Священное Писание дает множество примеров ходатайств и молений праведников об избавлении от грозящих стихийных бедствий: это праотец Авраам (Быт. 18:16–32), пророки Моисей (Исх. 9:29), Илия (3 Цар. 18:42–45 — ср.: Иак. 5:17–18), Иеремия (Иер. 14) и другие. Более того, через пророка Захарию Господь заповедует всем просить и Него «дождя во время благопотребное» (Зах. 10:1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христианской богослужебной практике — со временем были созданы особые чинопоследования на случаи стихийных В нашей заметке приводятся примеры того, как чрезвычайные ситуации отражены в Священном Предании: иконография чрезвычайных ситуаций в наше время вполне востребована, ведь к немалому количеству катастроф природных добавились катастрофы техногенные. Современную цивилизацию в последние два десятилетия принято рассматривать уже как «цивилизацию риска»; техника дала человеку власть над природой, но при этом сделала его своим рабом. Вследствие этого катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, вызывающие в том числе и социальную дестабилизацию. Вспомним Чернобыльскую катастрофу 1986 года с её экономическими, социальными, политическими, демографическими и другими последствиями. Как тут не вспомнить грозное предупреждение Божие: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26:18)! Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, являясь неким нарушением равновесия, гармонии созданного Богом мира, происходят или непосредственно по воле Божией (Лев. 26:3–4, 18; 2 Пар. 7:13; Пс. 103:32; 148:8; Иов. 37:6; Иер. 14:22), или по Его попущению (Ам. 3:22), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез. 33:11; 2 Цар. 14:14; Иона 3:10; Откр. 3:19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр. 3:19; ср.: Притч. 3:12; Евр. 12:6–7). Они часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис. 29:6; ср.: Пс. 49:3; Ос. 6:3; 3 Езд. 3:19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк. 21:11)

http://pravmir.ru/ikonografiya-chrezvych...

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Елисавета отвечает твердым нет на предложение назвать сына Захарией; Лука оставляет без ответа вопрос, откуда она могла знать, что ребенка надо назвать Иоанном (было ли у нее особое откровение, или муж смог сообщить ей имя, названное ангелом) 3 . Однако родственники отказываются принять всерьез слова женщины, тем более, что они идут вразрез с обычаем использовать только имена членов семьи. Поэтому они обращаются знаками к глухонемому Захарии, чтобы узнать его мнение. Желая ответить, Захария просит дать ему pinak…dion ‘дощечку’, то есть маленькую деревянную табличку, покрытую воском, используемую в античные времена для письма. Немедленно по разрешении от немоты Захария стал говорить, благословляя Бога. Гимн Захарии, вероятно, является частью этой сцены, однако Лука завершает рассказ о совершившемся чуде и лишь затем приводит текст гимна, который выражает богословский смысл всего произошедшего. Выражение и рука Господня былас ним может быть продолжением слов слышавших (тогда становятся понятны тесно связующие союзы ka€ букв. ‘и ибо’) либо комментарием рассказчика (в этом случае легче объясняется прошедшее время глагола). Как и его сын (1:15), Захария исполняется Святого Духа и пророчествует; не только пророчество, но и славословие может быть вдохновлено Духом (1 Кор 14:26). Гимн открывается традиционной молитвенной формулой благословен Господь Бог Израилев, которая в Писании впервые звучит в устах Давида (1 Цар 25:32) и Соломона (3 Цар 1:48), ср. Пс 40:14. Титул Бог Израилев в тексте Евангелия, адресованного по преимуществу язычникам, — свидетельство того, что апостол Лука не редактировал дошедший до него текст гимна. ‘посетил’ означает спасение и благословение людей, исходящее от Бога (ср. Быт 21:1; Исх 3:16; Руфь 1:6; Пс 8:5; 105:4). Прошедшее время здесь означает, что с рождением Иоанна спасение Божие приходит в мир, и о нем можно, предвосхищая дальнейшее, говорить как о уже совершившемся событии. Это спасительное действие есть lЪmrwsij ‘избавление’, которое по ветхозаветному учению совершилось силой Божией при исходе Израиля из египетского рабства и типологически повторяется в последующем на всем протяжении Священной истории. Рог в ВЗ — символ могущества и победы в поединке с врагом (Пс 17:3; 131:17; 1 Цар 2:1,10; также в Откр 5:6); этот же образ Писание использует для характеристики апокалиптических чудовищ — Дан 7:7–8; Откр 12:3; 13:1). Иоанна ничто не связывает с родом Давида, поэтому упоминание дома Давида показывает, что речь идет о Мессии.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Ходатаев же молитвенников за нас пред Богом много ( 2Кор.1:2 , Ис.43:27 , Иер.7:16 и др.). Христос есть ходатай в деле искупления и сыновнего предстательства, святые – ходатаи в деле моления, как друзья Божии; при этом они не суть посредники или примирители наши с Богом, а лишь молитвенники наши пред Богом ходатайствующие не во имя своё и не в силу своего могущества, но во имя Христа и в силу искупительных заслуг Его. Есть в библии и прямые повеления Божии просить молитв за нас угодников Божиих ( Быт.20, 7 ; Иов 42:8 ; 1Цар.7:8 ; Исх.32:30 ) Правда, в приведённых местах говорится о ходатайстве живых людей, но по учению Христа, у Бога все живы ( Лук 20, 38 ), праведники, выходя из тела душами не перестают жить у Престола Божия ( Откр. 4:4–5, 8:9 ), слышать нас ( Лук 16, 19–26 ), молятся о нас ( Откр. 6:9, 10:5, 8, 8:3–4 ; 2Пет.1:13–15 ) 10 . Учение Православной Церкви о молитвенном призывании ангелов и святых, о живой нашей связи с духовным миром даёт поддержку и укрепление нашим нравственным силам. Всем известно, как важно какое-либо дело делать не одному, не своими единичными усилиями, но в сообществе других лиц помогающих и сочувствующих. Заповедав нам молитвенное призывание святых, Св. Православная Церковь тем самым делает нас живыми членами всего небесного сонма прославленных угодников Божиих и через это усиливает нашу ревность к подвигам нравственного совершенства. Духовно созерцая в молитвах и песнопениях Церкви, равно как и в житиях святых, дивные подвиги угодников Божиих памятуя, что люди, вместившие в своих сердцах такое богатство небесных благодатных даров, живы и теперь на небе, христианин естественно воспламеняется духом подражать им, чтобы и самому хотя отчасти уподобиться этим святым и хотя в некоторой степени стать причастниками их небесного блаженства. Таким образом, православное учение о святых способствует подъёму всех наших нравственных сил, просвещая ум познаниями о жизни великих христианских подвижников на земле и их блаженстве на небе, воспламеняя в сердце ревность о нравственном преуспеянии, а вместе с этим и надежду на будущее вечное блаженство со святыми и прочими небожителями, наконец укрепляя волю в борьбе со страстями и греховными наклонностями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

133. Книга жизни (Из жизни святых мучеников Иулиана и Василисы. Чет. Мин. янв. 8) В Священном Писании неоднократно упоминается о книге, в которой написаны имена некоторых людей и которая именуется книгою жизни. Так об этой книге упоминают: в книге Исход – Моисей ( Исх.32:32–33 ); в книге своего имени – пророк Малахия ( Мал.3:16 ); в Послании к филиппийцам – апостол Павел ( Флп.4:3 ); и в Апокалипсисе несколько раз – Иоанн Богослов ( Откр.3:5, 17:8, 20:12 ). Что же это, братие, за книга? И каких же людей имена в этой книге написаны? Ответ на этот вопрос мы находим в житии святого мученика Иулиана, память коего совершается восьмого января, и потому событие это и предлагаем сейчас вниманию вашему. Когда Иулиан сочетался браком с благородною и богатою девицей Василисой, то оба они, в первый же день своего супружества, дали обет перед Богом до конца дней своих сохранить девство и стали оба усердно молить Господа, чтобы утвердил и укрепил их в исполнении их святого обещания. Когда они усердно молились об этом, вдруг храмина, в которой они были, потряслась; обоих их осиял необыкновенный небесный свет, и они удостоились видения следующего: с одной стороны они увидели Господа Иисуса Христа со множеством мужей, облечённых в одежды белые, а с другой – Пресвятую Богородицу с ликами дев. И с обеих сторон слышалось пение столь сладостное, что на земле такового и услыхать невозможно. И вот, к Иулиану и Василисе подошли два святых препоясанных золотыми поясами мужа и, подняв их от земли, положили перед ними великую и прекрасную книгу, около которой стали четверо благообразных старцев, державших золотые сосуды с ароматами, от которых исходило неизреченное благоухание. И сказал один из старцев супругам девственникам: «Эти сосуды суть образ награды, которой вы удостоитесь; блаженны вы, что предпочли вечное блаженство временной сего века сладости, за что и сподобитесь получить то, что и представить себе на земле человек не может. Прочти же, Иулиан, написанное в сей книге, именуемой книгою жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   Практическая важность учения о Троице в том, что оно требует от нас уделять равное внимание и воздавать равную честь всем трем Лицам Троицы. Духовная природа Божества     «Бог есть дух», сказал Иисус, обращаясь к женщине-самарянке (Ин 4:24). Обладая всеми свойствами личности, Бог, однако, в отличие от нас, живет не в теле и потому не ограничен ни пространством (Он повсюду пребывает во всей Своей полноте), ни временем (для Него не существует «настоящего момента», к которому Он был бы, подобно нам, привязан). Богословы говорят о Божьей свободе от всяческих рамок и ограничений как о Его беспредельности и необъятности (3 Цар 8:27, Ис 40:12—26, Ис 66:1). Поскольку именно Он поддерживает существование всех вещей в мире, то все сущее постоянно находится в Его разуме, входя в Его всеобъемлющий замысел, «и нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан 4:31—32, Еф 1:11).    Бог не подвержен изменениям. Будучи абсолютно совершенным, Он не может меняться ни к лучшему, ни к худшему, а поскольку Он находится вне времени, время не может изменять Его, как оно изменяет все сотворенное (2 Пет 3:8). Бог все время действует, постоянно обновляя мир (Ис 42:9, 2 Кор 5:17, Откр 21:5), с нерушимым постоянством проявляя Свою совершенную сущность. Именно неизменность Божия гарантирует верность словам, которые Он изрек, и замыслам, которые Он предначертал (Чис 23:19, Пс 32:11, Мал 3:6, Иак 1:16—18). Именно Его незыблемым постоянством можно объяснить, почему Он изменяет Свое отношение к людям, если они изменяют свое отношение к Нему (Быт 6:5—7, Исх 32:9—14, 1 Цар 15:11, Ион 3:10).    Бог не подвержен страстям. Это не означает, что Бог бесстрастен и бесчувствен, а свидетельствует, что все Его чувства, как и все Его действия, являются сознательным, добровольным волеизъявлением и одной из сторон Его безграничного бытия Писания упоминают о Божьих эмоциях (радости, скорби, гневе, наслаждении, любви, ненависти и др.), и было бы большой ошибкой забывать о том, что Бог испытывает чувства, хотя эти чувства превосходят любые эмоциональные переживания смертных существ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9:1–2 См. статью «Демоны». 9 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: «динамин» «духовная способность») и власть (греч.: «эксоусиан» «право применять силу»). 9:3 См. ком. к Мф. 10,8 . 9 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф. 10,14 . 9 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи. 9 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии ( Мал. 4,5 ). 9:10–17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста. 9:10 См. Мк. 6,32 и ком. 9 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк. 6,34 и ком. 9 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам. за Христа Божия. «Христос» означает «Помазанник», «Мессия». См. Мф. 14,33 и ком. 9 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф. 10,38 . Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный «крест», который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр. 3,21 ). Однако обетование Христа: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28,20 ) свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2Кор. 4,9 ; Евр. 2,18 ). 9 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк. 4,11–32 . взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор. 9:28 См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса». 9 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия величайшим пророком. См. ком. к Мф. 17,3 . 9 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2Пет. 1,15 то же греческое слово передано как «отшествие»). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре. 9 отягчены были сном. См. 2Пет. 1,16 . 9 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх. 13,21.22; 40,38 ). 9 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: «Этот есть Сын Мой Избранный».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

слышал голос… между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр , – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета». 353 25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Пет.5:12 ; Еф.3:3 ; ср. Ин.21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк.11:11, 17 , ср. Иез.41:17–20; 25 ; Деян.5:15, 22:17, 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» ( Мф.22:29–32 ). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх.3:6 354 ). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом – Авиею ( 2Пар.4:16 ), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 3Цар.8:63 ). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Пс.86:6 Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем. Повесть – «поведает», будущее время глагола «поведати», по-гречески оно читается: – от существительного: «повесть, рассказ»; и потому слова псалма: Господь повесть – надо переводить по-русски так: «Господь поведает», или «будет рассказывать, объявлять», – о чем же? Именно о том, что Сион есть мать народов и навеки основан (ст. 5), и это Он будет объявлять при внесении языческих народов в книгу граждан Сиона (ст. 4), в ту книгу, о которой Христос Спаситель сказал ученикам Своим, что они могут радоваться не тому, что Он дал им власть над злыми духами, а тому, что «имена их вписаны на небесах», «в книгу живота вечного» ( Лк.10:20 ; Откр.3:5 ), – в книгу, о которой пророк Моисей имел дерзновение говорить с Господом Богом на горе Синай ( Исх.32:32 ) и о которой еще яснее сказано в псалме 68, стихе 29– Господь поведает, что люди и князи их, или начальники, уверовавшие во Христа, будут внесены в список – в писание людей и князей, бывших (по-гречески) в нем, или родившихся в нем, чрез веру во Христа Спасителя. Изречением псалма о записи людей и князей делается указание на обычай царей делать народную перепись, и таким образом полный смысл сего 6-го стиха может быть выражен так: в духовном Иерусалиме, или Церкви, родится такое множество людей, что Один Бог в Своей книге может означить, или записать, какой народ, сколько и какие цари и начальники родились и будут рождаться в Церкви Христовой ( Евр.12:22–23 ). Пс.86:7 Яко веселящихся всех жилище в тебе. В переводе с еврейского этот стих читается так: «и поющие, и играющие, – все источники мои в тебе». Представляющееся на первый раз разночтение в выражениях по разным переводам сего стиха не заключает разности мысли, а скорее содержит в себе развитие одной и той же мысли, именно, оно указывает на блаженную участь людей, которые, уверовав в Бога истинного и Господа нашего Иисуса Христа, будут принадлежать к Святой Церкви, основанной Господом Спасителем. Участь таких людей действительно блаженная. Они еще в жизни земной будут удостоены божественной благодати (источников), и им, кроме того, как верующим в Бога истинного и по вере располагающим жизнь свою, будет принадлежать небесное, вечное блаженство. Так, поистине Церковь Христова (Иерусалим, Сион) есть жилище веселящихся (и поющих, и играющих), ибо в ней все источники божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Чтобы определить, почему совершенное над Иисусом крещение рассматривается как признак мессианства, необходимо обратить внимание на повествование о крещении Господа в Евангелии Иоанна: «И свидетельствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем: и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Него же узреши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым: и аз видех и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» ( Ин.1:32–34 ). Таким образом, при посредстве Святого Духа, мессианское достоинство Иисуса поставлено в самую тесную связь с крещением водою от Иоанна. Смерть на кресте была последним актом земного служения Иисуса Христа, как Искупителя, крайним пунктом самоуничижения воплотившегося, но вместе с тем и началом Его прославления; в Его крови – завершение Его искупительного дела, центр Его мессианского служения, так как «отнюдь вся кровию очищаются по закону, и без кровопролития не бывает оставление» ( Евр.9:22 ; cp. 1Ин.1:7, 4:10 ; Откр.1:5, 5:9, 7:14 ; 1Пет.1:2 ; Евр.10:22, 12:24 ). И «кровь» засвидетельствована Духом, как мессианский признак. Пророчество Исаии о страждущем Мессии нашло приложение к Иисусу в наименовании Его Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29 ), от Иоанна, который послан был от Бога, чтобы свидетельствовать об истине. Точно также Дух Святой открывает в вознесении Моисеем змия в пустыне для исцеления Израильтян ( Чис.21:9 ) прообраз вознесения на крест Иисуса Христа (Сына человеческого), «да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:14–15 ). Пророчество Захарии о том, что жители Иерусалима «воззрят нань, его же прободоша» ( Зах.12:10 ), а также несокрушение костей пасхального агнца ( Исх.12:46 ) изъясняются в смысле признаков мессианского характера смерти Иисуса ( Ин.19:37, 36 ). Таким образом, и кровавая смерть Иисуса Христа свидетельствуется Духом, на основании Писания, как событие, имеющее мессианское значение 756 . Следовательно, вера в мессианское достоинство Иисуса имеет непоколебимое основание: она покоится на двух основных камнях. Крещение Господа в Иордане, со всем, что существенно принадлежит к этому событию, и смерть на кресте с пролитием крови – это две печати в начале и конце книги земного мессианского служения Иисуса, неразрывно соединенные между собою. Эти два события имеют столь выдающееся значение в определении Его мессианского служения, что для полного удостоверения в этой истине достаточно сказать: Он действительно пришел водою и кровию. В таком характерном начале и в кровавом конце Своей жизни Он показал, доказал и явил Себя миру, как истинный Мессия, поэтому и имя Ему – ησος Χριστς. В этом имени точно формулируется результат целого предложения: οτος – αματος, выражая совокупность того, что о Нем можно сказать

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010