Глава 5 1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 18–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен. 1Пар.5:1 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева, – он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными; Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в ( Быт.49:4 ), но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается ( Быт.48:5–6 ), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел ( Втор.21:17 ). 1Пар.5:2 .  потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа. Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности, и по влиянию был Иуда ( Быт.49:8 ; Суд.1:2 ), из его же колена происходили и представители власти – цари ( 1Цар.13:14,25:30 ). 1Пар.5:3 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми. Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в ( Быт.46:9 ; Исх.6:14 ; Чис.26:5–7 ). 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, 1Пар.5:5 .  его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал, 1Пар.5:6 .  его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян. Потомки Иоиля – единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима – нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль. 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени Βαναα и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Марк Мангано (протестант) Книга Иисуса Навина. Дейл Мейнор Эта книга названа в честь главного героя повествования – Иисуса Навина. В Пятикнижии он назван Осией (ивр.), хошеа, что означает «спасение» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Моисей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (ивр.), иехошуа, что значит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ.13:16 ). Это имя указывает наЯхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Моисея известен всем под этим именем. Текст и автор Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея ( Втор.31:18 ; И. Нав.1:19 ). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие ( Втор.31:78:23 ). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными параллелями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И. Нав.1:5 ). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И. Нав.1:1617 ). Подобно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по суше, несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в глазах народа (И. Нав.3 и Исх.14 ). Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге, поэтому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавшим, по крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относящиеся к Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались некоторые рассказы этой книги (И. Нав.6:25 ). Понятно, что Иисус не мог сделать записи о собственной кончине и погребении (И. Нав.24:2930 ). Это добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34). Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об авторстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана почти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть составлена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Патриарх Иерусалимский Феофил совершает великое освящение воды на Иордане. Фото rusdm.ru ЖМП 6 июнь 2012 /  23 апреля 2012 г. 14:30 Иссоп: о каком растении идет речь " Иссоп " — одно из самых загадочных и одновременно знакомых нам слов Библии. " От кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены " ; " Окропиши мя иссопом и очищуся " ; " Напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его " — вот далеко не полный перечень библейских цитат, где встречается слово " иссоп " . Хорошо знакомый нам пятидесятый псалом не содержит сведений о том, что же за растение иссоп. Однако, обратившись к другим книгам Библии, мы можем попытаться пролить свет на эту загадку. Упоминание о растениях в Библии не редкость. На ее страницах встречаются названия более ста различных представителей флоры, которые можно с различной степенью достоверности идентифицировать и соотнести с современными ботаническими наименованиями. Однако если ботаническая принадлежность одних очевидна (таковы виноград, маслина, ячмень), то ничего подобного нельзя сказать о целом ряде других: непонятно даже, к какому роду можно их отнести (таково, например, дерево гофер из Быт. 6, 13–14: " И сказал Бог Ною: Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи " ). Для рассказа о каждом из таких растений потребовалась бы отдельная статья или книга. Между тем упоминание об одном из них встречается в самом знакомом для нас пятидесятом псалме: " Окропиши мя иссопом и очищуся " , или в русском синодальном переводе " окропи меня иссопом, и буду чист " (Пс. 50, 9). Из текста псалма даже не очевидно, что " иссоп " - это растение.      Еврейское слово EZOV встречается в тексте Ветхого Завета десять раз: в книгах Исход, Левит, Числа, 3 Царств, Псалтирь. Столько же раз его греческий аналог HYSSOPOS встречается в Септуагинте. Кроме того, это же греческое слово мы дважды встречаем в Новом Завете - в Евангелии от Иоанна и в Послании к евреям.       Впервые об иссопе говорится в Исх. 12, 22, где речь идет о повелении Божием Моисею о том, как вести себя в пасхальную ночь перед исходом из Египта: " и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде " . Как видно из этого текста, иссоп — это некое растение, побеги которого используются в качестве кисти или кропила. Сложно сказать что-то больше исходя из данного стиха об этом растении. Можно лишь предположить, что оно было достаточно широко распространено в той местности в те времена, а возможно, и культивировалось. Так что каждой еврейской семье не составляло труда найти пучок иссопа. Второе: весной у этого растения имелись относительно развитые побеги. Но этого слишком мало для каких-либо конкретных выводов.      

http://e-vestnik.ru/science/issop_o_kako...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт.1:28; 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех до­христианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую до­христианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор.22:22-23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос.2:19-20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт.34:12 ; Исх.22:16 ; 1Цар.18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов.7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт.29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис.49:18; 61:10 ; Иер.2:32 ; Иез.16:10-12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак.9:39 ; Пс.44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт.29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов.8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт.24:60 ; Руф.4:11-14 ; Тов. 8:4-8 ).

http://azbyka.ru/kratkaya-istoriya-chino...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Скачать epub pdf Глава 16 Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями ( Мф.16:1–4 ). Закваска фарисейская и саддукейская ( Мф.16:5–12 ). Исповедание Петрово ( Мф.16:13–20 ). Предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.16:21–23 ). Крест последователей Христовых ( Мф.16:24–28 ). Мф.16:1 . И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. «Фарисеи и саддукеи»: см. прим. к Мф.3:7 . – «Искушая Его, просили знамения»: «спрашивали Его не для того, чтобы уверовать, но чтобы уловить... Если бы веровали, то не просили бы знамения» (Злат.). Их просьба была лицемерная, почему Спаситель и называет их лицемерами ( Мф.16:3 ). Притворялись они, что желали бы веровать в Господа, а сами в душе и не думали верить; показывали вид, что сомнение относительно лица Иисуса Христа тяготит их, тогда как на самом деле оно им нравилось. Может быть, думали поставить Его в затруднение и в этом найти предлог взнести на Него хулу. – «Знамение» (ср. прим. к Мф.12:38 ) «с неба»: какое-либо особенное, необычайное явление на тверди небесной. Ветхозаветные пророки иногда творили такие чудеса. Так, по слову Самуила, произошел необычайный чудесный гром ( 1Цар.12:16–18 ); Исаия возвратил солнечную тень на 10 степеней ( Ис.38:8 ); Моисей свел манну с неба ( Исх.16:4 ; Ин.6:31 ); Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ). Фарисеи и саддукеи и просили Господа показать им подобное знамение в надежде, что Он не покажет такого, не сможет; а если Он действительно Мессия, то удовлетворит их желанию. «А не знали, глупые, что Моисей в Египте совершил много знамений на земле, напротив, огонь, сошедший с неба на скот и на детей Иова, был от дьявола; из чего видно, что не все приходящее с неба – от Бога, равно и не все, бывающее на земле, – от бесов» (Злат.). Относительно неожиданного согласия двух, обыкновенно враждебных между собою, сект (фарисеев и саддукеев) в настоящем случае и требования ими знамения именно с неба, блаженный Феофилакт замечает: «хотя в учениях фарисеи и саддукеи не согласны были между собою, но относительно Христа были единодушны; знамения же с неба просили потому, что думали, что знамения на земле совершаются (Христом) посредством демонской силы и о веельзевуле».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Учение Св. Писания о благодати Божьей. В Ветхом Завете находятся только более или менее неясные намеки на учение о благодати и это потому, что благодать, как сила Триединого Бога, должна была открыться в полном свете и силе в Новом Завете, с полным откровением Триипостасного Бога. Благодать в смысле милости, милосердия, благоволения, – понятие встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (напр. Исх. 21, 3; 36), – в основе своей есть самое общее и многообъемлющее выражение. Если, однако, поставить его в связь с теми местами, в которых говорится о Духе Божьем, об излиянии Его или на отдельных людей, избранников Божиих – пророков или на весь народ (Числ. 29; Иса. 2. 3; Иезек. 26. 27; Иоил. 28. 29; Иезек. 5. 9. 10. 14), в особенности, когда этот народ изображается или землею сухою (Иса. LV, 1. 3; 11) или мертвыми костями (Иезек. 1. 2 и сл.), то это излияние представится в виде действия особой, божественной, оживляющей силы, следовательно, в более частном смысле. И хотя выражение благодать в таких изображениях действия Духа Божия не встречается, но невольно приходит на мысль сближение этих мест с изображениями действий Св. Духа. Есть, однако в ветхозаветном Писании одно пророческое место, в котором выражение «благодать» ставится в связь с понятием «Дух» – «Дух благодати» (πνεμα χριτος), напоминающее единственное также выражение новозаветное ( Евр. Х, 30 – τ Πνεμα τς χριτος). «И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот и воззрять нань его же прободоша, и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце» (Зах. 10). Внутренняя перемена в жителях Иерусалима, с излиянием на них «Духа благодати» не напоминает ли речей И. Христа о том, что произойдет с Его учениками и последователями с ниспосланием на них Духа Утешителя (Иоан. 26; 13. 14. 21–23)? 1) Благодать, уготовляющая все потребное для человеческого спасения по учению Св. Писания Нового Завета. – С тем же главным значением и с таким же широким объемом, как в Ветхом Завете, употребляется слово благодать и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 35 1–3. Повторение закона о субботе. 4–29. Народные приношения необходимых для постройки скинии материалов. 30–35. Назначение строителей скинии. Исх.35:1 .  И собрал Моисей все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: Исх.35:2 .  шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; Исх.35:3 .  не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. [Я Господь.] Повторение закона о субботнем покое пред началом работ по устройству скинии имело целью предупредить народ, чтобы он из излишнего усердия при постройке святилища не забывал и не нарушал одного из важнейших постановлений, являющихся залогом его завета с Господом (ср. Исх.31:13 и д.). Новое разъяснение закона о субботе запрещает «зажигать огонь в день субботний», т.е. приготавливать пищу. Исх.35:4 .  И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь: Исх.35:5 .  сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, Исх.35:6 .  шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон [крученый], и козью шерсть, Исх.35:7 .  кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, Исх.35:8 .  и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений, Исх.35:9 .  камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. См. толков. 2–7 ст. 25 гл. Исх.35:10 .  И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь: Исх.35:11 .  скинию и покров ее и верхнюю покрышку ее, крючки и брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, Исх.35:12 .  ковчег и шесты его, крышку и завесу для преграды, [и завесы двора и столбы его, и камни смарагдовые и фимиам и елей помазания,] См. толков. 9–12 ст. 25 гл.; 31–33 ст. 26 гл.; 23–25 ст. 30 гл. Исх.35:13 .  стол и шесты его и все принадлежности его, и хлебы предложения, Исх.35:14 .  и светильник для освещения со [всеми] принадлежностями его, и лампады его и елей для освещения,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филистимляне Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт. 10:13 : «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» ( Быт. 10:13 ). Из Втор. 2:23 ; Иер. 47:4 ; Ам. 9можно понять, что Ф. происходили с о-ва ⇒ Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. – ф-ма мн.ч.) – это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака ( Быт. 21:32.34 ; Быт. 26:1 ; Исх. 13:17 ; Исх. 15:14 ; Исх. 23:31 ). А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000–1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195–1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), которую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя ⇒ Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. кроме того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в 1Цар. 30:16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16 ; Соф. 2:5 , где критяне также отождествляются с Ф.) Под ⇒ хелефеями и ⇒ фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010