3:21,22. Здесь звучит приглашение приобщиться к правлению Божьему; Иисус является соправителем, а Его народ принимает участие в этом, поскольку возвышен до такого положения, что может вместе с Иисусом управлять на земле (как в Ветхом Завете и в уповании иудеев на возвеличивание Израиля). Предвечный в славе престол Божий был предметом обширных дискуссий среди еврейских апокалиптических авторов и мистиков: см. коммент. к 4:2. 4:1–11 Видение престола Иудейские мистики (многие из тех, кто написал апокалипсисы, напр. 1 Енох.) стремились к созерцанию невидимого Бога и моделировали свои представления, опираясь на видения славы престола Божьего из Ис. 6 и Иез 1 (ср.: Исх. 24:9 -И; 3Цар. 22:19 ; Дан. 7:9,10 ). Можно только вообразить себе, как эти видения переплетались с фантасмагорическими картинами Божественной славы у мистиков. В отличие от таких надуманных картин предвечного престола Божьего, описания у Иоанна просты, как и в ветхозаветных повествованиях, они достаточно емкие и глубокие, чтобы передать величие Божье. Изображение тронного зала, а также деятельности окружавших его созданий может быть также пародией на царский двор и поклонение в императорских храмах – довольно дерзкое откровение для сосланного иудейского пророка, каким был Иоанн. 4:1 . Фраза «после всего» служит переходом к следующему видению, которое было ему дано (7:9; 15:5; 18:1; ср.: 7:1; 19:1; 20:3; Ин. 5:1; 64; 7:1 ); обычно эта фраза использовалась для связи со следующим текстом. «Я взглянул, и вот» – фраза, характерная для языка видений (напр.: Иез. 10:1; 44:4 ; Дан. 10:5 ; также 1 Енох., 4 Езд. и в других произведениях этого жанра). О «звуке трубы» ср.: Отк. 1:10 . Хотя в других местах Откровения Иоанну сказано: «Подойди» (17:1; 21:9; ср.: Ин. 1:39 ), в данном случае используется фраза «взойди сюда», которая может также служить аллюзией на призыв Бога к Моисею: «Взойти на гору» (в более позднихиудейских преданиях – на небо) для получения откровения ( Исх. 19:24; 24:12: 34:2 ); подобные выражения часто встречаются и в апокалипсисах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

ст. 37. Но все те злоключения преодолеваем (терпя) ради Возлюбившего нас. 146 ст. 38 и 39. Я уже удостоверен, что ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни (Ангелеские) начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь, не возможет разлучить нас от любви Божией, о Христе Иисусе Господе нашем. 147 Глава девятая Апостол 1. с клятвою и важным выражением объявляет свое к Иудеям усердие, исчисляя между тем и преимущества Иудеев; (из коих впрочем большую часть признает он погибшими за неверие); 2. поучает, кто-то суть истинные Израильтяне, полагая притом главным началом нашего спасения, неисповедимую Божию волю, совершенно впрочем праведную; 3. утверждает, что и язычники верою приобрели благодать оправдания, и сподобились благ обещанных Израилю: а между тем, ожесточившиеся неверием Иудеи лишились того, и пали. Как Иудеи, видя в Апостоле, поборника по вере обратившихся язычников, могли сочесть его своим ненавистником; то вот коль сильно уверяет он их о своем безмерном к ним усердии: ст. 1. Истину глаголю о Христе, а не лгу; в чем свидетельствуюсь моею совестию, действующей в Духе Святом. 148 ст. 2. Что я (по вас, Иудеи!) великую имею скорбь, и непрестанную болезнь в сердце моем. ст. 3. Даже я сам желал бы отлученным быть от Христа, для братии моей, для сродников моих по плоти; 149 ст. 4. Кои суть Израильтяне,-коим усвоены всыновление и слава, и заветы и законоположение, и служене, и обещания. 150 ст. 5. Коих (достославные) предки, и от коих (предков произвел) Христос, по плоти, истинный над всеми Бог, благословенный во веки, аминь. 151 Фил. 2:9 ; Кол.1:16 ; Деян.10:36 ; Исх. 32:32 ; 1Кор.16:22 ; Исх.4:22–23 ; Втор.7:6,8 ; Иер.31:9 ; 1Цар.4:21–22 ; 3Цар.8:10–11 ; Быт.32:28 ; Быт.28:13 Как Иудеи, по словам Апостола Павла могли чувствовать, что они, будучи Израильтяне, со всем тем не сподобятся обещанного их предкам, блага; и потому готовы бы были возразить Апостолу: «Когда, де, так; то ты полагаешь, что обещание Божие осталось тщетным». На таковое возражение вот что им Апостол ответствует:

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

8:6 – 11:19 Семь труб Трубы вызывают много ассоциаций с Ветхим Заветом. Богоявление на Синае сопровождалось продолжительным трубным звуком, устрашавшим народ ( Исх. 19:16–19 ). Звук трубы возвещал восшествие на престол царя ( 3Цар. 1:39–40 ), так же, как и Царя Небесного ( Пс. 46:3–8 ). Трубы трубили, объявляя начало войны ( Суд. 3:26–28; 7:19–20 ; Неем. 4:18 ), возвещали наступление Дня Господня ( Иоил. 2:1 ; Соф. 1:16 ). О всех праздниках в Израиле народ оповещали трубы ( Чис. 10:10 ); в звучании труб причудливо переплетались радость и ожидание суда. Для израильского раввина День искупления был судным днем. Кайрд отмечал, что говорилось в Миш не о судах Божьих: Бог судит мир во время Пасхи в память об исходе, в праздник Пятидесятницы в связи с плодами, в Праздник кущей в связи с дождем, но в первый день месяца тишри (начало приготовления к Дню искупления) Он судит все человечество (The Revelation of St. John, [Black, 1985] 109–110). В ряде текстов Нового Завета пришествие царства Христа возвещают звуки труб ( Мф. 24:31 ; 1Кор. 15:52 ; 1Фес. 4:16 ). Множество таких параллелей и не связанных с Днем Господним и царством Божьим было, конечно, известно Иоанну. Суды, объявленные трубным звуком, подразделяются на две группы: четыре и три в каждой (как с семью печатями). Первые четыре ассоциируются с египетскими язвами в период исхода вполне отчетливо, а пятая и шестая – с меньшей очевидностью. В 15:3 пришествие Христа косвенно сравнивается с исходом (искупленные поют песню Моисея и Агнца); отсюда следует, что окончательное искупление, то есть второй исход, должно сопровождаться язвами, сходными с теми, что были при первом исходе. 8:6–12 Первая, вторая, третья и четвертая трубы Первая труба вострубила, и треть земли подверглась язвам (напрашивается аналогия с градом и огнем в Исх. 9:24 ). Вся трава зеленая сгорела на третьей части земли, затронутой разрушениями; саранче из 9:4 запрещается вредить земной траве, чего не было бы в случае универсального суда. 8 Вторая труба возвещает об отравлении одной трети моря.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отсель донднже речете: благословен грядый во имя Господне» ( Мф.23:7–39 ). Из всего этого видно, что у законопреступных иудеев все должно было отняться, а для верующих во Христа, как закон и заповеди законные, так и храм со всеми установленными богослужениями, и самый град Иерусалим должен был, по предсказанию Иисуса Христа, быть отнят и разрушен до основания. Все это ныне в точности сбылось, ибо все от иудеев отнято и все они рассеяны по лицу земли. Итак, наши собеседники, прошу вас подумать о себе, кому вы себя уподобили своими лжемудрствованиями. Известно, что за неверие и нечестие иудеев скиния и кивот много раз были отнимаемы; сверх того нужно еще заметить, что ради нечестия иудейского и самые скрижали, Богом написанные, сокрушил Моисей ( Исх.32:19 ), но для истинных рабов Божиих даны были Моисею вторые скрижали ( Исх.34:1, 28–35 ) равным образом ради нечестия людей и кивот вместе с херувимскими образами предавал Бог в плен языческий на семь месяцев (1 Царств.5:1). впрочем и самый закон, написанный Моисеем, отнят был за нечестие людей язычниками и предан огнесожжению; но когда после того люди пришли в чувство раскаяния, то Господь послал Духа Святого своего пророку Ездре, который написал вторично закон Моисея, как о сем свидетельствуется в третьей его книге (14 гл. 21–48 ст.). таким же точно образом мы должны понимать и о древнем святилище, которое ради праведных создавалось, а ради нечестивых разорялось, как о сем сам Господь, при построении храма, сказал Соломону: «аще пойдеши по заповедем Моим, и судьбы моя сотвориши, и сохраниши вся повеления Моя, еже пребывати в них, утвержу слово Мое с тобою, еже глаголах Давиду отцу твоему. И вселюся посреде сынов Израилевых, и не оставлю людей моих Израиля» ( 3Цар.6:12, 13 ). В книге пророка Иеремии ясно описывается в седьмой главе 4–15 стих., что существование храма зависит от самих людей: если они отступали от дел закона, то и Бог отнимал от них храм, и ради нечестия людского предавал свою святыню разорению и даже осквернению, чем доказывалось излияние фиала гнева Божия на людей, посему в книге Маккавея говорится: «но не ради места язык, но языка ради место Господь избра.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Тит.1:5 , 1Тим. 4:14 . Еф. 4:11–13 и др.), а не выбор толпы народа, отделившегося от законного священства и совсем не имеющего у себя епископов? Не могло не удивлять Запорожца невежество сектантов, смешивающих языческое идолопоклонство с христианским иконопочитанием ( Исх.25:18–22, 26:31 , 3Цар. 6:23–28 , 1Цар. 5 гл.6:19–20. 2Цар.6:1–12 и др.), их небрежение о судьбе детей, которых они не очищают от первородного греха ( Рим.5:12, 15–19 ), не облекают их во Христа в таинстве св. крещения ( Гал.3:27 ), а препятствуют детям приходить ко Христу через крещение, без которого многие из них и умирают, в то время как Христос повелел всем креститься и старым и малым, когда сказал; «если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 и Деян.2:18–39 ). Не мог, далее, Запорожец не обратить внимание и на то, как сектанты, по гордости своей, перестали молиться святым угодникам Божиим, друзьям Христовым ( Ин. 15:14 . Откр.5:8, 8:2–4 ); перестали молиться об умерших, которые у Бога всегда живы ( Лук.20:38 . Рим.14:8–9 ) и о которых поэтому мы всегда должны молиться, «ибо любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ), не может, следовательно, прекратиться она и по смерти отцов и братьев наших, так как живые и умершие находятся в живом молитвенном между собою общении, составляя одну Церковь , под главенством Христа ( Евр.12:22–24 . Рим.14:8–9 ). Обратил, конечно, он внимание и на то, что сектанты, отвергнув православные христианские обряды, совершающиеся в Церкви с древних времен и уча всех о поклонении Богу одним духом, в то же время завели свои, ими самими выдуманные, обряды преломления, крещения, брака, завели свои «псалмы» и прочее. Наблюдая жизнь сектантов, Запорожец увидел у них много лицемерия и неправды. Увидел он как старшие «братья», особенно их вожаки и «пресвитеры», свысока относятся к младшим, как незрелые юноши самовольно захватили себе право учительства и поучают стариков, гораздо более опытных и в жизни и в слове Божием, чем они; увидел он у сектантов предпочтение богатых бедным, гордость, несправедливость, показное благочестие и нехристианское, грубое отношение к другим, особенно к православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Свв. Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Hr i sma, hrist o s значит помазание, помазанник. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: Сделавшись причастниками Христу, вы достойно именуетесь христианами, т.е. помазанными, и о вас Бог сказал: «не прикасайтесь помазанным Моим» ( Пс. 104:15 ). Повествование 8 главы кн. Деяний Апостолов: а) как после проповеди диакона ап. Филиппа в Самарии крестились многие лица, мужчины и женщины, и б) как затем апостолы, находившиеся в Иерусалиме, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна именно для того, чтобы они возложили руки на крещенных и чтобы те приняли Святого Духа (8:12–17), – дает основание заключать, что, кроме таинственной стороны низведения даров Духа, это рукоположение (а за ним и миропомазание) являлось одновременно и подтверждением правильности крещения и печатью присоединения к Церкви , и что именно потому оно совершалось самими апостолами и их преемниками епископами (между тем как даже совершение Евхаристии предоставлено также и пресвитерам). Так как с чрезвычайным распространением св. веры, когда стали обращаться ко Христу во всех странах мира, апостолы и их преемники епископы не могли лично являться повсюду, чтобы тотчас, по крещении, низводить Св. Духа возложением рук, то потому «изволилось Св. Духу,» обитавшему в апостолах, заменить возложение рук миропомазанием, и было установлено, чтобы освящение мира совершалось апостолами и епископами, а помазание миром было предоставлено пресвитерам. Миро, а не другое вещество, было избрано потому, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых духовных даров ( Исх. 28:41 ; 1Цар. 16:13 ; 3Цар. 1:39 ). Тертуллиан пишет: «По исшествии из купели мы помазываемся благословенным елеем по древнему чину, как обыкновенно были помазываемы на священство елеем из рога...» Шестое правило Карфагенского собора запрещает пресвитерам освящать миро. Миро, его освящение Подобно тому, как посланы были апостолы к крещенным самарянам для низведения на них Духа Святого, так и для таинства миропомазания, по установлению Церкви, миро должно быть освящено епископом, как высшим преемником апостолов. Освящение мира происходит в особом торжественном священнодействии, с участием по возможности других епископов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Но во всех сих препобеждаем, присовокупил тот же Апостол, за возлюбльшаго ны» ( Рим.8:37 ). Когда от всего сердца нашего будем любить Бога, тогда ни страх смертный, ни животолюбие, «ни Ангели, ни начала мирские, ни бесы, ни настоящия» и обстоящие нас бедствия, ни предусматриваемая и ожидаемая, ни счастие и слава, ни несчастие и бесславие, ниже ино что из тварей может разлучить от любви Божией и низвергнуть во глубины греховные ( Рим.8:38–39 ). Ничто не может победить боголюбивого, поелику за любовь бывает жилищем и престолом Божиим: «аще кто любит Мя, сказал Господь, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Где же Бог, тамо могущество непреодолимое, тамо свет пресветлый, далече всякого греха тьму отгоняющий. Человек, любовию с Богом соединенный, есть человек, иже прежде грехопадения есть, по подобию Божию созданный. Против такового же человека не токмо искушения и жестокие и бедственный обстоятельства ничего не могут, но и все твари, видя в нем неизменный образ Божий и чувствуя в нем Божественную силу, благоговеют пред ним, яко пред царем, и повинуются ему, яко властелину земному. Видим мы сие во Святом Писании: Иисус Навин остановил течение солнца ( Нав.10:12 ); три отроцы угасили силу огненную ( Дан.3:23 ): Даниил заградил уста львов ( Дан.6:18 ); Илия заключил и паки разверз небо ( 3Цар.17:1 ); Моисей превратил воду в кровь, и персть земную в скнипы ( Исх.7:19, 8:18 ); Петр воскресил Тавифу ( Деян.9:40 ); Павел пребысть неврежден от угрызения ехидны ( Деян.28:3 ). Святым чудотворцам всякое послушание оказывали твари, даже исступая из самых предел своего естества. Но и другое чудное преимущество даровал Бог добродетели любви. Любовь есть подательница и хранительница и самого временного благополучного нашего состояния. Послушайте доказательства. Благополучное состояние и истинное человеческое спокойствие все зависит от хорошего и порядочного правления общества, в котором человек живет и управляется. В каком же граде, или веси, или дом, или в каком обществе зришь доброе и порядочное правление, если не там, где сияет правосудие, проповедуется истина, обитает целомудрие, наблюдается сообщение, царствует согласие и соединение? Известно же, что вся сия суть плоды любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Понятно, как был Иегова с Иосифом ( Быт.39:2 ). «Бог и с каждым человеком, по Своему вездеприсутствию; но с Иосифом был Он очевидно, являя перст Свой в чудесном ведении его к высокому назначению; непосредственно, вразумлением и укреплением, вспомоществуя Сам оставленному всякою земною помощью; благодатно, внутренним благодатным помазаньем, врачуя раны внешнего страдания». Когда Пророк Иона думал бежать от лица Господня (1:3), то, «может быть, он думал, что Бог дает откровения только в Своей обетованной земле». Зал. на Быт.1, 89; 2 99; 3, 115; Биб. Ист. 280. Слова, изд. 1882 г. 4, 614–5; изд. 1873 г. 1, 218. Если в некоторых местах Св. Писания Богу приписывается искушение, и Бог, таким образом, представляется как бы виновником греха; то в подобных случаях нужно иметь в виду, какого рода искушение припи­сывается Богу. «Искушение, по всеобщему понятию сего слова в Св. Писании, есть приведение какого-либо существа в такое состояние, в котором бы сокровенные его свойства открылись в действии ( Исх.15:25; 17:2 ; 3Цар.10:1 ). Сие может быть делаемо по многим причинам и побуждениям... В духовном смысле искушение есть двоякое; 1) искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и 2) искушение в добре, или направление, даемое действующему в нем началу добра к открытой брани противу зла или противу препятствий в добре, для достижения победы и славы. Первое не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар.32, 31 ), оно происходить «от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от дьявола». Слова, изд. 1873 г., 1, 169; Катех. 83; ср . Слова, изд. 1848 г. 280–1. «По свидетельству Апостола Иакова, Бог не искушает никого (1:13)», т. е. в смысле положительного возбуждения ко злу. Второго рода искушение от Бога и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять от исполнения воплощенного Сына Божия и благодать на благодать. Такого искушения Давид просил себе ( Пс.25:2 ). Сам Иисус Христос искушаем был всячески ( Евр.4:15 ) и, в заключение бесчисленных искушений от диявола и человеков, «был в Божественном искушении в саду Гефсиманском ( Мф.26:38–9 ). Сего рода было искушение Авраама в Исааке.» – Ободрительные слова Иосифа, сказанные братьям ( Быт.45:4 ), также не могут служить поводом «к такому заключению, что будто Бог приводить человека ко греху для достижения Своих намерений, или будто каждый грешник может успокоить себя добрыми следствиями своих дел. В другой раз Иосиф раздельнее излагает свою мысль ( Быт.50:20 ). Нужно тщательно различать действия греха в его источнике, который есть свободная решимость воли. С сей стороны оно совершенно зависит от человека и составляет его вину». Потом нужно различать «то же действие в его явлении, в союзе происшествий, в последствиях естественных и случайных. Все сие в руках Промысла и Его премуд­ростию может быть обращено во благо». Зап. на Быт. 2, 167. 169; 3, 149–150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3Цар.8:3 .  И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, 3Цар.8:4 .  и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты. Принятый текст LXX здесь короче евр., Vulg., слав.-русск.: не имеет начала 3-го стиха и конца 4-го. Но другие греч. списки (Комплют., Алекс., 247 и др. у Гольмеса) имеют эти слова: первоначальность, видимо, на стороне текста еврейского. Ковчег завета при перенесении его в пустыне обыкновенно закрывался покрывалами, и несли его священники с левитами ( Чис.4:5, 15 ) или одни священники ( Нав.3:6,6:5 ). В данном случае священники несли Ковчег Завета (ст. 6), левиты – прочие священные принадлежности, сохранявшиеся в скинии. Последняя тоже была перенесена в храм; доселе она была в Гаваоне ( 2Пар.1:3–4 ). 3Цар.8:5 .  А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их. «Все общество Израилево» (евр.: кол-адат Исраел) – передано в принятом тексте LXX: πς Ισραηλ, но в Александр. списке и в тексте 247 у Гольмеса: πσα συναγω ´Ισραλ, откуда и слав.: «весь собор Израильский». 3Цар.8:6 .  И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. 3Цар.8:7 .  Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его. «Под крылья херувимов»: Ковчег Завета с находящимися на нем 2-мя херувимами (малых размеров), ( Исх.25:18 ), был поставлен в Святом Святых храма – под крылья новой пары колоссальных херувимов ( 3Цар.6:23–28 ), осенявших своими крыльями не только самый Ковчег Завета, но и носильные шесты, вдевавшиеся в приделанные к нему кольца ( Исх.25:13–16 ; Чис.4:6 ). 3Цар.8:8 .  И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня. Направление носильных шестов, теперь уже неподвижно остававшихся при Ковчеге Завета, по мнению большинства исследователей, было от севера к югу, т. е. по широте Святого Святых, хотя естественнее, судя по данному месту, думать наоборот (от запада к востоку) ( А. А. Олесницкий , 172). Замечание «они (шесты) там и до сего дня», очевидно, не могло принадлежать самому свящ. писателю 3 и 4 кн. Царств, пережившему не только многократное опустошение храма и его сокровищ ( 3Цар.14:26 ; 4Цар.16:17,18:16 ), но и полное его разрушение и сожжение ( 4Цар.25:9–17 ), а могло принадлежать лишь современнику построения храма или недолго спустя после Соломона жившему лицу, составлявшему «книгу словес Соломона» ( 3Цар.11:41 ). См. проф. П.А. Юнгеров . Происхождение и историчность третьей и четвертой книг Царств («Правосл. Собеседн.» 1905, июль-август, с. 417).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.5:11 .  А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год. Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Хирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла («выбитого», евр. катит, ср. ( Исх.27:20,29:40 ), т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По ( 2Пар.2:11 ) и И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 8, между Соломоном и Хирамом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире. 3Цар.5:13 .  И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. 3Цар.5:14 .  И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними. Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: ( 3Цар.12:4 ) ): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами. 3Цар.5:15 .  Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, 3Цар.5:16 .  кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу. Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян – «пришельцев» герим, ( 2Пар.2:17 ; ср. Нав.16:10 ; Суд.1:27 ), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 книге Царств и в 2 Паралипоменон, но общая цифра их получается одинаковая: по ( 3Цар.5:16 ) – 3 300 чел. и по ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел.; по ( 2Пар.2:18 ) – 3 600, по ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел.; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 3850.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010