1. “Неужели всё так плохо, неужели нет ничего хорошего в Церкви?” Есть. В Церкви “хорошее” – это Господь Иисус Христос и люди, которые стремятся к Нему. Этого больше чем достаточно, это с лихвою покрывает неизбежные в условиях падшего земного существования недостатки и немощи церковного организма. А всё остальное не так и важно. Критика же моя направлена только на одну вещь – на наличествующие в нашей сегодняшней церковной жизни препятствия людям приходить ко Христу. Но не только с этой метафизической, но и с исторической точки зрения мы живём в благоприятное для Церкви и очень интересное время. Кончилась 1700-летняя эпоха “симфонии”, Церковь впервые за это время стала свободна. Да, для нас эта свобода совершенно непривычна и потому даже, может быть, нежеланна; историческая инерция тянет нас назад, и её очень непросто преодолеть. Нелегко даже увидеть ситуацию, потому что происходит она ровно в наше время, мы – “материал”, так сказать, исторического перелома; людям всегда тяжело в такие моменты истории. По Священному Писанию, должно пройти не менее 40 лет хождения по пустыне, нужно смениться нескольким поколениям, чтобы выйти из страны рабства, чтобы Церковь перестала ностальгически жаждать ушедшей жизни, а стала, как всегда она это делала, творчески преобразовывать её, адекватно реализовывая себя в своей эпохе, евангельски отвечая на вызовы и требования времени. Конечно, это очень трудно нам, сформировавшимся в этнографическом, “симфоническом” православии. Но невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Церковь – организм Богочеловеческий, не всё, к счастью, в ней определяет немощь, косность и ограниченность людей; Церковь живёт Духом Святым, Глава её – Христос, и в условиях свободы Церковь со своими проблемами непременно справится. Но – только если мы сами эту свободу не променяем на чечевичную похлёбку ( Быт. 15:29-34 ) “идеологического обеспечения державности” и на котлы с мясом ( Исх. 16:3 ) внешнего благополучия. Наше дело – хотя бы не мешать Богу. Если же будем упорствовать и мешать, то есть – не наполнять жизнь Евангелием, навязывать Церкви то, чем она не должна быть, подменять её стихиями мира сего, – то Господь сдвинет светильник Русской Церкви ( Откр. 2:5 ) и отдаст виноградник другим ( Мф.21:41 ), как не раз это уже бывало в истории. Христовой Церкви от этого хуже не будет. Нам – будет, Россия тогда погибнет… но без Христа какой в ней и смысл?

http://azbyka.ru/katehizacija/problemy-v...

1), по производству от обрезал, дают ему значение мерного, стихотворного сочинения, в противоположность свободной речи – прозе; между тем как, по мнению других, такое значение принадлежит другому слову, или (δ) хотя оно имеет также и особенное значение песни, исполняемой одним голосом человеческим, пьесы вокальной (См. Furst, – Herb. Hand-worterb). Последнее мнение подтверждается и словоупотреблением Св. Писания – Втор.31, 30, 32, 44 , 3Цар.5:12 по евр. и друг Справедливее кажется, что слово означает пьесу музыкальную, песнь назначенную для исполнения с аккомпанементом музыки, как говорит св. Григорий Нисский : «Псалом есть сладкопение при игре на музыкальном орудии, а песнь (δ), есть произношение слов при устном пении» (о надпис. Пс. кн. 2 гл. 3. Ср. Василия В. на пс. 44.) 449 В Талмуде Middoth 2, 5 Succa 51, также у иудейских толкователей: Saadja, Raschi, Aben-Esra, Kimchi в примеч. на Пс. 120 . Из Оо церкви того же мнения держались: св. Ипполит (Opera ed Lagarde p. 190), св. Иларий (Opp ed 1652 Paris 638–9) и бл. Августин (Enarr in Ps. 133 ). Существование во втором Иерусалимском храме 15 ступеней, по которым восходили от переднего двора к верхним воротам, ведущим в самый храм, кроме упоминания о том в пророч. описании храма у Иезекииля (40, 6, 22, 26, 37 и дал.), подтверждается свидетельством очевидца второго храма – Иосифа Флавия, жившего, впрочем, уже в последнее время его существования (см. это свид. с замечанием на него в Scr S Curs Compl T 16, 1841, Paris, p. 382). 450 По русск. испр. перев. псалмов в Душ. Чт. 1868 г. Апр. и Май. В русск. перев. Библ. Общ. и новом Синод. «песнь восхождения». 453 Как Herder, Eichhorn, Hengst. Keil. Bunsen, Kamphausen (в изъяснении этих псалмов) Ewald (Die Dichter des A. B. Thl. 1. 251 nach, Ausg. 2. 1866)? Renss (в Nouvelle Revue de Theologie 1866, 1. 273 и дал) и др. И здесь основанием служит употребление в Св. Писании о подобного рода путешествиях слова ( Пс.122:4 , Исх.34:24 , 3Цар.12:27 и 28), в греч. αναβανω ( Лк.2:42 , Ин.5:1, 7:8, 10, 11:55 и др.); впрочем производное от этого глагола ни разу в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

22) И подобным же образом брали ее за себя семеро и не оставили семени. Последняя из всех умерла и жена. 23) Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою». 24) И, отвечая, Иисус сказал им: «Не оттого ли заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией? 25) Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. 26) О мертвых же, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я – Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? ( Исх.3:6 ). 27) Он не есть Бог мертвых, но – живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь». 28) И подошел один из книжников, который слышал их спорящими, и, видя, что Иисус хорошо им отвечал, спросил Его, какая первая из всех заповедей. 29) Иисус же отвечал ему: «Ибо первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог твой есть Бог единый; 30) и возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всего разумения твоего, и от всей крепости твоей» ( Втор. 6, 4 ), – сия есть первая заповедь! 31) Вторая же подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Иной заповеди, большей этих, – нет». 32) И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! По истине сказал Ты, что один есть Бог , и нет иного, кроме Него. 33) И что Он должен быть любим от всего сердца, и от всей души, и от всего разумения, и от всей крепости, и любить ближнего, как самого себя, – больше всех всесожжений и жертв». 34) Иисус же, видя, что он мудро отвечал, сказал ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». И никто уже не смел спрашивать Его. 35) И, отвечая, Иисус сказал, уча в храме: «Каким образом говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? 36) Ибо сам Давид сказал в Духе Святом: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). 37) Итак, сам Давид называет Его Господом: и как же Он Сын ему?» И множество народа слушало Его с удовольствием. 38) И говорил им в учении Своем: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и приветствия на рыночных площадях, 39) сидеть на первых сидениях в синагогах и возлежать на первом [месте] на вечерях, 40) которые поглощают дома вдовиц под прикрытием длинных [prolixae] молитв, они примут большее [prolixius] осуждение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

23 У евреев, как и у всех народов с лунным календарем, дни начинались с вечера ( Лев 23 ). 24 Книга Иова может считаться выражением религиозных воззрений Патриархов. 25 Патриархи и их жены считали существенным для себя передать свою жизнь потомству; их желание жить в потомстве оставляет в тени их веру в собственную личностную жизнь в вечности. 26 Об этом говорит Ксенофонт: Anabasis. 1.5. 27 Родственникам Авраама, оставшимся в Месопотамии, Библия дает название арамеян; так, Лаван называется арамеянином. 28 Припомним историю брака Ревекки. 29 Жалобы Лии и Рахили показывают, что Лаван злоупотребил, присвоив себе их вено. 30 Лаван обещает выдать за Иакова Рахиль после того, как пройдет неделя брачного торжества Лии. 31 Напомним, что это писалось более 100 лет назад; теперь кочевые племена арабов почти без остатка перешли на оседлый образ жизни. Впрочем, кочевой быт сохранили родственные арабам племена туарегов в Сахаре. — Ред. 32 Таково значение имени Сарры, которое дал ей Господь. 33 У Ревекки есть кормилица рабыня. 34 Так называют своих детей Ева, Лия и Рахиль. 35 Сезострис царствовал от 1394 до 1328 г. до Р. Х. История изображает его великим завоевателем и великим государем. Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 2000. 36 Предание это не противоречит Библии, но может объяснить ближайший повод распоряжения царя умерщвлять детей еврейских мужеского пола. 37 О том, что Моисей был прекрасный малютка и что это было, между прочим, побуждением для матери и его родных спасти его, говорится в Исх 2:2 ; о том же свидетельствуют святой евангелист Лука и святой апостол Павел: Деян 7:20 ; Евр 11:23 . 38 Иосиф Флавий. Иуд. древности. Кн. II. Ч. V. 39 Иосиф Флавий называет ее Термутис, что напоминает имя, даваемое дочери Сезостриса Диодором Сицилийским, Атирта. По словам Иосифа, Артапана и Филона, нареченная мать Моисея не имела собственных детей. 40 Между изображениями, найденными в постройках Рамзеса, есть портрет его дочери, которая представляется рядом с отцом; но нет твердых доказательств, что это спасительница Моисея.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

28 Ср. именования: Vitae partum; Sancti patres heremitae; 5. Benoit. Reg. с 9 (4 раза); Antonini Placenti. Itenerarium. Vie s. (CSEL 39. P. 188.15; P. 180. 20 «sanctus pater Hilario») и др. 33 Библейские источники: Втор. 19: 14 ; Притч. 22: 28, 23: 10 ; ср.: Исх. 19: 12 ; ср.: Послание к Диогнету 11. 5//SC 33 (1951). Р. 80–81; Ориген. Ad Afric. 5//PG. Т. 11. Col. 60; Иероним. Ер. 63. 2//PL. T. 22. Col. 608; Акакий к Кириллу Александрийскому в 431 г.//Acta Cone. Oec. 1/1. 7. P. 146; Геласий к Гонорию//Jaffe. 625//PL. T. 59. Col. 30; Собор во Франкфурте окт. 794 г.; критика Бернаром Абеляра Ер. 193//PL. Т. 182. Col. 359; Pierre de Manguer в сопровождении Пролога к Сентенциям неизвестного автора (Martin R. Note sur loeuvre litter, de P. le M.//RTAM 3 (1931). P 54–66); le Somme de Vat. Lat. 10754 (cp. Landgraf A. Ibid. P. 353); Alain de Lille (cp. Chenu M.D. La Theol. au XII е siecle. P. 380 и см. Р. 389. N. 2. P. 393 и далее); Григорий IX. Ер. ab Aegyptiis к парижским богословам от 7 июля 1228 (Dz. 442) и т.д. 34 См. нашу книгу: La Tradition et les traditions. I. Essai historique. Paris, 1960. P. 151–166; Bardy G. des Peres de l " Eglise//RSR 40 (1952=Mel. Lebreton. 2). P. 7–26. 35 Применительно к XII в. см.: Landgraf A. Zum Werden der Theologie der 12. Jahrh.//ZKT 79 (1957). P. 417–433: страницы 421, 431 и, в особенности, 422. N. 27. В связи с Фомой см.: Ill Sent. D. 25. Q. 2. А. 2. Q. 1–5; С. errores Graec. Proem; инаугурационная речь в Париже 1256 г. с выдержкой из Еф. 3: 8–9 : «Mihi omium sanctorum minimo data est gratia haec in gentibus evangelizare...» (Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам) (Opusc./изд. Lethielleux IV. Р. 493); Quodl. XII. А. 26. 36 Об этом продолжении см.: La Trad, et les trad. I. P. 161 и далее; также нашу публикацию: Sacra doctrina//Festgabe Geiselmann; 5. Thomas. Quodl. XII. A 26. 37 Дом Лиалин обращался со своей критикой к библейскому движению, которому, на его взгляд, были присущи некоторые издержки. Смысл католического учения, говорил он, заключается не столько в индивидуальном чтении Священного Писания. Каждому отдельному верующему дана Евхаристия для приобщения, а Библия дана Церкви как таковой, церковной иерархии, как текст и основание ее проповеди. И лишь во вторую очередь она дана верующему для наполнения его личной жизни. Возможно, в ходе постоянного развития мысли Лиалина в последние годы его жизни проявилось некое неосознанное противостояние всему западному мировоззрению в общем, и в особенности в его понимании патристического учения, противостояние, возникшее под влиянием В. Лосского , которого он высоко почитал. Для Лосского греческие Святые Отцы – источник всей последующей [христианской] литературы – могут быть полноценно поняты лишь в традиции, которая от них напрямую зависит, а именно традиции византийской, которая никогда по-настоящему не была знакома западным христианам (N.d.I.R).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

31 Глагол бара употреблен в повествовании и творении в стихе 1-м, в ст. 21-м и в ст. 27-м, след. из ничего сотворены «небо и земля», т. е. ангелы и материя неорганическая, души животных и дух человека по образу Божию. 32 Только на рыб и птиц, а не земных животных, вот, что земля назначена для размножения человека. 33 Указание на лица св. Троицы св. отцы видят в выражении: «сотворим»... «нашему» (1:26; сн.2:18; 3:22; 11:7). 34 Адам-слово еврейское; оно означает существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся: »сотворим адам-я, т. е. подобие Нам, по образу Нашему и по подобию» (но евр. демут женск. род. от дам-подобие). Имя «Адам» происходить от евр. слова «дам» подобие, или " дама» быть подобным. мыслить, а не от «адама» – земля (красная). Слово «адама» само происходить уже от «Адам», и означает адамова, (т. е. собственность). На такое происхождение имени Адам указывает. ( Быт.5:1–2 ). 37 В этих стихах ясно указывается на производство имени Адам от «демут-подобие». «Когда Бог сотворил человека (евр. «адам») по подобию («би-демут») Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: «человек» ( " адам»), в день сотворения «их«. 38 Потоп начался в 2262 г. от сотворения мира, во «вторый месяц, в двадесять седьмый день месяца» ( Быт.7:11 ) нашего Ноября. Этот второй месяц нужно считать от осеннего равноденствия, когда начинался еврейский гражданский год ( Исх.23:16; 34:22 ); а не от весеннего равноденствия, т. е. месяца Нисана, который положен в начало священного года только при исходе Евреев из Египта. 39 Для определения размеров ковчега библейский локоть нужно принимать на нашу меру в 10½ вершков. 40 В ст. 3-м славянское выражение: «брение вместо мела» есть неточный перевод греческого – σφλτος (земляная смола) ν ατος πηλς (глина, известь). 41 К этому времени относят начало и развитие идолопоклонства и суеверия, вместо допотопного безбожия и неверия. В подтверждение этого можно указать на древнее значение имени Бабель (Вавилон), которое, происходя от Ба-бель – «Дом Бела», указывает на вавилонское божество, бога Бела, и на Вавилон, как столицу и рассадник язычества и идолопоклонства. Некоторые в выражении: «и соделаем себе имя» ( – знак) хотят видеть указание на намерение вавилонских строителей сделать изображение Божества и вообще учредить чувственный культ богослужения, «изменивши славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека» ( Рим.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

6:16–17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар. 17,7–14 ). 6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар. 8,25 . ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 6:18–39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6,18–21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6,22–39). 6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2,6. 6:19–21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7,14. 6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6,21.30.33.39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар. 13,6 ). 6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх. 22,10.11 ; Лев. 6,1–7 . 6 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,17 ; Втор. 28,25.26.36.37.47–57 ). 6:24.26.32.34.38 молиться. См. ком. к 7,14. 6:24.26.38 обратятся. См. ком. к 7,14. 6 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7,13–15; Лев. 26,3.4 ; Втор. 11,13.14 ; Агг. 1,10–14 ). 6 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,16.20.25.26 ; Втор. 28,20–22.27.28.35.42 ). См. ком. к 7,13–15. 6:32–33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа ( Ис. 56,6–8 ; Иоил. 2,28 ; Зах. 8,20–23; 14,16–21 ; ср. Пс. 86 ). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью ( Рим. 3,29 ; Гал. 3,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

94 . Благословляющий Христа Бога благословен. 95 . Так не осталось ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном в пустыне Синайской, ибо умерли они в пустыне, и остались двое – Халев и Иисус, сын Навина, боящиеся Господа ( Чис.26:6365 ). 96 . И сказал Господь Моисею: «Возьми Иисуса Навина», и возложил Моисей на него руки, и он стал вождем народа, и Дух Божий обитал на нем, ибо он любил Бога ( Втор.34:9 ; Чис.27:18 ). 97 . Аарон по повелению Божию был первым первосвященником, а священниками – его сыновья. Они молились за народ, приносили жертвы, воскуряли фимиам, возжигали седмисвещный светильник, переменяли хлебы предложения, очищали проказу. Им при скинии помогали левиты: носили скинию, были певцами при богослужении. Избрание Аарона на священство Господь подтвердил ниспосланием небесного огня на первую жертву. Этот огонь поддерживался в скинии и другого огоня при богослужении не употребляли. Аарон умер 123 лет в сороковой год по исшествии из Египта, в пятый месяц – в июле, в первый день ( Исх.40:1215 ; Лев.910 ; Чис.20:2329 ). 98 . И возвестил Господь Бог Вседержитель устами Моисея пророчество о Сыне Своем Единородном Христе Мессии: Пророка от братии твоея, якоже Мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему ( Втор.18:15, 18 ). 99 . Моисею было 120 лет, и зрение его не притупилось, и крепость его не истощилась, когда, взойдя на гору Нево у Иерихона, он осмотрел своими глазами всю землю обетованную и умер там ( Втор.32:4852; 34:17 ). Моисей был великий пророк Боговидец, которого знал Господь лицом к лицу и рукою которого Господь знамениями и чудесами потряс всю землю Египетскую и дал народу Божию письменный закон веры и нравственности, закон обрядовый и гражданский и основал Церковь Ветхозаветную, которая приуготовляла мир к принятию Христа Спасителя. 100 . О Спасителе мира в законе Моисеевом дано откровение в пророчествах и прообразованиях. Он будет великим пророком, подобно Моисею, и воссияет яко звезда Иакова. Христос, яко пасхальный агнец, кости бо Его не сокрушены на Кресте, и Кровию Его мы избавились от вечной смерти. Переход же через Красное море прообразовал крещение – рождение от воды и Духа, избавляющее нас от греха, проклятия, диавола и смерти. Древо же, усладившее горькие воды Мерры, прославило Крест Христов, услаждающее горести жизни. А манна прообразовала небесный хлеб, который преподается верующим в таинстве причащения. Медный змей указывал на Распятого Спасителя, Который исцеляет и спасает от вечной смерти всех с верою и любовью к Нему прибегающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

  «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии. И написал [Моисей] на скрижалях слова завета» (Исх 34:27, 28). Эти библейские источники подтверждаются также исследованиями известного египтолога, который говорит, что только такой человек, как Моисей, знавший как положение своего народа, так и все обычаи египетского двора, мог написать такую по содержанию книгу.   Книга Бытие описывает, в основном, грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он был бы в рабстве вечно, если бы сила Господня не вывела его из него.   Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает Себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление. Книга делится на следующие разделы: 1 часть: с главы 1 по 12 — «Израиль в Египте». Сюда входят темы: первая — описание рабской жизни, беды Израиля. Вторая тема: рождение и воспитание Моисея, жизнь Моисея после бегства его из Египта, у его тестя Иофора. Третья тема: возвращение Моисея и встреча его с фараоном, глава 4. Четвертая тема: казни египетские, главы 7 — 10. Последняя тема этого отдела: десятая казнь и заклание пасхального агнца, главы 11–12. 2 часть  — «Исход из Египта», с главы 12 по 18. Сюда входят исход: переход Израиля через Чермное море, победная песнь Моисея и его сестры Мариам и переход к Синаю. 3 часть  — «Израиль у Синая», это центральная часть книги Исхода; дарование декалога — десяти заповедей; закона и заключение союза — центральная часть всего Пятикнижия, гл. 19. Вторая тема: установления богослужения и священства, гл. 25–31. Третья тема: отпадение от Бога, золотой телец, гл. 32. Следующая тема — возобновление завета с Богом, покаяние народа, гл. 34 и последняя: построение и освящение скинии, гл. 35–40. Ключевое слово к книге Исход — избавление . Есть также ряд символических мест в книге, которые вам надо знать. Символика книги. Центральный образ и символ этой книги — пасхальный агнец , служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Посланиях апостола Павла к Коринфянам и Евреям, в 1-м послании ап. Петра, и в 1-м послании ап. Иоанна Богослова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010