Священник : Я уже раскрыл его весьма пространно, однако повторю: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Но благодать Божия не принуждает. Человеку дана свобода принять или отвергнуть ее. Спасается тот, кто принял благодать, то есть воспользовался своей богодарованной свободой, для того чтобы дать ей действовать в нем, и через это стал соработником Самому Богу. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ), говорит Господь. Но путь следования Ему узок и тернист, и потому много званых, а мало избранных ( Мф.20:16 ). Итак, Бог хочет спасения всех людей, но спасает или осуждает каждого не по произволу, а по делам его. Глава 16. О семи святых таинствах Премудрость построила себе дом и утвердила семь столпов 101 ( Притч. 9:1 ). Священник : Таинство есть богоустановленное священнодействие, в котором преподается Божественная благодать. Семь святых таинств Церкви Христовой суть: 1. Крещение . 2. Миропомазание . 3. Причащение (Евхаристия) . 4. Исповедь (покаяние) . 5. Священство . 6. Брак . 7. Елеосвящение . Но прежде чем говорить о них, укажем на особое место числа семь в Ветхом и Новом Завете, ибо числом этим ознаменовано множество событий Священного Писания. Так, в день седьмый почил Бог от всех дел Своих (см.: Быт.2:1–2 ); семь пар чистых животных и птиц повелел Бог Ною взять с собой в ковчег прежде потопа (см.: Быт.7:2–3 ), о котором возвестил, что и он наступит через семь дней (см.: Быт.6; 7 ). В седьмой месяц остановился ковчег на горах Араратских ( Быт.8:4 ), а спустя семь дней Ной вторично выпустил голубя из ковчега, и тот вернулся, неся в клюве зеленую оливковую ветвь (см.: Быт. 8:10–11 ). Праотец Авраам дал царю Авимелеху семь агниц во свидетельство союза между ними (см.: Быт.21:28–30 ), а патриарх Иаков седмикратно поклонился брату своему Исаву (см.: Быт.33:3 ). Фараон видел во сне семь коров тучных и семь худых, семь колосьев полных и семь пустых (см.: Быт.41:1–7 ). Моисею повелел Бог изготовить для скинии Завета светильник из чистого золота и возложить на него семь лампад (см.: Исх.25:31–37 ). Через Моисея же учредил Он семь дней перед Пасхой, в которые полагалось вкушать безквасный хлеб (см.: Исх.12:19 ), семинедельный промежуток от Пасхи до Пятидесятницы (см.: Лев.23:15–16 ) и семь субботних (т.е. сорок девять) лет перед годом отпущения и покоя (см.: Лев.25:8–10 ; Ис.61:1–4 ; Лк.4:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

См. Быт. 20,7 ; Исх. 32,11–14 . 7 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть. для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44,19.25. 7 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос. 2,18 ). 7 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных ( Лев. 1,9 ), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар. 15,22.23 ). 7:22–23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении ( Быт. 4,4.5 и ком.; Мих. 6,6–8 ; Евр. 11,4.6 ). Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев. 26,12 ). 7 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3,17; Быт. 6,5 . Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу. 7 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту ( Чис. 6,5–9 ). 7 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм ( 4Цар. 21,7 ), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее. 7 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар. 23,8.9 ). 7 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными ( Исх. 13,2; 34,19.20 ). Приношение в жертву детей было воспрещено ( Лев. 18,21; 20,2.5 ). Ср. также 4Цар. 23,10 и ком. долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» ( Мф. 18,9 ). Глава 8 8 раскидают их пред солнцем и луною... всем воинством небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Прем.12:23 . Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями, 23–28 . В этом отделе псевдо-Соломон снова возвращается к наказанию древних египтян и указывает в этом высшую божественную цель, именно, привести их к познанию единого истинного Бога. 23 . «Проводили жизнь в неразумии…» Указание на неразумность идолопоклонства, оказавшего весьма пагубное влияние на нравственную жизнь египтян. См. Прем.14:23–24 . За это они были наказаны «собственными их мерзостями». Под «мерзостями», согласно библейскому употреблению этого слова, здесь разумеются идолы. Мысль стиха та же, что и Прем.11:16–17 ст. Прем.12:24 . ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения, обманываясь подобно неразумным детям и почитая за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными. 24 . Частнее указывается неразумие идолопоклонства египтян в том, что они почитали «за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными». Почитаемые животные, значит, не были красивы и не производили впечатление своей силой и ростом, они прежде всего были неприятны, и однако обоготворялись. К подобному заблуждению писатель однако относится снисходительно: египтяне заблуждапись, по его выражению, «подобно неразумным детям». Прем.12:25 . Посему, как неразумным детям, в посмеяние послал Ты им и наказание. Прем.12:26 . Но, не вразумившись обличительным посмеянием, они испытывали заслуженный суд Божий. 25–26 . Назвав выше заблуждения египтян детскими, писатель говорит, что в соответствии с этим посланные им наказания были лишь «посмеянием» над ними. Очевидно, он здесь разумеет наказание жабами, мошками, песьими мухами ( Исх. 8:6, 17, 21 ст. ) и не придает этим казням серьезного значения сравнительно с последующим избиением первенцев египетских и потоплением египетского войска в Чермном море. Лишь только, когда египтяне «не вразумились обличительным посмеянием» над ними в первых казнях, «они испытывали заслуженный суд Божий» в последних грозных событиях при выходе евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20. Об этом свидетельствует и песнь Моисея, когда, проведя иудейский народ сквозь море, он прославил деяние Бога Отца, Сына и Духа: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов ( Исх. 15:6 ). Ты видишь, он прославил и Сына и Отца, Чьей десницей назван Сын. И далее, чтобы не обойти молчанием Святого Духа, Моисей говорит: Ты послал Дух Твой, и покрыло их море ( Исх. 15:10 ). 21. Итак, ты видишь, Святой Дух содействовал Отцу и Сыну: волны словно заледенели посреди моря 19 , выросла стена воды, давая проход евреям, и вновь действием Духа разлилась и обрушилась на египетский народ 20 . Поэтому многие думают, что столп облачный вел еврейский народ днем, столп же огненный ночью 21 , так как благодать Духа оберегала народ 22 . 22. Это деяние Божье, которым по праву восхищается весь мир, произошло не без участия Святого Духа. Это подтвердил и апостол, видя в этом прообразе истину духовной тайны: Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие ( 1Кор. 10:1–4 ). 23. И действительно, как мог быть лишен действия Святого Духа образ таинства, вся истина которого заключена в Духе? Этому научил и апостол: Но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). 24. Ты видишь, что Отец действует в Сыне, и Сын действует, и Дух. Поэтому, следуя Писанию, не сомневайся, что в образе был сокрыт Тот, подлинное присутствие Которого провозгласила Сама Истина. Кто сможет отрицать Его действие в крещении, в котором мы чувствуем Его действие и благодать? 25. Как освящает Отец, так освящает и Сын, освящает и Дух. Освящает Отец, по слову Писания: Бог Отец да освятит вас, и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). И в другом месте Сын говорит: Отче, освяти их в истине ( Ин. 17:17 ). 26. О Сыне тот же апостол сказал: Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). Видишь, что Он сделался освящением? Сделался «для нас», не изменяя то, чем Он был, но освящая нас во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3 . Посмотри также, какое значение имеет сказанное в законе о том, что лицо Моисея просияло, хотя на нем лежит покрывало, и его рука, которую он, как сказано, положил «себе в пазуху», «побелела от проказы, как снег» ( Исх.4:6 ). Мне думается, что этим полностью отражено все устроение закона, ибо слово закона отображено в его лице, а дела – в руке. Но так как «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Рим.3:20 ) и никакой закон не доведет «до совершенства» ( Евр.7:19 ), рука Моисея «побелела от проказы» и спрятана «в пазухе», потому что дела ее не будут совершенны. Лицо его сияет, однако оно спрятано под покрывалом, ибо в его слове – слава знания, но она сокрыта. Поэтому и пророк говорит: «Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу» ( Иер.13:17 ), и Давид говорит: «Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость» ( Пс.50:8 ). Таким образом, в законе сияет лишь лицо Моисея; нет славы в руках его, скорее, они даже осуждаются; нет славы и в ногах его. Ему велено снять обувь, ибо не было славы в ногах его. Все это, несомненно, связано с некоей тайной, ибо ноги – самая нижняя часть человека. Поэтому показано, что в последние времена Моисей снимет обувь, чтобы иной мог взять невестку его, и нарекут ей имя «дом разутого» ( Втор.25:10 ) 22 , и будет так «доныне» ( 2Кор.3:15 ). Итак, свет славы исходит только от лица Моисея. Однако в Евангелии весь Моисей заново прославлен. Ибо послушай, что сказано в Евангелии: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними… И вот, явились им [в славе] 23 Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Мф.17:1–3 ). Здесь сказано не что его лицо просияло, но что пророки явились во славе и беседовали с Иисусом. В этом исполнилось обещание, данное ему на горе Синай, когда было сказано ему: «Ты увидишь Меня сзади» ( Исх.33:23 ). И Моисей увидел Его сзади, ибо узрел он, что произошло в последующие и последние дни, и возрадовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

«Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.» Этими словами дается довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т. е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев чрез Чермное море ( Исх.14 ), или при разделении вод Иордана во времена Иисуса Навина ( Нав.3:1 ) или при обращении воды в кровь во время египетских казней ( Исх.7:20–21 ). Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в него Господа того, что служило к его спасению и миру, как засвидетельствовал это Сам Иисус Христос ( Мф.23:37 ). Ис.50:3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю по­кровом их. «Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их.» Едва ли здесь нужно искать указаний на какие-либо определенные исторические факты: по-видимому, это – обычная в Священном Писании обоих заветов ссылка на Всемогущество Творца, имеющая свой полный смысл и в данном случае, на свидетельство неизменности и верности Всевышнего, представляющее полный контраст с вероломностью еврейского народа ( Иер.4:28 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:10 ; Иоил.3:15 ; Лк.21:25 ). Ввиду всего этого, виновность самого Израиля за отвержение его Богом становится для всех очевидной и приговор Самого Господа: «се оставляется... дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ) – совершенно понятным и глубоко справедливым. Ис.50:4 . Го­с­по­дь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемога­ю­щего; каждое утро Он про­буждает, про­буждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Ис.50:5 . Го­с­по­дь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивил­ся, не отступил назад. С 4 стиха начинается новая речь или, точнее, возвращение к ранее бывшей – о Сыне Божием, Его служении и свойствах ( Ис.49:2–8 и Ис.52:6–7 ). Связь ее с предыдущей 49 главой станет совершенно естественной и ясной, если мы из содержания двух этих глав исключим невольные отступления ( Ис.49:14 ; Ис.50:3 ), вызванные необходимостью разобрать неосновательные жалобы Израиля на Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 135 Аллилуиа. Сей псалом во многом есть повторение предыдущего псалма с тем различием, что к каждому стиху прибавлено: яко в век милость Его (т.е. Божия); что, вероятно, повторял народ после певцов; по бл. Феод. – написан для Иудеев, возвращавшихся из плена. См. 23 и 24 стихи сего псалма. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 2 . Исповедайтеся Богу богов. «Под именем богов, – говорит бл. Феод., – пророк разумеет не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих. Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими ( Исх. 22:28 ; Пс. 81:1, 6 ). Св. Златоуст разумеет под богами бесов, потому что и «они рабы и подвластны Богу». 3 . С Евр.: «Славьте Господа господствующих». 4 . С Евр.: «Того, Которые один творит чудеса великие». 5 . С Евр.: «Который сотворил небеса премудро». 6 . С Евр.: «Утвердил землю на водах». 7 . С Евр.: «Сотворил светила великие». 8 . С Евр.: «Солнце – для управления днем». 9 . С Евр.: «Луну и звезды – для управления ночью». 10 . С Евр.: «Поразил Египет в первенцах его». 11 . С Евр.: «И вывел Израиля из среды его». 12 . С Евр.: «Рукою крепкою и мышцею простертою». 13 . Раздельшему Чермное море в разделения. С Евр.: «Разделил Чермное море». «Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь» (Св. Афан.). Это предание бл. Феодорит относит к басням. «Иные, следуя Иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленные двенадцати коленам, потому что пророк сказал: разделения, а не разделение. Но им должно было знать, что по рассечении моря на две части, из одного стало два ( Исх. 14:29 ; Пс. 77:13 ). Посему-то рассечение моря на две части пророк назвал разделениями». – Св. Златоуст также приводит это предание, но не отвергает его. «Потому, – говорит он, – в короткое время и совершились противоположные действия (т.е. одних спасение, а других погибель), и море разделилось не в одном месте, но по числу всех колен». 15 . И истрясшему Фараона и силу его в море Чермное. С Евр.: «И низверг Фараона и войско его в море Чермное». Истрясшему. «Это выражение, – говорит св. Злат., – употребил пророк, желая показать, как легко совершилось потопление». 23 . С Евр.: «Вспомнил нас в унижении нашем». 24 . С Евр.: «И избавил нас от врагов наших». 25 . С Евр.: «Дает пищу всякой плоти». 26 . С Евр.: «Славьте Бога небес». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Рассматривая портреты близких нам лиц, мы невольно припоминаем их слова, поступки, дела, какой-нибудь случай из жизни; созерцая изображения Господа Бога и Святых Его, мы живо возносимся к их делам, учению и вспоминаем многое, что сделано ими для нас, грешных людей, а также забываем красоту мирских изображений. Вот почему Апостол Павел писал, что он «рассудил быть незнающим ничего кроме Иисуса Христа и при том распятого» ( 1Кор.2:20 ), или еще, когда писал к Галатам, что у них, пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал.3:1 ). Такое назначение имеют Священные изображения, или иконы. Вот почему Господь, как только дал людям повеление об устройстве скинии, или походного храма, тотчас же заповедал украсить его священными изображениями: «И сказал Господь Бог Моисею, читаем мы в книге «Исход», говоря; «и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Ковчега Завета): сделай одного херувима с одного края, а другого херувима – с другого края... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов» ( Исх.25:1, 18, 19, 20, 22 ). « И сделал Моисей, читаем мы далее в книге «Исход» двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их» ( Исх.37:7 ). Когда царь Соломон устроил Господу храм в городе Иерусалиме, то также украсил его изображениями херувимов. «И сделал (Соломон) читаем мы в книге Царств, в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей... И поставил он херувимов среди внутренней части храма... И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар.6:23–29 ). Когда пришел на землю Господь наш, Иисус Христос, то не только не отменил священных изображений, но Сам ходил в храм, украшенный священными изображениями, и, ревнуя о его святости, говорил: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ), а также: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). Святые Апостолы, как мы видели, также ходили молиться в храм, украшенный священными изображениями ( Лк.24:53 ; Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры (Исх.15:23—25), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44—49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5—7:21, 23; 48:2—11:24…). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1—7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику.» Слишком практично! В Сир.25:9—10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это — человек при жизни видящий падение врагов.» — Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29; Притч.25:22—23). В Сир.30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим.» Сир.30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь.» Сир.31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни.» Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32: «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (Сир.42:6—7)…    Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» (Сир.42:15—43:36) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010