Исх.25:13 .  Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; Исх.25:14 .  и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; Исх.25:15 .  в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. Шесты назначены для того, чтобы носить ковчег завета, не прикасаясь к нему руками ( Чис. 4:15 ). Они всегда должны быть вдеты в кольца, за исключением того случая, когда нужно было закрыть ковчег покрывалами пред перенесением его на другое место ( Чис. 4:5–6 ). Исх.25:16 .  И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. В ковчег должно быть доложено «откровение», т.е. две скрижали ( Исх. 31:18, 34:20 ), которые будут даны ( Исх. 24:12 ). Исх.25:17 .  Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; Еврейское название крышки «капорет» (от глагола «кафар» – покрывать, делать невидимым, очищать), греческое λαστριον, славянское «очистилище» – дано ей потому, что семикратным кроплением на нее в день очищения достигалось очищение народа от грехов ( Лев.16:14–16 ). Исх.25:18 .  и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; Исх.25:19 .  сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля ( Иез. 10:21 ). Херувимы были «чеканной работы», т.е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее. Исх.25:20 .  и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. Крылья херувимов должны быть подняты кверху, но не в прямом направлении от крышки вверх, а в косом: при таком расположении они действительно «покрывали» крышку. Лица херувимов должны быть обращены одно к другому и в то же время к крышке; следовательно, головы их были наклонены к крышке ковчега. Как видно из устройства херувимов храма Соломонова ( 2Пар. 3:13 ), сделанных по образцу херувимов скинии, эти последние имели прямое положение: «стояли на ногах своих». О коленопреклоненном положении херувимов не может быть речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Исх.26:14 .  И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих. После распространения второго покрова скиния с наружной стороны была уже вполне готова. Но в таком виде она могла бы страдать от зимних дождей и частых в Аравийской пустыне ураганов. В виду этого для нее назначаются два других, более прочных, покрова. Как совершенно безыскусственные, они и не описываются подробно; текст указывает только их материал. Один был сафьянный, «из красных бараньих кож», другой, самый верхний, из материала «тахаш». Исх.26:15 .  И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли: Исх.26:16 .  длиною в десять локтей [сделай] брус, и полтора локтя каждому брусу ширина; Деревянный остов скинии состоял из брусьев, сделанных из аравийской акации. Говоря о длине (10 локтей) и ширине (1 1/2 л.) брусьев, текст не упоминает об их толщине. Она может быть выведена из других определенно известных величин. Как видно из Исх.26:22–23 , на западной стороне скинии стояло восемь брусьев, которые при ширине каждого в 1 1/2 локтя давали 12 локтей. Но эта 12-локтевая ширина скинии не была ее внутренней шириной. По единогласному свидетельству Филона, Иосифа Флавия и всего иудейского предания, скиния имела внутреннюю ширину в десять локтей. Двенадцать локтей были, следовательно, наружной шириной скинии. 10-локтевая внутренняя могла получиться только в том случае, если продольные стены, упираясь в края задней или поперечной стороны, отнимали от ее 12-локтевой меры по одному локтю с одной и другой стороны. Это же последнее было возможно только в том случае, когда составляющие их брусья имели толщину одного локтя. Исх.26:17 .  у каждого бруса по два шипа [на концах], один против другого: так сделай у всех брусьев скинии. Каждый брус оканчивался внизу двумя «йодот» – ручками, двумя шипами. Исх.26:18 .  Так сделай брусья для скинии: двадцать брусьев для полуденной стороны к югу, Исх.26:19 .  и под двадцать брусьев сделай сорок серебряных подножий: два подножия под один брус для двух шипов его, и два подножия под другой брус для двух шипов его; Исх.26:20 .  и двадцать брусьев для другой стороны скинии к северу, Исх.26:21 .  и для них сорок подножий серебряных: два подножия [для двух шипов его] под один брус, и два подножия под другой брус [для двух шипов его]; Для продольных, северной и южной, сторон скинии назначено сорок брусьев, по двадцати на каждую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Итак, сначала давайте возжжем в себе огонь ума, чтобы он действовал в нас. Будем искать то вещество-основу 28 , которое питает душу, как будто отыскиваем его в потемках. Ведь даже отцы не знали, что такое манна 29 ; нашли, сказано, манну, утверждая, что манна – это само речение и Слово Божье, из Которого как из вечного и неиссякаемою источника изливаются и исходят все учения 30 . 7 . Это и есть пища небесная. А обозначается она от лица Говорящего: Я дождем изолью вам хлеб с неба ( Исх. 16:4 ). Следовательно, это ατιον, потому что действует Бог , Который орошает умы росой премудрости; λη – потому что души видящие и вкушающие наслаждаются и спрашивают, откуда то, что блистательнее света и слаще меда. Отвечает им Писание: Это хлеб, который Господь дал вам в пищу, или слово Божие, которое Бог дал или утвердил ( Исх. 16:15–16 ), им питается и наслаждается душа разумных. Оно блистательно и приятно, озаряет сиянием истины и сладостью добродетелей умягчает души слушающих. 8 . В себе пророк узнал, что служит ατιον совершения всего. Когда он был послан к царю Египта, чтобы освободить народ Божий, то сказал: Кто я, чтобы мне идти и вывести народ из под власти царя ( Исх. 3:11 )? Господь οтвечал: Я буду с тобою ( Исх. 3:12 ). Вновь спросил Моисей: Что скажу я им, если они спросят: «Кто есть Господь, пославший тебя, и как Ему Имя ( Исх. 3:13 )?» Господь сказал: Я есмь Сущий. Ты скажешь: Сущий послал меня ( Исх. 3:14 ). Это и есть истинное имя Бога – вечно Сущий. Потому и апостол говорит о Христе: Ибо Сын Божий, Иисус Христос , сущий среди вас, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» ( 2Кор. 1:19 ). Ответил Моисей: А если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? Что мне сказать им? ( Исх. 4:1 ). Он дал ему творить знамения, чтобы они поверили, что он послан от Господа. В третий раз говорит Моисей: Недостоин я... и голос мой тонок, и косноязычен я ( Исх. 4:10 ), как будет слушать меня фараон? И был ему ответ: Пойди, и Я отверзу уста твои и научу тебя, что тебе говорить ( Исх. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

859 Исх.3:12 . Предуказываемое здесь служение Богу на Хориве должно служить для Моисея знамением или удостоверением высшего его посланничества, как событие, следующее за изведением народа из Египта и, следовательно, показывающее несомненный успех посланничества Моисея. Но это знамение, как принадлежащее будущему, если и произвело должное действие на Моисея, мысль которого после этого обращается к самому способу исполнения высшей воли ( Исх.3:13 ), могло быть недостаточным для народа, удостоверить который в том же могли более разительные проявления Божественного всемогущества, почему, не смотря на это знамение и предуказание послушания народа ( Исх.3:18 ), следуют со стороны Моисея слова: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего ( Исх.4:1 ). На основании противоречия, заключающегося в словах: и они послушают голоса твоею... и: не послушают голоса моего... заключать к различию писателей (Dillmann. [Exod.u. Lev. 39 ] Исх.3:18, приписывает 2-му элогисту, Исх.4:1 , – пророческому писателю; иначе – De Wette- Schrader. Einleit. § 188) несправедливо потому же, почему не делается подобного вывода из Исх.3:10, 11 , где говорится: выведи из Египта народ Мой... и: кто я, чтобы... мне вывести из Ешпта сынов израилевых 860 Избрание жезла и руки для проявления сообщаемой Моисею силы чудотворения не есть «случайное» (Dillmann. Exod. u. Lev. 39 ). Чудесные знамения совершаются здесь над тем, что производимыми при этом необычайными переменами явно для всех и несомненно обнаруживает производящую последние высшую силу и что в будущем должно послужить орудием для совершения других знамений ( Исх.4:17, 7:15 и дал. Исх.9:8 и др.). По Филону (Περ βιου Μωσ. Mangey. II, 93) рука и жезл суть «органы чудес», которые дает учитель своему ученику при отправлении последнего в путь. По Ефрему Сирину (Творения его в пер. Москов. дух. Акад. ч. VIII, 415). данные Моисею знамения должны были показать, что сообщенная ему «сила превозможет силу фараонову». Принимая в общем это объяснение, некоторые из новейших комментаторов указывают еще на особенное значение у древних египтян змея, как символа (так называемый «урэус») власти фараонов, победа над которой предуказывалась превращениями жезла Моисея, причем указывают и на то, что появление и исцеление проказы всегда рассматривалось, как особенное проявление Божественного воздействия (Speaker Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

6 . Измальитяне. Они происходили от Измаила, сына Авраамова от Египтянки Агари ( Быт.25:12–15 ), и вели жизнь кочевую. Сначала они жили в пустыне Фаран ( Быт.21:21 ), потом распространились по всей северной Аравии, от Египта до Персидского залива и Вавилонии ( Быт.25:18 ). § 8. Станы Израильтян во время шествия их в землю Ханаанскую Израильтяне вышли из Раамсеса, главного города земли Гесемской, в нижнем Египте, и в первый раз остановились в Сокхофе ( Исх.12:37 ). Местность эта лежала на прямом пути от Египта к Аравийской пустыне. В Сокхофе Бог , чрез Моисея, повелел Израильтянам освящать Себе всякого первенца, чтобы чрез то напоминать во все роды о чудесном избавлении первенцев их во время последней казни, постигшей Египтян ( Исх.13:2 ). Второй стан Израильтян был в Ефаме , «в конце пустыни» ( Исх.13:20 ). После остановки в Ефаме, Израильтяне поворотили в сторону, к Чермному морю. Третий стан Израильтян был пред Пи-гахирофом . Эта местность находилась при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, на восточной стороне от Ваал-Цефона ( Исх.14:2 ). Здесь войско Фараона настигло Израильтян; но Бог чудесно спас их, открывши им проход чрез Чермное море, которое они перешли сухими ногами. Перешедши Чермное море, Израильтяне шли три дня пустынею Сур, и расположились, в четвертый раз, в Мерре . В этой местности Израильтяне не имели воды, кроме горькой. «И не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька... и возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» Моисей, по указанию Божию, бросил в воду одно дерево, и вода сделалась сладкою ( Исх.15:23–24 ). Пятый стан Израильтян был в Елиме ; «там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев» ( Исх.15:27 ). В шестой раз Израильтяне стояли станом на берегу Чермного моря ( Чис.33:10 ); седьмой стан их был в пустыне Син . Здесь Израильтяне возмутились против Моисея и Аарона. «И сказали сыны Израилевы: о если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» ( Исх.16:3 ). Но вечером Господь послал Израильтянам перепелов, которые покрыли весь стан, а на утро выпала манна ( Исх.16:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

884.  Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887.  Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895.  Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897.  Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900.  Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903.  По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904.  Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905.  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908.  Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909.  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910.  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911.  Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915.  От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916.  Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917.  Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Закон, данный на Синае, только напомнил израильтянам о давнем установлении святить седьмой день и подтвердил древнюю заповедь Божию ( Исх.20:8–11 ). С воспоминанием в субботу о сотворении мира Моисей соединил воспоминание избавления евреев от рабства египетского, которое совершилось в месяц и день сотворения мира ( Исх.12:6 ) и было так важно для евреев, что соединялось с воспоминаниями многих благодеяний Божиих, оказанных им. Моисей говорит: «помни, что ты был рабом в земле египетской, но Иегова, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе учредить день субботний» ( Втор.5:15 ). Суббота, по изречению закона, была знамением между Богом и евреями, чтобы они знали, что Он есть Господь, освящающий их ( Исх.31:13 ), и, напоминая о Творце мира, служила к предохранению израильтян от поклонения тварям. В субботу, в воспоминание покоя Божия по сотворении мира и избавления евреев от работ египетских, должны были иметь покой от трудов все израильтяне без исключения и даже рабочий скот. «Не делай никакой работы, говорил Господь, ни ты, ни сын твой, ни раба твоя, ни пришлец, который в жилищах твоих, ни вол твой, ни всякий скот твой ( Исх.20:10 ). Соблюдите субботу; она свята для Господа и для вас. Это знамение между Мною и сынами израилевыми на веки, потому что в шесть дней Господь сотворил небо и землю, а в день седьмой почил» ( Исх.31:14–17 ). В субботу евреи должны были прекращать все труды ежедневные, домашние, коих остановка не влекла за собою никакого вреда, напр., приготовление дневной пищи, печение, варение ( Исх.16:23 ), разведение огня в жилищах ( Исх.35:3 ) и другие занятия ( Лк.22:56 ). Работы открытые и полевые, напр., собирание дров ( Чис.15:32 ), сеяние, жатву, ношение тяжестей и другие труды ( Исх.34:21 . Иер.17:21, 22 . Неем.13:15 ). Дела торговли. «Во днех тех, говорит Неемия, видех во Иудее топчущих точило в субботу, и носящих снопы, и возлагающих на ослы, и вино, и гроздие, и смоквы, и всякое бремя, и носящих во Иерусалим во дни субботныя: и засвидетельствовал им в день продаяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 15). Кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 17). Кто не послушает священников, тот должен умереть (ср.: Втор. 17: 12). Соблюдайте день покоя, ибо он свят для вас. Кто осквернит его, тот да будет предан смерти. Кто станет в этот день делать какое-нибудь дело, та душа должна быть истреблена из среды народа Моего (ср.: Исх. 31: 14). Всякий, кто работает в день покоя, да будет предан смерти (ср.: Исх. 31: 15). Ворожеи не оставляй в живых (Исх. 22: 18). Всякий скотоложник да будет предан смерти (Исх. 22: 19). Ни вдовы, ни сироты не притесняйте! Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22: 22–24). Если же кто с намерением умертвит ближнего коварно, да будет предан смерти (ср.: Исх. 21, 14). Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26: 52). Те, кто причащается недостойно, похищая Святое Причастие, делаются также повинными смерти. О них еще говорит святой Павел: многие из вас немощны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Все, кто добровольно совершает нечто подобное и не раскается, умрут в беззакониях своих, смертью лютой. Потому что огонь и град, голод и смерть, зубы зверей и меч мстящий – все это создано для наказания, чтобы погубить неверных (ср.: Сир. 39: 36–37). Первым, похитившим Святое Причастие, был Иуда, сын погибели, который повесился и рухнул с виселицы, так что разбил себе голову, чрево его лопнуло и выпали все внутренности его, и таким образом он получил воздаяние за все беззакония свои (см.: Деян. 1: 18). Вот какие дела мы должны удалить из среды нашей, ибо они тянут за собой час смертельной опасности, и меч невидимо повисает над жизнью. А если вместо исправления, для которого Бог посылает нам всякое время скорби, мы все же противимся умом воле Божией, тогда случается, что мы довершаем меру своих беззаконий, и меч обрывается и вонзается в голову, в которой уже нет ума.

http://pravoslavie.ru/50355.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010