Сектант: 4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное. Объяснения православного: 4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона ( Исх. 27:26 ). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» ( Еф. 2:15 ). Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» ( Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8 , Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства. Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» ( Исх. 12:1–24 ). Сектант: 5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5 . Но что говорится после этого? «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» ( Исх. 16:4–5 ). Мне бы хотелось прежде всего обсудить это место Писания с иудеями, которым, как сказано, «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ). Как они понимают слова «Шесть дней собирайте, а в шестой день пусть заготовляют… вдвое» ( Исх.16:26, 5 )? По всей видимости, день, предшествующий субботе, назван шестым днем, днем приготовления. Седьмой же день назван субботой. Поэтому спрошу, в какой день манна начала падать с неба, и хотелось бы мне сравнить день Господа нашего с иудейской субботой, ибо из Божественного Писания следует, что манна первый раз сошла на землю в день Господа. Ибо если, как сказано в Писании, ее собирали шесть дней кряду, но на седьмой день, в субботу, они не выпала, то, вне всякого сомнения, первый раз она появилась в первый день, в день Господа. Но если из Божественного Писания очевидно, что в день Господа Бог одождил манну, а в субботу – нет, иудеям должно понять, что уже в то время дню Господа нашего отдавалось предпочтение перед иудейской субботой. Уже тогда открылось, что по их субботам благодать Божия не сходила на них с небес. Ибо и пророк говорит: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священства» ( Ос.3:4 ). Однако в день Господа нашего Бог всегда ниспосылает манну с небес. Я скажу, что и сегодня Господь дождит манну с небес. Ибо то, что читают нам, и слова, исходящие от Бога, которые излагают нам, нисходят с небес. Таким образом, манна небесная всегда посылается тем, кто принимает ее, а те несчастные люди, которые в отличие от своих отцов не удостоились получить манну, горюют и вздыхают и говорят, что они бедствуют. Они не могут есть ее, потому что она «как кориандровое семя, мелкая, как иней на земле» ( Исх.16:31, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

(Ст. 20). Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава, то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт. 27:27). (Ст. 21). Так и Иаков верою благословил каждого сына Иосифова, хотя они были (уже) благословлены в земле Египетской, но после многих лет совершилось, наконец, благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поскольку веровал, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих (Быт. 47: 29–31. 48:15). (Ст. 22). Верою Иосиф, умирая (напоминал и прочее), — то есть при смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт. 50:24). (Ст. 23). Верою Моисея после рождения скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течении тех трех месяцев (Исх. 2:2). (Ст. 24–25). Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. (Ст. 26–27). Пред Египетскими богатствами, которые могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждой взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царского и того, чтобы не нашли его (беглеца); Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него, (как это и открывается) в терпении (его). (Ст. 28). Верою совершил Пасху и пролитие крови, — то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены из-за него, и Евреи спасутся чрез него (Исх. 12:11). (Ст. 29). Верою перешли Чермное море, ибо народ веровал, что, войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив, Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх. 14:22). (Ст. 30). Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верой обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав. 6:19–20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Завеса в храме раздралась по средине — слово в переводе Семидесяти означает завесу, которая отделяла в скинии Святое от Святого Святых, см. Исх 26:31–32; Лев 21:23; 24:3, а также у Филона (Моисей 2:86) и Иосифа Флавия (Древ­ности 8:75), и завесу при входе в Святое (Исх 26:36; 38:18; Чис 3:26). Обычно полагают, что имеется в виду первая, однако Ломейер 150 справедливо возражает на это, что здесь скорее речь идет о второй завесе, которую, в отличие от первой, могли видеть многие. О знамениях, предупреждавших за 40 лет о разрушении храма, упоминается в раввинистической литературе. Отче! в руки Твои предаю дух Мой — почти точная цитата из Пс 30:6 в переводе Семидесяти, составлявшая часть вечерней молитвы перед сном. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога — в смерти невинного сотник видит мученическую жертву Богу. Истинно Человек Этот был праведник — такое значение слова d…kaioj ‘праведный’ см. в Мф 23:35; 27:19; Иак 5:6; 1 Пет 3:18. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь — иногда понимается как знак покаяния и признание соучастия в осуждении невиновного. В апокрифическом Евангелии Петра это истолковано как скорбь о неминуемом наказании за совершенный грех, что, однако, еще не является покаянием. Более вероятно, что это лишь обычное выражение скорби по поводу смерти осужденного, может быть, с сознанием незаслуженности ее, и нет убедительных оснований усматривать в этом действии покаянный смысл. Погребение Иисуса Христа (23:50–56) Рассказ о погребении Иисуса Христа представляет собой последний отрывок, в котором Лука следует за Марком; далее его Евангелие опирается на другие источники, отчасти, по-види­мому, на Иоанново предание. Обязанность погребения принимает на себя благочестивый член совета Иосиф Аримафейский; оно занимает остаток дня Приготовления (пятницы), и в нем принимают участие женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. День тот был пятница, и наступала суббота — Лука указывает на время действия не в начале (как в Мк 15:42), и не в конце (как в Ин 19:42), а в середине отрывка.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

– Ты, Которого хвалит вся тварь, Которого прославляют великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман и бурный ветер ( Пс.148:7–8 ), и Который ходил по морю, как по суху ( Мф.14:25 ) и свирепые волны укротил мановением руки ( Лк.8:24 ). Ты, Господи, и ныне Тот же; Ты, внявший мольбам Иакова, бежавшего от угроз брата своего Исава ( Быт. 27:1–46, 28:1–22 ); явивший помощь Иосифу и от напасти его избавивший ( Быт. 39:1–23 ); услышавший Моисея и даровавший ему силу совершить в Египте знамения и чудеса перед фараоном и его приближенными ( Исх. 7:1–25, 11:1–10 ); разделивший море и изведший народ Свой в пустыню ( Исх. 14:1–31 ); простиравший руку Твою по молитве святых Апостолов Твоих на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса ( Деян.4:24–31, 16:25–26 ), – Ты, Господи, услышь и нас: да не погубит нас пучина водная и да не поглотит глубина, ибо обнищали мы весьма; помоги нам, Боже Спаситель наш, ибо вот мы стоим в воде и ноги наши обагрились в крови нашей; облегчи тягость нашего бремени и лютость воздушную укроти, Господи Боже наш! на Тебя мы уповаем и да не постыдимся. Но да разумеют все, что мы, к Тебе воззвав, спаслись. В третий час ночи святых мучеников облистал свет как бы летнего солнца во время жатвы, который рассеял холод, растопил лёд и согрел воду. Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный. – Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудный свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин . Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но можно ли считать находящимся в линии Синайского Завета то его перерастание, которое можно видеть у пророков? Даже религиозно пребывая внутри Ветхого Завета, пророки всегда превосходили остальной народ своим духовным уровнем и вся их акция сводилась, в сущности, к воздействию на сынов Израилевых для приведения их к религиозному опыту более высокому и более полному. Этим и объясняются конфликты, в которые пророки постоянно вступали с народом, даже с представителями священства (Амос в 7:10 и сл., Иеремия в 20:1–6, ср. Ис.1:10 и сл., и т.д.). Но пророки тоже говорят о необходимости религиозного превзойдения и самого Синайского Завета и даже его предвозвещают. Так, Иеремия возвещает от имени Ягве: «Вот наступают дни.., когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, – не такой Завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской... Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат-брата и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого...» ( Иер.31:31–34 ). В этом же направлении находится пророчество Иезекииля о даровании Богом своему народу нового сердца и нового духа, о замене сердца каменного сердцем плотяным и о вложении духа Ягве внутрь сынов Израилевых» ( Иез.36:26–27 ср. 11:19). В каком соотношении подобные пророческие слова могут находиться с Заветом, который был заключен на Синае при Моисее? Здесь необходимо вспомнить о некоторых сторонах откровения Бога, Который вступил у Синая в Завет с Израильским народом. Бог у Синая явил себя, прежде всего, как Ягве ( Исх.3:14, 6:1, 2 и т.д.). Библия совершенно определенно связывает это имя с корнем hjh или hwh, быть. Корень этот указывает не только на бытие как таковое, бытие в самом себе, но и на бытие в своем проявлении, т.е. на бытие, как действие и как присутствие. Поэтому, имя Ягве одновременно свидетельствует, как о том, что Бог Израилев есть Бог имеющий самобытное, подлинное бытие («Я есмь Сущий», как перевела Исх.3:14 греческая версия Семидесяти), так и о непрекращающейся Его деятельности в мире и в истории (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010