– Склонял их и пр.: в подлинном повествовании короче, но в сущности – одно и тоже; у Стефана нагляднее представляется дело. – Оттолкнул его: частность, упоминаемая только Стефаном, выражающая грубый поступок обижающего еврея в отношении к будущему освободителю народа от ига египетского. От сих слов: или из-за страха сих слов. В повествовании книги Исхода говорится полнее, что Моисей только испугался сих слов, подумав, что должно быть распространился слух об убийстве им египтянина, а потом, когда узнал, что Фараон ищет казнить его смертью как убийцу, то он убежал в землю Мадиамскую ( Исх.2:14–15 ). – Страна Мадиамская – не определенная точно границами страна в каменистой Аравии, от северной части Аравийского залива. О пребывании там Моисея см. Исх.2:15 и дал. 30. По исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. 31. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: 32. Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. 33. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 34. Я вижу притеснение народа моего в Египте, и слышу стенание его, и низшел избавить его: и так пойди, Я пошлю тебя в Египет. По исполнении сорока лет: см. прим. к ст. 23. Событие, которое здесь изображается, описано Моисеем в Исх.3 . Стефан изображает его кратко, с некоторыми особенностями. – В пустыне горы Синая: в пустыне, в которой находится гора Синай. В книге Исхода местом события называется гора Хорив, а не Синай, но это различие не важное. В указанной пустыне из каменистой и гористой почвы возвышаются над другими – в северной стороне гора Синай (самая высокая из всех окружающих ее), в южной – гора Хорив, обе – как высшие вершины одного горного хребта. Кажется, Хорив было общим названием всей этой группы гор, Синай же – название одной возвышенности этой группы. В истории законодательства и вообще в Ветхом Завете при упоминании о месте законодательства называются то Хорив, то Синай, в Новом же Завете и у Флавия обыкновенно называется Синай.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Субботы я не брошу и, как сказано в 4-ой заповеди, так и буду праздновать ее по заповеди, – с отчаянием проговорил Петр. – Вот ты, Петр, все время твердишь одно, но от Писания в свою пользу ничего не приводишь. Теперь нам ясно, что ты празднуешь субботу, потому что ветхий завет предпочитаешь новому. Но мы, как истинные христиане, должны ставить Христа выше Моисея и посему, приняв «новый завет», должны отложить ветхий с его печатью – субботой. И Писание нам ясно говорит, что обетование о спасении принадлежит лишь служителям «нового завета», а не служителям смертоносных букв, начертанных на каменных скрижалях ( Евр.9:15 ; 2Кор.3:3–11 ). – в) – Да и откуда ты, Петр, взял, что празднуешь субботу по заповеди?! . Неужели ты убежден, что празднуешь ту субботу, которую дал Бог сынам израилевым и которую израильтяне должны были помнить, согласно повелению 4-ой заповеди десятословия?!. – А то как же?!. Конечно, я праздную субботу, данную Богом израильтянам, – и праздную ее по заповеди , также данной Богом через Моисея, – убежденно и с удивлением отвечал Петр. – А я, Петр, думаю, что ты сочинил себе свою субботу и ложно прикрываешься именем Бога и опираешься на Моисея; так что ты являешься преступником уже не только «нового завета», но и «ветхого»!.. –Да откуда же это видно?! – изумленно вопросил Петр. – Видно это из того, что ты не так празднуешь субботу, как повелели праздновать ее Моисей и пророки, – отвечал я. – А я думаю, что так, и ни в чем не погрешаю против Писания, – настаивал Петр. – Сейчас посмотрим, Петр. «Помни день субботний, говорит Писание евреям, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу-Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» ( Исх.20:8–10 , Иез.17–24 ). Завтра покой, святая суббота Господня: что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня ( Исх.16:23 )... Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы ( Исх.35:3 )... Не собирайте дров ( Числ.15:32– 33 )... Не продавайте и не покупайте ( Неем.10:31, 13: 15–22 ); не носите нош в день субботний (Терем.17:21–27) 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Так, Господь говорит Израильтянам о Себе: «введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову» ( Исх. 6:8 ). Авраам говорит Содомскому царю следующее: «Поднимаю руку Мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму от всего твоего» ( Быт. 14:22–23 ). В Откровении читаем: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). Вот почему и мы во время присяги поднимаем руку свою к Владыке неба и земли, Живущему во веки веков. Что касается присутствия во время присяги св. Креста и Евангелия, то мы это делаем тоже не без основания. Израильтяне клялись перед ветхозаветным жертвенником ( 3Цар. 8:31–32 ), который был «святыня великая» ( Исх. 29:37 ), а мы клянемся перед жертвенником новозаветным, –св. Крестом, который, будучи орошен Кровью Христа, есть еще большая святыня, каковой является для нас и св. Евангелие, как слово Божье, которое клянущегося «будет судить в последний день» ( Иоан. 12:48 ), – в истине он клялся или во лжи. Целуем же крест и св. Евангелие в удостоверение истинности нашей клятвы и для выражения нашего благоговения и любви к ним. 2 Вопросы и ответы православного 1) Кто установил клятву Именем Божьим? 1) Сам Бог, Который говорит, что при решении споров между двумя людьми, «клятва да будет перед Господом, в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего» ( Исх. 22:11 ). «Господа Бога твоего бойся, говорит Бог через Моисея, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт. 6:13). «Если они (язычники) научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь», как они научили народ Мой клясться именем Ваала, то водворятся среди народа Моего» ( Иер. 12:16 ). 2) Откуда видно, что Сам Бог клялся именем Своим? 3) Клялись ли ветхозаветные праведники именем Божьим? 3) Да, клялись. Так, Царь Авимелех обратился к Аврааму с такими словами: «поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь меня, ни сына моего, ни внука моего...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так, например: за то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2Цар.24:10-17; 1Пар.21:1-17) За то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх.7:20,21; 8:6; 8:17; 8:24; 9:6; 9:10; 9:23-26; 10:22-23; 12:29-30), в том числе смерть египетских первенцев (Исх.12:29-30). С другой стороны: Господь обещал Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт.18:32); в Иер.5:1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся человек, соблюдающий правду и ищущий истину. В Священном Писании также неоднократно говорится и о наказании детей за вину отцов Такое положение, по-видимому, считается столь естественным (обычным), что противоположное (не соблюдение этого) даже требует специального пояснения: " Вы говорите: " почему же сын не понесет вины отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и выполняет их; он будет жив сын не понесет вины отца " " (Иез.21:19) Таким образом, возможность перехода последствий греха родителей на их детей является закономерностью, которая, в отличие от физических законов, открываемых людьми, открыта нам Самим Богом. В связи с этим, данная закономерность, столь много раз указанная в Библии, по-видимому, не должна вызывать каких-либо дополнительных вопросов, недоумений, сомнений и непонимания по сравнению с другими закономерностями, например, творением Богом милости до тысячи родов (Исх.20:6; 34:7; Втор.5:10), или обещанием хорошего детям, родители которых делают угодное перед очами Господа (см., например, Втор.12:25,28). Далее, представляются достаточно очевидными логичность и нравственная справедливость того, что между тяжестью (величиной) греха и тяжестью (степенью, мерой) наказания за него (то есть какое именно зло постигнет людей непосредственно согрешивших и на какое количество родов распространится наказание) имеется взаимооднозначная связь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

икон относят все обличения древних пророков, направленные против евреев, которые часто уклонялись в древности в идолопоклонство и приносили жертвы бесам, а не Богу (Второз. 32, 17. Варух. 4, 7).Как читается вторая заповедь Закона Божия, данного евреям на Синае через Моисея? - " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им " (Исх. 20, 4-5). Итак этою заповедию запрещено делать и почитать изображения сотворенных Богом существ видимого мира, как изображения самого Божества и поклоняться им, как Богу.Спустя довольное время, после всеобщего потопа, народы, омраченные грехами и беззакониями, утратили познание об истинном Боге и, отступив от Него, подверглись влиянию злых духов, им стали воздавать почитание, свойственное Богу, стали обоготворять предметы видимого мира, полезные или вредные, ... " и славу нетленного Бога " , - как пишет св. апостол Павел римлянам (1, 23),- изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Таким образом явились весьма многие и различные боги, кумиры или идолы, т.е., статуи и изваяния этих богов из металлов, дерева, камней и изображения их в разных видах ставились в языческих храмах и других чтимых местах и перед ним приносились в жертву плоды земные, животные, а иногда младенцы и взрослые люди (Второз. 32, 17. Пс. 105, 37). Злые духи являлись в языческих храмах и других местах, - в пещерах, на горах, в рощах, при источниках и реках, и ложными знамениями и чудесами держали народы в обольщении. Языческие народы, особенно слабосильные, будучи побеждаемы сильнейшими, нередко меняли своих богов на богов победителей или же чтили тех и других вместе. Против многобожия и лжебожия язычников и дана была Богом евреям первая заповедь: " Я Господь, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим " (Исх. 20, 2).Так как Господь Бог есть Дух невидимый, непостижимый, вездесущий: бесконечный, то, давая заповеди народу еврейскому на горе Синае, Он не явился евреям в каком-либо видимом образе, дабы евреи, склонные к чувственности и идолопоклонству, не уподобили Его языческим богам и не стали представлять Его существом телесным и ограниченным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

п., думая, что, при нарушении таких клятв, они не согрешают, Христос, запрещая клясться такими ложными клятвами, велит довольствоваться при маловажных делах, в обыденной жизни, простым утверждением или отрицанием: да, да, нет, нет. «А что сверх этого, то от лукавого», т. е. всякая иная клятва, (кроме клятвы именем Божьим, каковой клясться повелел Сам Бог) различными, придуманными евреями для своего оправдания во лжи, предметами, есть уже клятва не от Бога, а от диавола. То же самое означают и слова ап. Иакова, ибо не мог подпасть осуждению, тот, кто клялся именем Божьим, так как таковую клятву установил для людей Бог (Вт. 6:13). 8) Откуда взят обряд принимать присягу перед крестом и Евангелием с поднятием руки вверх? 8) Из св. Писания. В Ветхом Завете верующие Израильтяне клялись перед жертвенником ( 3Цар. 8:31–32 ), который был «святыня великая» ( Исх. 29:37 ). Св. Крест тоже жертвенник, на котором принес Себя в жертву Христос за грехи всего мира, и, как орошенный честной Кровью Христа, он для христиан, как и св. Евангелие, величайшая святыня, перед которой христиане и клянутся. Подымают же руку во время присяги по примеру Самого Бога, так клявшегося Самим Собой: «и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову» ... ( Исх. 6:8 ); – по примеру Его святых и Ангелов Божьих: «Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» ( Быт. 14:22–23 ). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу. И клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). Об употреблении христианами клятвы Именем Божьим мы имеем свидетельства от первых времен христианства. Св. ап. Варнава, один из семидесяти учеников Христа, предостерегая христиан от ложной клятвы, пишет: «каждый из вас да не любит клятвы ложной... не употребляй понапрасну имени Господня» (Писания мужей Апостольских, в переводе прот. Преображенского стр. 35–36 и 83). Тертуллиан, защищая христиан от обвинения в том, что они не желают клясться гениями императоров, пишет: мы клянемся, но только не гениями кесарей и не божимся демонами, чтобы не воздавать всему этому чести, которая подобает одному Богу» («Аналогия», гл. 32). 25–e правило св. Апостолов определяет епископа или пресвитера, обличенных в клятвопреступлении, извергать из священного сана. А по 64–му правилу Василия Великого , мирянину, клятвопреступнику, запрещается причастие на 10 лет; и даже по насилию от других нарушивший клятву отлучается от причастия, по 72 правилу св. Василия Великого , на 6 лет. «Клянущиеся не принимать рукоположения, говорит 10–е правило св. Василия Великого , когда произнесли клятву, да не принуждаются нарушать оную». Так благоговейно чтила клятву древняя Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Писание свидетельствует, что Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (33,11), в то время как люди, ожидавшие внизу, «не видели никакого образа» (Втор 4,15). Но это не значит, что мистическое созерцание позволило пророку постичь саму божественную Тайну. В Исх 33,12-23 мы читаем, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Поэтому на просьбу Моисея дать ему познание Сушего Господь являет лишь отблеск Своей Славы: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Не только Бог есть неприступная Святыня, но и отражение Славы Его на лице Моисея было невыносимо для народа: «И видели Сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое» (34,35). Слава (евр. Кавод) есть форма Теофании, излияние в мир мощи Творца. В Новом Завете Гоподь Иисус явит Славу Свою на иной горе, в присутствии Моисея и Илии (двух пророков, молившихся на Синае), и ученики узрят ее «якоже можаху». Величайшим снисхождением Сущего станет Его приход во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Таким образом, Ветхий Завет учит, что, даже открываясь людям, пребывая среди них, Сущий оставался запредельным, исполненным тайны. В полноте «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). 7. Золотой телец (Исх 32). Тем временем люди, долгое время ожидая Моисея, чувствуют себя осиротевшими и боятся, что вождь навсегда покинул их. Его учение о незримом Творце с трудом проникало в сознание израильтян, еще недавно чтивших идолов (Иез 20,8). Поэтому они принуждают Аарона сделать им изваяние тельца, который бы олицетворял Ягве, и устроить в честь Него праздник. В прошлом экзегеты считали, что золотой телец есть вариант египетского Аписа, почитавшегося в виде быка. Однако теперь признается боле вероятным, что телец выступал здесь в качестве общесемитского символа божества плодородия (каким и хотели представить Ягве). В рассказе о золотом тельце как бы испытывается и вера Моисея. Бог предлагает ему стать новым Авраамом, основателем нового народа Божия, в то время как прежний будет истреблен. Но Моисей выступает ходатаем за падших. Им движет не только сострадание к Израилю, но и ревность о Боге, Завет Которого должен быть непреложным. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (32,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010