12:39-40). Итак, первая помощь нам во Христе дана чрез закон Моисея; ибо закон, по гласу пророка, «в помощь даде» (Ис.8:20); но Моисей взял за хвост. Второе затем очищение во Христе было чрез святых пророков и чрез голос и посланничество Иоанна; ибо те говорили: «Омойтесь, очиститесь» (Ис.1:16), а этот призывал к крещению покаяния. А третье знамение, которое называется и последним, — смерть Христа, за которую последовала и вера. «Если, — сказано, — они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого» (Исх. 4:8). Видишь, Он очень ясно говорит, что вера последует не за первым знамением, то есть не за помощью от закона, и не за средним очищением, то есть очищением чрез святых пророков и Иоанна, но только за гласом последнего знамения; ибо таинство Христа не безгласно, но призывает всех по всей земле высоким и громким проповеданием (Притч. 9:3) к очищению водою и кровью и в животворение чрез приобщение святой плоти. Таким образом, служение закона состояло в предвозвещениях о Христе, а сам он не очень достаточен для того, чтобы спасти кого-либо. Я думаю, можно показать, что и это ясно высказывает Моисей в том же своем писании. Хотя Бог сказал ему: «Я буду с тобою» (Исх. 3:12), и предварительно убеждал его в этом чудотворениями, он умолял Его, говоря: «о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал...: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь...? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх.4:10-13). Ибо закон немощен и не достаточно силен для того, чтобы спасти всю землю и изъять человека из власти диавола. Моисею не было неизвестно, что он косноязычен и слаб голосом, особенно когда с ним начал беседовать Бог и когда повелевал ему вести о Нем речь. Так, говорит Он, скажи сынам Израилевым: «Я есмь Сущий … Вот имя Мое на веки» (Исх.3:14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Господь потопит этих военачальников в Красном море и в день суда ввергнет их в огненные волны, и покроет их море наказания, если ты, следуя за Богом, освободишься от их власти. 4 . «Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень» ( Исх.15:5 ). Почему «они пошли в глубину, как камень»? Потому что они были не теми камнями, из которых Бог может «воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:9 ), а теми, которые любят глубины и влекутся к жидкой стихии, иными словами, которые стремятся к преходящим наслаждениям этого мира. Потому и сказано о них: «Они погрузились, как свинец, в великих водах» ( Исх.15:10 ). Они – большие грешники. Ибо беззаконие изображается в книге пророка Захарии сидящим на куске свинца, когда он говорит: «И вот кусок свинца был поднят, и там сидела одна женщина… И сказал он: эта женщина – само нечестие» ( Зах.5:7–8 ). Отсюда следует, что нечестивые погрузились в глубину, «как свинец, в великие воды» ( Исх.15:5, 10 ). Однако святые не погружаются, но ходят по водам, ибо они легкие и их не тянет вниз груз грехов. Наш Господь и Спаситель ходил по водам, ибо Он воистину не знал греха. Его ученик, Петр, тоже ходил по воде, хотя он несколько заколебался, ибо не был столь велик, как те, в ком нет свинца. В Петре он был, хоть и в небольшом количестве. Поэтому Господь сказал ему: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Таким образом, спасенный спасен огнем, так что если в нем каким-то образом остался свинец, он под воздействием огня расплавляется и отделяется, чтобы весь он стал чистым золотом, ибо сказано, что «золото земли», которое обрящут святые, чистое. И как в печи испытывается золото, так искушениями испытываются святые. Поэтому все должны прийти к огню; все должны прийти к плавильной печи, ибо «очистит [Господь] сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро» ( Мал.3:3 ). Но когда кто-то приходит в это место, принося много добрых дел и мало беззакония, это немногое отделяется огнем, словно свинец, он очищается, и в нем остается только чистое золото. А если кто-то приносит с собой много свинца, больше выплавляется, поэтому сам он становится намного меньше, и даже если в нем очень мало золота, все же оно очищается. Если же кто-то придет в это место полностью состоящим из одного свинца, то произойдет с ним сказанное: он погрузится «как свинец, в великих водах» ( Исх.15:10 ). Но если объяснять все по порядку, то это займет много времени. Довольно будет взглянуть только на некоторые моменты.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Исх.21:6 . «Пусть господин его приведёт его пред Богов, и поставит его ко двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Объясн. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи ( Пс.81:1–2:6 ), потому что они, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 ; следовательно, это место относится к тем, к которым было Слово Божие, а именно – к судьям; к вопросу же об иконопочитании оно никакого отношения не имеет. Лев.19:4 . «Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе». Объясн. Под страшной угрозой высказывается запрещение производить и поклоняться кумирам или идолам, какой бы вид они ни имели, напр.: – мужчины: Деян.14:11–13 , женщины: Деян.19:35 , скота: Деян.7:41 и т.п. и из какого бы материала и каким бы способом они ни были сделаны, напр.: Исх.32:4 ; Иер.10:2–5 . Святая икона изображает не ложных богов, в виде перечисленных выше, а действительные явления истинного Бога, в Троице славимого: Лк.3:22 . Прем.13 глава повествует об изготовлении идолов из обрезков дерева и о поклонении им. Люди-идолопоклонники называются суетными по природе. Объясн. В 13 главе Премудр. Соломона говорится об идолах, которым Русский народ ещё при святом Владимире, приняв крещение, перестал кланяться и свергнул их в Днепр. Только в ожесточении сердца и в духовном ослеплении можно приравнивать иконы к идолам и не отличать священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10 . Мы знаем, говорит апостол, что идол в мире ничто: 1Кор.8:4 , но об изображениях Иерусалимского храма апостол так не отзывался. Ковчег завета для евреев был образом Самого Господа Бога: Чис.10:35–36 , и Бог избрал его местом Своего особого присутствия: Исх.25:21–22 . Изображения херувимов говорили людям о носителях славы Божией – святых ангелах: Иез.9:3 . Медный змей тайно указывал на Иисуса Христа, распятого на Кресте: Ин.3:14–15 . Перед этими ветхозаветными иконами молились: Прор. Моисей, Аарон: Чис.20:6 , Иисус Навин и старейшины Израилевы: Нав.7 :б, Царь Давид: Пс.5:8:16:15 . Иисус Христос осматривал всё в Иерусалимском храме: Мк.11:11 , т.е. изображения херувимов, кланялся пред ними: Ин.4:22 , и храм, наполненный священными изображениями, назвал домом молитвы для всех народов: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

11 . Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, 12 . Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, 13 . Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? 14 . Как стадо сходит в долину, – Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя. Мы останавливаемся на первом отделе молитвы, которая продолжается и в гл. 64-й. Здесь мы укажем, что всю эту молитву можно разделить на четыре отдела: первый, который заключает в себе с 7 по 14 стихи 63-й главы; второй, начинающийся с стиха 15 до конца главы; третий с 1-го стиха главы 64-й до 7-го стиха включительно; и четвертый с 8-го по 12 последний стих главы 64-й. В первом отделе заключается краткое воспоминание о милостях Божиих народу, выведенному из Египта, о вожде Моисее, и грустное сознание, что ныне отступил Господь от народа. Он заканчивается мыслию, что Господь вел их к покою, чтобы прославить имя Свое. Во втором отделе пророк умоляет Господа не оставить народ Свой, хотя предки его Авраам и Иаков не могли бы признать своими своих потомков, ибо Господь за грехи их попустил их соделаться таковыми, как бы Он никогда не царствовал над ними. В третьем отделе (XLIV, 1–7) пророк в страхе пред гневом Божиим, боится, что Господь оставил Израиля погибнуть в беззакониях его. В четвертом отделе (XLIV, 8–12) он умоляет Господа не гневаться на Свое создание, на народ Свой, повергая пред Господом скорбь свою об опустошениях земли обетованной и Иерусалима и самого храма. Рассматривая ближе первый отдел, мы остановим свое внимание на следующем: в стихе 8-м наст. главы пророк указывает, что Господь отделил народ этот от других народов, и назвал его детьми Своими, потому что ожидал, что „они не солгут“. (Ср. Ис. 5:2 : „ожидал, что он принесет добрые грозды“). В ст. 9-м по поводу выражения: „Ангел лица Его спасал их“ ср. в 3 т. Св. Летописи примеч. на Исх.Исх. 33:1–4,12–14 (ср. Исх. 14пр.). „Ангел лица Господня“ есть Сам Господь и Он шел перед Израилем, между тем как другие народы поручены сотворенным Ангелам. В кн. Исх. 33:2–3 именно указано, что Господь в наказание Израилю угрожал, что Сам не пойдет перед ним, а предоставит Ангелу сотворенному довести их до земли обетованной. По поводу выражения: „носил их Господь“ ср. то же выражение во Втор. 32:10–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

31 Кодекс царя Аммураби существует уже в нескольких переводах: французском о. Шейля, участника франц, ученой экспедиции в Сузы, немецком Винклера, члена, «Нем. вост. Общества», английском Джонса и Боскавена – ученых англ, ассириологов и др. В своем изложении мы пользуемся всеми этими переводами. 34 В законах Аммураби различаются следующие стороны в судебных делах: 1) храм или бог того храма, который принадлежит ему, равно как и служащее при нем жречество. 2) двор царский, под которым разумеется и правительство, государство вообще; 3) вольноотпущенники, собственно царские, которые поэтому являются чем-то в роде дворян; 4) свободные люди и 5) рабы. 35 В параллель этому можно привести библейский закон: «если кто украдёт вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и 4 овцы за овцу» ( Исх.22:1 ). «О всякой вещи спорной: о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей. Кого обвинят судьи, тот и заплатит ближнему своему вдвое» ( Исх.22:9 ). 36 Это постановление находит себе параллель в следующем библейском законе: «кто украдет человека (из сынов Израилевых) и, поработив его продаст его или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти». Исх.21:16 . 37 Библейская параллель этого места читается так: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударить его так, что он умрет, то кровь не вменяется ему, но если взошло над ним солнце, то вменяется ему. Укравший должен заплатить, а если нечем, то пусть продадут его для уплаты утраченного» ( Исх.22:2 и 3). 39 Т. е. на войну: у магометан война называется «путь Аллаха», причем на место царя выступает Аллах. 41 Здесь пробелы; но из контекста можно думать, что здесь разумеется человек более высокий по сану, чем простой начальник. 44 Так переводится здесь слово тамкаръ, для которого трудно подобрать точнее соответствующее слово. Он играет роль купца или промышленника, который по поручению правительства разъезжает по крупным торгово-промышленным центрам страны, как и по деревенским общинам, наблюдая за течением торговли и промышленности и совершая сделки по займу и закладным, когда это оказывается небезвыходным для правительства (а иногда и для своего кармана), – которые ему удавались тем чаще, что он пользовался, как правительств, агент, значительными преимуществами пред заурядными комиссионерами к торговцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vavilo...

Бог в Своём стремлении к справедливости позволил духу лжи обмануть Ахава, чтобы свершилась Его верховная благая воля. Ин. 7:3–10 . Библейские критики иногда ссылаются на этот текст, чтобы показать, что Иисус лгал. Это серьёзное обвинение, так как здесь речь шла бы не только о божественно одобряемой лжи, но о лжи, высказанной Самим Богом в лице Его Сына. Неверующие братья Иисуса подстрекали Его пойти на праздник в Иерусалим и открыто объявить Себя Мессией ( Ин. 7:3–4 ). Иисус отказался, говоря: «Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось» ( Ин. 7:8 ). Но позднее Иисус пришёл на праздник ( Ин. 7:10 ). Однако Иисус не пошёл открыто, как предлагали Его братья, и пошёл не сразу же тогда, когда они предлагали. Далее, в Ин. 7:8 приведены точные слова Иисуса, что Он ещё не пойдёт. Он «остался в Галилее» ( Ин. 7:9 ), а потом уже пошёл. Лк. 24:28 . Иисус, завершая Свою беседу с двумя учениками на дороге в Еммаус, «показывал им вид, что хочет идти далее» ( Лк. 24:28 ). Хотя это не словесная ложь, справедливо будет признать, что солгать можно и действиями. Некоторые критики считают, что именно это и сделал в данном случае Иисус. Однако, чтобы назвать это ложью, требуется весьма развитое воображение. Далее в тексте говорится: «Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними» ( Лк. 24:29 ). Другими словами, Иисус намеревался идти дальше, пока ученики не убедили Его остаться с ними. Вместо того чтобы навязывать Своё общество ученикам, Иисус дождался, чтобы они сами проявили инициативу, что они, очевидно, сделали сразу же и с жаром. Показывая, что мог бы идти дальше, Иисус помог этим испуганным друзьям сблизиться с Ним. Исх. 1:15 . В большинстве предполагаемых случаев божественно одобренной лжи оказывается, что либо это была не ложь, либо не было божественного одобрения. Существует, однако, по меньшей мере один случай, когда, как представляется, имело место и то, и другое. Фараон (царь Египетский) прямо приказал еврейским повивальным бабкам убивать новорождённых еврейских мальчиков. «Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» ( Исх. 1:17 ). Повивальные бабки не только нарушили приказ фараона, но и солгали в ответ на проверочный вопрос о том, что они делают: «Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придёт к ним повивальная бабка, они уже рождают» ( Исх. 1:19 ). «За сие Бог делал добро повивальным бабкам», говорится в Исх. 1:20–21 , «и так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

«В этом имени Мессии, – комментирует Делицш стих Ис. 9:6 , – единственным возможным прочтением суффикса «Ил» является Емману-Ил, вообще у Исаии «Ил» неизменно употребляется как одно из имён Бога, и этот пророк остро ощущал противопоставление «Эль» и Адама, как ясно показывает 31:3 ( Ос. 11:9 )». 16. Мессия будет пророком Пророчество: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему...» ( Втор. 18:18 ). Исполнение: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» ( Матф. 21:11 ); ( Лук. 7:16 ); ( Иоан. 4:19 ); ( Иоан. 6:14 ); ( Иоан. 7:40 ). Еврейский учёный Маймонид в послании жителям Йемена обличал ложных мессий, когда подчёркивал, что «Мессия будет величайшим пророком, более великим, чем все остальные пророки, за исключением только Моисея, учителя нашего... По своему призванию будет Он выше, чем остальные пророки, и заслужит больше чести, чем все они, кроме Моисея... Создатель, да будет Он благословен, наградит его дарами, которых он не дал Моисею, ибо сказано о нём: «...И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис. 11:3 ). Сравним Иисуса Христа с Моисеем: 1 . Он спасся от гибели в раннем детстве. 2 . Он согласился быть искупителем своего народа ( Исх. 3:10 ). 3 . И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем ( Исх. 19:16 ); ( Исх. 20:18 ). 4 . Они ходатайствовали за грешников ( Исх. 32:7–14,33 ); ( Чис. 14:11–20 ). «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк...» ( Иоан. 4:19 ). «Использование евреями во времена Христа слова «пророк», – отмечает Клигерман, – показывает не только то, что они, согласно Второзаконию, гл. 18, ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Тот, кто совершит те чудеса, будет самым Обетованным Пророком». «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Иоан. 1:17 ). 17. Священство Мессии Пророчество: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс. 109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Изменить ИСХОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исход ( цсл. , ξοδος, διξοδος) - выход, уход: Исход души - смерть, уход из мира: Исход, книга Ветхого Завета , вторая из Пятикнижия Моисеева , названная так по описываемому в ней событию исхода еврейского народа из Египта. Главы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40 Авторство Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей Боговидец . Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» ( Исх 17:14 ). Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» ( Исх. 34:27 ). Равным образом пред торжественным заключением завета после Синайского законодательства Моисей, пересказав народу все слова Господни и все законы, «написал Моисей все слова Господни» ( Исх. 24:4 ). О Моисее, как авторе книги Исход, свидетельствует и Иисус Христос в известных словах к саддукеям: «о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему…». ( Мк 12:26 ). Рассказ о явлении Бога Моисею при купине помещается в книге Исход, и она-то является, по словам Спасителя, книгой Моисеевой. Конечно, выражение «книга Моисеева» может значить: книга, говорящая по преимуществу о Моисее или называющаяся по имени Моисея. Но подобное понимание не может иметь места, так как в книге Исход Моисей не занимает главного места и в названии книге его имя у евреев не упоминается. Выражение «книга Моисеева» имеет лишь один смысл: книга, написанная Моисеем (ср. 5:45-47 ). Критика В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает Моисеево происхождение книги Исход, дробит ее содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея ( 15:1–18 ); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы судей появилась «книга завета» ( Исх 20 – 23 гл.), в век Соломона «книга начал», обнимающая большую часть содержания книги Исход; окончательная же редакция ее падает на время Иоафама , современника пророка Исаии. Приблизительно подобных же взглядов держатся Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.

http://drevo-info.ru/articles/8236.html

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей» ( Исх.2:3–6 ). Далее повествуется, как сестра мальчика сказала, что она позовет его мать, чтобы та вскормила его. «Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» ( Исх.2:9–10 ). Каждое из этих утверждений наполнено великими тайнами и требует много времени, и если даже мы проведем весь день, размышляя над этим отрывком, этого едва ли будет достаточно. И, тем не менее, мы должны кратко коснуться некоторых вопросов для назидания Церкви. Я думаю, что дочь фараона можно считать Церковью , собранной из язычников. Несмотря на то, что отец ее был нечестивым и враждебным, пророк говорит ей: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:11–12 ). Таким образом, она оставляет дом отца своего и приходит к воде, чтобы омыться от грехов, совершенных ей в доме отца своего. И сразу вслед за этим «сжалилась над» младенцем ( Исх.2:6 ). Итак, эта Церковь , приходящая от язычников, находит Моисея, лежащего в болоте, брошенного его близкими, совершенно беззащитного, и отдает его на воспитание. Он растет в своей же семье, и в ней проходит его детство, однако когда младенец вырастает, его приводят к дочери фараоновой, где его принимают как сына. Мы часто и во многих местах утверждали, что под законом подразумевается Моисей. Таким образом, Церковь , приходящая к водам крещения, принимает и закон. Он, однако, заключен в «корзинку» и покрыт «асфальтом и смолою» ( Исх.2:3 ). Корзинка есть своего рода укрытие, сплетенное из веток или папируса или даже из коры деревьев, и младенец, помещенный в нее, выглядит беззащитным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ис.63:16 . Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не при­знаёт нас сво­ими; Ты, Го­с­по­ди, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». «Только Ты Отец наш... Ты Господи, Отец наш». Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.). «Израиль не признает нас своими». «Авраам» и «Израиль» – здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников. «От века имя Твое: «Искупитель наш» – Высокознаменательный термин «искупитель» впервые употреблен еще в кн. Иова ( Иов.19:25 ). а затем в Псалтири ( Пс.73:2 ) и неоднократно у пророка Исаии ( Ис.41:14 ; Ис.43:3 ; Ис.47:4 ; Ис.59:20 ; Ис.62:11 и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу. Ис.63:17 . Для чего, Го­с­по­ди, Ты по­пустил нам совратиться с путей Тво­их, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Тво­их, ради колен наследия Твоего. «Для чего, Господи, ты, попустил... ожесточиться сердцу нашему?» Библия не раз говорит о Божьем попущении к ожесточению закоренелых грешников ( Исх.4:21 ; Исх.7:3 ; Исх.9:12 ; Исх.10:1 и др.). В этом нельзя не видеть одного из убедительнейших доказательств свободы человеческой воли, а также и необходимости личных усилий каждого для своего спасения. Исторически здесь разумеется, вероятно, то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки ( Ис.6:10 ; Ис.29:10 и др.) и в котором упрекали апостолы ( Рим.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010