12 . «Во святилище, которое создали руки Твои» ( Исх.15:17 ). Сказано, что святилище Бога есть Его скиния, или храм, так как оно освящает тех, кто входит в него, – «не в рукотворенное святилище» ( Евр.9:24 ), но «которое создали руки» Бога ( Исх.15:17 ). Почему? Потому что Бог насаждает и созидает нас, Он соделывается виноградарем и строителем, чтобы ты ни в чем не нуждался. Послушай Павла: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ). Что же тогда есть «святилище», не «рукотворенное», но «которое создали руки» Бога? Послушай, что сказано в книге Притч: «Премудрость построила себе дом» ( Прит.9:1 ). Думаю, однако, что правильнее это понимать через воплощение Господа. Ибо храм Его тела – нерукотворный, образован в Деве не человеком, но, как предвозвестил пророк Даниил: «Камень оторвался от горы без содействия рук» и «сделался великою горою» ( Дан.2:34–35 ). Иными словами, «святилище» тела было взято и оторвалось от горы человеческой природы и вещества плоти «без содействия рук», то есть без участия человека. 13 . «Господь будет царствовать во веки и в веки и еще» ( Исх.15:18 ) 6 . Когда говорится «во веки», указывается период времени, имеющий конец. Если сказано «в будущем веке», то, несомненно, подразумевается больший временной интервал, который также кончается. Когда говорится «во веки веков», полагается предел, хотя, возможно, нам не известный, но, тем не менее, установленный Богом. Но в этом стихе добавлено «и еще». И уже не остается никакого ощущения конца или предела. Ибо о каком бы времени ты не подумал как о конце, пророческое слово всегда говорит: «И еще»; как будто обращаясь к тебе, оно возвещает: «Ты думаешь, что Господь будет царствовать во веки и в веки?» «И еще». «Ты думаешь, что Он будет царствовать во веки веков?» «И еще». И что бы ты ни сказал о продолжительности Его царствования, пророк всегда говорит тебе: «И еще». 14 . «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» ( Исх. 15:19 ). Если вы – «сыны Израилевы», то можете пройти «по суше среди моря». Если окажетесь «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни», может так случиться, что когда вы будете проходить среди грешников, их воды не обрушатся на вас; возможно, когда будете идти по миру, всплески похоти не забрызгают вас, и волны страстей не накроют вас. Египтяне же, следующие за фараоном, потонут в водах порока. Но для того, кто следует за Христом и идет, как шел, «воды» становятся «стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22 ), а сам он идет посередине, «по суше», не уклоняясь «ни направо, ни налево» ( Втор.17:20 ), пока не выйдет на свободу и не воспоет победный гимн Господу, восклицая: «Пою Богу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.15:1 ), через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О горькой воде Мерры

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Исх.21:30 .  если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Исх.21:31 .  Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Исх.21:32 .  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Согласно Исх 4. 27-31, М., вернувшись в Египет, встречается со старейшинами Израиля и рассказывает, что Господь послал его увести израильтян из Египта. Народ поверил и тем самым признал своим вождем М., к-рый оставался им до смерти. Вместе с М. почти всегда находится его старший брат Аарон (Исх 7. 7), 1-й израильский священник и основатель священнической династии. Но власть священника в свою очередь подчинена высшей власти - власти закона (Торы), которую Бог дает М. Тем самым отношения М. и Аарона до нек-рой степени символизируют соотношение Торы и священства. Аарон полностью подчинен М. и слушается его во всем. Некоторые поручения Бога они выполняли вместе, какие-то чудеса совершает М., какие-то - Аарон по указанию М. Иерархия отношений М. и Аарона задана словами Господа, обращенными к М.: «...ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх 4. 15-16). Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) М. и Аарон, придя к фараону, возвещают ему божественное повеление: отпустить евреев в пустыню, чтобы они совершили там для Господа праздник (Исх 5. 1). Фараон отказывается, несмотря на чудеса, которые совершали перед ним М. и Аарон. Господь наслал на фараона и на Египет кары («казни») (Исх 7. 8 - 11. 10), но фараон упорствовал до последнего. Чудесам М. и Аарона противостоят чудеса егип. магов, что придает происходившему оттенок состязания, к-рое закончилось полной победой М. и Аарона (Исх 8. 18; 9. 11). Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 419v)

http://pravenc.ru/text/2563952.html

3:1–2). Когда же он подошел ближе, чтобы рассмотреть купину, которая горит огнем и не сгорает, тогда увидел, что взывает к нему не Ангел, которого видел прежде, но Бог, Который был сперва в образе Ангела. Он явился Моисею в страшном видении и сказал: « Не приближайся семо , как приближаются к месту обыкновенному. Место бо… свято есть (Исх. 3:5), подобно тому, на котором спал Иаков. То место был свято, потому что была там лествица, по которой нисходили и восходили Ангелы для охранения Иакова. А это место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины. Изуй сапоги твои, и иди попирать Египтян, потому что протекло уже тридцать лет, как приспело время собирания Египетского винограда». Когда же Моисею предстало видение, невыносимое для очей его, тогда отврати… лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога (Исх. 3:6), хотя и взирал прежде на Ангела. Купина, из которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годной для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живаго. И тебе, Моисей, дается в этом знамение: как видел ты Бога, обитающего в огне, так и вы огнем должны служить Богу, обитающему в огне. И рече ему Господь: «Видя видех… рабство людий Моих… во Египте (Исх. 3:7) восемьдесять лет. И снидох изъяти их (Исх. 3:8) рукою твоей и ввести в землю Ханаанскую, которую обещал отцам их». И рече Моисей к Богу: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону? (Исх. 3:11). Когда на мне было царственное имя, не стал я угоден фараону. Теперь же, когда унижен я до пастырства, кто дозволит мне войти к фараону? А если и войду, что найдет он во мне великого, чтобы поверить словам моим?» И рече к нему Господь: « Собери старцы , которых вопль… прииде ко Мне… и рцы к ним : вспомнил Я о них и изведу их в землю Хананейску . И если опасаешься, что не послушают они тебя, то сказываю тебе, что послушают гласа твоего . Войди со старейшинами к фараону и скажи: пойдем убо путем трех дний… да пожрем Господу (Исх. 3:9, 15–18). Поскольку же фараон не согласится на это, то и он, и войско его пойдут в трехдневный путь и соделаются добычей зверей и птиц, которые возгнездятся на телах их, изверженных волнами на берег морской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Исправление славянского перевода в вышеуказанных двух списках по еврейскому подлиннику, прежде всего, усматривается в собственных именах, географических и личных, написанных по еврейскому произношению. Предоставим примеры. Тогда как по переводу с греческого в академической рукописи Быт. 21:14 читается об Агари:» Шедши же заблуждаше в пустыни, у кладезя клятвенного» (Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии), в исправлениях стоит поурршева у кладезя клятвенного. Это дополнение поурршева есть еврейское beer-schaba, что значит «кладезь клятвенный», и в других случаях у Семидесяти означается словом «Вирсавия». Исх. 1:11 – «И он построил фараону Пифом и Раамсес». Вместо Пифо, с еврейского – Пифом. Исх. 9:26 – «Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы». Вместо земли Гесем стоит Гошин. Исх. 14:2 – «И обратившеся да ополчатся прямо придворно, между Магдолом и между морем». Вместо «прямо придворно», написано – хиврот, от еврейского пигахирот. Исх. 23:31 – «Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского». Вместо «от Чермного моря» стоит " до Суфьского». Чис. 13:1 – «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран». Читается в тексте: «от Хасироты... в пустыни Параны». Подобным образом и в произношении некоторых имен личных, очевидно непосредственное влияние еврейского языка. Быт. 5:21 – «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала». Вместо Мафусала на полях выставлено Матушалах, да и вместо имени Енох испорчено, но также с еврейского написано: Хановых (должно быть Ханох). Исх. 1:15 – «И повелел царь Египетский бабам Еврейским, имя одной Сепфора и имя второй Фуа». Вместо выражения « бабам Еврейским, имя одной Сепфора и имя второй Фуа, на полях написано Шивра, Поя. Исх. 2:18 – «Придоша же к Рагуилу отцу своему». Вместо »Придоша же к Рагуилу отцу своему» в рукописи 7 на полях поставлено стеру, в 8 етеру, поправлено ефору. Подобным образом и ниже, 3:1; 18:1, вместо имени Рагуил употребляется другое наименование тестя Моисеева – Етер, у LXX – Иофор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мы уже говорили выше, что в ст. 5 главы IX пророк видит то развитие нравственных начал в человечестве, при котором правда Божия укажет ему, что войны гнусны и не согласны ни с разумом, ни с любовию, что люди должны придти к этому сознанию. Этот период развития человечества пророк связывает, как видно из следующих стихов, с рождением Некоего великого, которого он знает только под именем Еммануила. Величественна речь Исаии, говорящая об этом Младенце. 6 . Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Прежде всего считаем нужным указать на добавление, которое мы читаем в греческой библии семидесяти и которое передано в славянском переводе так: „....и нарицается имя его велика совета Ангел, Чуден....“ (и т. д. до конца как в русском). Придавая важное значение Библии семидесяти, мы не можем не остановиться на имени „Ангел великого совета“, данном младенцу 559 . В ветхозаветных книгах Ангел Иеговы во многих местах означает Самого Иегову. Так в Быт. 22:11–12 и Исх. 3:2,9,14 Ангел Господень есть Сам Иегова; Он ведет под именем Ангела Божия народ из Египта (ср. Исх. 13:21 , с Исх. 14:19 ); в Исх. 33:2,3 ясно, что Сам Господь хочет оставить народ и предоставить вести его дальше Ангелу сотворенному, вследствие чего народ, слыша это, зарыдал, а Моисей умолял Господа Самому вести его ( Исх. 33:4,15 и сл.) 560 . Этот Ангел, – Сам Господь,-ведущий Израиля,-ибо как глаголал Он народу: „блюди себя пред лицем Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя мое в нем“. ( Исх. 23:21 ). Почему греческие переводчики в Александрии при Птоломеях внесли в текст Исаии многознаменательное имя „Ангела великого совета“, мы не знаем, но очевидно, что имя это связано неразрывно по мысли с тем Ангелом, в котором имя Господне и Который ведет Израиля в пустыне и есть – Сам Бог вечный. Тот же Иегова, Бог завета, ведший народ из Египта, есть и тот Младенец, Который родился нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

30:11–13: Гада, Асира. 30:118–21: Иссахара, Завулона, Дины, 30: 23–24: Иосифа, Бенони, Вениамина. (Далее особо, намечаются именования Ира, Онана, Шана, Фареса и Зары: Быт. 38:35, 28–30 ). Особо мотивировано (как естественно ожидать) имя Моисея: «и нарекла (дочь фараона) имя ему Моисей, потому что (говорила она) из воды я вынула его» ( Исх. 2:10 ), а также и его сыновей: «Сепфора родила сына и Моисей нарек имя ему Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле». (И зачавши еще, родила ему другого, сына), и он нарек ему ими, Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона» ( Исх. 2:22 , ср. 18:2–3). Особо отмечено именование Овида соседками ( Руфь. 4:17 ) и Самуила («ибо, говорила Анна, от Господа (Бога Саваофа) я испросила его» ( 1Цар. 1:2 ). Мы затруднились бы уверенно высказаться о том, почему особо объяснены данные имена и только эти имена, можно лишь сказать одно, что в этих случаях мы присутствуем не только при рождении людей, но и при рождении имен, почему относительно, да и абсолютно, более всего этих случаев отмечается в книге Бытия, хотя надо сказать, что число объясненных имен составляет совершенно ничтожную часть общего числа имен, упоминающихся в Библии. Достойно внимания, что подобное же объяснение дается во многих случаях и для географических имен, особенно когда именование или переименование связано с каким-либо религиозным, событием, а иногда и бытовым. Так объясняются следующие имена: Сигар ( Быт. 19:22 ) место: Иегова-ире ( Быт. 22:14 ), колодези Есек и Ситна и Реховоф ( Быт. 26:20–22 ), колодезь Шива и гор. Беершива (Вирсавия) ( Быт. 26:32–33 ), место Вефиль, прежде Луз ( Быт. 28:19 ), холм, названный Лаваном Иегор-Сагадуфа, а Иаковлев; Галаад также Мицпа ( Быт. 31 :, 47–49); Манахаим и Пенуел ( Быт. 32:10, 30 ), Эл-Вефиль ( Быт. 35:7 ), Герем – Гаатад переименовав в плач египтян, что при Иордане ( Быт. 50:11 ); Сокхос ( Быт. 33:17 ). Мерра ( Исх. 18:23 ), Масса и Мерива ( Исх. 17:7 ), жертвенник Иегова-Нисси ( Исх. 17:15 ); Тавера и Кибротч-Гаттаава ( Числ. 11:3, 34 ); Есхол ( Числ. 13:25 ); Хорма ( Числ. 21:3 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже прор. Моисей , с к-рым «говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11), не может видеть Божественной славы. «Когда же будет проходить слава Моя,- говорит Господь Моисею,- Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» (Исх 33. 22-23). Слова о том, что «человек не может увидеть» лица Божия «и остаться в живых» (Исх 33. 20), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего ВЗ (Суд 6. 22; 13. 22; Ис 6. 5; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления (Исх 19. 21). Даже прор. Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью (3 Цар 19. 13). Прор. Давид указывает, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс 17. 12). Облачный и огненный столп, к-рый сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне (Исх 13. 21) и в образе к-рого «явился Господь в скинии» (Втор 31. 15), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в к-рых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность Б. Идея Божественной непознаваемости в Свящ. Писании НЗ выражена с предельной ясностью и категоричностью: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин 4. 12). Ап. Павел объясняет, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может» потому, что «Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» (1 Тим 6. 16). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27; ср.: Лк 10. 22). «Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным»,- пишет Тертуллиан , объясняя антиномический характер таких утверждений ( Tertull. Apol. adv. gent. 17). В др. группе текстов НЗ возможность Б.

http://pravenc.ru/text/149523.html

Новозаветная перспектива дополняется пророком Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа : " И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой " ( Иез 36, 26 -27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и другими народами ( Иез 36, 23 ). Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже пророк Моисей , с которым " говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим " ( Исх 33, 11 ), не может видеть Божественной славы. " Когда же будет проходить слава Моя, - говорит Господь Моисею, - Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе] " ( Исх 33, 22 -23). Слова о том, что " человек не может увидеть " лица Божия " и остаться в живых " ( Исх 33, 20 ), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего Ветхого Завета ( Суд 6, 22 ; Суд 13, 22 ; Ис 6, 5 ; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления ( Исх 19, 21 ). Даже пророк Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью ( 3 Цар 19, 13 ). Пророк Давид указывает, что Бог " мрак сделал покровом Своим " ( Пс 17, 12 ). Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне ( Исх 13, 21 ) и в образе которого " явился Господь в скинии " ( Втор 31, 15 ), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в которых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность богопознания. Идея Божественной непознаваемости в Новом Завете выражена с предельной ясностью и категоричностью: " Бога никто никогда не видел " ( 1 Ин 4, 12 ). Апостол Павел объясняет, что Бога " никто из человеков не видел и видеть не может " потому, что " Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете " ( 1 Тим 6, 16 ). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: " Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " ( Мф 11, 27 ; ср.: Лк 10, 22 ). " Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным " , - пишет Тертуллиан, объясняя антиномический характер таких утверждений .

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

Такое же тесное единство видно, при ближайшем безпристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятокнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанского». Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Чисел (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хорив и сказал: полно вам жить на горе сей " … И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании Израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2;33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7;15:18;17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшею речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте перед глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12гл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очередными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4, 3 – «глаза ваши виделт, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил "= Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23= Исх.19 –20гл.), о манне (8:3 – при чем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9:12= Исх.32:7–20 : при чем одними и теми же еврейскими словами обозначается о обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11:6=Числ.16гл.), о проказе Мириами (24:9 – «помни, что Господь Бог твой сделал Мириами на пути, когда вы шли из Египта». А ответ, на вопрос: что сделал? Заключается лишь в Числ.12:1–15 ), о нападении Амаликитян (25:17–18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта= Исх.17:8–18 ) и мн. другие «воспоминания» неоспоримо подтверждают нашу мысль 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010