Глава 2 1–2. Рождение Моисея. 3–10. Спасение его и воспитание дочерью фараона. 11–25. Убийство Моисеем египтянина и бегство в Мадиамскую землю. Исх.2:1 .  Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. На время действия третьей меры падает рождение Моисея от Амрама и Иохаведы ( Исх. 6:20 , Чис. 26:59 ). Исх.2:2 .  Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; Являясь естественным проявлением материнского чувства, забота о спасении новорожденного поддерживалась его красотой (греч. στεος – складный, стройный). По выражению первомученика Стефана, он был «прекрасен пред Богом» ( Деян. 7:20 ), отличался необычайной, неземной красотой. Она говорила матери об особенном назначении родившегося, и, веря в это последнее ( Евр. 11:23 ), она скрывала его в течение трех месяцев. Возможность сохранения Моисея в продолжение этого именно срока объясняется, может быть, тем, что его рождение совпало с началом разлития Нила, продолжавшегося три месяца. «В это время, – говорит немецкий богослов Беер, – сообщение с деревнями, загородными местами и жилищами, расположенными на возвышенностях, бывает возможно не иначе, как на судне. При таком положении вещей неожиданные посещения неудобны. Как видно из описаний путешествий, каждый тогда с спокойным сердцем остается дома, и спокойно проводит день. При этом совершенно возможно предпринять у себя нечто такое, что остается неизвестным в ближайшем месте, а потому и родители Моисея могли, не подвергая себя особой опасности, скрыть свое дитя от египтян». Исх.2:3 .  но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. По окончании наводнения, когда укрывательство новорожденного сделалось невозможным, Иохавед придумывает новое средство для его спасения. Из местного растения папируса (евр. «гомэ»), служившего египтянам, по свидетельству Феофраста, Плиния и др., материалом для устройства легких судов, корзин, она приготавливает ковчег (евр. «теба»; см. Быт. 6:14 ), ящик; для большей прочности и в целях наиболее долгого сохранения в нем дитяти смолит его и, положив в него младенца, ставит ящик не в открытое место канала, где его могло увлечь течение, а у дерева, в «суф», « ες τ λος», «в лучицу» (изгиб реки), т.е. не в тростник, как читается в русской Библии , а в водоросли, поросли, так как еврейское «суф», судя по его употреблению в кн. пророка Ионы ( Ион.2:6 ), означает именно водоросли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иконопочитание 1 . Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр.9:1–5 ). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40. 2 . Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе ( Исх.25:1,18–19,21 ). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви ( Исх.25:31,33 ). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания ( Исх.38:8 ). 3 . Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). 4 . Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства ( 4Цар.18:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravicon.com/info-2143

Глава 1 1–7. Отведение Даниила и его друзей в Вавилон. 8–17. Их жизнь и воспитание при дворе Навуходоносора. 18–21. Испытание царем мудрости друзей. Дан.1:1 . В третий год цар­с­т­во­вания Иоакима, царя Иудейского, при­шел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Первый отмечаемый Библией исторический факт из жизни пророка Даниила – отведение его в плен Вавилонский (3–6) совпадает по времени с завоеванием Иерусалима Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского». Встречающаяся во всех древних переводах книги Даниила, эта дата расходится с показаниями пророка Иеремии. Последний не знает о взятии Иерусалима Навуходоносором не только в третьем году Иоакима, но даже и в четвертом. Помеченная данным годом его пророческая речь говорит о нашествии Навуходоносора на Иудею, как о событии только еще предстоящем ( Иер.25:1, 9 ). Оно полагает начало 70-летнему плену (11–12); следовательно, является первым по времени вторжением халдеев в Иудею; более раннего (до 4 года Иоакима) не было. К тому же самому выводу приводит сравнение 15–26 ст. той же 25 гл. кн. пророка Иеремии с 46 гл. Подчинение Навуходоносору вместе с иудеями других народов, начиная с египтян, о чем говорит первое место, последует, по указанию второго, после битвы при Кархемисе. И так как эта последняя падает на четвертый год правления Иоакима иудейского ( Иер.46:2 ), то очевидно, что до этого времени Иудея и Иерусалим не подвергалась нашествию вавилонян. Одним из наиболее надежных средств к устранению указанного разногласия считается у экзегетов несколько иной по сравнению с принятым перевод 1-го стиха. Именно, основываясь на том, что еврейский глагол «бо», переданный в настоящем случае фразой: «пришел» ( «в третий год... пришел Навуходоносор»), значит еще «отправиться, начать, предпринять путь» ( Ион.1:3 ; ср. Быт.37:10 ; Исх.6:11 ; Исх.9:1 ; Исх.10:1 ; Чис.32:6 и т. п.), все данное место читают так: «в третий год царствования Иоакима, царя иудейского, выступил (из Вавилона) Навуходоносор к Иерусалиму и осадил его». Пророк Даниил отмечает, таким образом, только начало похода, а затем указывает результат его, не определяя при этом ни времени прибытия Навуходоносора к Иерусалиму, ни продолжительности и окончания осады города. По мнению других экзегетов (Раши, Саадиас), под третьим годом Иоакима разумеется третий год со времени его измены Навуходоносору ( 4Цар.24:2 ). Но подобное понимание несовместимо с библейским выражением: «в третий год царствования Иоакима», – третий год от вступления на престол, но не со времени попытки восстановить независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Плен Плен как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части. I. В качестве прообраза П. (­ изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада ( Быт. 3:23 ). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение. II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. ( Исх. 1:11–14 ). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства ( Исх. 3:7–10 ; Исх. 20:2 ; ⇒ Исход). III. 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами ( Лев. 26:33–39 ; Втор. 4:25–28 ; Втор. 28:36.37.64–68 ). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему ( Лев. 26:40–45 ; Втор. 4:29–31 ; Втор. 30:1–10 ). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Ам и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание; 2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным – халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745–727 гг. до Р.Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор – областью; 4Цар. 15:29 ; 1Пар. 5:6.26 ). В Ис. 9отражены именно эти события.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Марк Мангано (протестант) Левит. Рандал Бейли «Левит» – это латинская форма греческого названия книги Левитикон, «относительно левитов». Она пришла к нам из Септуагинты через латинскую Вульгату. Еврейское название (ивр.) (вайикре, «и Он призвал»), происходит от первого слова книги. Книга Левит – это естественное продолжение Бытия и Исхода. С предшествующим материалом книгу связывают несколько тем. Описание системы приношения жертв логично следует за строительством скинии в Исходе (2540). Бытие рассказывает о грехопадении Адама и Евы и обещаниях, данных Богом Аврааму. Исход рассказывает об умножении потомков Авраама, их превращении в великий народ Израиля и их освобождении из египетского рабства. В Левите же идет речь об условиях, при которых этот народ мог бы входить в присутствие Божье. Так избранный народ был избавлен от рабской жизни в Египте, заключил завет с Богом и устроил место для поклонения (скинию). Книга Левит преподает необходимые ритуалы и установления для развития отношений с Богом. И как таковая, она занимает важное место «для понимания роли закона в Библии». 204 Книга уделяет особое внимание двум ключевым понятиям: (1) святости или отделению от мира. Здесь показано, как Израиль был выделен из числа других народов и отделен от них, чтобы правильно поклоняться Святому Богу; (2) поклонению, то есть описанию процесса, с помощью которого можно приблизиться к этому Богу. Внимание к вопросам святости и поклонения предпологает изложение соответствующих правил. Исторический и культурный фон События Книги Левит охватывают период одного года. Израиль покинул Египет в первый месяц, пятнадцатого дня месяца ( Исх.16:1 ), подошел к горе Синай на третий месяц ( Исх.19:1 ) и устроил скинию в первый месяц, в первый день месяца, на второй год ( Исх.40:17 ). Люди покинули Синай на двадцатый день второго месяца, второго года ( Чис.10:11 ). Этого времени было достаточно, чтобы ввести в действие левитские законы у горы Синай (7:38, 25:1, 26:46, 27:34). Помимо этого оставался еще достаточный интервал времени, в течение которого могли произойти события, подобные тому, которое описано в главе 10.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В первые же годы царствования Соломона мы встречаем между прочим, и случай, когда жертвенник всесожжения явился местом убежища для ненамеренного преступника. Хотя этот случай имел место еще при жертвеннике в скинии свидения, но от этого факт не теряет своего значения, ибо жертвенник всесожжения при иерусалимском храме и жертвенник всесожжения Моисеевой скинии свидения по идее и значению были одинаковы. И хотя, после закона Исх.21:14 , случай убежища у жертвенника всесожжения встречается в свящ. повествованиях впервые, тем не менее здесь мы находим уже некоторое изменение закона Исх.21:14 в смысле расширения его действия, кроме ненамеренных убийц, и на преступников иного рода. Обстоятельства разбираемого событья в свящ. повествовании представляются так. «Адония, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника. И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечем. И сказал Соломон: если он будет человеком честным 139 то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет. И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону. И сказал ему Соломон: иди в дом твой» ( 3Цар.1:50–53 ). Другой подобный же факт был с Иоавом. «Слух об этом (т.е. наказании участников в политическом заговоре против Соломона) дошел до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона 140 не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню, и что он держится за роги жертвенника 141 . И послал царь Соломон к Ванею, говоря: что с тобой, что ты убежал к жертвеннику? и сказал Иоав: я убоялся лица твоего и бежал к Господу. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его. И пришел Ванея к Иоаву в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал Иоав: не выйду, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав и так отвечал мне, Царь сказал ему: иди и сделай , как он сказал, и умертви его, и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего... И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его и он был похоронен в доме своем в пустыне» ( 3Цар.2:28–31 ; 3Цар.2:34 ). Преступлением для Адонии и Иоава являлось в данном случае не убийство, а политический заговор, направленный к тому, чтобы еврейский престол перешел к Адонии. Всем участниками этого заговора угрожала смертная казнь ( 3Цар.1:51 ; 3Цар.2:24–25 ; 3Цар.2:26 ). И вот, Адония и Иоав обращаются к жертвеннику всесожжения в целях найти здесь защиту от наказания за означенное преступление. Как смотреть на эти факты? Были ли они явлениями исключительными, необычными до селе, или же они являлись выражением живого в сознании евреев этого времени представления о жертвеннике, как месте убежища для скрывшегося там?

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам» Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.» ( Матф.7:15 ). Как нужно понимать эти слова? В этих словах Иисус Христос продолжает развивать Свою мысль, высказанную Им ранее о том, как надлежит жить человеку. В предыдущем 14-м стихе рассказав людям о том, что тесные врата и узкий путь ведут в жизнь вечную, в 15-м стихе Спаситель предостерегает от того, чтобы люди не сошли с этого пути под влиянием лжепророков. В 15-м стихе Спаситель дает точную характеристику лжепророков, указывая на то, что они «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». В Своей речи Спаситель не случайно говорит об одежде из овцы. Овца по-древнееврейски называлась «кивса», была почитаемым животным в древнееврейском государстве. Овцы, как главное имущество жителей Востока уже упоминаются в книге Бытие. «И был Авель пастырь овец» ( Быт.4:2 ). При перечислении скота, которым владели патриархи, первое место отводилось овце. Это обусловлено тем, что патриархи древнееврейского народа в первую очередь были пастырями и активно занимались разведением как овец, так и другого мелкого и крупного скота. «И был у него мелкий и крупный скот и ослы» ( Быт.12:16 ). Стада у древних евреев были столь многочисленны, что представляли собой их главное богатство. Поэтому разведение и содержание овец у древних евреев было самым давним и почитаемым занятием. Доказательством тому служат примеры из Ветхого завета. Так Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводческим промыслом. «У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]» ( Исх.2:16 ). Патриарх Иаков пас стада овец принадлежавшие Лавану. Моисей пас овец Иофора, тестя своего. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» ( Исх.3:1 ). Перечисление богатства евреев в Священном писании начинается с овец, как главного достояния. Например, Навал имел «три тысячи овец и тысяча коз» ( 1Цар.25:2 ). Иов к концу своей жизни владел четырнадцатью тысячами овец. «У него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» ( Иов.42:12 ). «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч баранов» ( 4Цар.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Глава XV Мф.15:1–2 .  Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: Зачем ученики Твои преступают [или: обходят] предание старцев? Удивительно неразумие книжников и фарисеев: они обличают Сына Божия в том, что Он не соблюдает человеческих преданий и предписаний. Мф.15:2 .[окончание]  Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Конечно, руки, т. е. дела, должны быть умываемы, но не дела тела, а души, чтобы в них пребывало Слово Божие. Мф.15:3 .  Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете [или: обходите] заповедь Божию ради предания вашего? Ложное обвинение Он опровергает вполне истинным возражением. Если, говорит, вы небрежете о заповедях Божиих ради предания человеческого, то почему считаете необходимым обличать Моих учеников за то, что они мало ценят приказания старцев ради сохранения того, что установлено от Бога? Мф.15:4–10 .  Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Исх.20:12 , Лев.21:17 ; Лев.20:9 ). Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте. Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров ( Исх.20:21 ; Лев.20 ). " Вдовиц, – говорит апостол, – почитай, истинных вдовиц» ( 1Тим.5:3 ); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст ( Втор.25:4 ), и трудящийся достоин своей награды ( Лк.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010