Слава Господня на земле открывается не в тех лишь или других величественных явлениях природы. Еще в большей степени открывается она в великих явлениях человеческой жизни. Могучее царство, росшее тогда на севере с неизмеримой силой, первое из земных царств, заслужившее название всемирного, было слишком великим явлением на земле, чтобы быть просто лишь делом рук человеческих. Богопросвещенные пророки не могли не видеть в нем явления славы Божией. На такие сопоставления может наводить направление, выбранное в настоящем случае сошедшею на землю Славою Божией. Само собою разумеется, что полного ответа на этот справедливо поставленный экзегезисом 1 гл. Иез. вопрос (вопрос, почему Бог пришел к пророку в данном случае с севера) нельзя дать, как нельзя его дать на множество других вопросов, возбуждаемых этой полной тайн и загадок главою. Но неразрешимые вопросы всегда есть и самые великие и важные. Их величие и заключается в их неразрешимости. По отношению к ним как бы достаточно бывает поставить их и преклониться пред их недоступностью. И с данным вопросом можно считать дело поконченным, раз установлено то только, что, ранее обыкновенно приходя с юга, во время Иезекииля Бог идет уже с севера, а в таинственный новый храм Иез. 44 войдет с востока. Только с запада, страны мрака и зла, Он не шел и не выходил никогда. Облако --- Κα νεφλη μεγλη ν ατ κα φγγος κκλ ατο И 45 облак великий в нем, и свет окрест его. Если ветер, поразивший пророка на Ховаре, как ни бурен он был, сам по себе мог в нем оставлять сомнение на счет настоящего смысла своего появления, то сомнение это должно было разрешиться при виде того, что сопровождало ветер. Вместе с ветром шло на пророка, приближалось к нему (veniebat) великое облако. Бог неоднократно являлся на землю в облаке. Так, во время Синайского богоявления облако покрывало гору. Во время путешествия Израиля по пустыне «Господь шел пред ним в столпе облачном» Исх. 13:21 . Для откровений Моисею Бог в этом столпе приближался к особому шатру и останавливался у входа в него: «и видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию, и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой» ( Исх. 33:9, 10 ). По устроении и освящении Скинии свидения этот столп стоял уже над нею: «облако Господне стояло над скинией днем, и огонь был ночью над ней пред глазами всего дома Израилева» ( Исх. 40:38 ). Тотчас по установлении на месте скинии и освящении ее это облако «покрыло скинию и Слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ). В таком же виде Слава Господня впоследствии сошла в Соломонов храм: когда священники по внесении ковчега вышли из святилища, «облако наполнило дом Господень и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Термин «держава» указывает на царское достоинство Бога, Его власть над всем мирозданием. «Держава и страх у Него», – говорит о Боге один из собеседников Иова ( Иов. 25:2 ). Представление о Боге как вечном Царе присутствует у пророка Исаии: «Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас» ( Ис.33:22 ). Власть Бога распространяется на всё творение и простирается на все времена: Его престол – «в род и род» ( Плач. 5:19 ). Значение термина «слава» в Библии существенно отличается от его значения в современном русском языке. Русский термин «слава» достаточно условно передает греческое δξα и еще в меньшей степени способно отразить богатство содержания, вкладываемое в еврейский термин kô. В Ветхом Завете этим термином обозначали прежде всего таинственное Присутствие Божие, являемое в зримых образах (например в образе облака). Слава Божия явилась народу Израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа ( Исх.16:7–10 ); слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней ( Исх.24:15–17 ); облако славы Божией наполняет скинию завета ( Исх.40:34–35 ); оно же является над золотой крышкой ковчега ( Лев.16:13 ). В Новом Завете понятие «славы» применяется к Иисусу Христу: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Эта слава извечно присуща Сыну Божию. Накануне Своей смерти Он молится Отцу такими словами: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). В той же молитве Иисус свидетельствует, что передает Свою славу Церкви как единому сообществу Своих учеников: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:22 ). Понятие о милостивом и человеколюбивом Боге тоже восходит к Ветхому Завету. Открывая Себя Моисею, Бог провозглашает Свое имя: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). Несмотря на жестоковыйность Израильского народа, Бог вновь и вновь проявляет по отношению к нему Свое милосердие: «Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих… Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» ( Неем.9:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В удостоверение Своего могущества, Бог превращает жезл, бывший в руках Моисея, в змия, и наоборот, а затем цвет руки его, вложенной за пазуху, изменяет в противоестественный, возвратив, через время, ей собственную ее природную красоту ( Исх. 4:3–7 ). Измененная десница и жезл, обращенный в змия, загадочно изображают тайну воплощения Господня, которым совершается низложение мучителя и освобождение им обладаемых. Сказано, что как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). Сын Человеческий сравнивается со змием по той причине, что отец греха в Божественном Писании наименован змием ( Откр. 12:9 ), и грех , порождаемый им, соименен с породившим его. А раз Господь, нас ради, соделался грехом ( 2Кор. 5:21 ), восприяв на Себя греховное естество наше, то, следовательно, и образ этот справедливо прилагается к Нему, ибо «если грех есть змий и Господь соделался грехом, то тот, кто есть грех, соделывается для нас змием, чтобы поглощать и истреблять египетских змиев, оживотворяемых волхвами, а по совершении этого снова обращаться в жезл, которым уцеломудриваются согрешающие и упокоеваются восходящие крутым и неудобопроходимым путем добродетели, в добром уповании опираясь на жезл веры». 70 Что же касается измененной за пазухой десницы, то сей образ есть не иное что, как измена десницы Вышняго ( Пс. 76:11 ), когда находящийся в недрах Отчих Единородный, неизменяемый по естеству Сын Его явился нам из недр Божиих, изменившись в подобный нам образ и вид. Когда же, понесши на Себе немощи наши, руку, заражённую проказою греха, возвратил Он в собственное недро Свое, тогда бесстрастного естества не изменил в страсти, но изменяемое и страстное, общением с неизменяемым, переложил в бесстрастие. Такими прообразами Бог объясняет Моисею ту великую истину, что Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Пет. 2:21–24 ). Эту истину, как и многие другие, мудрование духовное может познать только верою, хотя и не может их выразить словесно. Господь обещает обновленному духу постоянное с ним пребывание, говоря: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх. 3:12 ), но последний, чувствуя непреодолимую косноязычность в выражении духовных истин ( Исх. 3:10 ), обращается за помощью к Аарону – той силе умственной, которая связана с миром сим, являясь устами духа человеческого ( Исх. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«С самого первого дня, – говорит Господь, – уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля» ( Исх. 12:15 ). Если под квасом разуметь лукавство и всякую нечистоту греховную, поминая подобное повеление Господне ( Мф. 16:6–12 ), то будет ясно, что желающим выйти из рабства египетского повелевается праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ( 1Кор. 5:8 ). И делать так требуется в продолжение семи дней, особо выделяя из них первый и последний ( Исх. 12:16 ). Всеми этими днями обозначается период образования жизни богоугодной, из которого особо выделяется время первое, как начало освящения через приятие благодати Божией, и последнее – как конец этого освящения, когда благодать Божия принимает нас. Кто же в продолжение этого времени не захочет избавиться от кваса греха, неизбежно лишится среды Израиля ( Исх. 12:16 ), т.е. Царства Божия. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9–10 ). Впрочем, не одной только праведностью, а еще и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Опресноки не вкушаются без горьких трав ( Исх. 12:8 ), потому что жизнь праведная в окружении греха трудна и горька для чувств, не приученных к добру и воспитанных во грехе, – особенно вначале, т.е. в первый день совершения Пасхи. Подчеркнем, что, хотя иго жизни по Богу – само по себе благо, и бремя ограничений, связанных с такой жизнью, легко ( Мф. 11:30 ), но для зачатого в беззаконии и родившегося во грехе всё это может показаться невыносимо трудным и горьким. То, что легко для здорового, часто оказывается неподъемным для больного. Какой, к примеру, труд в том, чтобы не смотреть на женщину с вожделением ( Мф. 5:28 ), когда отсутствует похоть? Но когда она живет в нас и питается чувствами нашими, остановить действие ее равносильно тому, чтобы отсечь руку свою ( Мф. 5:30 ), в которой находится иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим. 7:23 ). И так во всем, где я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое ( Рим. 7:21 ), так что доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ( Рим. 7:19 ), при совершении доброго неизбежно возникают подвиг и борьба, тесно связанные со злостраданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Для начинающих жизнь духовную оно на вкус бывает как чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Для тех, которых чувства уже навыком приучены к различению добра и зла, Слово Правды становится твердой пищей ( Евр. 5:14 ), способной укрепить сердца их на священные подвиги добродетели и подать твердость в борении с действующими страстями, по сказанному: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающих ми» ( Пс. 22:5 ). Усмирившим же страсти свои манна на вид представляется уже как бдолах ( Числ. 11:7 ) – та драгоценная жемчужина, за которую отдают всё, что имеют ( Мф. 13:46 ); вкусом же она становится как лепешка с медом( Исх. 16:31 ), и даже лучше меда способна услаждать душу своими смысловыми прозрениями ( Пс. 118:103 ). Синай «В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». 91 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О сверхъестественном познании Текст для рассмотрения: Исх. 19 гл. Употребляемые категории: · СИНАЙ – возвышенное состояние души · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · НАРОД – силы души и тела Как существу, пресмыкающемуся по земле, недоступно познание сокрытого во глубине морской, так и тому, кто не рожден от Духа Святаго, невозможно ведать сущее в мире духовном и познавать глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), – кроме обитающих в Самом Духе, Им живущих и Ему причастных, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Получить познания от Духа Божия возможно лишь тому, кто вышел из Египта, избавился от преследования фараонова, начал жизнь, лишенную плотских удовольствий, насладился живой водой двенадцати источников и ежедневно питается манной небесной. Таковым Господь обещает явиться в густом облаке ( Исх. 19:9 ) в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния ( Исх. 19:1 ), в день Пятидесятницы, 92 в который обыкновенно сходит Дух Святый на всякого приготовленного к этому человека ( Деян. 2:1–4 ), сообщая ему вышеестественное познание Божественных вещей ( Ин. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей» ( Исх.2:3–6 ). Далее повествуется, как сестра мальчика сказала, что она позовет его мать, чтобы та вскормила его. «Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» ( Исх.2:9–10 ). Каждое из этих утверждений наполнено великими тайнами и требует много времени, и если даже мы проведем весь день, размышляя над этим отрывком, этого едва ли будет достаточно. И, тем не менее, мы должны кратко коснуться некоторых вопросов для назидания Церкви. Я думаю, что дочь фараона можно считать Церковью , собранной из язычников. Несмотря на то, что отец ее был нечестивым и враждебным, пророк говорит ей: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:11–12 ). Таким образом, она оставляет дом отца своего и приходит к воде, чтобы омыться от грехов, совершенных ей в доме отца своего. И сразу вслед за этим «сжалилась над» младенцем ( Исх.2:6 ). Итак, эта Церковь , приходящая от язычников, находит Моисея, лежащего в болоте, брошенного его близкими, совершенно беззащитного, и отдает его на воспитание. Он растет в своей же семье, и в ней проходит его детство, однако когда младенец вырастает, его приводят к дочери фараоновой, где его принимают как сына. Мы часто и во многих местах утверждали, что под законом подразумевается Моисей. Таким образом, Церковь , приходящая к водам крещения, принимает и закон. Он, однако, заключен в «корзинку» и покрыт «асфальтом и смолою» ( Исх.2:3 ). Корзинка есть своего рода укрытие, сплетенное из веток или папируса или даже из коры деревьев, и младенец, помещенный в нее, выглядит беззащитным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Числ (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2; 33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23 ­­ Исх.19–20 глл.), о манне (8– причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», – очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7–20 ; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Господа Бога можно прославлять искусством пения, искусством сочетания музыкальных звуков, искусством писания и следовательно, без сомнения, искусством рисования – изображений, искусством архитектуры, ваяния, зодчества. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил... Веселеила, сына Урии... и исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, видением и всяким искусством... работать из золота, серебра и меди, резать камни... дерево и делать всякую художественную работу» (для святилища) ( Исх. 35:30–35 ). Во исполнение этого слова художники работали, прославляли Бога своим искусством ( Исх. 36:1–2 ). Иконы служат нагляднейшим выражением единства Церкви земной и небесной, а следовательно и удовлетворением возвышеннейших чувств сердца человеческого. В Священном Писании много говорится об изображениях: одни из них отрицаются как ложные, другие повелевается считать святыней. Поэтому прежде всего необходимо «отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ). Ложные изображения это кумиры, идолы творения рук человеческих, которых язычники почитали, прибегали к ним за помощью, умилостивляли жертвами, воздавали им божеские почести. Они не знали единого, истинного Бога, и, поклоняясь идолам Тельцу, Малаху, Ваалу, Астарте, поклонялись пустоте, ибо в истуканах не было и не могло быть души: «вемы, яко идол ничтоже есть в мире» ( 1Кор. 8:4 ). Желая защитить свой народ от идолопоклонства, Бог дал ему через Моисея строгую заповедь, запрещающую творить кумиры ( Втор. 5:8–9 ). Но, запретив всякое идолопоклонство, Господь Бог через того же Моисея, дал повеление сделать истинное священное изображение ковчег и два золотых херувима на нем, скинию из виссона и на ней также искусно вышитых херувимов; затем светильник из чистого золота и к нему семь лампад. «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения», сказал Господь Моисею ( Исх. 25:22 ). «Освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх. 30:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

и т.д. Иисус Навин совершал те массовые расправы над мирным населением без разбору на правых и виноватых, которые во все века вызывали ужас и негодование богобоязненных людей. За подобное в свое время были прокляты Иаковом его сыновья Симеон и Левий. Иисус делал своими руками то, что обычно поручалось стихии: водам потопа или серному дождю, погубившему Содом. Он был карой Божьей. Господь еще на Синае обещал Израилю, что пошлет ужас Свой перед ним ( Исх.23:27 ). Иисус олицетворял этот Ужас. Он был тот конь, которым хвалился Господь перед Иовом: «Храпение ноздрей его – ужас! Роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию... И издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик» ( Иов.39:19–25 ). Военные кличи с юности мерещились Иисусу. «Военный крик в стане», – сказал он Моисею, услышав шум, который подняли неверные израильтяне вокруг золотого тельца. «Я слышу голос поющих», – поправил его Моисей ( Исх.32:17–18 ). Избранный вождем Израиля за безоглядное мужество и бесстрашие, проявленное в разведке ( Числ.13–14 ), Иисус и подготавливался к своему служению особым образом. Еще юношей он переступил с Моисеем ту черту, за которую не мог пойти ни один из смертных ( Исх.19:12–13 ). Он неотлучно находился при скинии, когда в ней обитала слава Божия, присутствуя при том, как Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх.33:11 ). Эта пора его жизни покрыта тайной. Но нам известно, что еще до посвящения в нем был Дух, как сказал Моисею Сам Господь ( Числ.27:18 ). И мы знаем, как Господь напутствовал Иисуса после посвящения. Никому более не говорилось таких слов. «Будь тверд и мужествен, – говорил Господь, – ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон... Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» ( Нав.1:6–9 ). Если верно то, что Иисус Навин прообразует Иисуса Христа (а от этого, похоже, никуда не деться, раз Сам Спаситель толковал применительно к Себе и манну, и скитание в пустыне, и медного змея), тогда в словах напутствия Иисусу Навину должен слышаться отзвук той заповеди, которую «получил от Отца» ( Ин.10:18 ) Его единородный Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

«Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). Этим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар» (ср.: Исх. 21:23–25), несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Итак, тем сказано было: «не убивай» (Исх. 20:13), — вам же: «не гневайся» (ср.: Мф. 5:22); тем: «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), — а вам: «не вожделей» (ср.: Мф. 5:28); там: «зуб за зуб» (Исх. 21:24. Лев. 24:20. Втор. 19:21), — а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). И иным образом тому же учит: «если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примириться» (ср.: Мф. 5:23–24), — что сказал для того, дабы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5:20). Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным» (ср.: Лев. 19:9–10), — если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20)! «Вы слышали, что сказано " не убивай " , ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: " безумный " » (ср.: Мф. 5:21–22). Потому что это имя («безумный») также оскорбляет человека по причине (выражаемого им) пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов [если люди простые или необразованные умеют наблюдать течение времени, то мудрые понимают и течение помыслов, и потому могут умерять и подавлять движения гнева и вызывающие обиду слова]. Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных — к Ангелам. У Господа праведники виновны, дабы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, дабы тот властвовал над желанием, — как и Бог, имеющий (это) по (самой) Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010