Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Изменить ИСХОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исход ( цсл. , ξοδος, διξοδος) - выход, уход: Исход души - смерть, уход из мира: Исход, книга Ветхого Завета , вторая из Пятикнижия Моисеева , названная так по описываемому в ней событию исхода еврейского народа из Египта. Главы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40 Авторство Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей Боговидец . Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» ( Исх 17:14 ). Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» ( Исх. 34:27 ). Равным образом пред торжественным заключением завета после Синайского законодательства Моисей, пересказав народу все слова Господни и все законы, «написал Моисей все слова Господни» ( Исх. 24:4 ). О Моисее, как авторе книги Исход, свидетельствует и Иисус Христос в известных словах к саддукеям: «о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему…». ( Мк 12:26 ). Рассказ о явлении Бога Моисею при купине помещается в книге Исход, и она-то является, по словам Спасителя, книгой Моисеевой. Конечно, выражение «книга Моисеева» может значить: книга, говорящая по преимуществу о Моисее или называющаяся по имени Моисея. Но подобное понимание не может иметь места, так как в книге Исход Моисей не занимает главного места и в названии книге его имя у евреев не упоминается. Выражение «книга Моисеева» имеет лишь один смысл: книга, написанная Моисеем (ср. 5:45-47 ). Критика В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает Моисеево происхождение книги Исход, дробит ее содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея ( 15:1–18 ); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы судей появилась «книга завета» ( Исх 20 – 23 гл.), в век Соломона «книга начал», обнимающая большую часть содержания книги Исход; окончательная же редакция ее падает на время Иоафама , современника пророка Исаии. Приблизительно подобных же взглядов держатся Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.

http://drevo-info.ru/articles/8236.html

Ис.63:16 . Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не при­знаёт нас сво­ими; Ты, Го­с­по­ди, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». «Только Ты Отец наш... Ты Господи, Отец наш». Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.). «Израиль не признает нас своими». «Авраам» и «Израиль» – здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников. «От века имя Твое: «Искупитель наш» – Высокознаменательный термин «искупитель» впервые употреблен еще в кн. Иова ( Иов.19:25 ). а затем в Псалтири ( Пс.73:2 ) и неоднократно у пророка Исаии ( Ис.41:14 ; Ис.43:3 ; Ис.47:4 ; Ис.59:20 ; Ис.62:11 и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу. Ис.63:17 . Для чего, Го­с­по­ди, Ты по­пустил нам совратиться с путей Тво­их, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Тво­их, ради колен наследия Твоего. «Для чего, Господи, ты, попустил... ожесточиться сердцу нашему?» Библия не раз говорит о Божьем попущении к ожесточению закоренелых грешников ( Исх.4:21 ; Исх.7:3 ; Исх.9:12 ; Исх.10:1 и др.). В этом нельзя не видеть одного из убедительнейших доказательств свободы человеческой воли, а также и необходимости личных усилий каждого для своего спасения. Исторически здесь разумеется, вероятно, то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки ( Ис.6:10 ; Ис.29:10 и др.) и в котором упрекали апостолы ( Рим.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он стремится различать учеников Христа и учеников синагоги по тому, как они понимают закон. Иудеи, неверно его истолковав, не приняли Христа. Мы же, понимая закон духовно, считаем, что он дан для назидания Церкви. Таким образом, иудеи понимают только то, что «отправились сыны Израилевы» из Египта, и первой отправной точкой был Раамсес, и, выйдя оттуда, пришли они «в Сокхоф» ( Исх.12:37 ). Затем «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме» ( Исх.13:20 ), у моря. Затем они понимают, что столп облачный ведет их, и пьют они воду из скалы (ср. Исх.17:6 ). Перейдя Красное море, приходит «все общество сынов Израилевых в пустыню Син» ( Исх.16:1 ). Посмотрим, какой метод толкования этих событий предлагает нам апостол Павел. Обращаясь к коринфянам, он говорит: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1–4 ). Видишь, насколько учение Павла отличается от буквального значения? То, в чем иудеи видят переход через море, Апостол называет крещением; в том, что для них столп облачный, Павел видит Святой Дух. Он хочет, чтобы все это понималось так же, как Господь учит в Евангелиях: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). И еще манну, которую иудеи считали пищей для насыщения чрева, Павел называет духовной пищей (ср. 1Кор.10:3 ). И не только Павел, но Сам Господь говорит о том же в Евангелии: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» ( Ин.6:49–50 ). И затем произносит: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин.6:51 ). И снова Павел недвусмысленно утверждает, что все «пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ). Так как же должно поступать нам, получившим такие правила толкования от апостола Павла, учителя Церкви? Разве не следует нам таким же образом применить эти переданные нам правила и к другим местам Писания? Или должно нам, как желали бы некоторые, отвергнув то, чему наставляет нас великий Апостол, снова обратиться к «иудейским басням» ( Тит.1:14 )? Сдается мне, что если в этом я отклонюсь от Павла, то подам руку противникам Христа, и получится, как говорит пророк: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питие с примесью злобы твоей» ( Авв.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Опубликованный в 1903 г. папирус Нэша (II-I вв. до Р. Х.) содержит текст Д. з. и молитвы «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-9). Последовательность заповедей в папирусе отличается от их расположения в МТ и греч. переводе LXX: запрет прелюбодеяния расположен после заповеди о почитании родителей перед заповедью «не убий» ( Burkitt. 1903. P. 396). В папирусе декалог преимущественно отражает вариант Второзакония, в нек-рых случаях дается смешанный текст из Исхода и Второзакония. В 4-й заповеди папирус следует варианту Исх 20. 8-11 («помни» вместо «наблюдай», опускаются фразы «как заповедал тебе Господь, Бог твой» и «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты», обоснование заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них») с добавлением из Втор 5. 14 (вставлено «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой»). В 5-й заповеди опускаются слова «как повелел тебе Господь, Бог твой» (как и в Исх 20. 12), но добавляются «и чтобы хорошо тебе было», как во Втор 5. 16. Варианту Второзакония отдается предпочтение в 9-й заповеди («[не произноси]»    , букв.- пустого свидетельства, а не     - ложного свидетельства, как в Исходе) и в 10-й («жена» упом. перед «домом», «поле» - перед «рабом») (Ibidem). В кумран. библейских рукописях (II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) сохранился фрагмент текста стиха Исх 20. 2 (4QpaleoGen-Exod1) ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 55) и практически полностью текст декалога из Втор 5. 6-21 (4QDeutn; I в. до Р. Х.), Втор 5. 6-11, 13-15 (4QDeutj), Втор 5. 8-9 (4QDeuto), имеющий некоторые особенности по сравнению с МТ. В кумран. рукописях представлена краткая и полная версия Втор 5. 12-15. В краткой текст Втор 5. 12 и 5. 21 не сохранился, текст Втор 5. 14-15 (4QDeutj) совпадает с МТ. В полной версии (представлена фрагментом 4QDeutn) Втор 5. 12 («помни день субботний, чтобы святить его») совпадает с Исх 20. 8 в МТ, во Втор 5. 14 добавлено «в день тот» (совпадает с LXX), имеются и некоторые др. разночтения (Ibid. P. 153-155). Нумерация заповедей

http://pravenc.ru/text/171772.html

Что ненадежен конь для спасения ( Пс. 32:17 ) – давно изведано опытом. И небезосновательным кажется наблюдение, что «Израиль во дни благоденствия никогда не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении». 89 Закон духовный в лице Моисея гласит: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, из среды братьев твоих... Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней» ( Втор. 17:14–16 ). Следовательно, даже когда явится в нас разум духовный – этот законный царь богозданного естества нашего, – все равно представляется опасным увеличение бессловесных стремлений нашей плоти. Впрочем, совершенное избавление от них невозможно, ибо они составляют часть нашей природы. И поэтому кроме египетской колесницы бывает еще и колесница Израиля, и конница его ( 4Цар. 2:12 ). Израильской же конница становится не от рода лошадей, но от управляющих ими наездников. Кто, господствуя над удовольствиями плотскими, удерживает узды неразумных пожеланий, контролирует их и попечения о плоти не превращает в похоти ( Рим. 13:14 ), – тот дает возможность самому Господу управлять ими, так что колесницы их становятся Божиими ( Пс. 67:18 ) и спасительными ( Авв. 3:8 ). А кто не обуздывает бешеное ржание коня своего и не сдерживает убийственный грохот скачущей колесницы ( Наум. 3:2 ), но увлекается и обольщается похотями своей плоти, тот, подобно всаднику египетскому, потопляется вместе с конем и колесницами фараоновыми, испытывая на себе гнев Божий, по сказанному: «В тот день Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием» ( Зах. 12:4 ). Не только в начале, но и на протяжении всего пути моего к земле обетованной ждут меня сыны иноплеменников. И лишь Господь – Помощник мой и Покровитель на пути сем. Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог как отца моего, так и меня самого, и вознесу Его ( Исх. 15:2 ). Господь, сокрушаяй восстающие на меня брани врага, Господь – имя Ему, и Он сражается за меня, когда я не знаю, где найти спасение от греха ( Исх. 15:3 ). Он колесницы фараоновы и всю силу его вверже в море плача моего о греховности моей ( Исх. 15:4 ). Пучиною покры их многие слезы мои, и погрязоша во глубине их, яко камень, под тяжестью собственных деяний, все избранные исполины фараоновы, на которых он возлагал всю надежду свою ( Исх. 15:5 ). Так, иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо ( Пс.19:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1. Два месяца сбора урожая (август – сентябрь). «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх. 23:16 ). Месяцы сбора урожая, это период, когда собирали урожай летних плодов, оставшихся еще неубранными. 2. Два месяца сева (октябрь – ноябрь). «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» ( Ам. 9:13 ). Это месяцы, когда начинается посевная. Причем земледелец еще не успел отдохнуть от летних трудов – жатвы зерновых и уборки урожая плодов, как приходит пора пахоты и сева. 3. Два месяца позднего сева (декабрь – январь). «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» ( Ек. 11:2 ). В этих месяцах, когда первые дожди умягчили почву, земледелец засевал последние участки. И повторный засев гарантировал то, что поздние всходы сохранятся, даже если засуха погубит ранние. 4. Месяц уборки льна (февраль). «Лен и ячмень были побиты (градом), потому что ячмень выколосился, а лен осеменился» ( Исх. 9:31 ). Это период вызревания посевов, период начала жатвы льна. 5. Месяц жатвы ячменя (март). Из вышеприведенного стиха ( Исх. 9:31 ) видно, что к этому времени ячмень выколосился и наступает завершающая стадия жатвы, начатой в предыдущий сезон (месяц уборки льна). 6. Месяц жатвы пшеницы (апрель). «А пшеница и полба не побиты (градом), потому что они были поздние» ( Исх. 9:32 ). Именно в этот период начиналась жатва пшеницы, которая созревала позднее всех зерновых. 7. Два месяца сбора винограда (май – июнь). «Было же это ко времени созревания винограда» ( Числ. 13:21 ). 8. Месяц летних плодов (июль). «И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» ( Числ. 13:24 ). Летний период повсюду богат плодами, но Святая Земля издавна славилась изобилием. Соглядатаи, упоминающиеся выше, отправились «высматривать» землю Обетованную во время созревания винограда ( Числ. 13:21 ), а возвратились они через сорок дней ( Числ. 13:26 ), т.е. в тот период, когда крестьяне собирали уже урожай летних плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Вспомни, о чем мы читали выше, когда Моисей сказал фараону: «Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему» ( Исх.5:3 ). Это были те самые три дня, на которых настаивал Моисей и которым противился фараон, ибо сказал он: «Только не уходите далеко» ( Исх. 8:28 ). Фараон не позволил сынам Израилевым достичь места знамений; он не разрешил им удалиться настолько, чтобы они во всей полноте проникли в тайны третьего дня. Послушай, что говорит пророк: «Он [Господь] оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:2 ). Первый день – день Страстей Спасителя, второй – день Его сошествия в преисподнюю, третий – день Воскресения (ср. Мф.16:21 ). Поэтому именно в третий день «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх.13:21 ). Но если, согласно сказанному выше, Апостол справедливо научает нас, что в этих словах заключено таинство крещения (ср. 1Кор.10:2 ), необходимо, чтобы «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:3–4 ) и воскресли с Ним из мертвых на третий день, те, которых, по словам Апостола, «Бог… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). Поэтому когда ты примешь тайну третьего дня, Бог станет вести тебя и Сам укажет тебе путь спасения. 3 . Но давайте посмотрим, что сказано после этого Моисею о том, какой путь ему должно избрать. Сказано: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Епаулеус, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном» ( Исх.14:2 ). Эти названия толкуются следующим образом. «Епаулеус» означает «извилистый подъем»; «Мигдол» – «башня»; а «Ваал-Цефон» – «подъем сторожевой башни» или «обладание сторожевой башней». Возможно, ты подумаешь, что Бог указывает путь ровный и легкий, и уж конечно не представляющий никаких трудностей. Подъем и извилистый подъем. Ибо тот, кто стремится к добродетели, не идет под гору, а с великими трудностями преодолевает подъемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь говорит: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). И раз они говорят: «Лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» ( Исх.14:12 ), то произносят слова тленности и соблазна. Но это – неправда; лучше «умереть в пустыне», чем «быть в рабстве у Египтян», ибо тот, кто умер в пустыне, именно потому, что отделился от египтян и удалился от «тьмы века сего» ( Еф.6:12 ) и убежал от власти сатаны, обладает определенной мерой безупречности, даже если он не достиг совершенства. Ибо лучше для ищущего совершенной жизни умереть на пути, чем вовсе не стремиться к совершенству. Поэтому ошибаются те, кто, объясняя непомерно крутой путь добродетели и перечисляя его многочисленные трудности, опасности и угрозы, сами решают не ступать на него. Однако намного лучше, если я умру на этом пути, если это необходимо, чем погибну, оставшись с египтянами, поглощенный бурными солеными волнами. А тем временем Моисей вопиет ко Господу. Как он вопиет? Не слышно ни звука, исходящего из уст его, и все же Бог говорит ему: «Что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Хотелось бы мне знать, как святые взывали к Богу, не произнося ни звука. Апостол учит: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " » ( Гал.4:6 ). И прибавляет: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). И еще: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» ( Рим.8:27 ). Таким образом, когда Святой Дух ходатайствует по воле Божьей, Ему слышен безмолвный вопль святых. 5 . Что же происходит дальше? Господь повелевает Моисею ударить жезлом по морю, чтобы оно разделилось и отступило, «и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» ( Исх.14:16 ), ведь стихии послушны Божьей воле. И когда воды, которых страшились рабы Божьи, стали «стеною по правую и стеною по левую руку» ( Исх.14:29 ), они уже были не орудием разрушения, но защитой. И вода собралась в одно место, а обузданная волна загнулась внутрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо Бог говорит Моисею: «виждь, да сотвориши» все «по образу, показанному тебе на горе». Слушай и Апостола Павла, который свидетель­ствует, что Израиль поклонялся «рукотворенным» и «образам», так как Бог повелел это» 225 . «Когда Бог повелел это, «сотвори, – говорит, – завесу ко входу скинии из голу­бой, пурпуровой и червленой шерсти и из кручено­го виссона... и искусною работою сделал на ней хе­рувимов» ( Исх. 36:35 ). Что ты делаешь, о Моисей? Ты говоришь: Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, и ты [же] устраиваешь завесу – искус­ною работою херувимы – и двух Херувимов из чистого золота? Но послушай – что отвечает те­бе слуга Божий Моисей. О слепые и безумные, поймите силу говоримого, твердо держите в ду­шах ваших. Я сказал, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня ( Втор. 4:15 ), дабы никогда не развратились и не сделали себе изваяний, изобра­жений какого-либо кумира ( Втор. 4:16 ). Я не сказал: Не сделай изображения Херувимов, как рабов, предстоящих очистилищу, но: да не сотвори себе богов литых, и: не сотвори всякого изображения, как богов, и не послужи «твари вместо Творца» ( Исх. 34:17 , Исх. 20:4 , Рим. 1:25 )» 226 . 1 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 52–53. 2 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 53–54. 14 Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете». М., 1852. 15 Добросмыслов Д.А., Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. 17 Дебольский Г.С., прот. Установления Ветхозаветной Церкви и Христианской, для которой первые служили образами. СПб. 1893. 21 Лебедь Д., архим. Святоотеческое истолкование повелений о сооружении скинии ( Исх. 25:1–27, 19; 30:1–10, 17–21 )//Экзегетика и герменевтика Священного Писания Материалы научно богословской конференции Сборник докладов Сергиев Посад, 2018 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Моисее, пребывшем на горе сорок дней: когда народ увидел, – говорится в Св. Писании, – что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам Бога, который бы шел пред нами, – ибо с этим человеком – Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем что сделалось ( Исх.32:1 ). Замечательна здесь в словах народа связь представления его о тельце с представлением о пр. Моисее; как будто бы, по воззрению народа, телец должен был заместить собой пр. Моисея в смысле представительства пред Богом и олицетворения Бога, и следовательно, наоборот, прор. Моисей в главах народа до некоторой степени олицетворял собой невидимого Бога, был не только Его органом, но как бы тенью, представителем и заместителем. И такое воззрение народа на прор. Моисея дает косвенное указание на то, что обоготворение личности Моисея после его смерти была вещь не невозможная для народа израильского. Ведь обоготворен же был пр. Илия, под именем «бога Корнила», полуязыческим и полу-израильским народом в Самарии». («Добро и Зло»... 367). Если в сказанному мы присоединим о пр. Моисее то, что, будучи «посредником» между народом еврейским и Богом ( Гал.3:19–20 ), он, по причине величайшего озарение духа его Духом Божиим и в силу чрезвычайных полномочий от Бога, «был» для народа, по слову Самого Господа, «вместо Бога» ( Исх.4:16 ), а также если присоединим и то, что он даже на внешнем своем лике, после сошествия с горы Синая, имел запечатление и знамение Божественного прославления, ибо «лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним..., и все сыны израилевы боялись подойти к нему, и потому положил Моисей на лице свое покрывало» ( Исх.24:29–35 ): то, приняв во внимание все вышеизложенное, нельзя не прийти к заключению, что, в виду смерти пророка Божия и вождя своего народа, евреи могли, вполне как бы естественно для себя, восприять мысль – не расставаться с его телом и нести оное с собою в землю Обетованную. И это тем более не только могло, но и должно было совершиться, что в данном случае они могли следовать примеру из своей же истории ( Быт.49:29–30; 50:5–13; 50:25–26 ; Исх.13:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010