А когда во время царствования Давида ковчег завета был переносим из дома Аведдара в город Давидов и Давид скакал из всей силы пред Господом, уничижила его Мелхола, дочь Саула, на что Давид сказал ей: Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих ( 2Цар.6:12, 14, 16, 21–22 ). Подразумевая под Божиим подножием ковчег завета, Давид призывает и других поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Пс.98:5 ; 1Пар.28:2 ). – Когда Соломон воздвиг величественный храм Богу, то сделал во Святом Святых (давире) двух херувимов... вышиною в десять локтей... И на всех стенах храма крутом сделал резные изображения херувимов ( 3Цар.6:23, 29 ; ср. 2Пар.3:7, 10–13 ). И такой храм Господь Бог освятил и благословил, о чем в Святой Книге написано: Явился Соломону Господь... И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек ( 3Цар.9:2–3 ). И евреи поклонялись Господу и храму, воздавая должное почтение как изображениям херувимов, так и прочим священным принадлежностям храма как образу и тени вещей небесных ( Исх.33:10 ; Евр.8:5 ). Благоговейное каждение перед святыми иконами основано на непосредственной Божией заповеди Аарону поставить золотой жертвенник для курения перед ковчегом завета и каждое утро кадить благовонным курением ковчег Завета и херувимов на нем, а также и завесу перед ковчегом Завета, на которой херувимы были сделаны искусной работой ( Исх.40:5, 30:7–8, 40:26–27 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.26:16–19 ; Пс.140:2 ; Лк.1:9 ). Вместе с заповедью о каждении Господь дал заповедь и о возжжении светильников и лампад перед святыми изображениями ( Исх.30:7–8, 27:20, 31:8, 39:37 ; Лев.24:2–4 ; 1Цар.3:3 ). Но для некоторых встает вопрос, не противоречат ли такие изображения херувимов и оказываемое им благоговейное почтение второй заповеди Божией в Десятисловии: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Позднее Господь сказал Своему пророку: «Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» ( Исх.11:5 ). И ниже «сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» ( Исх.13:1, 2 ). В Евангелии говорится, как Дева Мария «родила Сына Своего первенца» и наречено было «Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ). После распятия «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «Но вы приступили к горе Сиону... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Христос «есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных» ( Откр.1:5 ). Ниже о первенцах говорится: «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Первенец рождён первым, причём, не вдовой, «а вышедшей замуж девицей» 78 . Он обладает правом первородства – это «посвящение Господу ( Исх.22:29 ), особенное достоинство по самому первородству ( Быт.49:3 ), двойная часть из отцовского имущества ( Втор.21:17 ) и – в царском семействе – наследие престола по смерти отца ( 2Пар.21:3 ). Старший сын, во время отсутствия отца, был его представителем в доме» 79 . Первенец посвящался Богу. «Посвящение Богу первенцев состояло в том, что перворожденного мужского пола приносили в храм, и здесь он был представляем пред Господом... для выкупа 5 сиклями серебра... Согласно этому, и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим» 80 , во храм Соломонов. Этому событию в православном Месяцеслове посвящён праздник Сретения, когда Богомладенца Христа принесли в Иерусалимский храм. В каноне праздника читаем: «Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя» 81 . В последнем ирмосе канона прославляем Бога: «Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Первое упоминание о еще неясном призывании Бога: «У Сифа... родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать Имя Господа» (Быт. 4:26). Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим ЯХВЕ — не открылся им» (Исх.6:3). Восполнил Бог откровение о Себе: «И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя ЯХВЕ. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:5—7). Итак, сначала Бог открылся Моисею как ПЕРСОНАЛЬНЫЙ и единственно воистину СУЩИЙ, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывало свойства сего АЗ ЕСМЬ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания.    Пророки также не достигали искомой полноты; но из слов Исаии: «Так говорит Господь, Искупитель... Святой Израилев... Я — Господь первый, и в последних Я — тот же... чтобы вы знали... что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (Ис. 43:14, 41:4, 43:10). Сей Бог — «Первый и Последний» — открылся как Абсолют Персональный, живой; не как некое отвлеченное «Все-Бытие» или трансперсональное Всеединство и подобное сему. Итак, очевидно, что дух израильских пророков был направлен к Перво-Бытию, к Тому, Кто от Начала. Именно эта установка характерна человеку — образу Абсолюта. Он не останавливается ни на чем, что бы то ни было, промежуточном. Из библейского повествования мы видим, что всякое новое откровение воспринималось, как Богоявление, как Его непосредственное действие. В связи с этим и самое Имя переживалось как Присутствие Бога. В Имени заключена двойная сила: с одной стороны, ощущение Живого Бога, с другой — познание о Нем. Откуда страх призывать Имя всуе (Исх. 20:7). По мере обогащения откровения о свойствах Божиих, о действиях Его — углублялось и боговедение вообще. Но несмотря на уверенность израильтян, что они избранный народ, что Всевышний открывается им, не прекращался до явления Христа стон пророков в молитве к Богу — придти на землю и дать о Себе воистину полное познание, жажда которого неотъемлема от духа человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этой связи очень важно, что первым, кто в Библии обращает внимание на состояние человеческого тела во время молитвы, является Сам Бог, когда Он при Купине говорит Моисею: сними обувь твою с ног твоих (Исх 3:5). Этими словами тело включается в сакральную жизнь; оказывается, что его положение и состояние имеет особое, самостоятельное значение для духовной реальности. По Библии, состояние тела вообще и его поза в частности, во время богообщения - откровение ли это, или же рядовая молитва, - не просто знак или символ смирения, покорности и т.п., но самозначное действие. Наиболее яркое подтверждение тому - уже приводившийся выше текст о войне с амаликитянами. Позднее именно в продолжении этой же линии внимания к состоянию тела во время молитвы, Господь повелевает перед скинией установить умывальник, чтобы священники омывались прежде чем приступить к священнодействиям (Исх 40:30-31). Молитва стоя - это, если можно так выразиться, стандартная молитвенная поза, предписанная Ветхим Заветом: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня (Втор 10:8). По-видимому, коленопреклонённая молитва выражала большее молитвенное усердие, и складывается впечатление, что первоначально являлась по большей части личной, произвольной формой телоположения во время молитвословия. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан 6:10). Коленопреклонённая молитва встречается достаточно часто, но, что интересно, она нигде не заповедана. Несмотря на это, она становится столь распространённой, что уже к написанию книг Маккавеев существует практика, когда на всеобщих молитвах преклоняет колена весь народ (2Мак 13:12). Про молитву земного поклона - в положении ниц, можно сказать, что она, как думается, призвана была выражать самоуничижение, смирение молящегося перед молимым. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле (2Цар 12:16). И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря... (4 Царств 20:2) Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал (Езд 10:1). Помимо позы стоя, это единственная поза, считавшаяся, по-видимому обязательной для каждого: И видел весь народ столп облачный, стоявший у входы в скинию; и вставал весь народ и поклонялся каждый у входа в шатёр свой (Исх 33:10). И весь народ падал на лицо свое, и молились (1Мак 4:55).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/mo...

Так давайте же взращивать семена духовного понимания, полученные от благословенного Павла, в той мере, в какой Господь удостоит просветить нас по нашим молитвам. 2 . Итак, сказано в тексте: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф» ( Исх.12:37 ), «и двинулись из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни» ( Исх.13:20 ). Если кто-то собирается выйти из Египта, если хочет он отвергнуть темные дела этого мира и мрак заблуждений, он должен прежде всего оставить Раамсес. «Раамсес» означает «порхание моли». Выйди из Раамсеса, если хочешь прийти в Сокхоф и чтобы Господь вел тебя и шел пред тобой в облачном столпе и мог следовать за тобой камень, дающий «духовную пищу» и «духовное питие» ( 1Кор.10:3–4 ). Не собирай себе «сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» ( Мф.6:19 ). В Евангелиях Господь ясно говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ). Это и значит уйти из Раамсеса и следовать за Христом. Теперь давайте посмотрим, что это за станы, куда приходят из Раамсеса. И пришли они в Сокхоф. Название «Сокхоф» у евреев означает «шатры». Поэтому когда, покинув Египет, изгонишь из себя всю моль развращенности и отбросишь влечение к порокам, то поселишься в шатрах, «потому что не хотим совлечься, но облечься» ( 2Кор.5:4 ). Пребывание в шатрах показывает, что стремящийся к Богу свободен и не встречает на своем пути преград. Однако долго там задерживаться не следует, нужно уйти оттуда и перенести стан из Сокхофа в Ефам. Говорят, что «Ефам» на наш язык переводится как «знамения для них». И это правильно, ибо здесь ты услышишь сказанное: «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью» ( Исх.13:21 ). Ты не найдешь этого ни в Раамсесе, ни в Сокхофе, названном вторым местом назначения для вышедших из Египта. Божественные знамения происходят в третьем стане.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так мы и должны сказать юношам, жаждущим услышать от нас слово истины. Ведь смышленый юноша непременно закидает нас этими вопросами. Неужели же мы оттолкнем его от себя, назовем его еретиком и скажем ему, как говаривали в старину, – садись, болван? Положим, он сядет и никогда уже не будет тревожить нас подобными вопросами; но в душе его останется мучительное сомнение, которое разрешится неверием. И мы, таким образом, не только не поведем юношей к зовущему их Христу, но и прямо-таки воспрепятствуем им идти к Нему, да и воспрепятствуем сознательно, то есть будем первопричиной их соблазна и потерпим за это ту участь, какая предречена соблазнителям ( Мф.18:6 ). 3) В некоторых руководствах говорится, что Сам Бог с горы Синай провозгласил во всеуслышание стоявшего тут народа Свои десять заповедей, а затем перстом Своим начертал их на двух каменных плитах (скрижалях). Между тем, в книге „Исход“, написанной Моисеем, сказано: „и изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя иных богов...“ и т.д. ( Исх.20:1–17 ). А во „Второзаконии“ Моисей говорит, что он стоял между Господом и народом, чтобы пересказывать ему слова Господа ( Втор.5:5 ). Таким образом, из слов самого Моисея видно, что он пересказал народу поведанные ему Богом десять заповедей, но что народ не слышал их непосредственно от самого Бога. Так мы и должны сказать учащимся. Относительно написания заповедей на скрижалях, в той же книге сказано: „Когда перестал Бог говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим“ ( Исх.31:18 ). Когда же Моисей разбил эти скрижали, то сказал ему Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних, которые ты разбил. И вытесал Моисей две скрижали каменные, и взошел на гору Синай; и пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей; и НАПИСАЛ МОИСЕЙ на скрижалях слова завета, десятословие ( Исх.34:1,4,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

  Первое упоминание о еще неясном призывании Бога: “У Сифа… родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать Имя Господа” (Быт. 4: 26). Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом: “Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог Всемогущий”, а с именем Моим ЯХВЕ — не открылся им” (Исх. 3: 14). Восполнил Бог откровение о Себе: “И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя ЯХВЕ. И прошел Господь пред лицом его и возгласил:   Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (Исх. 34: 5, 7). Итак, сначала Бог открылся Моисею как ПЕРСОНАЛЬНЫЙ и единственно воистину СУЩИЙ, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывало свойства сего АЗ ЕСМЬ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания.   Пророки также не достигали искомой полноты; но из слов Исаии: “Так говорит Господь, Искупитель… Святой Израилев… Я — Господь первый, и в последних Я — тот же… чтобы вы знали… что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет” (Ис. 43: 14; 41: 4; 43: 10). Сей Бог — “Первый и Последний” — открылся как Абсолют Персональный, живой; не как некое отвлеченное “Все–Бытие” или трансперсональное Всеединство и подобное сему. Итак, очевидно, что дух израильских пророков был направлен к Перво–Бытию, к Тому, Кто от Начала. Именно эта установка характерна человеку — образу Абсолюта. Он не останавливается ни на чем, что бы то ни было, промежуточном. Из библейского повествования мы видим, что всякое новое откровение воспринималось, как Богоявление, как Его непосредственное действие. В связи с этим и самое Имя переживалось как Присутствие Бога. В Имени заключена двойная сила: с одной стороны, ощущение Живого Бога, с другой — познание о Нем. Откуда страх призывать Имя всуе (Исх. 20: 7). По мере обогащения откровения о свойствах Божиих, о действиях Его — углублялось и боговедение вообще. Но несмотря на уверенность израильтян, что они избранный народ, что Всевышний открывается им, не прекращался до явления Христа стон пророков в молитве к Богу — придти на землю и дать о Себе воистину полное познание, жажда которого неотъемлема от духа человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010