Глава 5 1–4. Первое явление Моисея и Аарона к фараону. 5–20. Обременение евреев работами. 21–23. Ропот народа на Моисея и его сомнения. Исх.5:1 .  После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Чем объясняется отсутствие старейшин ( Исх. 3:18 ), сказать довольно трудно. Мнение, будто бы оно вызвано тем, что со времени назначения Аарона помощником Моисея ( Исх. 4:15–16 ) к нему перешли права последних участвовать в изложении цели посольства («скажете», Исх. 3:18 ), не находит для себя основания в Библии . Старейшины не назначаются быть «устами Моисея» ( Исх. 4:16 ). Иудейское предание объясняет не упоминание о старейшинах тем, что на пути к фараону они, один за другим, оставили Моисея и Аарона. Просьба отпустить народ для служения Сущему, национальному Богу евреев, должна представляться вполне естественной для фараона (см. выше объяснение 18 ст. 3 гл.) и вполне обычной с точки зрения обычаев того времени. По свидетельству Геродота, подтверждаемому исследованиями египтологов, в Египте существовал обычай отправляться в известные времена в определенный город для совершения праздника в честь почитаемого в нем бога. Исх.5:2 .  Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Если фараон отказывается исполнить такую законную просьбу, то, между прочим, потому, что она предъявляется от лица Всевышнего, «Которого он не знает». Разделяя тот общеязыческий взгляд, что могущество известного бога определяется силой и благосостоянием почитающего его народа ( Ис. 45:6, 14 ), фараон считает Всевышнего бессильным по сравнению с египетскими богами: египтяне господа, а евреи рабы. Требования же бессильного Бога для него необязательны. Исх.5:3 .  Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–14. Вторая казнь – изведение жаб, тяжесть ее. 15–19. Третья казнь – появление мошек. 20–32. Четвертая казнь – песьи мухи. Исх.8:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.8:2 .  если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; Исх.8:3 .  и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, Исх.8:4 .  и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. Исх.8:5 .  И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Исх.8:6 .  Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. Вторая казнь состояла в появлении по воле Божией из рек, потоков и озер громадного количества жаб (евр. zephardea). Еврейское «zephardea» производят или от еврейского глагола «zaphar», что значит «прыгать», и арабского слова, означающего болото, так что по этому словопроизводству «zephardea» значит «прыгающая в болоте», или же от арабского слова – «dofda» с значением «вздувшаяся масса». Кроме того, в древнеегипетском языке указывают подходящее по значению и начертанию к еврейскому «zephardea» слово «цефедт», которое употреблялось для обозначения змеи и в то же время было родовым именем пресмыкающихся. Обычное как для Египта, в период после спада вод, так и для других местностей, напр., Галлии, появление жаб в настоящем случае носит черты явления чудесного сверхъестественного: • громадное количество жаб появилось совершенно в необычное для Египта время, притом внезапно, по одному мановению жезла Моисеева; • вопреки своим привычкам и естественному образу жизни, жабы устремились в дома, на людей, на домашнюю утварь, проникали на постели, в печи и даже в квашни; безвредные сами по себе, сделались по воле Божией орудием наказания для Его врагов;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 1–26. Вопрос о власти Христа и о дани кесарю. – 27–38. Вопрос саддукеев. – 39–47. Христос и книжники. Лк.20:1 .  В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, Лк.20:2 .  и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Лк.20:3 .  Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: Лк.20:4 .  крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Лк.20:5 .  Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? Лк.20:6 .  а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. Лк.20:7 .  И отвечали: не знаем откуда. Лк.20:8 .  Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Этот раздел вполне согласен с повествованием евангелиста Марка ( Мк.11:27–33 ), которому, очевидно, следует здесь Лука, и с Евангелием Матфея ( Мф.21:23–27 ). «Народ побьет нас камнями». Обычная казнь у евреев (ср. Исх.17:4 ). Лк.20:9 .  И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; Лк.20:10 .  и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Лк.20:11 .  Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. Лк.20:12 .  И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Лк.20:13 .  Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Лк.20:14 .  Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. Лк.20:15 .  И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Лк.20:16 .  Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Лк.20:17 .  Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Ветхозаветный закон распространялся на еврейский народ, а также на прозелитов — людей, которые уверовали в Истинного Бога. Неужели же все остальное человечество, то есть язычники, были совершенно отвергнуты Богом, выпали из Его «поля зрения»? Разумеется, нет. В дохристианскую эпоху язычники следовали естественному закону. Апостол Павел поясняет, что у тех, кто не знал закона Моисея, сохранялась возможность быть оправданными на Суде Божием, если они жили по совести (см. Рим. 2, 14—15). Каждый праведный человек, не только христианин, непременно соблюдает хотя бы один из законов, данных Господом людям. Иудеи соблюдали закон писаный, в котором подчеркивалось почитание Единого Бога. При этом всеобъемлющий естественный закон совести не отменялся. Воплотившийся Бог Слово открыл людям совершенство поклонения Господу «в духе и истине» (Ин. 4, 23—24). Современное человечество «христианскими ценностями» признает урезанный до человеческой морали Декалог — 10 заповедей Моисея. Первые из них, которые предписывают нормы отношения человека к Богу, попросту опускаются. Так что идеалы, которыми современное человечество хотело бы руководствоваться, получаются обезбоженными. Христос не отменял закон Моисеев, который начинается со слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 2—3). И далее в нем сказано, что человек должен благоговеть перед Богом и деятельно выражать свое благоговение в жизни: не поклоняться творениям вместо их Творца (см. Исх. 20, 4 —5), не произносить напрасно имени Господа (Исх. 20, 7) и посвящать Господу каждый седьмой день недели, отрываясь от своих повседневных забот (Исх. 20, 8—11). Все эти требования ветхозаветного закона, несущие религиозную нагрузку, сегодня игнорируются. Налицо попытка ограничить христианские ценности светской нравственной составляющей. Но христианство как раз утверждает обратное: человек религиозен по своей природе. Он не способен к автономному существованию, потому что создан для познания Творца и соединения с Ним в единую жизнь. Религиозность внутренне присуща каждому человеку от рождения, а не приобретается им в результате воспитания, образования или любого другого внешнего воздействия. Эта мысль — одна из основных в святоотеческом учении.

http://pravoslavie.ru/110640.html

Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход ( Исх.23:14-16 ), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15й день 1го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки , Господа твоего ( Исх.23:17 ). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.16:9: Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве ), затем семь недель стали отсчитывать от Пасхи. Определение точного дня праздника вызывало разногласия среди иудеев: так, саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы); фарисеи считали, что под «субботой» подразумевается первый день Пасхи, т. е. 15 нисана, и отсчитывали семь недель от следующего дня — 16 нисана. В I в. по Рождестве Христовом позиция фарисеев возобладала. Во II в. по Рождестве Христовом с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Эта ассоциация, возможно из иудейских источников, была известна церковным писателям (например, блаженному Иерониму, блаженному Августину 1 ). В раввинистической литературе праздник носит названия «седмиц», «завершающего собрания», «завершающего собрания Пасхи». Термин «Пятидесятница» в иудаизме не встречается, но известен по памятникам эллинистического иудаизма ( 2Мак.12:32 ; Тов.2:1 ; несколько раз упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности»). В позднем иудейском богослужении традиционно используются, в частности, чтения: Исх.19 и 20 (о даровании закона на горе Синай), Чис.28:26—31 (здесь отражается древнее значение этого дня как праздника жатвы) 2 . В сирийском Лекционарии по рукописи Британской библиотеки из фонда Additional (Add. 14528) в числе чтений на Пятидесятницу указывается Исх.19:1 - 20:17 (возможно, это говорит о влиянии практики иудейского богослужения).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Разделы портала «Азбука веры» Скиния — походный храм, созданный сынами Израиля по повелению Божию после заключении Синайского Завета. Другие названия: «скиния собрания» ( Исх.40:34 ), «скиния откровения» ( Числ.9:15 ), «дом Господа» ( Исх.34:26 ). В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях ( Исх.26:31-32 ). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых». Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью. В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов. Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами — позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две — для скрепления смыкающихся стен ( Исх.26:15-29 ). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.

http://azbyka.ru/skiniya

Глава XV Мф.15:1–2 .  Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: Зачем ученики Твои преступают [или: обходят] предание старцев? Удивительно неразумие книжников и фарисеев: они обличают Сына Божия в том, что Он не соблюдает человеческих преданий и предписаний. Мф.15:2 .[окончание]  Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Конечно, руки, т. е. дела, должны быть умываемы, но не дела тела, а души, чтобы в них пребывало Слово Божие. Мф.15:3 .  Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете [или: обходите] заповедь Божию ради предания вашего? Ложное обвинение Он опровергает вполне истинным возражением. Если, говорит, вы небрежете о заповедях Божиих ради предания человеческого, то почему считаете необходимым обличать Моих учеников за то, что они мало ценят приказания старцев ради сохранения того, что установлено от Бога? Мф.15:4–10 .  Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Исх.20:12 , Лев.21:17 ; Лев.20:9 ). Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте. Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров ( Исх.20:21 ; Лев.20 ). " Вдовиц, – говорит апостол, – почитай, истинных вдовиц» ( 1Тим.5:3 ); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст ( Втор.25:4 ), и трудящийся достоин своей награды ( Лк.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1. Скиния Моисея – Палатка встречи. Ограда скинии Описание скинии в книге Исход сделано два раза: один раз, в виде законодательного предписания о ее сооружении, в глл. 25–27, и другой раз, в виде рассказа о состоявшемся уже исполнении предписания о скинии, в глл. 36–38. То и другое описание, законодательное и исполнительное, совершенно сходны между собою, за исключением того, что первое, по выражению Бэра, движется от центра к перифериям, начинается ковчегом завета и другими священными сосудами и отсюда уже переходит к стенам, завесам и покровам скинии; напротив, второе описание прежде занимается перифериями или остовом скинии, а потом уже обращается к содержавшимся в ней священным сосудам. В видах наибольшей ясности, мы будем следовать тому порядку, в котором происходило исполнение законов о скинии на деле. Только описание внешней ограды, занимающее в том и другом рассказе последнее место, нам кажется более удобным поместить в начале, как это сделал уже Иосиф Флавий в своем описании скинии («Antiquitates Iudaicæ». III, 6, 2; – «Иудейские древности» Книга III, Глава 6, § 2). Ограда, окружавшая двор скинии, в законодательном описании ( Исх.27:9–19 ) проектирована так: «на южной (продольной) стороне завеса ограды из крученого виссона должна иметь 100 локтей длины; столбов здесь нужно поставить 20 и пьедесталов 20 медных; крючки же и связи при столбах должны быть серебряные. Также и на северной (продольной) стороне завеса 100 локтей длины; столбов здесь 20 и пьедесталов 20 медных; крючки столбов и связи серебряные. Ширина двора: на западной стороне завеса 50 локтей; столбов здесь 10 и пьедесталов 10. И на восточной стороне ширина двора 50 локтей, с следующим подразделением: 15 локтей должно быть в завесах по ту и другую сторону входа, при трех столбах и трех пьедесталах на каждой стороне. Для ворот же двора (среди восточной стороны) особенная завеса, 20 локтей, сделанная из голубой, пурпуровой и червлёной ткани и крученого виссона с узорами, при четырех столбах и четырех пьедесталах. Все столбы двора обложены серебром; крючки их серебряные, а пьедесталы их медные. Длина ограды двора 100 локтей, ширина 50 локтей и высота 5 локтей». Это описание ограды согласно повторяется и в другом месте, Исх.38:9–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(К изучению догматики Филарета Черниговского ) В своей статье экзегетико-филологического характера, мы намерены высказать замечание на словопроизводственные объяснения Филарета Черниговского касательно предметов чрезвычайной важности: «Θες», «Бог», «Элогим», тем более, что толкование преосвященным этих последних отличается неточностью. Желательно было бы обратить внимание на данный вопрос людей более компетентных – faciant meliora pomenmes, сами же делаем лишь попытку предложить свое посильное рассуждение. По влиянию, с одной стороны, Св. Писания, с другой, – в силу общего направления филологии, и богословская наука стремится дать точные и обстоятельные объяснения именам, в каком-либо отношении, замечательных предметов и явлений вообще; и, тем более, надобно иметь надлежащее понятие в отношении филологического толкования о всесвятейшем, достопокланяемом имени высочайшего, личного, всеблагого Существа. – Уже кое-что сделано по занимающему нас вопросу, как в иностранной, так (отчасти) и в русской литературе. Особого внимания заслуживает статья под заглавием: «The Names of God» 1 . В начале статьи автор выражает сочувствие почтенному Джоксу, в труде которого заметен дух глубокого благочестия. По мнению этого писателя, каждое из имен Божиих есть, так сказать, воплощение, сущность (the embodiment) откровения. Таковой взгляд на дело иными не принимается, и решение по данному предмету сводится к естественному происхождению имен из особенностей языка и форм речи еврейского народа, принадлежащего в семитской расе. Но, по учению Библии , Бог, вследствие величайшей благости, любит Свое творение, человека, и проявляет Свою присносущную силу, как личное Бытие: «И рече Бог к Моисею, глаголя: Аз есмь Сый... Сие Мое есть имя вечное» ( Исх.3:14–15 ); открывает Себя Бог людям из облака ( Исх.13:21–22 ) и в святом святых, над кивотом завета, между двумя херувимами: «И познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе с верху очистилища между двема херувимы, иже суть над кивотом свидения» ( Исх.25:20–22 ). Это было, замечает автор, живое богооткровенное Слово, проявление глубочайшего разума Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010