859 Исх.3:12 . Предуказываемое здесь служение Богу на Хориве должно служить для Моисея знамением или удостоверением высшего его посланничества, как событие, следующее за изведением народа из Египта и, следовательно, показывающее несомненный успех посланничества Моисея. Но это знамение, как принадлежащее будущему, если и произвело должное действие на Моисея, мысль которого после этого обращается к самому способу исполнения высшей воли ( Исх.3:13 ), могло быть недостаточным для народа, удостоверить который в том же могли более разительные проявления Божественного всемогущества, почему, не смотря на это знамение и предуказание послушания народа ( Исх.3:18 ), следуют со стороны Моисея слова: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего ( Исх.4:1 ). На основании противоречия, заключающегося в словах: и они послушают голоса твоею... и: не послушают голоса моего... заключать к различию писателей (Dillmann. [Exod.u. Lev. 39 ] Исх.3:18, приписывает 2-му элогисту, Исх.4:1 , – пророческому писателю; иначе – De Wette- Schrader. Einleit. § 188) несправедливо потому же, почему не делается подобного вывода из Исх.3:10, 11 , где говорится: выведи из Египта народ Мой... и: кто я, чтобы... мне вывести из Ешпта сынов израилевых 860 Избрание жезла и руки для проявления сообщаемой Моисею силы чудотворения не есть «случайное» (Dillmann. Exod. u. Lev. 39 ). Чудесные знамения совершаются здесь над тем, что производимыми при этом необычайными переменами явно для всех и несомненно обнаруживает производящую последние высшую силу и что в будущем должно послужить орудием для совершения других знамений ( Исх.4:17, 7:15 и дал. Исх.9:8 и др.). По Филону (Περ βιου Μωσ. Mangey. II, 93) рука и жезл суть «органы чудес», которые дает учитель своему ученику при отправлении последнего в путь. По Ефрему Сирину (Творения его в пер. Москов. дух. Акад. ч. VIII, 415). данные Моисею знамения должны были показать, что сообщенная ему «сила превозможет силу фараонову». Принимая в общем это объяснение, некоторые из новейших комментаторов указывают еще на особенное значение у древних египтян змея, как символа (так называемый «урэус») власти фараонов, победа над которой предуказывалась превращениями жезла Моисея, причем указывают и на то, что появление и исцеление проказы всегда рассматривалось, как особенное проявление Божественного воздействия (Speaker Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Сделав выбор, Моисей представил старейшин перед Господом: «И сниде Господь в облаце..., – говорится в Св. Писании, – и уя от Духа, иже на нем (Моисее), и возложи на седмьдесят мужей старец: егда же препочи Дух на них, и пророчествоваша, и ктому не приложиша» ( Чис.11:25 ). Что касается до образа беседования Бога с пророком Моисеем, то об этом говорится в Св. Писании следующее: «и глагола Господь к Моисею лицем к лицу, якоже аще бы кто возглаголах к своему другу» ( Исх.33:11 ); «...раб Мой Моисей, – говорит о нем Сам Господь, – во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде» ( Чис.12:7–8 ). Однако при таком величайшем приближении своем к Богу, Моисей был лишь избранным сосудом Духа Божия, и невозможное для всякого сотворенного существа ведение Существа Божия оставалось и для него невозможным. Так, когда пророк выразил пламенное желание перед Богом – узреть Его Самого, говоря: «Аще убо обретох благодать пред Тобою, яви мне Тебе Самаго» ( Исх.33:13 ), – то получил в ответ от Господа следующее: «Не возможеши видети Лица Моего: не бо узрит человек Лице Мое, и жив будет» ( Исх.33:20 ). Следовательно, выражение Св. Писания об образе беседования Господа с пророком Моисеем: «глагола Господь Моисею усты к устом, яве, лицем к лицу» нужно понимать в том смысле, что Боговдохновенность пророка через Духа Божия в высшей степени озаряла душевные силы Моисея, и он «яве» ощущал и «зрел» Бога в Его приближении к человеку. Степень же самого приближения Божия к Моисею, помимо всего остального, свидетельствуется тем чрезвычайным событием в жизни пророка, в котором он удостоился видеть «славу Божию»: «Аз предиду пред тобою, – говорит Господь Моисею, – Славою Моею и воззову о имени Моем, Господь пред Тобою» ( Исх.33:19 ), «и тогда узреши задняя Моя, Лице же Мое не явится тебе» ( Исх.33:23 ). «И сниде Господь во облаце, – говорится в Св. Писании, – и пред ста Ему тамо Моисей... И мимоиде Господь пред лицем его и воззва: Господь!.. ( Исх.34:5–6 ). «Моисей тотчас пал на землю, и поклонился Богу» ( Исх.34:8 ), и увидел Моисей «задняя Божия», Лица же Божия не видел ( Исх.33:23 ). «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил... Когда сходил Моисей с горы Синая.., лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх.34:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

6 . Измальитяне. Они происходили от Измаила, сына Авраамова от Египтянки Агари ( Быт.25:12–15 ), и вели жизнь кочевую. Сначала они жили в пустыне Фаран ( Быт.21:21 ), потом распространились по всей северной Аравии, от Египта до Персидского залива и Вавилонии ( Быт.25:18 ). § 8. Станы Израильтян во время шествия их в землю Ханаанскую Израильтяне вышли из Раамсеса, главного города земли Гесемской, в нижнем Египте, и в первый раз остановились в Сокхофе ( Исх.12:37 ). Местность эта лежала на прямом пути от Египта к Аравийской пустыне. В Сокхофе Бог , чрез Моисея, повелел Израильтянам освящать Себе всякого первенца, чтобы чрез то напоминать во все роды о чудесном избавлении первенцев их во время последней казни, постигшей Египтян ( Исх.13:2 ). Второй стан Израильтян был в Ефаме , «в конце пустыни» ( Исх.13:20 ). После остановки в Ефаме, Израильтяне поворотили в сторону, к Чермному морю. Третий стан Израильтян был пред Пи-гахирофом . Эта местность находилась при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, на восточной стороне от Ваал-Цефона ( Исх.14:2 ). Здесь войско Фараона настигло Израильтян; но Бог чудесно спас их, открывши им проход чрез Чермное море, которое они перешли сухими ногами. Перешедши Чермное море, Израильтяне шли три дня пустынею Сур, и расположились, в четвертый раз, в Мерре . В этой местности Израильтяне не имели воды, кроме горькой. «И не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька... и возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» Моисей, по указанию Божию, бросил в воду одно дерево, и вода сделалась сладкою ( Исх.15:23–24 ). Пятый стан Израильтян был в Елиме ; «там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев» ( Исх.15:27 ). В шестой раз Израильтяне стояли станом на берегу Чермного моря ( Чис.33:10 ); седьмой стан их был в пустыне Син . Здесь Израильтяне возмутились против Моисея и Аарона. «И сказали сыны Израилевы: о если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» ( Исх.16:3 ). Но вечером Господь послал Израильтянам перепелов, которые покрыли весь стан, а на утро выпала манна ( Исх.16:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Впрочем, для восприятия последнего необходимо соблюдение еще ряда условий. Во-первых, оно дается только тем, кто вымоет одежды свои ( Исх. 19:10 ), т.е. благоустроит внешнюю свою деятельность, ибо «нам необходимо чистыми явиться пред Тем, Кто зрит тайное, чтобы видимое благонравие соответствовало внутреннему расположению души». 93 Во-вторых, духовный закон должен провести для неразумных сил души черту со всех сторон, запретив им, под страхом смерти, восходить на гору и прикасаться к подошве ее ( Исх. 19:12 ), ибо «тот, кто намеревается приступить к познанию возвышенного, должен сначала избавиться от всяких безрассудных порывов». 94 В-третьих, следует прекратить общение с женой ( Исх. 19:15 ), чтобы ум очистился «от всех представлений, основанных лишь на чувственном восприятии». 95 Только при соблюдении вышеозначенного дозволяется взойти на вершину горы – и то не всем, а лишь одному Моисею ( Исх. 19:20 ) как представителю мира духовного, ибо, поскольку подобное познается подобным, находящееся на Синае постигается не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным ( 1Кор. 2:13 ). Первоначально такого рода познание совершается через звук трубный, который для приготовленного к нему слуха со временем становится сильнее и сильнее ( Исх. 19:19 ). Трубой Божественной тайны вначале является проповедь пророков, представляющая собой тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ). Затем звуки усиливаются в евангельской проповеди Христа и апостолов, так что нет уже языка и нет наречия, где не слышался бы голос их, ибо по всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слышны слова их ( Пс. 18:4–5 ), которые показывают истину как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13:12 ). Впрочем, для рассудка, со всеми его способностями, описанный вид познания является единственно доступным источником Божественных знаний, так как он, при всем своем желании, не может взойти на гору Синай ( Исх. 19:23 ) и видеть Господа ( Исх. 19:21 ). Те же, которые дерзают в нечистой одежде и при помощи одного лишь чувственного восприятия все же взойти на Божественную гору, то побиваются, словно камнями, собственными помышлениями еретического свойства или уязвляются вражьими умопредставлениями, будто бы стрелами, летящими посреди дня ( Исх. 19:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Закон, данный на Синае, только напомнил израильтянам о давнем установлении святить седьмой день и подтвердил древнюю заповедь Божию ( Исх.20:8–11 ). С воспоминанием в субботу о сотворении мира Моисей соединил воспоминание избавления евреев от рабства египетского, которое совершилось в месяц и день сотворения мира ( Исх.12:6 ) и было так важно для евреев, что соединялось с воспоминаниями многих благодеяний Божиих, оказанных им. Моисей говорит: «помни, что ты был рабом в земле египетской, но Иегова, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе учредить день субботний» ( Втор.5:15 ). Суббота, по изречению закона, была знамением между Богом и евреями, чтобы они знали, что Он есть Господь, освящающий их ( Исх.31:13 ), и, напоминая о Творце мира, служила к предохранению израильтян от поклонения тварям. В субботу, в воспоминание покоя Божия по сотворении мира и избавления евреев от работ египетских, должны были иметь покой от трудов все израильтяне без исключения и даже рабочий скот. «Не делай никакой работы, говорил Господь, ни ты, ни сын твой, ни раба твоя, ни пришлец, который в жилищах твоих, ни вол твой, ни всякий скот твой ( Исх.20:10 ). Соблюдите субботу; она свята для Господа и для вас. Это знамение между Мною и сынами израилевыми на веки, потому что в шесть дней Господь сотворил небо и землю, а в день седьмой почил» ( Исх.31:14–17 ). В субботу евреи должны были прекращать все труды ежедневные, домашние, коих остановка не влекла за собою никакого вреда, напр., приготовление дневной пищи, печение, варение ( Исх.16:23 ), разведение огня в жилищах ( Исх.35:3 ) и другие занятия ( Лк.22:56 ). Работы открытые и полевые, напр., собирание дров ( Чис.15:32 ), сеяние, жатву, ношение тяжестей и другие труды ( Исх.34:21 . Иер.17:21, 22 . Неем.13:15 ). Дела торговли. «Во днех тех, говорит Неемия, видех во Иудее топчущих точило в субботу, и носящих снопы, и возлагающих на ослы, и вино, и гроздие, и смоквы, и всякое бремя, и носящих во Иерусалим во дни субботныя: и засвидетельствовал им в день продаяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7). Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения. 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (Исх 20:8-10). Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 20:12). Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь. 6. Не убивай (Исх 20:13). Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их. 7. Не прелюбодействуй (Исх 20:14). Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве. 8. Не укради (Исх 20:15) Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16) Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Исх 20:17)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего». Подробнее Декалог будет рассмотрен в главе с соответствующим названием. Скрепление Завета и праздничная трапеза описаны в Исх. 24:1–11 . Знамением Завета с Моисеем является соблюдение субботы ( Исх. 31:12–17 ). В итоге можно записать следующим образом: 4. Завет с Моисеем (Завет праведных дел, Завет Закона) Время заключения Завета: около 1250 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Моисей. Знамение Завета: суббота ( Исх. 31:12–17 ). Завет в Библии: Исх. 6:2–13 , Исх. 19:3–6 , Исх. 24:1–11 . Ядро Завета: Исх. 20:2–17 . Протоиерей Александр Сорокин делает важный вывод: «События Исхода из Египта, заключения Завета и дарования Закона на горе Синай… мы и должны считать событиями рождения Израиля как народа Божия и началом истории Ветхозаветной Церкви. История Авраама, Исаака и Иакова, да и вся предыдущая история выглядит по отношению к истории народа Божия как неотъемлемая предыстория, предисловие» . Внутренняя, онтологическая связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том числе и через наше отношение к тем далеким событиям. Новый Завет — не только эпоха Спасительной Жертвы Христовой (хотя, конечно, смерть Христа, Его сошествие в ад и Светлое Воскресение, а также последовавшее за этим Сошествие Святого Духа на учеников Христовых — главные, определяющие события, несоизмеримо более важные, чем любые другие в этом историческом периоде), а мы, живущие в это время, автоматически не становимся непосредственными причастниками Спасительной Жертвы. Чтобы действительно стать таковыми, нам тоже необходимо движение — постоянный исход от греха к святости. И даже сам факт крещения в Православной Церкви еще ничего не гарантирует. Крещение и Миропомазание приобщают человека ко Христу и всей Церкви, но не «бронируют» ему место в Царствии Небесном. Они дают человеку возможность Его достичь. Это начало пути, но далеко еще не завершение его. «Бог в Библии (во всей) — это Бог Исхода, спасения, движения. Вера в такого Бога — это движение за Ним, это участие в Исходе. Это вера в то, что Бог силен всегда проявить Себя так, как он впервые проявил Себя во время Исхода» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского ( Лев.23:16 ), праздник седмиц ( Исх.23:15 , Втор. 16:9 ), или пятидесятница, был праздником «начатков жатвы пшеничной» ( Исх. 34:22 ). Начатки этой последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки, приносились Господу, как первый плод ( Лев.23:16–17 ). Праздник собирания плодов в конце года ( Исх. 34:22 ), или праздник кущей ( Втор. 16:13 ), продолжавшийся семь дней ( Лев.23:34 , Чис. 29:12 ), был временем веселья и благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление которого еврей видел в собранных плодах ( Втор. 16:15 ). Исх.23:17 .  Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [твоего]. Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и собирались пред «лице Его» ( Втор. 16:16 ), т.е. в скинию. Являлся мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не исключало явления на эти праздники и женщин ( 1Цар. 1:3–4 и др.). Исх.23:18 .  [Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои], не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра. Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам. Греко-славянский текст в начале стиха 18-го имеет прибавку против еврейского текста: « ταν γρ κβλω θνη π προσπου σου κα μπλατνω τ ρι σου», «егда бо изжену языки от лица твоего и разширю пределы твоя». Прибавка эта возможно перенесена сюда из параллельного места Исх. 34:24–25 ст. (ее нет в некоторых кодексах). «Не изливай крови жертвы Моей на (евр. «ал») квасное». Так как еврейский предлог «ал» значит не только «на», но и «с», то смысл данного предписания тот, что пасхальный агнец, являвшийся жертвой (см. выше толкование 3 ст. 12 гл.), не должно вкушать с квасным хлебом. «Тук от праздничной жертвы Моей не оставляй до утра», – не должна оставаться до утра жертва праздника Пасхи ( Лев.7:15 , Исх. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . ( Исх.20:7 ) «Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну, ибо Господь не оставит ненаказанным того, кто произносит имя Его понапрасну». 4 . ( Исх.20:8–11 ) «Помни хранить свято день субботний. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмый и суббота Господу Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба, ни скот твой, ни пришлец, который в твоих пределах. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море, и все, что в них, а в седьмой почил; и потому благословил Господь день седьмый и освятил его». 5 . ( Исх.20:12 ) «Почитай отца твоего и мать, чтобы ты был благополучен, и дабы продолжились дни твои на земле, которую и Господь, Бог твой, дает тебе». 6 . ( Исх.20:13–15 ) «Не убивай». 7. «Не любодействуй». 8. «Не кради». 9 . ( Исх.20:16 ) «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». 10 . ( Исх.20:17 ) «Не желай дому ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабы ни его, ни вола его, ни осла его, ничего чужого». Вот что называют Десятисловием, или десятью заповедями Божиими. Это не был новый закон, но тот самый, который Всевышний начертал в сердцах всех людей, поскольку правила сии содержат в себе первые начала Богопочтения и общества человеческого. Если Вечному угодно было их тогда возобновить, то для того, что невежество и страсти почти изгладили их из памяти смертных. Сыны Израиля были устрашены более нежели когда-либо, и в страхе, объявшем сердца их, отступили далеко от горы ( Исх.20:19 ). Глаголи ты с нами; сказали они Моисею, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Втор.5:27 ). Послушай вся, елика к тебе речет Господ Бог наш, и ты речеши к нам вся, елика речет Бог наш к тебе, и услышим и сотворим. Господь, услышав слова сии, сказал Моисею ( Втор.5:30 ): Гряди, рцы им: возвратитеся вы в домы своя. Ты же зде стани со Мною, и возглаголю к тебе вся заповеди и оправдания и суды ( Втор.18:18–19 ). Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, яко же заповедаю Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк Оный во имя Мое, Аз отмщу от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010