Дальнейшее и Вульгата переводят так: filiac discurrerunt saper murum. Что касается до слов: «и смотрели красоты его», то это не перевод текста, а изъяснительное прибавление. Такой же смысл словам, «дщери восходили на стену», давал и Джархи, иудейский толкователь, который пишет: filiae progrediebantur ut contemplarentur pulchritudinem eius (Josephi). В книге Исход более исправлено мест. Но многие поправки состоят только в замене слов, вышедших из употребления, другими. Исх. 1:14 – «И болезненну тем (Израильтянам) жизнь творяху (Египтяне) в делах жестоких калом и брением» (и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью). Вместо последних слов на полях выставлены «кирпич, известь». В другом списке они внесены в сам текст, только в обратном порядке. Действительно, в еврейском говорится об асфальте и кирпичах. Асфальт – chomer, исправитель и обозначил словом «известь». Стих 19: «Не яко жены Египтяныни, тако и жены Евреаныни: мудры есть вельми». Последних слов нет у LXX, и не было в прежнем славянском переводе. В еврейском стоит ki chajioth, что переводят различно. Исправитель славянского перевода последовал Таргуму Онкелоса: quia ipsae sapientes sunl, «поскольку они мудры». Исх. 2:16 – " Священнику же Мадиамскому беша седмь дщерей» (У священника Мадиамского [было] семь дочерей). Вместо священнику на полях стоит воевод. См. замеченное выше о Быт. 41:45 . Исх. 3:2 – «Яко купина горяши огнем, и не сгораши» (И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает). На полях вместо сгораши стоит и неубывает. Исх. 3:6 – " Отврати же лице свое Моисей» (Моисей закрыл лице свое). На поля, вместо отврати стоит закрыл. Действительно, это собственно и значит еврейское слово. Исх. 3:8 – «Извести я из земли тоя, в землю благу и многу» (и вывести его [народ Израильский] из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед). На полях вместо слова многу стоит широку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Если Он ради одного Моисея, склонив небеса, сошёл на гору, то отчего же Он не захочет быть милосердным ко всему забытому на земле человечеству? Тогда ради Моисея Он не истребил тех беззаконников, ныне же Он почтил святыней верующих, чтущих и поклоняющихся Ему, ради которых Сын Божий пролил свою Кровь, как в Послании к Римлянам говорил божественный Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Христос умер, но и воскрес из мёртвых; Он одесную Бога и молит за нас ( Рим. 8:32, 34 ); Он есть первенец из умерших ( 1 Кор. 15:20 ), Который ввёл в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит ( Кол. 1:13–17 ); Моисей был верен для свидетельства [о том, что надлежало] возвестить, [а] Иисус Христос – как Сын в доме своём; дом же Его – мы ( Евр. 3:5–6 )». Но мы прежереченому бытию притецмъ. Однако обратимся к прерванному повествованию. Моиси же несый скрижали писани въвано въ дъсц, къ нему же рече Исусъ «се гласъ кричить ратный въ полц». Къ нему же рече Моиси: «нсть гласъ рати, но гласъ начинающихъ вину азъ слышю». [Когда] Моисей нёс скрижали – «письмена, начертанные на досках» ( Исх. 32:16 ), – Иисус Навин “сказал ему: „Военный крик в стане”. Моисей же сказал ему: „Я слышу не крики сражения, но голос начинающих беззаконие”» ( Исх. 32:17–18 ). Идущема же има, зрста льный телець великый. (л.134б) И жесес Моиси, и пусти в дъсц завта, и скрушистас подъ горою. жидовьскыи, жьдуще Моис, ко медли Моиси слсти съ горы, роптаху къ Арону глаголюще: «въстани, створи намъ богъ, иже поидеть предъ нами; Моиси бо человкъ, иже изведе ны изъ Егюпта, и не вмы, что бо бысть Аронъ же, видвъ, ко злить народъ, бовъс ихъ, рече имъ: «изьмьше серзи златы, въверзте въ пещь». Они же, изьша серзи изъ шесъ своихъ и ввергоша въ пещь, и съльс имъ телець. Вси же поклонишас глаголюще: «се богъ твой, Израилю, иже изведе т земл «Еврейский народ ждал Моисея, однако Моисей долго не сходил с горы, и народ возроптал, сказав Аарону: „Встань и сделай нам бога, который пойдёт перед нами, ибо мы не знаем, что случилось с Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта”» ( Исх. 32:1 ). Аарон, увидев, что народ обозлён, испугавшись их, «сказал им: „Выньте золотые серьги ( Исх. 32:2 ), положите их в печь”». Они, вынув золотые серьги из своих ушей, положили их в печь, и им был отлит телец. Весь народ поклонился ему, говоря: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:4 ). Да не тому ли божественый Давидъ рече: «измниша славу Божию въ образъ тельца, дущаго сно». Сице и Соломонъ рече: «безумни суть человци въ нихъ же нсть Божи разума и нечестива жизнь ихъ, ко не разумють (л.134в) створившаго и въдъхнувъш а въ н душю диствьнующю и животну».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Исх.14:21 .  И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. Вслед за отделением евреев от египтян божественной силой, знаком чего было простертие руки Моисея с жезлом, совершается разделение морских вод. По еврейскому тексту оно производится при посредстве восточного ветра, а по греческому – южного. Подобное разногласие объясняется следующим образом. По свидетельству путешественников, на Суэцком перешейке ветер дует в северо-восточном и юго-восточном направлении. И так как в еврейском языке имеются имена только для четырех сторон, то естественно, что один и тот же ветер – юго-восточный мог быть назван и южным, и восточным. Далее, произведенное ветром действие обозначается в оригинальном тексте глаголом «бака», что значит «распарывать», «раскалывать», «расщеплять». Водная масса, следовательно, не просто разгоняется ветром, а раскалывается, разделяется им на две части, прямое указание на что и содержится в словах Исх.14:22 : «воды были им стеною по правую сторону и левую» ( Пс. 73:13, 77:13, 135:13 , Неем. 9:11 , Ис. 63:12 , 1Кор. 10:1 ) 11 . Исх.14:22 .  И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Исх.14:23 .  Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. Исх.14:24 .  И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; С наступлением утра, в «утреннюю стражу», настал последний, третий момент чуда, отмеченный словами: «воззрел Господь на стан Египтян из столпа облачного и огненного». Принятое вавилонянами и ассириянами деление дня и ночи на стражи существовало и у евреев ( 1Цар. 11:11 , Плач. 2:19 ); утренняя стража, по нашему счислению, – время от 2 до 6 часов утра. Божественное действие, приведшее египтян в замешательство и обозначенное словом «воззрел», передается в еврейском тексте глаголом вайашкев от «шакав», – буквально: «наклонился с тем, чтобы посмотреть». Судя по Пс. 143:3 и Ам. 9:4 , данное выражение указывает на движение воли Божьей, обращенной на врагов Израиля. Но внешнее действие «воззрения» – замешательство египтян дает право думать, что и причина его – «воззрение» сказалась чем-либо видимым. И действительно, Пс. 76:17–19 , понимает его в смысле жестокой, громовой бури, разразившейся над египтянами. «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и трепетали. Из туч лились воды, облака издавали глас, и стрелы Твои расходились» ( Пс.76:17–18, 17:28 ). Равным образом, и по словам Иосифа Флавия, Господь поразил египтян громовыми ударами с сверкающими молниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.25:26 .  и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его; Исх.25:27 .  при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола; Исх.25:28 .  а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их [чистым] золотом, и будут носить на них сей стол; Четыре кольца должны быть приделаны на четырех углах, у четырех ножек стола, – в тех местах, где ножки стола были соединены связкой: «при стенках должны быть кольца». Шесты, предназначенные для перенесения стола, вдевались в кольца лишь на время ношения. Исх.25:29 .  сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их; К принадлежностям стола относятся «кеарот» – блюда (LXX: τρυβλα), по объяснению талмудического предания – те формы, в которых приготовлялись и приносились в святилище хлебы; «капот» (LXX: θυσκας), по тому же преданию – фимиамники, или чаши, в которые полагался фимиам ( Лев.24:7 , Чис. 7:14 ), и, наконец, «кесот» и «менакийот» – сосуды для вина, как видно из прибавленного к ним выражения: «которыми возливали». «Кесот», греч. « σπονδεα», это большие винные кружки: «менакийот» – меньшие. Исх.25:30 .  и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно. Хлебов нужно было класть двенадцать ( Лев.24:5 ) по числу двенадцати колен Израилевых, в два ряда ( Лев.24:6 ), по шести в ряд, хлеб на хлеб, как об этом говорит иудейское предание и Иосиф Флавий и указывает изображение стола на арке Тита, представляющее подобие двух возвышающихся цилиндров. Приготовленные из большого количества муки, – в каждом хлебе должно быть 2/10 ефы ( Лев.24:5 ), хлебы каждую субботу заменялись новыми ( Лев.24:8 ). Хлебы называются хлебами лица, потому что находились пред лицом Сущего. Когда скиния снималась с места, то, по указанию Чис. 4:7 , стол для хлебов предложения закрывался голубой одеждой, на которую ставили все принадлежности вместе с хлебами предложения, и затем покрывали ярко-красным покровом и кожаным «тахаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у обрядов Старого Закона, которые относились к святыням, не было никакой достаточной причины. В самом деле, как сказал [апостол] Павел: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет» ( Деян. 17, 24 ). Следовательно, в Старом Законе для поклонения Богу требовалось наличие скинии или храма без всякой на то причины. Возражение 2. Далее, состояние Старого Закона могло быть изменено только Христом. Но скиния обозначала состояние Старого Закона. Следовательно, её нельзя было изменять посредством строительства храма. Возражение 3. Далее, божественный Закон более любого другого должен приводить человека к поклонению Богу. Но для умножения поклонений Божеству необходимо умножение жертвенников и храмов, как это явствует из Нового Закона. Поэтому похоже на то, что и в соответствии со Старым Законом должно было быть много скиний и храмов, а не только один. Возражение 4. Далее, скиния и храм были определены к поклонению Богу. Но, поклоняясь Богу, мы, прежде всего, должны поклоняться Его единству и простоте. Следовательно, похоже, что скинию и храм не должно было разделять завесами. Возражение 5. Далее, сила первого двигателя, т. е. Бога, проявляется в первую очередь на востоке, поскольку именно оттуда исходит первое движение. Но скиния была сделана для поклонения Богу. Следовательно, её должно было устроить так, чтобы она указывала на восток, а не на запад. Возражение 6. Далее, Господь распорядился, чтобы никто не делал «себе кумира и никакого изображения» ( Исх. 20, 4 ). Поэтому не следовало украшать скинию или храм образами херувимов. И точно так же без всякой, похоже, разумной причины там же были помещены ковчег, покрышка киота Завета, светильник, стол и два жертвенника. Возражение 7. Далее, Господь распорядился: «Сделай Мне жертвенник из земли» ( Исх. 20, 24 ); и еще: «Не восходи по ступеням к жертвеннику Моему» ( Исх. 20, 26 ). Поэтому представляется недолжным, что далее они получили распоряжение сделать жертвенник из дерева и обложить его золотом и медью, да ещё такой высоты, что взойти на него можно было только по ступеням. В самом деле, [в Писании] сказано: «Сделай жертвенник из дерева ситтим, длиною – пяти локтей, и шириною – пяти локтей... и вышиною – трех локтей... и обложи его медью» ( Исх. 27, 1, 2 ); и еще: «Сделай жертвенник для приношения курений из дерева ситтим... обложи его чистым золотом» ( Исх. 30, 1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце ( Лев. 23,34 ; Втор. 16,13–15 ). в месяце Афаниме. Афаним то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю. 8 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами. 8 под крылья херувима. См. ком. к 6,23. 8 шесты. На этих шестах переносили ковчег. до сего дня. См. Введение: Автор. 8 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20 ). 8 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном ( Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10 ; Лев. 16,2 ; Втор. 4,11; 5,22 ; Пс. 17,11.12 ). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища. 8 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым. 8 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа ( Ис.8,18 ; Ам. 1,2 ; Пс.75,3; 131,13.14 ). 8 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар. 7,1–16 . 8 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11 ; Втор. 4,39 ; Пс. 85,8 ; Мк. 12,29 ; Еф. 4,6 ; Откр. 19,6 ). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12 ; Пс. 51,10 ; Евр. 13,8 ), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41–43). 8 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2–4; 6,11–13; 9,9; 11,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

Например, Он вывел народ Израиля из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» ( Втор.5:15 ), измучив Египет небесными знамениями, «сделал море сушею» (ср. Исх.14:21 ), давал им манну в пустыне (ср. Исх.16 ), с небес говорил Моисею (ср. Исх.19:3 и далее), дал закон, написанный на скрижалях каменных (ср. Исх.24:12 ). Разве это не великие дела Божьи? Но если сравнишь их с тем, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ) ради спасения мира, то найдешь, что все те дела – малые по сравнению с этим великим деянием, которое и мы должны знать и исповедовать. И должно нам «творить дела Божьи» (ср. Ин.6:28 ) не с небрежением, но со тщанием и добросовестно, чтобы и нам пребывать во днях Иисуса Христа и во днях старцев, Его святых апостолов, и общением с ними удостоиться получить небесное наследие через Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия II. О том, что написано: «Умер Иисус, сын Навин, раб Господень» (Суд.2:8) 1 . И вновь нам прочитано о смерти Иисуса. И в том, что «сын Навин» «умер», нет ничего удивительного. Ибо он отдал природе то, что должно. Но поскольку мы поставили, что прочитанное о сыне Навина относится к Господу нашему Иисусу Христу, то должно нам рассмотреть, как сказанное соотносится с тем, что «умер Иисус». Рассуждая согласно авторитету Писания, я думаю, что в одних Иисус живет, а в других Он «умер». Иисус живет в Павле и в Петре и во всех тех, кто по праву может сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И еще говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Фил.1:21 ). Потому справедливо сказано, что в таковых живет Христос. А в ком же Иисус умер? Без сомнения, в тех, кто, например, многократно каются и снова грешат и о ком говорят, что они глумятся над смертью Иисуса, и о них Апостол в своем послании к евреям пишет: «Они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют Его на позор 6 » ( Евр.6:6 ). Как видишь, сказано, что в грешниках Иисус не только умер, но распят ими и выставлен на позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вспомни, о чем мы читали выше, когда Моисей сказал фараону: «Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему» ( Исх.5:3 ). Это были те самые три дня, на которых настаивал Моисей и которым противился фараон, ибо сказал он: «Только не уходите далеко» ( Исх. 8:28 ). Фараон не позволил сынам Израилевым достичь места знамений; он не разрешил им удалиться настолько, чтобы они во всей полноте проникли в тайны третьего дня. Послушай, что говорит пророк: «Он [Господь] оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:2 ). Первый день – день Страстей Спасителя, второй – день Его сошествия в преисподнюю, третий – день Воскресения (ср. Мф.16:21 ). Поэтому именно в третий день «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх.13:21 ). Но если, согласно сказанному выше, Апостол справедливо научает нас, что в этих словах заключено таинство крещения (ср. 1Кор.10:2 ), необходимо, чтобы «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:3–4 ) и воскресли с Ним из мертвых на третий день, те, которых, по словам Апостола, «Бог… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). Поэтому когда ты примешь тайну третьего дня, Бог станет вести тебя и Сам укажет тебе путь спасения. 3 . Но давайте посмотрим, что сказано после этого Моисею о том, какой путь ему должно избрать. Сказано: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Епаулеус, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном» ( Исх.14:2 ). Эти названия толкуются следующим образом. «Епаулеус» означает «извилистый подъем»; «Мигдол» – «башня»; а «Ваал-Цефон» – «подъем сторожевой башни» или «обладание сторожевой башней». Возможно, ты подумаешь, что Бог указывает путь ровный и легкий, и уж конечно не представляющий никаких трудностей. Подъем и извилистый подъем. Ибо тот, кто стремится к добродетели, не идет под гору, а с великими трудностями преодолевает подъемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010