «Деяниях Апостолов» мы читаем, что Он явился им посредством разделяющихся огненных языков и почил по одному на каждом из них (Деян.2:3). Это вполне согласуется с «Исходом», где сказано: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне» (Исх.19:18); а немного позднее также говорится: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поедающий» (Исх.24:16). Или если все это произошло так, что ни Отец, ни Сын не могли быть там представлены без Святого Духа, Который должен был написать Закон, то мы, конечно же, знаем, что Бог явился там не в Своей сущности, которая пребывает невидимой и неизменчивой, а посредством тварного вида. Однако нам не известно, насколько это доходит до моего разумения, какое именно из Лиц Троицы, (отличенное) особым знаком, (тогда явилось). 27. Есть также еще одна трудность, которая заботит иных, ибо сказано: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим». Немного же позднее Моисей говорит: «Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: «яви мне Самого Себя», дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих, и чтобы я знал, что эти люди Твой народ»; и еще немного позднее: «Моисей сказал: покажи мне славу Твою» (Исх.33:11, 13, 18). Так что же, во всем, что было совершено (о чем сказано) выше, Бог мыслился видимым в своей сущности, отчего Сына Божиего эти жалкие (люди) считали видимым не через творение, но в Самом Себе, и что когда Моисей взошел в облако, людским глазам был явлен лишь темный мрак, а он внутри, якобы созерцая Лицо Бога, слышал Его слова? Ведь именно так и сказано, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим», и, вот, то же самое Моисей говорит: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих, яви мне Самого Себя». Он, конечно же, знал, что видел Его телесным образом, и хотел Его доподлинно увидеть духовным образом. А та речь» (Господня), произнесенная в словах, была обращена так, как будто это была речь друга, говорящего с другом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

В чем же теперь должны состоять дела человеческие? Каким образом воспринять и усвоить то, что совершил Господь? Задолго до Боговоплощения Господь в подготавливающем человечество к этому событию Откровении Ветхого Завета раскрыл цель и смысл Своего Откровения в заповеди: «Будьте святы, ибо Я свят» ( Лев.11:44–45; 19:2 ). Величие святости Божией и весь ужас человеческий от столкновения с явлением ее в нашем мире ярко передаются в событиях, связанных с получением Закона – «детоводителя ко Христу» ( Гал.3624 ). «Вид славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ), и умоляли они Моисея, «чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть» ( Исх.20:19 ). Сам Господь отвечает Моисею на его молитву о лицезрении славы Божией: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Здесь раскрывается то, что категория «святость» не столько этическая, сколько онтологическая, это плод «стяжания Духа Святого» – «источника освящения». 98 Освящение же людей Духом Святым смогло совершиться только после приготовления 99 их к этому Самим Сыном Божиим: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ). Евангелие подчеркивает, что возможность принятия верующими Святого Духа связана с исполнением миссии Сына Божия: «Еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). Принимая это во внимание, во всей истории спасения Пресвятой Троицей человеческого рода можно различить три периода 100 , в первый из которых, начиная с грехопадения и до дня Благовещения, «Божественная энергия, нетварная и обожающая благодать становится чуждой человеческой природе и действует на нее только извне, производя тварные следствия в душе». 101 Благодать действует через ветхозаветных пророков и праведников, но не может быть ими усвоена как их личная сила. 102 В.Н. Лосский пишет: «Как свидетельствует призвание пророков, (оно) не было согласием двух воль, но властным использованием волей Божественной воли человеческой… Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения». 103 Потрясающий пример этого – история Моисея. «Кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ), удостоенный боговидения, после чего его лицо (примечательно употребление здесь гебраизма, обозначающего поверхность лица) стало сиять, по истолкованию св. Григория Паламы , именно Нетварным светом – «благом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деян.7:23 .  Когда же исполнилось ему сорок лет, при­шло ему на сердце по­сетить братьев сво­их, сынов Израилевых. «Когда же исполнилось ему сорок лет». В кн. Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто: «спустя много времени, когда он вырос» ( Исх.2:11 ). Здесь опять Стефан пользуется преданием, которое разделяло всю 120-летнюю жизнь Моисея ( Втор. 34:7 ) на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараона, вторые – в стране Мадиамской ( Исх.7:7 ), и последние – предводил евреев в пустыни ( Исх.16:35 ; Числ.14 и д. Числ.33:38 ) до прихода к земле обетованной. Деян.7:24 .  И, увидев одного из них обижаемого, вступил­ся и отмстил за оскорблен­ного, по­раз­ив Египтянина. «Поразив египтянина», πατζας τν Αιγπτιον. Как толкует здесь Феофилакт: «не по исступлению и не по гневу убил он, но по ревности о Боге». Деян.7:25 .  Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасе­ние; но они не по­няли. «Он думал, поймут». Замечание самого Стефана о смысле и значении поражения Моисеем египтянина, на что в Пятикнижии нет никакого указания, ни даже намека. Стефан представляет этот поступок Моисея, как предзнаменование избавления всего народа еврейского от рабства египетского рукою Моисея. Народ так и должен был понять это дело; но он не понял его, и не понял не столько по неспособности народа понять его, сколько по недостатку веры народа в Бога и надежды на Него, что, кажется, и хочет указать здесь Св. Стефан. Деян.7:26 .  На следу­ю­щий день, когда некоторые из них дрались, он явил­ся и скло­нял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? «Когда некоторые из них дрались, он явился», ωφθη αυτος μαχμενοις, «явися им тяжущимся..». точнее – явился им (некоторым из них) ссорящимся. Греческое φθη – явился, употребляемое обыкновенно при обозначении явлений Божиих, указывает на внезапное явление Моисея, и именно, как вестника или посланника Божия, с особыми на сей раз полномочиями. Деян.7:27 .  Но обижа­ю­щий ближнего оттолкнул его, ска­за­в: кто тебя по­ставил начальником и судьею над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закон об отношении к рабам и чужестранцам мотивируется воспоминанием о рабстве и пришельствовании в земле египетской (Исх.29:46). Увлекаясь плодородием Египта, писатель-законодатель предостерегает от нравов и обычаев египетских: по делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте (Лев.18:3), очевидно и сам хорошо зная, и в народе предполагая таковое же знание египетских «дел» и не считая нужным их подробно определять. Подобное же близкое знакомство законодателя-писателя и всего народа с египетским рабством видится в следующем предостережении: поставь над собою царя... только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: не возвращайтесь более путем сим (Втор.17:16). Замечательно, что в аналогичном предостережении о царе и царской власти, с ее худших сторон, сделанном пророком Самуилом, не говорится уже о возвращении евреев в Египет (1Цар.8:10—18). Тогда, очевидно, эта угроза не была уже страшна и даже малопонятна, так как слушатели Самуила не испытали египетского рабства. Таких примеров можно привести множество.    Заключая в себе много следов знакомства писателя с Египтом, Пятикнижие заключает не менее же ясных признаков малого и неличного знакомства писателя и его ближайших читателей с Палестиной. Все законодательство, в изложении священного историка, предполагает, что евреи еще только намерены идти (Исх.12—13 глл.), идут (Исх.23:20, 23, 31; Лев.18и мн. др.) и намерены вскоре войти (Втор.1:2—5; 4:1, 22; 6:10—12; 7:1—6; 8:7—12; 9:1—7 и мн. др.) в Палестину. Палестина обычно на языке священного историка называется еще чуждой евреям землей Ханаанской. Города и местности ее точно не известны читателям Пятикнижия, и священный историк каждый раз поясняет: Хеврон в земле Ханаанской (Быт.23:2, 19; 49:30), Сихем в земле Ханаанской (Быт.33:18), Луз, то есть Вефиль, в земле Ханаанской (Быт.35:6; 48:3). Землей же Ханаанской «за Иорданом» (т.е. к западу от Иордана, потому что Моисей был на Моавитских полях) определяется местоположение гор Гевал и Гаризим (Втор.11:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового За­вета, «многократно и многообразно говоривший из­древле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому на­правляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Заме­чай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая вни­мание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетне­му же, сообразно с возрастом, другое; иное – боль­ному, и другое – выздоравливающему, и каждо­му из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло­служения, и считавшим идолов богами, и покло­нявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне­ние Богу, и воздававшим славу Его твари запре­тил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: ни­кто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие ис­туканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что та­ковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Кото­рого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу, о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны... о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. (Второз. 33). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер... и дерева плодоносные, и все кедры, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей и судей, и всех людей ( Псал. 148 )!.. И действительно, во «святом»Иерусалимском храме, где«возседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Псал. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим», и там совокупно прославляли Творца ( Псал. 28:9 ). Там были в резных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые дерева, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветообразные светильники, и для курений фимиам и для возжений елей, и миро для священного помазания и т. д. ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» (Иезек. 41:18, 19), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля, и притом с надеждой быть услышанными и получить просимое, имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Гдеже, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев», и когда Израиль почитал только «чистого духа», только «все отвлеченно–духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птиц, и рыб, и растений и светил небесных, – как на «порождение диавола», как «на неискупимо-грешное, проклятое, бесовское!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога, как отрицание всего мира»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010