Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср. ( Исх. 32:9, 33:3, 34:9 ; Втор. 9:6, 13 ). «Поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое». Слав.: «даша начало (LXX δωκαν ρχν) возвратится на работу свою во Египет». В этом замечании имеется в виду указание ( Чис. 14:4 ). Однако факт, когда евреи поставили себе вождя вместо Моисея, неизвестен. Отсюда справедливо предлагают евр. vaittnu rosch «поставили вождя» понимать в общем смысле: «и обратили голову», т.е. поставили решение, решились. Перев. Гуляева: «и в упорстве своем обернули головы к прежнему рабству». Неем.9:18 .  И хотя они сделали себе литого тельца, и сказали: вот бог твой, который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления, О почитании золотого тельца см. ( Исх. 32:4 ). Неем.9:19 .  но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. Имеется в виду место ( Чис. 14:14 ), по которому и после согрешения народа чудесный столб не перестал предшествовать ему. Неем.9:20 .  И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Слова 20 ст. имеют ввиду факт, когда Господь для возвышения авторитета Моисея даровал дух пророчества семидесяти старейшинам ( Чис. 11:17, 25 ). «И манну Твою не отнимал от уст их» (ср. Чис. 11:6–9 , Нав. 5:12 ). «И воду давал им для утоления жажды» (ср. Чис. 20:2–8 ). Неем.9:21 .  Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли. В ст. 21 обобщается все, что сделано было Господом для избранного народа в пустыне (ср. Втор. 2:7, 8:4 ). Неем.9:22 .  И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского. «Ты дал им царства и народы, и разделил им». У LXX (и в слав.) λαος (народы) является дополнением к глаг. εμρισας («и люди разделил еси им»). Но выражение подлинника vattchlkem lepeah (рус. «и разделил им»; lepeah оставл. без перевода) не вполне ясно. Не ясно, на кого указывает суфф. 2 лица муж. р. в гл. vattchlkem «и разделил их», – на хананеев или на евреев. Если глагол chalak принимать (в форме пиэл) в значении «рассеивать» ( Быт. 49:7 ; Плач. 4:16 ), то речь будет о хананеях (Абен-Ездра). О завоевании земли Сигона и Ога см. ( Чис. 21:21–26, 32:33 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такая грамматическая конструкция встречается в еврейской Библии еще пять раз. 1 Царств 23:13 (я даю не Синодальный перевод, а свой, буквальный). Давид и его люди, около 600 человек, ушли из Кеиля и скитались, где скитались Давиду, который находится в городке Кеиль, доносят, что преследующий его Саул движется к Кеилю. Тогда Давид и его люди, около шестисот человек, ушли из Кеиля и «скитались, где скитались». Что означает здесь этот оборот? По-видимому: «скитались, где придется» (Син: «ходили, где могли»). Автор повествования не может или не хочет уточнить, где именно они скитались, – да, может быть, такое уточнение и вообще невозможно: они сами не знали, куда бредут, бродили где придется. 4 Царств 8:1 Елисей сказал женщине, сына которой он вернул к жизни: «Встань, и уходи отсюда, вместе со своей семьей, и живи, где будешь жить, ибо Господь призвал голод – да, голод пришел на эту землю на семь лет». Елисей не уточняет, где женщине жить: пусть живет, где придется  («живи, где получится»; «живи, где хочешь»; Син.: «поживи там, где можешь пожить»). Живи где угодно, но только не в той стране, на которую Господь призвал голод. Иезекиль 12:25. Я , Господь, скажу слово, которое Я скажу , и оно исполнится, больше не замедлит. Неважно, какое слово – любое слово, которое  скажу, – исполнится незамедлительно. Две самые близкие параллели к Исх 3:14 содержатся в той же самой книге. Исх 33:19. После того, как евреи, покинувшие Египет, нарушили Завет с Богом и сделали себе золотого тельца, Бог в гневе говорит Моисею, что не пойдет далее с народом Своим. Народ плачет и в знак покаяния снимает с себя украшения. Моисей просит, чтобы Бог открыл ему «путь Свой» – и тогда, смилостивившись, Бог все же обещает, что Он Сам пойдет с народом Своим. В качестве подтверждения того, что Бог смилостивился, Моисей просит, чтобы Бог «явил ему славу Свою». Бог говорит: « Все Мое великолепие Я проведу пред тобою, и Я провозглашу пред тобою имя Господне (Яхве). Я милую тех, кого милую, Я милосерден с теми, с кем милосерден» (в синодальном переводе: « кого помиловать – помилую, кого пощадить – пощажу »).

http://pravmir.ru/m-g-seleznev-esli-byi-...

Ягве говорит Моисею: Я поставил тебя богом фараону; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить (ему) всё, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону... ( Исх. 7, 1–2 ). Итак, он (Аарон) будет твоими (Моисей) устами; а ты будешь ему вместо Бога ( Исх. 4:16 ). Об Аароне, как об устах Моисеевых, как о пророке Моисеевом говорит прп. Ефрем Сирин : «У Моисея, как у безмолвного Бога, Аарон был вещим пророком» Толк, на кн. Исход 4, 12]. Бог безмолвствует среди людей. Люди не слышат Его слов и речей, не понимают Его. И вот тут-то и нужен пророк. «Пророк есть истолкователь Божий», – как говорит св. Иоанн Златоуст [Толк, на 1 послание к Коринфянам, Беседа 36]. Пророк несет бремя своего дара, как непраздная женщина, уже не вольная в своем бремени, она несет его и в свое время должна родить. Так и пророк может даже устать от своего пророческого бремени, но он должен сказать, чего не могут удержать его уста, ибо он – уста Божии. Река должна в устье вырваться из берегов в океан. Пророк – это человеческие берега, посредь, которых пробивается, извиваясь, струится и стремится к устью река Божественного откровения, Божественных слов и видений. Будучи изреченной пророком, эта вода вырывается из реки в океан людской. 32 Сотворив людей, Бог связал Себя с ними. Люди ничего не могут без Бога, но ведь и Бог ничего не делает без них! Так бывает только у друзей, или ещеё более – у супругов. Адонай Ягве 33 ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам ( Амос 3:7 ). Ничего значимого не произошло в истории, и нет требований Божиих, о которых бы Ягве не возвестил, заранее не сказал бы пророкам. А потому: Ягве посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал... ( Иер. 25:4 ). 1.3. Способы получения пророческих откровений Различны были способы, которыми пророки получали вести от Бога. Различны были ступени их восхождения к Богу. В исключительном положении и выше всех стоял Моисей. Бог Сам свидетельствует, что не так, как другим пророкам, открывался Он Моисею:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Удивительный термин использует в своем богословии преподобный поэт Иустин Попович: охристовление. В Евангелии мы как раз видим постепенное охристовление учеников: их пре ображ ение в образ Христа. На Фаворе оно достигает кульминации. Но плодов этого благодатного осенения они еще не могут удержать, потому что « Иисус еще не был прославлен » (Ин. 7:39) славой Креста и Голгофы. Впереди еще предательство, отречение Петра и бегство всех остальных… И лишь после того, как огонь Пятидесятницы сойдет на апостолов, они смогут нести в себе Свет – не только как отраженное сияние Христово, но как постоянно живущее внутри них. Даже потом внутренний источник не убережет их от грехов и ошибок абсолютно: это мы видим на примере взаимоотношений апостолов Петра и Павла (см.: Гал. 2:11–14)… Здесь подтверждается святоотеческая истина: не доверяй себе до гроба, покаянию на земле нет конца, само совершенство здесь еще не совершенно. И, скорее всего, тем редким избранникам, кто «был восхищен до третьего неба» , будет потом дан в той или иной форме « ангел сатаны» — болезнь, гонения, внешние и внутренние скорби, чтобы они не превознеслись чрезвычайностью откровений (2Кор. 12:4–7). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). Боговидцы Моисей и Илия – величайшие пророки Ветхого Завета, которые общались с Богом «лицом к лицу», «как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Они еще в своей земной жизни предвосхитили, как бы прообразовали жизнь Христа: Фавор, пустой Гроб, Пятидесятницу. Мы читаем о том, как сияло лицо Моисея после беседы с Богом на Синае (Исх. 34:30–35), а Илия в колеснице огня вознесся «яко на небо», избежав смерти… Перед смертью Моисей, о котором сказано, что не было в Израиле пророка такого, как он (Втор. 34:10), обещает, что придет Другой, подобный Ему (Втор. 18:15), дающий новые заповеди и пишущий их не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях человеческих сердец (ср. 2Кор. 3:3).

http://pravoslavie.ru/81446.html

Здесь истощились съестные припасы, вынесенные из Египта, и Евреи по случаю недостатка мяса и хлеба роптали на Моисея и Аарона, за чем они вывели их из Египта, чтобы уморить все общество голодом. Вечером этого дня налетали перепелы к стану, и Евреи ловили их и ели. а к утру ниспала с неба манна (манн – дар). Манна была похожа на кориандровое семя, белую крупу, и вкусом была, как мучная лепешка с медом. Ее нужно было собирать каждый день в течение шести дней недели, ране утром, и по двойной порции в шестой день, потому что в субботу она не подала; с восходом солнца она таяла, но собранная, она не таяла, и ее можно было толочь и молоть, приготовлять из нее лепешки и похлебку. Этою чудесною пищею Господь питал Евреев сорок лет, доколе они не пришли в землю обитаемую, к пределам земли Ханаанской ( Исх.16 :). – Осьмой стан в Рафаке и девятый в Елусе упоминаются только в кн. Числ.(33:12 и 13), а потом Евреи расположились десятым станом в Рефидим. Здесь по случаю недостатка воды Евреи роптали на Моисея и искушали Господа, говоря: «есть ли Господь среди нас, или нет?» По повелению Господа, Моисей ударом жезла в скалу Хорива извел воду, а место это назвать Масса и Мерива. что значит искушение и укорение. Здесь Амаликитяне нападали на отставших, ослабевших и больных Евреев и безжалостно убивали их. Иисус Навин с отрядом войска поразил Амаликитян, когда Моисей, взошедши на гору, молился, поднявши руки к небу ( Исх.17 ). Здесь же посетил Моисея тесть его Иофор, приведшш к нему жену его и детей: по его совету Моисей избрал себе в помощники для суда и разбора тяжебных дел людей способных и поставил их тысяченачальниками. стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками, чтобы они судили все малые дела, а о делах важных доносили Моисею (гл.18). Третья часть – гл.19–40: одиннадцатый стан при Синае и синайское законодательство. – В этой части законы и обстоятельства, при которых они даны были, описываются в таком порядке. а) Евреи подошли к Синаю в новолуние третьего месяца по исходе из Египта, в 47 день от исхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нам – православным христианам – пожалеть их нужно и помочь им выйти из несчастных обстоятельств. Попробуем же сделать это настоящей беседой!.. Затем, обратившись к толпе жидовствующих, я спросил: – В какого Бога вы, друзья мои, веруете? Отвечать стал их „наставник“ Яков, – человек всклокоченный и небрежно одетый. Он сказал: – Обыкновенно, как и все вы: Мы веруем в того Бога, о Котором писали Моисей и пророки. – Как имя этому Богу? Яков ответил: – Имён у Бога, как видно по Библии, много. Он называется Эль, Элогим, Шаддай, Адонай, Саваоф и тому подобными именами. – Нет ли между именами Божиими одного такого, которое бы Сам Господь усвоял себе по преимуществу? – спросил я. Яков задумался. Потом общими силами мы установили, что таковым подлинным именем Божиим надобно считать название Его Иеговой. В доказательство своих слов, по обоюдному же согласию, мы прочли из Исх.3:14 : „Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий... Так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам... Вот Имя Моё навеки“... (ст. 15). И ещё: в 15 гл. кн. Исхода написано: „Господь Муж брани. Иегова имя Его“ (ст. 3). Подобное же читаем в Исх.33:19 : „и сказал (Господь Моисею): Я проведу перед Тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы перед тобою“... Если бы мы обратились к пророческим книгам, – мы нашли бы и там много соответствующих свидетельств. Но, для сокращения речи, ограничимся одним. У пр. Осии сказано: „Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова.) – Имя Его“ ( Ос.12:5 ст.). Верите ли вы теперь, – обратился я с вопросом к жидовствующим, – что между различными именами Божиими „Иегова“ есть самое главное и существенное? – Верим! – Как не верить! – послышалось из толпы. Я спросил Якова: – Скажи же мне, друг, приложимо ли имя „Иегова“ к смертным людям? Подумав, он твёрдо ответил: – Нет, ни в каком случае. Как можно?.. После этого я попросил его прочесть Иер.23:5,6 . Яков громко, нараспев и с особенно-характерными колебаниями в голосе, зачитал: „вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010