Глава 11 1–3. Приказание народу взять у египтян драгоценности. 4–10. Предсказание о десятой казни. Исх.11:1 .  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда; Исх.11:2 .  внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]. Исх.11:3 .  И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа. Если Исх.11:4–8 являются непосредственным продолжением Исх.10 (см. выше), то в таком случае первые три стиха, содержащее рассказ об откровении Моисею о наступлении десятой казни ( Исх. 4:23, 12:29–32 ) и об обстоятельствах исхода из Египта ( Исх. 3:21–22 ), очевидно, нарушают течение речи. Ввиду этого некоторые экзегеты высказывают предположение, что содержащееся в них откровение падает на время перед последним объяснением Моисея с фараоном ( Исх. 10:24–29 ), а рассказ о нем помещен после ( Исх. 11:1–3 ) ввиду того, что им достаточно объясняется смелость ответа Моисея ( Исх.10:29 ). Текстуальным основанием для такого понимания является перевод евр. «вайомер» – «сказал» ( Исх. 11:1 ) – давнопрошедшим временем. В частности, что Исх.11:1–3 не представляют нового откровения, возвещение которого требует и нового явления пред лицо фараона, это доказывается отсутствием в данном случае обычной формулы: «пойди к фараону и скажи ему» ( Исх. 7:15, 8:1, 8:20, 9:1, 13, 10:1 ), которой начинается каждое новое откровение. Исх.11:4 .  И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, Исх.11:5 .  и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; Исх.11:6 .  и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 1–9. Устройство ковчега завета. 10–16. Стол для хлебов предложения. 17–24. Золотой светильник. 25–28. Устройство жертвенника курения. 29. Приготовление мира и курения. Исх.37:1 .  И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя; Исх.37:2 .  и обложил его чистым золотом внутри и снаружи и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:3 .  и вылил для него четыре кольца золотых, на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. Исх.37:4 .  И сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом; Исх.37:5 .  и вложил шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег. Исх.37:6 .  И сделал крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина полтора локтя. Исх.37:7 .  И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, Исх.37:8 .  одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; Исх.37:9 .  и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов. Устройство ковчега завета. См. толк. 10–22 ст. гл. 25. В настоящем случае внесено лишнее по сравнению с гл. 25 замечание, что устройство ковчега зав. было делом главного строителя скинии Веселиила, и опущены предписания ст. 15–16 и 21–22, так как выполнение их не относилось к обязанностям Веселиила. Исх.37:10 .  И сделал стол из дерева ситтим длиною в два локтя, шириною в локоть и вышиною в полтора локтя, Исх.37:11 .  и обложил его золотом чистым, и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:12 .  и сделал вокруг него стенки в ладонь и сделал золотой венец у стенок его; Исх.37:13 .  и вылил для него четыре кольца золотых и утвердил кольца на четырех углах, у четырех ножек его; Исх.37:14 .  при стенках были кольца, чтобы влагать шесты для ношения стола; Исх.37:15 .  и сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом для ношения стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 1–2. Начало работ по устройству скинии. 3–7. Избыток приношений. 8–19. Приготовление покрывал скинии. 20–34. Устройство столбов (брусьев) и шестов. 35–38. Приготовление завесы внутренней и завесы входа в скинию. Исх.36:1 .  И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. Исх.36:2 .  И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать. См. толкование 30, 34 ст. гл. 35. Исх.36:3 .  И взяли они от Моисея все приношения, которые принесли сыны Израилевы, на [все] потребности святилища, чтобы работать. Между тем еще продолжали приносить к нему добровольные дары каждое утро. См. толкование 21–24 ст. гл. 35. Исх.36:4 .  Тогда пришли все мудрые сердцем, производившие всякие работы святилища, каждый от своей работы, какою кто занимался, Исх.36:5 .  и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Ревность и усердие народа объясняется склонностью к обрядовой стороне религии и, может быть, стремлением загладить грех тельцеслужения при Синае. Исх.36:6 .  И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. Исх.36:7 .  Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось. Исх.36:8 .  И сделали все мудрые сердцем, занимавшиеся работою скинии: десять покрывал из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и херувимов сделали на них искусною работою; Исх.36:9 .  длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, и ширина каждого покрывала четыре локтя: всем покрывалам одна мера. Исх.36:10 .  И соединил он пять покрывал одно с другим, и другие пять покрывал соединил одно с другим. Исх.36:11 .  И сделал петли голубого цвета на краю одного покрывала, где оно соединяется с другим; так же сделал он и на краю последнего покрывала, для соединения его с другим;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Казнь Священное Писание «Боги» египет­ского пантеона Объяснение И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. ( Исх. 7:20-21 ) Апис – бог Нила; Изида – богиня Нила; Кнум – страж Нила; Себек – бог рек и озер Первая казнь была направлена на то, чтобы посрамить веру в божества, олицетворявшие собой Нил и оказавшиеся бессильными защитить страну от бедствия. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. ( Исх. 8:6 ) Хех – бог с головой жабы, его женская ипостась – Хакет. Однако в Египте были и другие боги, изображавшиеся с головой лягушки Когда Нил разливался, плодились жабы. Египтяне обращались к жабоподобным божествам, чтобы остановить нашествие этих земноводных. В данном случае молитвы не помог, и авторитет божеств пал. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. ( Исх. 8:17 ) Птах – бог-творец, создатель первых восьми богов По мемфисской космогонии, бог-творец Птах усилием воли создал из земли (персти) свое тело. Земля послужила ему строительным материалом для создания всего остального; т.е. для фараона должно было быть очевидным, что бог Пта послушно «выполняет» волю Моисея и Аарона, поскольку мошки также возникли из земли. Также казнь направлена против колдунов. Они не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. ( Исх. 8:24 )

http://azbyka.ru/shemy/kazni-egipetskie....

Разделы портала «Азбука веры» Декалог (от др.-греч. δκα — десять, и λγοι — слова — десятисловие) – десять Заповедей , данных Богом Моисею, составивших ядро ветхозаветного нравственного закона , отпечатленных на каменных скрижалях . Почему Моисей, получив от Бога скрижали Завета, сокрушил их о землю, неужели потому, что не смог побороть переполнивший его гнев? Как следует из Божественного Откровения, Бог не только провозгласил для Израиля десять заповедей, составлявших ядро религиозно-нравственного закона, но и Сам начертал эти заповеди, «Божьим перстом» ( Исх.32:16 ) (см.: Антропоморфизмы в Библии ). Незадолго до этого события Израиль заключил с Богом Завет, клятвенно и торжественно пообещав соблюдать всё, что заповедано Богом ( Исх.24:4-8 ). Этот обет был произнесен пред лицом Божьим и скреплён жертвенной кровью на виду у всего общества. Скрижали представляли собой две каменные доски. Начертанные на их поверхности десять заповедей представляли основу, фундамент Синайского законодательства. Факт того, что письмена были составлены на столь твёрдом и долговечном материале, каким является камень, свидетельствовал: заповеди даны еврейскому народу, как твёрдое, незыблемое правило веры, на века. Между тем, пока вождь и законоположник Моисей пребывал на горе, общаясь с Творцом, народ, взволнованный его длительным отсутствием, изготовил себе нового бога, рукотворного идола, золотого тельца ( Исх.32:1-4 ). Уклонение от недавно заключенного Завета, да ещё и в форме крайнего богохульства, едва не привело к уничтожению народа ( Исх.32:10 ). Так силен был Божественный гнев. Скрижали, которые надлежало хранить и беречь, должны были служить священным памятником, напоминанием о благодеяниях Божьих в отношении Израиля, о заключении Завета и даровании закона. Но ввиду того, что еврейский народ предался идолопоклонству и пренебрёг законом, первые требования которого, начертанные на скрижалях, указывали на обязанность почитания Истинного Бога и запрет на изготовление каких-либо кумиров, то Моисей и сокрушил их, руководствуясь не только порывом священного гнева, но и стремлением вразумить богоотступников, выразить им, что больше они недостойны такого высокого дара, который сами же и отвергли.

http://azbyka.ru/dekalog

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Мертвечина I. БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) под словом «М.» подразумевается труп животного, не умерщвленного для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естеств. или насильств. смертью, но без пролития крови; в Деян. 15:20 это понятие передано как «удавленина»; 2) израил. обрядовый закон содержал в отношении М. следующие установления: труп даже признаваемого чистым павшего животного был нечист, и прикосновение к нему, а тем более употребление его в пищу, исключало израильтянина из общения с Богом и со своим народом до вечера текущего дня. Нечистый осквернял все, к чему прикасался в течение дня. Только вымывшись и омыв свои одежды, он вновь становился чистым ( Исх. 22:31 ; Лев 11 и след.; Лев. 17:15 ; Лев. 22:8 ). Нельзя было употреблять в пищу или как-то иначе использовать и тук М. ( Лев. 7:24 ). Труп павшего нечистого животного, независимо от причины падежа, осквернял израильтянина в любом случае ( Лев. 5:2 ; Лев. 11:8.24.36 ). Даже если кто-то по незнанию прикасался к трупу нечистого животного, то становился нечистым и обязан был принести жертву за грех ( Лев 5 и след.); 3) нечистым до вечера становился не только израильтянин и всё, к чему он прикасался, но и всякий предмет, бывший в контакте с М. Бьющиеся сосуды, оказавшиеся в соприкосновении с М., надлежало разбивать, деревянные емкости, одежду и т.д. – класть в воду. Всякая еда и питье из такого сосуда становились нечистыми. Источники, колодцы, в которые попадала М., оставались чистыми; то же относилось и к семени, соприкосавшемуся с М. Предназнач. для посева семена М. оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде ( Лев. 11:32–38 ). Иноземцам, напротив, разрешалось есть М., а израильтянам – продавать им ее ( Втор. 14:21 ). В остальных случаях ее надлежало бросать псам ( Исх. 22:31 ). Христиане из язычников в древнехристианских церквах должны были, осознавая братскую общность с христианами из иудеев, отказаться от удавленины, т.е. от М. ( Деян 15 и след.);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

80 Пс.80:1 . В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия. Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что «точила» суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его. Пс.80:2 . Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю. Восклицание есть победная песнь. Поэтому, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил их от властительства демонов. Пс.80:3 . Приимите псалом и дадите тимпан. «Псалмом» называет здесь Божественное учение, а «тимпан» есть музыкальное орудие, сделанное из кож. Поэтому, Псалмопевец говорит: соделавшись послушными Божиим словесам, «представите телеса ваша жертву живу... благоугодну Богови» ( Рим. 12, 1 ). Псалтирь красен с гусльми. Псалтирем именуется опять тело, по причине. установившегося уже стройного согласия между телом и душою, да совершены будут Божии люди, посвятив и души Богу, и тело не миру, а Господу. Пс.80:4 . Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, " вещание которой изыде... во всю землю» ( Рим. 10, 18 ), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы. Пс.80:6 . Языка егоже не ведяше услыша. Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе? Пс.80:7 . Отъят от бремене хребет его, то есть от тяжести бремен. Разумеет же, что Бог освободил их от тяжестей, какие носили, строя города Фараону. Руце его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы на делание плинф. Пс.80:8 . В скорби призвал Мя еси, и избавих тя. Это подобно сказанному в другом месте: «услыша... стенание их» ( Исх.2:24 ), и глас «их услышах, и снидох изъяти их» ( Исх.3:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Глава 33 Благословение Моисея израильскому народу. Втор.33:2 .  Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан. Втор.33:3 .  Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. Ср. Исх. 19.5–8 . Втор.33:5 .  И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. «И он (Моисей) был (как бы) царь Израиля, когда (вокруг него) собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми». Втор.33:6 .  Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен! В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, – замечает св. Ефрем Сирин , – потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи ( Чис. 25.9 ), которые, за грехи его, поражены были язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых, за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмона, и убил его» (Толк. на кн. Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода LXX имя Симеона не опущено. Втор.33:7 .  Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его. «Приведи его к народу его», как вождя и защитника, огражденного помощью свыше. Втор.33:8 .  И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, «На святом муже Твоем (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе ( Исх. 17.1–7 ), с которым Ты препирался при водах Меривы» ( Чис. 20.1–13, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Антропопатизм (от греч. νθρωπος — человек и πθος — чувство) — 1) одна из форм описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, поступки, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений) посредством терминов и выражений, традиционно используемых для описания человеческих чувств (гнева, раскаяния, ненависти, жалости, милости, любви…); 2) такого рода термин или выражение, примененный (примененное) для описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений). Какие примеры антропопатизмов можно встретить в Библии? К числу библейских антропопатических терминов (антропопатизмов), используемых в Священном Писании, относятся: гнев ( Числ.12:9 ; Ос.11:9 ), ярость ( Числ.25:1 ) ревность ( Числ. 25:11 ; Ср.: Исх.20:5-6 ; Исх.34:14 ), раскаяние ( Ос.13:14 ; ср.:   Быт.6:6-7 ), месть ( Ис.59:18 ; Ср.: Наум.1:2 ), любовь ( 2Пар.9:8 ; Ср.: Ин.3:16 ), ненависть ( Втор.12:31 ; Втор.16:22 ), милость ( Быт.24:27 ; Быт.43 ;29), жалость ( Ос.11:8 ; Ср.: 3Езд.1:19 ) и т. п. Для чего в библейские тексты были включены антропопатизмы? При составлении Книг Священного Писания антропопатизмы использовались ввиду непостижимости Бога и ограниченности человеческого разума, человеческого языка. Антропопатический язык – это язык, адаптированный под способности нашего мышления, нашей речи. Уместность его применения обосновывается также тем, что человек создан по образу Божию, отображает в себе совершенства Божества. Всегда ли антропопатизмы передаются одинаково в разных переводах Библии? Не всегда. И хотя в значительном количестве случаев антропопатизмы передаются в Септуагинте буквально, тем не менее некоторые из них представлены там как смысловые аналоги, а не как буквальные лингвистические эквиваленты. Отчасти это объясняется невозможностью подобрать оригинальному слову иноязычное, равнозначное ему и в лингвистическом, и в теологическом отношении. Не представляют ли собой антропопатизмы некую проблему для понимания Бога человеком, уводя его в телесно-чувственную плоскость представлений о Боге?

http://azbyka.ru/antropopatizm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010