1. Два месяца сбора урожая (август – сентябрь). «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх. 23:16 ). Месяцы сбора урожая, это период, когда собирали урожай летних плодов, оставшихся еще неубранными. 2. Два месяца сева (октябрь – ноябрь). «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» ( Ам. 9:13 ). Это месяцы, когда начинается посевная. Причем земледелец еще не успел отдохнуть от летних трудов – жатвы зерновых и уборки урожая плодов, как приходит пора пахоты и сева. 3. Два месяца позднего сева (декабрь – январь). «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» ( Ек. 11:2 ). В этих месяцах, когда первые дожди умягчили почву, земледелец засевал последние участки. И повторный засев гарантировал то, что поздние всходы сохранятся, даже если засуха погубит ранние. 4. Месяц уборки льна (февраль). «Лен и ячмень были побиты (градом), потому что ячмень выколосился, а лен осеменился» ( Исх. 9:31 ). Это период вызревания посевов, период начала жатвы льна. 5. Месяц жатвы ячменя (март). Из вышеприведенного стиха ( Исх. 9:31 ) видно, что к этому времени ячмень выколосился и наступает завершающая стадия жатвы, начатой в предыдущий сезон (месяц уборки льна). 6. Месяц жатвы пшеницы (апрель). «А пшеница и полба не побиты (градом), потому что они были поздние» ( Исх. 9:32 ). Именно в этот период начиналась жатва пшеницы, которая созревала позднее всех зерновых. 7. Два месяца сбора винограда (май – июнь). «Было же это ко времени созревания винограда» ( Числ. 13:21 ). 8. Месяц летних плодов (июль). «И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» ( Числ. 13:24 ). Летний период повсюду богат плодами, но Святая Земля издавна славилась изобилием. Соглядатаи, упоминающиеся выше, отправились «высматривать» землю Обетованную во время созревания винограда ( Числ. 13:21 ), а возвратились они через сорок дней ( Числ. 13:26 ), т.е. в тот период, когда крестьяне собирали уже урожай летних плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Бог является верховным Владыкой всей жизни и имеет право забирать то, что даёт. Иов провозглашает: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов 1:21 ). Моисей записывает слова Бога: «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Вт. 32:39). Человеческие существа не создавали жизнь и не имеют права её отбирать ( Исх. 20:13 ), за исключением выполнения повелений Того, Кому принадлежит жизнь всех людей. Бог разрешает отбирать жизнь при самозащите ( Исх. 22:2 ), при совершении смертной казни ( Исх. 9:6 ) и в справедливой войне (ср. Исх. 14:14–20 ). И когда дано теократическое повеление сделать это, как в случае Израиля и хананеев, нравственная оправданность такого деяния гарантирована суверенностью Бога. Что касается убийства детей, как составной части этого повеления, следует отметить, что, учитывая злокачественное состояние общества, в котором они родились, они не смогли бы избежать пагубного осквернения в нём. Если дети, которые умерли до наступления возраста ответственности, попали на небеса (см. спасение младенцев), то это был акт милосердия Бога, принявшего их в Свою святость, избавив их от их нечестивого окружения. И в конце концов, главный довод, поддержанный всем Писанием, состоит в том, что Бог есть верховный Владыка жизни (Вт. 32:39; Иов 1:21 ). Он может преследовать Свои цели в соответствии со Своей волей, и Его народ может быть безоговорочно уверен, что все деяния Бога благи. Заключение . В случае с хананеями было необходимо для утверждения богоизбранного народа и его священничества пресечь безБожье этого города и его обитателей. Если бы в нём что-нибудь осталось, за исключением того, что было взято в сокровищницу дома Господня, всегда сохранялась бы угроза языческих влияний, отвлекающих святой народ от поклонения своему Господу в чистоте. Как показывает последующая история Израиля, именно это и происходило. Библиография : G. L. Archer, Ап Encyclopedia of Biblical Difficulties.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В чреде наставлений, которые Господь дает Моисею, есть и те, которые касаются женщин. Однако они не адресованы женщинам напрямую: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... ( Исх. 12:1–2 ). Моисей пересказывает все полученные от Господа заповеди исключительно сынам Израилевым ( Исх. 30:1 ), а они, в свою очередь, должны пересказать своим женам то, что последним необходимо знать. Ветхозаветное брачное право было построено на представлении о том, что жена является собственностью мужа. Полный текст десятой заповеди Моисеевой звучит так: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего ( Исх. 20:17 ; ср. Втор. 5:21 ) 212 . Жена здесь стоит в одном ряду с домом, рабами, волом, скотом, ослом и прочим имуществом. Данная заповедь, разумеется, не могла иметь никакого зеркального отражения применительно к замужней женщине, так как последняя не обладала собственным имуществом: все имущество принадлежало мужу, от которого по наследству передавалось его сыновьям. В отношении прелюбодеяния закон Моисеев предписывает суровое наказание по отношению к обоим виновным – мужчине и женщине: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка ( Исх. 20:10 ). Речь здесь идет о конкретном случае: когда участниками прелюбодеяния являются мужчина и замужняя женщина. Во многих других случаях закон гораздо более суров к женщинам, чем к мужчинам. В частности, если муж заподозрит жену в измене, она должна быть подвергнута унизительному испытанию горькой водой, наводящей проклятие ( Чис. 5:11–31 ). Если мужчина, вступив в брак, обвинит свою жену в том, что она не девственница, родители должны вынести признаки девства отроковицы к старейшинам, то есть принести к ним ее одежду. В случае обнаружения доказательств девства жены до вступления в брак муж должен заплатить денежный штраф. Если же будет доказано, что женщина потеряла девство до вступления в брак, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля... ( Втор. 22:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вспомни, о чем мы читали выше, когда Моисей сказал фараону: «Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему» ( Исх.5:3 ). Это были те самые три дня, на которых настаивал Моисей и которым противился фараон, ибо сказал он: «Только не уходите далеко» ( Исх. 8:28 ). Фараон не позволил сынам Израилевым достичь места знамений; он не разрешил им удалиться настолько, чтобы они во всей полноте проникли в тайны третьего дня. Послушай, что говорит пророк: «Он [Господь] оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:2 ). Первый день – день Страстей Спасителя, второй – день Его сошествия в преисподнюю, третий – день Воскресения (ср. Мф.16:21 ). Поэтому именно в третий день «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх.13:21 ). Но если, согласно сказанному выше, Апостол справедливо научает нас, что в этих словах заключено таинство крещения (ср. 1Кор.10:2 ), необходимо, чтобы «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:3–4 ) и воскресли с Ним из мертвых на третий день, те, которых, по словам Апостола, «Бог… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). Поэтому когда ты примешь тайну третьего дня, Бог станет вести тебя и Сам укажет тебе путь спасения. 3 . Но давайте посмотрим, что сказано после этого Моисею о том, какой путь ему должно избрать. Сказано: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Епаулеус, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном» ( Исх.14:2 ). Эти названия толкуются следующим образом. «Епаулеус» означает «извилистый подъем»; «Мигдол» – «башня»; а «Ваал-Цефон» – «подъем сторожевой башни» или «обладание сторожевой башней». Возможно, ты подумаешь, что Бог указывает путь ровный и легкий, и уж конечно не представляющий никаких трудностей. Подъем и извилистый подъем. Ибо тот, кто стремится к добродетели, не идет под гору, а с великими трудностями преодолевает подъемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Опубликованный в 1903 г. папирус Нэша (II-I вв. до Р. Х.) содержит текст Д. з. и молитвы «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-9). Последовательность заповедей в папирусе отличается от их расположения в МТ и греч. переводе LXX: запрет прелюбодеяния расположен после заповеди о почитании родителей перед заповедью «не убий» ( Burkitt. 1903. P. 396). В папирусе декалог преимущественно отражает вариант Второзакония, в нек-рых случаях дается смешанный текст из Исхода и Второзакония. В 4-й заповеди папирус следует варианту Исх 20. 8-11 («помни» вместо «наблюдай», опускаются фразы «как заповедал тебе Господь, Бог твой» и «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты», обоснование заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них») с добавлением из Втор 5. 14 (вставлено «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой»). В 5-й заповеди опускаются слова «как повелел тебе Господь, Бог твой» (как и в Исх 20. 12), но добавляются «и чтобы хорошо тебе было», как во Втор 5. 16. Варианту Второзакония отдается предпочтение в 9-й заповеди («[не произноси]»    , букв.- пустого свидетельства, а не     - ложного свидетельства, как в Исходе) и в 10-й («жена» упом. перед «домом», «поле» - перед «рабом») (Ibidem). В кумран. библейских рукописях (II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) сохранился фрагмент текста стиха Исх 20. 2 (4QpaleoGen-Exod1) ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 55) и практически полностью текст декалога из Втор 5. 6-21 (4QDeutn; I в. до Р. Х.), Втор 5. 6-11, 13-15 (4QDeutj), Втор 5. 8-9 (4QDeuto), имеющий некоторые особенности по сравнению с МТ. В кумран. рукописях представлена краткая и полная версия Втор 5. 12-15. В краткой текст Втор 5. 12 и 5. 21 не сохранился, текст Втор 5. 14-15 (4QDeutj) совпадает с МТ. В полной версии (представлена фрагментом 4QDeutn) Втор 5. 12 («помни день субботний, чтобы святить его») совпадает с Исх 20. 8 в МТ, во Втор 5. 14 добавлено «в день тот» (совпадает с LXX), имеются и некоторые др. разночтения (Ibid. P. 153-155). Нумерация заповедей

http://pravenc.ru/text/171772.html

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Говоря таким образом, пророк, очевидно, разделяет мнение, высказываемое иногда и другими ветхозаветными людьми, что человек, увидевший Бога, должен немедленно умереть. Это мнение высказывается, например, Маноем, отцом Самсона, после того как он увидел Ангела Божия ( Суд.13:22 ), а было распространено и держалось между евреями ещё во время изготовления перевода 70 толковников, которые например, в Исх.24:21 вместо: они видели Бога говорят: и «явишася на месте Божии», – в Ис.38:11 вместо «не увижу я Господа, Господа на земле живых» говорят: «ктому не узрю спасения Божия на земли живых». Это мнение могло основываться на словах, сказанных Богом Моисею: лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ; ср. 19:21; 20:19). Эти слова Божии, однако, не могли уничтожать силы непосредственно пред тем сказанных других слов Господа: кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею ( Исх.33:19 ). От мысли об этом милосердии Божием не могла освободиться и рассудительная жена Маноя, когда на слова, в которых её муж выражал опасение за свою жизнь, отвечала так: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того... ( Суд.13:23 ). И с Исаией Господь поступает по милосердию Своему. И посланъ бысть ко мн и въ рц своей имше угль горщь, клещами взтъ олтар: 6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. з. И прикоснс устнамъ моимъ и реч: се, прикоснс устнамъ твоимъ, и иметъ тво и грех тво чиститъ. 7. и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. 6–7. Алтарь, с которого был взят горячий уголь, был в небесном храме Божием подобием того алтаря кадильного, который во святилище земного дома Божия стоял пред самой завесой, отделявшей от святилища святое святых ( Исх.30:6 и сл.). Горячий уголь силой заключающегося в нем огня, отделяющего от расплавленного металла минеральные примеси, означал, в переносном смысле, действие милосердия Божия, покрывающего грехи человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Лк.2:22–24 . В Ветхом Завете был закон, по которому женщина после рождения младенца почиталась нечистою в продолжение сорока или восьмидесяти дней, судя по тому, был ли младенец мужеского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному. По прошествии же сего срока она являлась во храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Жертва бедной женщины состояла из двух горлиц или, вместо них, двух молодых голубей ( Лев.12:1–8 ). Кроме сего, если младенец был перворожденный, то, сверх обряда очищения матери, совершался над младенцем обряд посвящения его Богу. Освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых, – заповедал Господь Моисею ( Исх.13:2 ). Неизвестно с точностью, как совершался этот обряд. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Известно только, что сия заповедь дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев египетских, не коснулся первенцев еврейских ( Исх.13:12–16 ). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему, становились собственностью Божиего. Первенцы сынов твоих да даси Ми ( Исх.22:29 ). Но поскольку в последствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты, которых Господь принял вместо первенцев от сынов Израилевых ( Числ.3:12, 8:16–18 ), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра ( Исх.34:20 ). Господь наш Иисус Христос Сам сказал о Себе, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ). По слову апостола Павла, Сын рождается от Жены, бывает под законом, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ). Посему, в восьмой день по рождении, Он приемлет по закону обрезание ( Лк.2:21 ), и в четыредесятый как первенец приносится во храм для посвящения Богу. Пресвятая Дева Мария и Иосиф оставляют Вифлеем, в котором они пребывали по рождении Иисуса Христа, и предпринимают путешествие в Иерусалим, где находился храм и совершались обряды Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Суббота для многих иудеев была временем удовольствий, как об этом говорит пророк Исайя ( Ис. 58:13 ). Но пророки Моисей, Илия, Даниил вместо наслаждений постились в субботу, и первый из них постился в течение 40 дней дважды ( Исх. 24:18 ; Втор. 9:25 ), второй постился 40 дней ( 3Цар. 19:8 ), третий постился 21 день ( Дан. 10:2 ). Таким образом, эти три пророка поступали по-разному с предписаниями закона без какого-либо приказания со стороны Бога. Он сделал Субботу днем наслаждений, из-за их невоздержанности. Соблюдая ее, они познали бы в том своего Бога, Творца неба и земли, и не служили бы больше никому. Как сказано об этом в Торе: «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым так: субботы мои соблюдайте; ибо это знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» ( Исх. 31:12–13 ). И немного далее: «И пусть хранят сыны израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх. 31:16–17 ). Однажды пророк Илия отошел от буквы Закона, когда устраивал жертвоприношение вне Иерусалимского храма, как это было предписано ( 3Цар. 18:30–35 ), без божественного разрешения поступить таким образом, ибо он понимал смысл Закона. Закон запрещал израильтянам устраивать жертвоприношения в любом месте только потому, что они приносили жертвы демонам, как об этом говорится в книге Левит: «Еще скажи им: если кто из дома Израиля и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву, и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего… чтобы они впредь не приносили жертв своим идолам, за которыми блудно ходят они» ( Лев. 17:7–9 ). Тем более Он ограничивал жертвы Израиля во святом городе так, что, когда Он разрушит его руками римлян, после пришествия Мессии, их жертвы станут недействительными и отвратительными перед Ним. Так, пророк Илия, предвидев все это, поступил по-своему без специального божественного разрешения. Потому святые отходили от буквы Закона, создавая образы и подобия ( Исх. 20:4–5 ). Что сказать тому, кто утверждает, что Бог приказывает соблюдать то-то и то-то, а люди нарушают Его повеления без специального божественного разрешения на это? Совершенно ясно, что святые поступали так в соответствии со своим пониманием смысла буквы Закона, причины по которой Бог приказал то-то и то-то. Все вышесказанное подтверждает возможность иконопочитания для всякого, кто имеет истинное знание Священного Писания . Глава XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Александр 13 августа 2012, 09:56 " В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни... " " Господь ожесточил сердце фараона " (Исх. 11: 10) " ...Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново... " (Исх. 7:2-3) Василий Правдолюбов 12 августа 2012, 23:06 Дорогой отец диакон Павел, к твоему толковому пересказу Книг Бытия и Исхода следует добавить, что Ветхий Завет для нас полезен, как прообраз Нового Завета, на что указывал и Моисей перед смертью: " Пророка такого как я пошлет Вам Бог, его послушайте " Так что Моисей - прообраз Христа Египетское рабство прообраз ада, Освобождение из египетского рабства - Пасха=Воскресение Христово и освобождение от ада. А без этого Ветхий Завет будет нам в лучшем случае непонятен, а то и соблазнителен, особенно те места. где сам Моисей приказывает изрубить часть народа мечами, а другие народы уничтожить полностью. Без осознание того, что Ветхий Завет есть подготовка к пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа и спасения человечества от вечной погибели, он (Ветхий Завет) превращается в историю маленького народа, который боролся за свою независимость, но был порабощаем другими народами, наконец рассеян по лицу всей земли. Роман 10 августа 2012, 12:55 В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного. ----------------------------------------------- Что значит нежелание слушать повеления? Сам же Господь сделал так, чтобы он (фараон) не слушал. «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». (Исх. 4. 21) " И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его, чтобы явить между ними сии знамения Мои. И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали о том, что Я Господь ”. (Исх. 10. 1— 2)

http://pravoslavie.ru/55387.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010