Глава 10 Повеление устроить серебряные трубы. – Выступление в пустыню Фаран. – Порядок движения. – Приглашение мадианитянина Ховава сопровождать евреев. – Воззвания Моисея при поднятии и остановке ковчега завета. Чис.10:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.10:2 .  сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; При Давиде было приготовлено 7 труб, при Соломоне – 120. Чис.10:8 .  сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; «Трубить предоставлено было одним иереям, – замечает блаж. Феодорит, – потому что труба означала Божие призвание» (Толк. на кн. Чис., вопр. 15). Чис.10:11 .  Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; Хронологическая последовательность событий, как было указано в примечании к Исх.18 , заставляет поместить здесь рассказанное в Исх.18 о тесте Моисея Иофоре-Рагуиле (ср. Чис.10:29 ). Чис.10:12 .  и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран. Пустыня Фаран расположена на север от Синайского полуострова, занимая собою известковую плоскую возвышенность между долиною Нила и горами Каменистой Аравии. Южной границей ее являются пески, простирающиеся между верховьями заливов, окаймляющих Синайский полуостров; западной – Египетский поток; восточною – Аравия; северною – Негеб (юг Палестины). В настоящее время все пустынное пространство от Синая до Палестины носит одно общее название «Эт-Ти», т. е. «странствование». Чис.10:29 .  И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле. По мнению одних, Ховав был сын, по мнению других – младший брат Иофора, сына Рагуилова (ср. Исх.18 ). Чис.10:31 .  Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; Ховав мог быть полезен евреям своим знакомством с пустыней. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В день обрезания давали имя младенцу, как печать вступления его в завет с Богом и обязательства служить Ему ( Лк.2:21 ). Кто принял обрезание не в восьмой день, а после, тот не равнялся с обрезанными в этот день 78 , а кто остался совсем необрезанным, того закон осуждал на истребление от рода избранных: иже не обрежет плоти крайния своея, погубится душа та от рода своего ( Быт.17:14 ). Первый совершил над собою обрезание Авраам, с которым Бог вступил в завет, а в лице его и со всем его потомством; после творили обрезание родоначальники или старейшины в каждом племени; наконец, священники и левиты, в случае нужды бабки и матери ( Исх.4:25 . 2Мак.6:10 ). Плотское обрезание служило знамением внутренней чистоты сердца, обрезания духовного ( Рим.2:29–30 ) и прообразованием обрезания нерукотворенного в таинстве св. крещения ( Кол.2:11–12 ). При этом таинстве, как заступившем место ветхозаветного обрезания, постановлено в Прав. Церкви давать новорожденному младенцу имя того святого, которого память совершается в восьмой день по рождении младенца или около этого времени 79 . Первенцы и начатии За искупление от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, пораженных от человека до скота ( Исх.12:29 ), первенцы у евреев от человека до скота принадлежали Богу, как жертва Ему. «Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, говорит Моисей, Господь умертвил всех первенцев в земле египетской от первенца человеческого до первенца скотья: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов своих выкупаю» ( Исх.13:12–15 ). Для родителей было бы тяжко совершенно разлучиться со своими первородными: посему Бог вместо первенцев всего народа принял в жертву себе одно из 12 колен – Левиино ( Числ.3:12 ); права и обязанности первенцев передал ему. Между тем, каждый отец семейства должен был, по истечении дней законного очищения, принести своего первенца во храм иерусалимский ( Лк.2:23 ) и искупить его. Цена искупления назначена была пять сиклей серебра 80 ( Чис.3:45–51. 18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Речь Господа направлена к тому, чтобы побудить евреев дать добровольное согласие на вступление с Ним в завет. Оно прежде всего вызывается их религиозным опытом, – «вы видели». Этот опыт есть знание Божественного Правосудия по отношению к врагам, – «вы видели, что Я сделал Египтянам», и милости к ним самим. Всемогущей силой Божией евреи избавлены от рабства и приведены в безопасное место, место явления и откровения славы Всевышнего (к Себе). Эти прежние милости, возбуждая в народе ревность к исполнению воли Божьей, должны служить для него залогом, ручательством получения новых благодеяний. Исх.19:5 .  итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, И действительно, послушание воле Божьей, проявляющееся в исполнении заключаемого теперь завета, привлечет новую, чрезвычайную милость. Она выразится в том, что евреи сделаются «драгоценною собственностью Бога» (евр. segulla, 1Пар. 17:22 ; греч. λας περιοσιος) среди всех народов земли. Последние – собственность Бога по творению, Израиль же – собственность Его по избранию и спасению ( Втор. 4:20, 7:6, 14:2 , Пс. 134:4 ). Этим драгоценным уделом он и останется под условием соблюдения завета ( Втор. 26:18 ). Исх.19:6 .  а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. Драгоценную собственность Бога евреи составят потому, что, исполняя его завет, образуют царство священников. Весь народ будет находиться в ближайшем общении с Богом, какого удостаиваются лица – священники, – призванные быть посредниками между Богом и остальными людьми ( Лев.10:3 ). Являясь священником – служителем Господа ( Ис. 61:6 ), провозвестником Его воли и спасения, народ будет дорог в очах Божиих ( Ис. 42 ). Как царство священников, евреи призваны стать «народом святым» – чистым от грехов ( Лев.11:44–45, 20:26 , Втор. 14:2 ). Исх.19:7 .  И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудейская пасха была домашним праздником, и главная ее часть проходила в стенах дома. На небольшую широкую подставку, которая заменяла стол, нужно было поставить чашу соленой воды в память о слезах, пролитых во времена египетского рабства, именно в эту чашу с соленым раствором Христос и обмакнул опреснок и подал его Иуде ( Ин.13:26–27 ). Приготовлялся к пасхальному столу и набор горьких трав: хрен, цикорий, лук, чеснок и другие «горькие травы», их ели до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы в память о слезах утопленных младенцев. Делалась и специальная паста «из яблок, фиников, гранатов и орехов», так чтобы ее цвет напоминал глину, с помощью которой рабы-евреи строили города для фараона. Опресноки клались на стол тремя стопками, отделенными друга от друга салфетками в знак того, что есть три социальных уровня: еврей богатый, еврей среднего достатка и еврей бедный. Это должно было означать, что любой еврей, независимо от своего социального статуса, мог прийти на эту трапезу и принять участие в Пасхе. Если одна семья не могла себе позволить приобрести пасхального агнца, то бедные семьи объединялись. Сказано: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца» ( Исх.12:4 ). Двери всех домов с вечера четверга на пятницу не запирались, и в любое время после шести часов вечера, то есть когда с заходом солнца в четверг начиналась богослужебная пятница, 15-го дня месяца нисана, гости могли войти в дом и сесть за стол. Один опреснок прятался взрослыми – это была игра для детей, и тот ребенок, который находил его, получал в подарок сладости. В пасхальной трапезе принимали участие и взрослые и дети. Сказано: «И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» ( Исх.10:9 ). – На этом основании в Православии причащают не только взрослых, но и детей (малолетних). Сказано: «а никакой необрезанный не должен есть ее» ( Исх.12:48 ) – на этом основании мы причащаем только крещенных, ибо обрезание (евр. брит мила – «завет обрезания») прообразовывало собой крещение (см. Кол.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Протестантам же, настаивающим на таком понимании приведенных выше слов из Евангелия от Матфея и не признающим авторитета святых отцов, можно возразить вот что: уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно. Иногда пытаются оправдать пацифистское учение ссылкой на заповедь «Не убивай» (Исх. 20: 13). На этот счет хорошо написал А. Байдуков: «Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь «Не убий», нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий». Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)» . Нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.). В древности богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. По закону Моисея, каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (см.: Числ. 1: 3; 2: 33; 26: 2). Священное Писание содержит множество стихов, в которых говорится о том, что Сам Господь благословил воинское служение, научил пророка Моисея тому, какие воинские формирования должны быть в израильском народе, как дислоцироваться, кем управляться. Взятие города Гая и его сожжение. Ок. 950 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия «В Ветхом Завете мы находим множество указаний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.

http://pravoslavie.ru/1324.html

е. в окрестности города Цоана, иначе Тана или Таниса, находившегося в нижнем Египте, где и совершены были Моисеем чудеса – казни над Египтом. 13–14. Разверзе море и проведе их, представи воды яко мех, и настави я облаком во дни и всю нощь просвещением огня. Асаф воспоминает своим слушателям те величайшие чудеса, которые совершил Господь, но которые забыты сынами Ефремовыми, т. е. всем царством Израильским (ст. 9–12). – Разверзе море и проведе их, – Господь, изводили Израиля из Египта, разверз пред ним бездну вод Красного моря и провел его по дну моря. Представи воды, яко мех, – разделил воды моря сильным восточным ветром; Господь поставил их по правую и по левую сторону неподвижно, так что они были как-бы в кожанных мехах (– в коих обыкновенно содержат воду жители востока ( Исх.14:21–22 ). И настави я облаком во дни, – когда вел их Господь, то наставлял их или показывал им путь в течение дня облаком, и всю нощь просвещением огня, иначе – во всю ночь освещал путь светом огня. По свидетельству Бытописателя, когда «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни, то Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный ночью от лица всего народа» ( Исх.13:20–22 ; Ср. Чис.10:34 ). 15–16. Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Счастливо живя в земле Обетованной, при полном изобилии всех благ, народ Израильский забыл, как некогда Господь спас его праотцев в пустыне Аравийской от смертельной жажды. – «Господь разверзе – рассек каменную скалу в пустыни, и напоил их, как из великой бездны,» т. е. появилась столь обильная вода, как бы здесь было глубочайшее озеро. – Так было в Рафидиме ( Исх.17:1–6 ). – «И извел Господь воду из каменной скалы, и воды потекли, как реки». Так было в пустыни Син, близ Кадеса. Когда народ, томимый смертельной жаждой, роптал на Моисея и Аарона, то «Моисей взял жезл от лица Господа, как Он повелел ему... И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» ( Чис.20:1–4,9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Им начнется возвышение его в глазах всего народа как избранного Богом вождя, подобно Моисею, близкого к Господу и пользующегося Его всесильной помощью. Как для Моисея данная ему Господом сила чудотворения ( Исх.4:1–8 ), особенно проявившаяся при Чермном море ( Исх.14:21 ), служила свидетельством о божественном его посланничестве, так и для Иисуса Навина осушение русла Иордана имело значение такого же свидетельства. Нав.3:8 .  а ты дай повеление священникам, несущим Ковчег Завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. Повеление священникам, несущим Ковчег Завета, остановиться, когда они подойдут к краю Иордана, дано с той целью, чтобы из необычайного действия на Иорданскую воду, которое последует за этой остановкой, со всею очевидностью открылась чудодейственная сила Божия, исходящая от Ковчега Завета. При Моисее символом чудодейственной силы Божией был данный ему жезл. При Иисусе Навине место жезла заступает Ковчег Завета, служивший престолом Господа ( Исх.25:22 ). «Когда есть установленные благодатные средства, тогда Господь соединяет с ними благодатные действия, ибо Он есть Бог порядка, не действующий произвольно в выборе своих посредств» 28 . «Как только войдете в воды Иордана»; в славянской Библии: «егда выйдете на часть воды Иордана», что служит передачей чтения большей части списков греч. перевода: π μρους το δατος (в Ватиканском и некоторых других вместо μρους читается μσου – «на средину»). Выражение «на часть воды» служит переводом еврейских слов «ад кецэ мей», что буквально значит «на конец или край воды», т.е. когда священники войдут в воду у края или берега Иордана, каковое представление с большей ясностью выражено далее в Нав.3:13,15 . Нав.3:9 .  Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. Нав.3:10 .  И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас хананеев и хеттеев, и Евеев, и ферезеев, и Гергесеев, и аморреев, и иевусеев: Нав.3:11 .  вот, Ковчег Завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; Нав.3:12 .  и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; Нав.3:13 .  и как только стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—65— Хеврон (сравните выражение в устах русского: „Москва в России“). Эта особенность заметна и во Второзаконии: в 11 главе, ст. 29, писатель говорит: когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал. Далее он старается точно указать местность, на которой были расположены эти горы, с той целью, чтобы Израильтяне не сделали ошибки в выборе их; и потому прибавляет: вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине против Галгала, близ дубравы Море (ст. 30). Читая эти строки, легко себе представить, что вершины Гевала и Гаризима рисовались в отдалении перед очами Израильтян, расположившихся станом на берегах Иордана; и, произнося эти слова Второзакония, престарелый законодатель указывал на них сынам Израилевым. Подобных примеров в Пятокнижии можно найти немало, но и указанных достаточно. В историческом повествовании, преимущественно последних четырёх книг, писатель часто сообщает такие мелкие подробности событий, какие могли быть известны только очевидцу или лицу, принимавшему в них непосредственное участие. Напр., Исх.15:22 : вступили Израильтяне в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. В пустыню Син пришли сыны Израилевы в пятнадцатый день второго месяца по выходе из Египта ( Исх.16:1 ); в пустыню Синайскую пришли в третий месяц... в самый день новолуния ( Исх.19:1–2 ) и другие подобные. В книге Левит писатель сообщает даже о том, кто выносил тела умерших сынов Аароновых, Надава и Авиуда, принёсших огонь чуждый пред Господа,... и в чём их вынесли, – именно ( Лев.10:4–5 ): и позвал Моисей Мисаила и Елицафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли, и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Или ещё в книге Числ (7 гл.): двенадцать начальников колен, под надзором которых производилось поголовное исчисление Израильтян, пожертвовали для перевозки некоторых принадлежностей скинии шесть крытых повозок да двенадцать волов. Моисей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возражение 11. Далее, всякое наказание должно быть назначено за преступление. Но бессловесные животные не могут совершать преступлений. Следовательно, когда Закон назначает им наказания, например: «Если вол... убил мужчину или женщину, то вола побить камнями» ( Исх. 21, 29 ); и еще: «Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину» ( Лев. 20, 16 ), то это представляется неразумным. Поэтому похоже на то, что и предписания, касающиеся взаимоотношений одного человека с другим, установлены Законом не должным образом. Возражение 12. Кроме того, Господь повелел карать убийцу смертью ( Исх. 21, 12 ). Но смерть скотины не идет ни в какое сравнение со смертью человека, и потому умерщвление скотины не может являться адекватным наказанием за убийство. Следовательно, предписание о том, что «если в земле... найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его... пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу» (Вт. 21, 1, 4), представляется недолжным. Этому противоречит следующее: особым благословением считается то, что «не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс. 147, 9 ). Отвечаю: как говорит, цитируя Туллия, Августин, «народ – это совокупность людей, объединенных согласием в смысле определения прав и взаимной пользы» 195 . Поэтому для народа является сущностно необходимым, чтобы взаимоотношения граждан определялись посредством справедливых законов. Но взаимоотношения одного человека с другим двояки: одни осуществляются под руководством властей, другие – согласно желаниям отдельных индивидов. И коль скоро всем тем, что подчинено власти индивида, тот может распоряжаться в соответствии со своей волей, то, следовательно, решение споров между одним человеком и другим, а также наказание преступников зависит от определения тех властей, которым подчинены люди. С другой стороны, власть частных людей распространяется на все то, чем они обладают, и потому их деловые взаимоотношения в том, что касается подобных вещей, например, купля, продажа, заем и тому подобное, зависят от их собственной воли. Но и в том и в другом случае Закон представляется достаточно обеспечивавшем правильные взаимоотношения между одним человеком и другим. Так, он установил судей, что со всей очевидностью явствует из сказанного: «Поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным» (Вт. 16, 18). Он также установил единые правила вынесения приговора, согласно сказанному [в Писании]: «Судите справедливо – как брата с братом, так и пришельца его: не различайте лиц на суде» (Вт. 1, 16, 17). Он также устранил возможность вынесения несправедливого приговора, запретив судьям принимать дары ( Исх. 23, 8 ; Вт. 16, 19). Им также было предписано количество свидетелей, а именно два или три, и назначены некоторые наказания за некоторые преступления, о чем мы поговорим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис. 60:13 ). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21 ), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Ин. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Ин. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010