Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если мы примем во внимание, что Мельхиседек жил среди ханаанских народов, в стране омерзительного натурализма в религии, и если припомним при этом, что Мельхиседек был царь и священник среди подвластного ему, хотя небольшого, народа, то должны будем заключить, что истинное Боговедение и истинное Богопочтение сохранялось иногда даже тогда и там, когда и где все вокруг заражено было уже крайним тленом языческой мерзости, подобной мерзостям содомским и гоморрским. Об Иофоре, тесте Моисея, жившем в Аравии в стране Мадиамской, где он был «священником» ( Исх.2:16 ), с достоверностью должно заключить, что он был чтителем и служителем Бога истинного, так как, во-первых, пришедши в стан израильский, он вместе с зятем своим – Моисеем «принес всесожжение и жертвы» Богу истинному, Богу народа израильского ( Исх.18:12 ), и во-вторых, выслушав Моисея о дивных судьбах, явленных Богом в избавлении народа израильского от египетского рабства, он «благословил Господа», следовательно, как внимал Моисею, понимая, так благословил, разумея: «И рассказал Моисей тестю своему о всем, – говорится в Св. Писании, – что сделал Господь с фараоном и со [всеми] египтянами за Израиля и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь... И Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю» и благословил Господа ( Исх.18:8–10 ). Но самым замечательным Богопросвещенным и Боговдохновенным мужем из Истории Ветхого Завета вне стана Авраама, по свидетельству Св. Писания, является Иов, а также не менее достопримечательны и друзья его по той характеристике их духовно-нравственного образа, какую дает нам Св. Писание. В лице Иова и в лице его друзей мы можем до некоторой степени проследить, с одной стороны, ясность и полноту Боговедения и Богопросвещения, можем видеть разум Боговдохновенно-созерцательный в самом Иове, с другой – Боговедческое миросозерцание, религиозный экстаз, но уже затемненный и ослабленный рассудочными посылками у друзей Иова. В то время как Иовом ясно чувствуется, ощущается и опознается Дух Божий, как именно Дух Вседержителя, у друзей его веяние и озарение Духа Божия уже смешиваются отчасти с порывами собственной их мысли и с возбуждениями собственного их духа; Иов, по образному его выражению, чувствует и опознает «в ноздрях Дух Божий» ( Иов.27:3 ), бодрствует над дыханием в себе Духа Божия, различает его от движений собственного ума и сердца, в суждении своем о путях Божиих не погрешает и пророчествует, говоря: «...я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ); друзья Иова, хотя также чувствуют и ощущают в себе дыхание Духа Божия, но опознают это дыхание уже не ясно и не отчетливо при всей своей пламенной ревности к имени Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

И успокоил их и говорил по сердцу их (Быт.50:19-21). Иосиф прожил сто лет и видел детей Ефрема до третьего рода. Он сказал братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (Быт.50:24-25). Скончавшись ста лет, он был погребен в гробнице в Египте.   Обозрение книги Исход   Когда воцарился в Египте фараон, который не знал Иосифа, он стал изнурять израильтян грязною работою и деланием кирпичей. Он приказал и повивальным бабкам умерщвлять младенцев израильских мужеского пола; так как они не послушались, то он вменил это народу в преступление. Тогда родился Моисей из колена Левиина, и родители вынесли его в корзине. Вышла дочь фараона и, взявши младенца, отдала его на воспитание. Сделавшись взрослым, Моисей вышел к сынам израильским, узнал о притеснении и увидел египтянина, бьющего одного еврея. Осмотревшись кругом и не видя никого, он убил египтянина и скрыл его в песке. Вышедши в другой день, он видит двух ссорящихся евреев и говорит одному из них: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина (Исх.2:13-14)? Моисей убоялся, фараон же, узнав о случившемся, искал убить Моисея. Моисей, убоявшись, удалился в землю мадиамскую, и помог дочерям Иофора напоить (скот). Они рассказали отцу о случившемся и привели к нему Моисея. Иофор отдает ему женою дочь свою, которая и родила Моисею Гирсама и Елиезера. Когда он пас стадо, Бог вступает с ним в разговор. Он подошел и увидел чудо с кустом, который горел и не сгорал. Бог посылает его в Египет, говоря: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх.3:14). Бог повелевает созвать совет старцев и затем войти к фараону, а также сказать народу, чтобы он, выходя, взял от соседей золотые и серебряные сосуды; дает ему знамения для удостоверения: жезл, который обратился в змия, изменение руки его, которая стала бела, как снег, и опять получила прежний цвет, и воду реки: вылей на сушу говорит, и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исх.4:9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, послал Бог Духа Своего для утешения и испытания праведников в скорбях, и покрыло море нечестивых, которые думали, что не только нет разницы между теми и ими, но что скорее на тех разгневался Бог, которые подвергались стольким испытаниям, а к ним милостив, потому что они радовались на свое благополучие. Так «они погрузились, как свинец, в великих водах». «Кто, как Ты, Господи, между богами, Славный во святых, кои не хвалятся о себе, кто, как Ты, дивный в величии, Творец чудес?» (Исх.15:10-11). Но все это, что совершилось тогда, предуказывало нечто будущее, потому что это были образы для нас. «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля» (Исх.15:12). Однако, никого из египтян в то время не поглотила земля (tarrae hiatus). Водою поглощены они были, в море погибли. Что же значит это: «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля»? Не справедливее ли поэтому разуметь здесь под десницею Божией Того, о Ком Исаия говорит в словах: «и кому открылась мышца Господня?» (Ис.53:1). Это есть именно Сам Единородный Сын Божий, Коего не пощадил Отец, «но предал Его за всех нас» (Рим.8:32). Он также простер на кресте десницу Свою, и земля поглотила нечестивых в то время, когда они, считая уже себя победителями, издевались над Ним. Поэтому и сказано: «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает» (Иов.9:24), т.е. закрывает Божество Свое. Так Господь вел народ Свой, как бы, носимый на том дереве, на котором земля, т.е. плоть Господа простертая, поглотила нечестивых. Не на корабле переплыл народ море. Но «Ты ведешь милостию Твоею (justitia tua) народ сей» (tuum), не своею праведностью превозносящийся, но живущий верою по Твоей милости (sub gratia tua), «народ сей, который Ты избавил» (Исх.15:13). Потому что знает Господь своих (2 Тим.2:19).    3. Вот теперь уверен ты в силе твоей, т.е. во Христе твоем, что «немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор.1:25). «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» (2 Кор.13:4). Уверен ты в силе твоей, в святой помощи твоей. Ведь тем, что смертная плоть Его обновлена чрез воскресение и что тленное облеклось в Нем в нетление, мы и укрепляемся, уповая на будущее и по причине этого перенося все настоящее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обратим внимание также на то, что две скрижали, принятые Моисеем от Господа в первый раз, были написаны перстом Божиим (LXX: τ δακτλω το θεο) или, как пишет Псевдоварнава, перстом руки Господней в Духе ( τ δακτλω τς χειρς κυρου ν πνεματι). Это выражение Псевдоварнавы понималось некоторыми так, что автор, прибавляя εν πνεματι, хотел лишь предотвратить представление о руке Господней как о руке человека 92 . Однако, принимая во внимание общий характер послания, когда положения ВЗ истолковываются духовно, в христианском контексте, здесь следует видеть то, что Моисей воспринял завет в духе, ибо «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» ( Исх. 32:16 ). К этому же пониманию нас подводит и сама последовательность событий у горы Синай. Узнав, что народ поклонился тельцу, Моисей разбил духовные скрижали 93 , написанные рукой Божией, ибо он «принял завет, но они не были достойны его» 94 . Тем самым для народа было закрыто непосредственное, духовное ведение заповедей Божиих до времени пришествия Христа. Моисей же, умолив пощадить народ, во втором восхождении на гору «пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). Мы видим, что теперь, «по причине преступлений», закон преподается «через Ангелов, рукою посредника ( ν χειρ μεστου)» ( Гал. 3:19 ) – Моисея 95 , который единственный из всего народа оказался способным понести скрижали заповедей духовно и от которого Бог хотел 96 начать многочисленный новый народ ( Исх. 32:10 ). Но, не начав нового народа, Бог вручил тому народу, который остался с Моисеем, закон, имевший временный характер, как и грех – причина, его вызвавшая. А действие закона ограничено временем прихода веры и благодати ( Гал. 3:25 ). И вот новый народ, начавшийся не от Моисея, но через Иисуса Христа, созидает новый нерукотворный храм истинный и угодный Богу – духовный храм ( πνευματικς νας) в сердцах своих 97 . 2.3. Послания Климента

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Ст. 20). Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава, то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт. 27:27). (Ст. 21). Так и Иаков верою благословил каждого сына Иосифова, хотя они были (уже) благословлены в земле Египетской, но после многих лет совершилось, наконец, благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поскольку веровал, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих (Быт. 47: 29–31. 48:15). (Ст. 22). Верою Иосиф, умирая (напоминал и прочее), — то есть при смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт. 50:24). (Ст. 23). Верою Моисея после рождения скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течении тех трех месяцев (Исх. 2:2). (Ст. 24–25). Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. (Ст. 26–27). Пред Египетскими богатствами, которые могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждой взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царского и того, чтобы не нашли его (беглеца); Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него, (как это и открывается) в терпении (его). (Ст. 28). Верою совершил Пасху и пролитие крови, — то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены из-за него, и Евреи спасутся чрез него (Исх. 12:11). (Ст. 29). Верою перешли Чермное море, ибо народ веровал, что, войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив, Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх. 14:22). (Ст. 30). Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верой обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав. 6:19–20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Так, например: за то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2Цар.24:10-17; 1Пар.21:1-17) За то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх.7:20,21; 8:6; 8:17; 8:24; 9:6; 9:10; 9:23-26; 10:22-23; 12:29-30), в том числе смерть египетских первенцев (Исх.12:29-30). С другой стороны: Господь обещал Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт.18:32); в Иер.5:1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся человек, соблюдающий правду и ищущий истину. В Священном Писании также неоднократно говорится и о наказании детей за вину отцов Такое положение, по-видимому, считается столь естественным (обычным), что противоположное (не соблюдение этого) даже требует специального пояснения: " Вы говорите: " почему же сын не понесет вины отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и выполняет их; он будет жив сын не понесет вины отца " " (Иез.21:19) Таким образом, возможность перехода последствий греха родителей на их детей является закономерностью, которая, в отличие от физических законов, открываемых людьми, открыта нам Самим Богом. В связи с этим, данная закономерность, столь много раз указанная в Библии, по-видимому, не должна вызывать каких-либо дополнительных вопросов, недоумений, сомнений и непонимания по сравнению с другими закономерностями, например, творением Богом милости до тысячи родов (Исх.20:6; 34:7; Втор.5:10), или обещанием хорошего детям, родители которых делают угодное перед очами Господа (см., например, Втор.12:25,28). Далее, представляются достаточно очевидными логичность и нравственная справедливость того, что между тяжестью (величиной) греха и тяжестью (степенью, мерой) наказания за него (то есть какое именно зло постигнет людей непосредственно согрешивших и на какое количество родов распространится наказание) имеется взаимооднозначная связь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Мессианский текст этих стихов является центральным местом в ответе Иова на вторую речь Вилдада. Отцы Церкви, толковавшие книгу Иова, всегда понимали это место как свидетельство о воскресении, а блаж. Иероним в своем переводе придал этому месту более ясный, чем в оригинальном тексте, мессианский смысл. В 19:25–27 Иов говорит, что в какой-то момент он рассчитывает на вмешательство Бога и что он сам в этот день увидит Бога своими глазами во всей Его славе. Но в какой именно момент? Оригинальный текст и древние переводы расходятся в передаче этого не совсем ясного места. В еврейской Библии текст 19:25–27 имеет такой смысл: «И я знаю, что Защитник (Гоэль) моих прав жив, Который впоследствии встанет над прахом (или над землею). И еще из плоти моей я узрю Бога». В греческом переводе 70-ти: «Я знаю, что вечен Тот, Который должен освободить меня, на земле восстановить кожу мою, которая терпит это. Так как от Господа было совершено для меня то, что я сам узнаю, что мой глаз увидел, а не другой» В латинском переводе бл. Иеронима (Вульгате): «Я знаю, что Искупитель мой жив и что в последний день я воскресну на земле и снова я облекусь моей кожей; и в моей плоти я увижу Бога; именно Его я увижу, а не другого» В русской Библии: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!». Древнееврейское название «Гоэль» в Ветхом Завете употребляется в отношении к Богу в значении «защитник», «освободитель» (от рабства или плена: Исх. 6:6; 15 ; Ис. 43:1; 44:22 ); «праведный судья – защитник притесняемых и угнетенных» ( Пс. 118:154 ; Плач. 3:58 ). Блаж. Иероним перевел «Гоэль» словом «Искупитель». Русский перевод с еврейского текста сделан под влиянием Вульгаты. Оригинальный текст Иова 19:25–27 и его разночтения в древних версиях показывают, что это мессианское место весьма преткновенное и что текст его сохранился в недостаточно исправном виде. Но несмотря на это, из анализа оригинала и переводов видно, что Иов верит в бессмертие, надеется увидеть Бога, оправдывающим его, ожидает по смерти своей увидеть Бога, хотя он и не говорит ясно о воскресении, но только о бессмертии. Но это было вполне естественно для ветхозаветного праведника. Таким образом текст Иова 19:25–27 можно рассматривать только как предвосхищение веры в бессмертие и воскресение, как это правильно поняли составители древних переводов и Отцы Церкви, отметившие это предвосхищение в своих толкованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010