Представь себе человека, который молился Богу всегда (Ср. Деян.10:2 ), но не знал Того, Его же единым именем подобает спастися всем (Ср. Деян.4:12 ). И что же? Постоянная его молитва свела с неба ангела, и из язычника сделала христианина (Ср. Деян.10:48 ). И что удивительного в том, что сделала молитва с Корнилием; когда молитвою можно испросить на помощь более двенадцати полков ангелов (Ср. Мф.26:53 )? Молитва веры спасла народ, уже определенный Богом на истребление от лица земли. Шестьсот тысяч израильтян готовы были погибнуть в пустыне за идолопоклонство свое, и один только Моисей мог за них ходатайствовать; и вот он молится о спасении их. Но судьба их уже была решена, и Господь потому говорит Моисею; ныне остави Мя; возъярився гневом на ня, погублю их ( Исх.32:10 ). Погибель, кажется, неизбежна; однако Моисей не перестает просить, и что же опять производит неотступная молитва? И умилостивися, – сказано, – Господь о зле, еже рече сотворити людям Своим ( Исх.32:14 ). Вот что делает молитва , когда бывает настойчива! Потому и Господь притчею учит нас, представляя человека, пришедшего в полночь к своему другу и просящего взаймы три хлеба, и говорит: если не даст ради дружества, то по неотступности его, вставши, даст ему, сколько просит ( Лк.11:8 ). Такая усердная и постоянная просьба вдовы заставила и непреклонного судью сделать ей милость: накажу, говорит, врага ее, чтобы она больше не беспокоила меня (Ср. Лк.18:2–5 ). Слышишь, что говорит судья неправедный, – Господь поучает нас, чтобы мы не отступали от молитвы, – Бог ли, любящий правду, не защитит вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их ( Лк.18:7 )? Пусть кто почитает себя ни другом и ни рабом Христовым, но просто псом; и его усильная молитва будет исполнена, и притом еще с великою похвалою. Сему примером служит жена хананеянка, то есть богопротивного рода Ханова, которая шла за Иисусом и кричала: помилуй меня, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. И не было ей никакого ответа. Заступаются ученики Христовы и говорят: отпусти ее, потому что кричит за нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Также и тот, кто повстречался Исааку и боролся с ним всю ночь ( Быт.32:24–26 ), кем он был и что он ответил Исааку, когда тот спросил его: «Как тебя звать?» – «Для чего, – сказал он, – ты спрашиваешь об имени Моем? Оно чудесно» ( Быт.32:29 ). Если бы он был ангелом, почему бы он сказал, что имя его неизреченно? Ведь имена немалого числа ангелов, и не последнего чина, но и из первого порядка их иерархии, известны. А коли так, почему же, если бы он был ангелом, он сказал бы, что его имя невыразимо и чудесно? На это нет ответа. Только Бог может иметь такое имя. Бог же не открыл его и позже – Моисею, хотя того спрашивали, кто его послал и каково имя пославшего; только «Сущий» сказал он, и больше ничего ( Исх.3:14 ). Обрати внимание: как во времена Авраама Сын Божий являлся в человеческом виде, так и тут: как человек боролся Он с Иаковом – настолько задолго до времени своего воплощения. Еще божественнейший пророк Моисей, предвещая Его воплощение, говорил: «Возвеселитесь, небеса, вместе с Ним, и да поклонятся Ему все ангелы Божии; возвеселитесь, народы, с людьми Его, и да укрепятся Им все сыновья Божии, ибо за кровь сыновей Своих Он мстит и отомстит, и воздаст месть врагам, и ненавидящим Его воздаст, и очистит Господь землю людей Своих» ( Втор.32:43 ). Ведь слова «да поклонятся Ему все ангелы Божии» обнаруживают два лица: имеются в виду Божии лица, а также факт поклонения Ему ангелов Божиих. Ясно, что не кому-либо иному они будут поклоняться, как Сыну Божию, которому воздают такое благоговение и почесть ангелы Божии. Но не только это предсказал пророк такими словами, но также низвержение иудеев и призвание языков, ибо: «Возвеселитесь, – сказал он, – народы, с людьми Его, и да укрепятся Им все сыновья Божии, ибо за кровь сыновей Своих Он мстит и отомстит, и воздаст месть врагам, и ненавидящим Его воздаст, и очистит Господь землю людей Своих», то есть языков. Еще сам Моисей, предвозвещая воплощение Сына и Слова Божия, сказал: «Восставит Господь Бог из братий наших пророка, как меня» ( Втор.18:15 ), «и всякая душа, которая не послушает его, истребится» ( Втор.18:19 ). Слова «как меня» показывают не что иное, как то, что тот, о ком он предвозвещает, – человек, и придет от Бога, а не будет неким обманщиком или лжепророком. А слова «из братий наших» – что он будет из евреев, а не из какого-либо иного народа. А если кто-нибудь впоследствии скажет, что он такой же пророк, посланный от Бога, как многие лжепророки и обманщики, появляющиеся в Иудее, пусть ему не верят и не принимают его и пусть он будет изгнан отовсюду как обманщик и лжец. Смысл же изречения таков: как Я вас избавил от горького рабства египтянам и дал Закон для вашего спасения, так и предвозвещенный Мною пророк освободит весь мир от пагубнейшей власти и тирании дьявола и от беззаконного наисквернейшего культа идолов и дарует всем Закон освобождения. И пророк Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: сиди по правую руку от Меня, пока я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Бог-Отец не случайно вел Моисея и его людей из Египта по пустыне целых сорок лет. За два поколения можно было забыть об идеологии прибыли, в которой они жили в Египте. Каждый день, кроме суббот, на протяжении сорока лет Бог в качестве пищи посылал им с Неба манну. Он учил их полностью доверять Себе. Сорок лет в пустыни они жили в самодостаточности и ни в чем не нуждались. Пока Моисей сорок дней и ночей разговаривал с Богом-Отцом на горе Синай, его народ вспомнил о жизни в Египте и отлил себе золотого идола. И начал поклоняться золоту как символу прибыли, как концентрированному выражению власти. Это было прямым и неслыханно дерзким нарушением десяти заповедей, данных Богом через Моисея (Исх. 20, 1-26). Бог-Отец сообщил Моисею о Своем решении истребить всех нарушивших Его заповеди: «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32, 10). Горячая молитва Моисея к Богу-Отцу спасла народ, но многие были казнены. Через триста лет после Моисея царь Израиля Экклезиаст завещал не стремиться к прибыли: «человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим» (Экк. 2, 26). Экклезиаст был самым богатым человеком в мире, построил в Иерусалиме величественный храм, но подчеркивал необходимость воздержания, советовал пищу принимать «вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Экк. 10,17). Сегодня миром правит дух денег. Мы живем в Вавилоне, который окружен Содомом и Гоморрой. А Моисея, который заступился бы, рядом с нами нет. Актуально вспомнить античную Ниневию. Через пророка Иону этот отступивший от заповедей город получил от Бога предупреждение о своем предстоящем истреблении. Был указан срок на исправление: сорок дней. Люди вняли Богу и стали истово просить прощения и поститься. Исправили свой образ жизни и были прощены. Бог отменил Свое решение об истреблении Ниневии. Нам этот опыт предельно актуален.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/10/...

Быт.50:22–25 . И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, 24–26, проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля – в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа – в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере ( Евр. 11:22 ) Иосиф, подобно отцу своему ( Быт. 49:29 ), завещает братьям своим – тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа ( Исх. 13:19 ), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме ( Нав. 24:32 ). Быт.50:26 . И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. По египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге (евр. arou), обыкновенно делавшемся из дерева сикоморы – смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь самостоятельного развития в целый народ с своеобразными национальными особенностями, лишились могущественной опоры своего почетного положения. Теперь им предстояла горькая жизнь в «доме рабства» ( Исх. 20:2 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глас 6 …восхотев бо живым из невидимой//и видимой природы составить меня… – Речь идет о человеке как соединении духовного и материального начал. В «Диалектике» того же Иоанна (гл.32) отмечено: «Единая ипостась может быть составлена из различных природ, как человек сложен из души и тела (…) и то и другое остается неслиянным, о чем свидетельствует разделение, приходящее со смертию». …из земли мое тело изваяв,//душу даровал Ты мне//животворящим вдуновением Твоим. – Ср. Быт. 2:7 : «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». …на земле живых упокой… – Ср. IIc. 26:13: «Увижу благость Господа на земле живых». Христианская традиция относила эти слова к жизни загробной. Глас 7 По образу Твоему и подобию… – Ср. Быт. 1:26 : «И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». …обладать Твоими тварями… – Ср. там же: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». ЯМБИЧЕСКИЙ КАНОН НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Эпиграмма в антикизирующем вкусе из двух элегических дистихов 9для византийской сакральной эпиграммы более характерны ямбические триметры). Акростишный характер последующего текста не мог быть соблюден в переводе. Песнь 1 …Рукою чудотворною смиряя хлябь… – Речь идет о переходе древнего Израиля во главе с Моисеем через Красное море ( Исх. 14 ). Первая песнь канона соотносит тему (в данном случае – Рождество) с этим переходом; вторая (нормально, как сказано выше, отсутствующая) – с грозной проповедью Моисея в пустыне; третья – с благодарением Анны, родившей Самуила ( 1Цар. 2 ); четвертая – с пророчеством Аввакума; пятая – с молитвой пророка Исайи ( Ис. 26:9–20 ); шестая – с молитвой пророка Ионы ( Иона 2:3–10 ); седьмая – с молитвой Азарии ( Дан. 3:25–45 ); восьмая – с песнью трех отроков в пещи огненной ( Дан. 3:52–90 ); девятая – с песнью Богородицы ( Лк. 1:46–55 ). …Неопалимой Купины подобие… – Бог явился Моисею в пламени, объявшем куст, но не сжигавшем его ( Исх. 3:2–3 ); так божественная природа воплощаемого Иисуса Христа, по своему существу огненная (ср. Втор. 4:24 : «Господь (…) есть огнь поящающий»), не тронула ни человеческой природы Девы Марии, ни ее девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЙ [Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии . В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы ). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях     - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),     - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам. Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» (  ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (    ) будут находиться (    ) при Аароне. Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем , «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30). Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49.

http://pravenc.ru/text/2463311.html

Подобно второй группе, композиция Акафиста в Дечанах построена из символических образов; от сходных сюжетов она отличается прежде всего тем, что здесь представлены четыре девы, держащие за Марией прозрачную завесу. Завеса и является основным символическим элементом, изменяющим повествовательный характер изображения. Дева Мария в момент Благовещения пряла пурпур для изготовления завесы в святилище храма. В книге Исход о завесе сказано: «И повесь завесу на крючках и внеси туда, за завесу ковчег откровения; И будет вам завеса отделять святилище от Святая Святых» ( Исх.26:33 ). Таким образом, Мария, в момент Воплощения находящаяся за завесой, уподобляется сама Святая Святых, вмещающей самого Бога («Радуйся Бога невместимого вместилище». Акафист, строфа 0). Завеса должна висеть на четырех столпах ( Исх.26:32 ), поэтому в композиции изображены именно четыре девы. Сами же девы символизируют непорочность Марии. В Новом Завете завеса упоминается в момент смерти Христа на Кресте: «И вот, завеса, в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась, и камни расселись» ( Мф.27:51 , Мк.15:38 , Лк.23:45 ), и отцами церкви это истолковывается как свидетельство отмены древнего культа, как знак свершившегося Искупления. В композиции Акафиста в Дечанах также может сохраняться и это прообразовательное толкование, т.к. в послании Апостола Павла завеса определяется как синоним плоти Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть свою» ( Евр.10:19–20 ). Таким образом, изображение завесы в композиции «Сила вышнего» является символом Воплощения и прообразом Искупления. 285 Если рассмотреть имеющиеся в рамках палеологовского времени типы иллюстраций строфы δ, можно, подобно предшествующим сценам Благовещения, выделить две редакции. К одной из них (с преобладанием символических элементов) следует отнести все изображения этого сюжета, в композиции которых использована завеса: в ц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

26:41). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой называет дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову (Притч. 1:11, 15), и не будет ходить вместе с ними. « Лице Твое просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим » (ст. 135). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Священное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел (Евр. 1:3). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явившись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. « Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего » (ст. 136) . И это — закон апостольский, потому что « страдает ли один член », говорит апостол, « страдают с ним все члены » (1 Кор. 12:26). Значит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: « прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал » (Исх. 32:32). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: « я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти » (Рим. 9:3). « Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину » (ст. 137, 138). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010