Добавим от себя, что этим самым несложным и естественным знаком, который рука «сама» по природе выводит, с древних времён да ещё и доныне подписываются неграмотные по всему лицу земли. - употребление печати «тав» как знака мессианического ожидания во времена пришествия Христа Во времена римского владычества в Израиле «тав» (крест) использовался зилотами как знак национально-освободительной борьбы . К моменту пришествия Христа он также воспринимался и как символ мессианических ожиданий. Согласно Дамасской рукописи «знак Иезекииля» носили на своих лбах ессеи, считавшие себя «бедным стадом», которые демонстрировали этим своё эсхатологическое мироощущение. Ношение этого знака они объясняли следующим образом: «Те, которые внемлят Ему, это Бедное стадо. Эти будут спасены во время Пришествия, но другие будут преданы мечу, когда придёт Помазанник (Мессия) Аарона и Израиля, (...) как Он сказал через Иезекииля: «Наложат знак на чело тех, которые воздыхают и стонут». Всех других ожидает меч - мститель Завета» . И для зилотов (иметь это знаком победы над оккупантами), и для ессеев (носить на челе как знак спасения) «тав» (крест) обозначал избранничество и верность закону Яхве, промышляющего об Израиле и призывающего его к свободе и возрождению через Мессию. Не случайно, один из лучших экзегетов Ветхого завета преподобный Ефрем Сирин, сам будучи носителем одного из семитских языков, коротко и ясно комментирует указанные слова пророчества Иезекииля (9, 4): «поставь знак на лица людей». Зная, что печать в Писании - «тав», и это знак ожидаемого Мессии, он говорит: «Недостаточно было обрезание; Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста» . Для Ефрема понятно, - печать, о которой говорил Иезекииль, есть крест. Позднее это же повторит и преподобпый Иоанн Дамаскин: «Он, то есть крест, дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Чрез него мы, верные, различаемся от неверных и узнаёмся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он печать,для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание» (Исх. Х11, 12, 29) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Единственно правильный путь есть путь сознания своего недостоинства быть с Богом, сознания погибели и, отсюда, плача о помиловании словом, путь покаяния. “ Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом .” Все заповеди мы должны выполнять, но благодать Духа Святого и Царствие Божие дается не за дела, которые мы обязаны делать как творение и рабы Божии, а исключительно по милости Божией. Старцу Силуану и было дано указание не искать благодатных состояний, а счесть себя недостойным их, и добиваться “держанием ума во аде” глубокого, искреннего от всей души сознания, что он падшее существо, недостойное Царствия Божия и каких-либо даров от Бога, что его дела и подвиги сами по себе не имеют положительной цены без смирения, а могут удалить от Бога… Словом, предлагалось увидеть грехи свои бесчисленными, как песок морской, увидеть и бессилие, невозможность своими подвигами победить их, придти к нищете духа, которая есть начальная ступень к особому благодатному смирению. Это все и познал старец, как видно из его собственных слов. 17. С. 92, справа внизу: “ Из бледных и несвязных наших речей невозможно получить настоящего понятия о… жизни, где совмещаются предельное… страдание, с предельным… блаженством. Одно сопутствует другому странным образом. И если бы только страдание, то невозможно было бы его понести ”. От отчаяния! “ И если бы только блаженство, то тоже невозможно было бы его понести ”. От гордости! 18. Гл. Х11 “О слове Божием”. С. 99 “О значении молитвы за мир”, справа, средний раздел: “ В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа не редко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм… Страстно любящий человеческий мир… восстает на Бога… ”. Странное рассуждение, наивное. По словам игумена Никона, лишь совершенно не понимая христианства, можно допустить мысль о т. н. “духовном эгоизме” подвижника, “любящего Бога”, но равнодушного к миру и спасающего (по незнанию “совершенной любви”) только свою душу. Напротив, истинная любовь к Богу естественно рождает правильную (праведную) любовь к “ближним”, ко всему тварному миру. И степень любви первой определяет уровень любви второй. Поэтому наша помощь ближнему в его спасении прямо зависит от духовного очищения собственной души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Во время войны Лосев продолжал занятия в университете, постоянно посещал университетский храм в честь великомученицы Татианы. Интересны дневниковые записи молодого Лосева о Боге, религии, о своем мироощущении. Дневник, который девятнадцатилетний студент вел в то время, наглядно свидетельствует о том, что на первом месте у него всегда был Бог. Вот отрывки из этого дневника. Дневник, который 19-летний студент вел в то время, наглядно свидетельствует о том, что на первом месте у него всегда был Бог «Да, без неба нельзя жить… Я готов взять крест и идти за Спасителем, крест, который надо нести, обливаясь кровью, надрывая последние силы и умертвляя тело». Алексей верит в высшее добро, в то, что «не красота спасет мир, а добро» (Запись от 1/Х 1912 года). С большим волнением переживает Алексей великие дни Страстной седмицы, радуется приходу весны, когда особенно ярко проявляется красота созданного Господом мира. «Дай, Всевышний, побольше таких дней, чтобы стать ближе к Твоей нетленной красоте». (4/111-1912 г.). Гимназист выпускного класса Алексей Лосев. 1911-й год После заутрени в Светлое Христово Воскресенье Алексей Лосев изливает в дневнике свою горячую любовь к Воскресшему Спасителю. Он убежден, что «человек живет радостью, но главная радость рождается от внутреннего духовного подвига». Ни искусство, ни наука не являются достаточным условием для счастья. Только «религия – синтез всего человеческого знания. Она же – синтез и тех источников, которые дают счастье». Только в религии сливаются все чувства хорошего, светлого и святого в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее дух бессмертной силой. В День Великого праздника он утверждается в мысли, что возможно «совмещение веры сердца и искание разумом истины» (25/111-1912 г.). В дневнике Лосева всегда присутствует «Христос – светлый, очищающий, возвышающий» (22/Х11-1914 г.). В 1915 году Лосев окончил историко-философский факультет Московского университета по двум отделениям – философии и классической филологии и был оставлен при кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. Одновременно он преподавал в московских гимназиях древние языки и русскую литературу. Лосев – прирожденный педагог. Он стремился не только дать учащимся знания, но и научить их мыслить. В 1916 году были опубликованы первые работы Лосева: «Эрос у Платона», «Два мироощущения», «О музыкальном ощущении любви и природы». Эти работы посвящены духовной культуре и философии музыки.

http://pravoslavie.ru/156510.html

Бердяев, Миросозерцание Достоевского, стр. 178. 1135 Подробнее см. в моей книге «Русские мыслители и Европа» (гл. IX). 1136 См. об этом замечательную книгу П. И. Новгородцева; Об общественном идеале (3–е изд. Берлин 1921). 1137 Я имею в виду построения С. Булгакова. 1138 Наиболее полную биографию Леонтьева, читатель найдет в книге Бердяева Л. Н. Леонтьев, Paris, 1926. Со времени появления книги Бердяева новых биографических материалов, насколько мне известно, опубликовано не было, — кроме очень ценной автобиографии Леонтьева («Моя литературная судьба». Литературное Наследство. Москва 1935, т, 22–24, стр. 427–496). Кроме книги Бердяева, см. Леонтьев Страницы воспоминаний (изд. 1922), сборник под заглавием «К. Н. Леонтьев», где есть статья Коноплянцева, посвященная биографии Леонтьева. Там же напечатана замечательная статья о нем В. В. Розанова («Неузнанный феномен»). Существует (судя по указанию в «Литературном Наследстве», стр. 472, примеч. 3), неизданная, составленная самим Леонтьевым биография («Хронология моей жизни»). Сочинения Леонтьева вышли в 9 томах (1913–1914), 10–й том был уже готов к печати, но начавшаяся, война, приостановила все издание. Письма Леонтьева еще не изданы полностью, насколько мне известно (см. библиографию в книге Бердяева и в книге Аггеева «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни». Опыт критического изучения и богословской оценки учения К. Н. Леонтьева). Для оценки Леонтьева, см. статью С. Булгакова «Победитель — побежденный». (Сборник «Тихие думы» 1918). См. еще о. Фудель, Леонтьев и Вл. Соловьев (Русская Мысль, 1817 Х1–Х11), статью Л. А. Зандера «Учение Леонтьева о прогрессе» (оттиск из журнала «Восточное Обозрение» за 1921 г.), Massaryk. Ор. cit., В. П, стр. 209–221, Флоровский, Ор. cit., стр. 300–308, см. мою книгу «Русские мыслители и Европа» гл. VI. Статьи С. Трубецкого «Разочарованный славянофил». (Собр. соч., т. 1, стр. 173–312) и П. Милюкова «Разложение славянофильства». (Сборник «Из истории русской интеллигенции», а также в «Вопросах Филос. и Психол.» 1896, т. XVIII, стр. 46–97), дают очень мало для правильной оценки Леонтьева. 1139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьев­на, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело про­тодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая от­рицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следо­вателями дополнительные свидетели показали, что протодиакон  Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был ан­тисоветски настроен, – при свалившихся на него бедах это было бы роскошью. Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить допол­нительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на прото­диакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда ста­ли складываться полученные от осведомителей характеристики. Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона: «Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы , а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроз­дов характеризуется как активный церковник, и что мера наказа­ния, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяже­сти содеянного им преступления, руководствуясь приказом НКВД от 11/Х11-1939 года , избранную ему меру наказа­ния снизить до 5 лет ИТЛ». Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона: «Работает на общих работах. Отношение к рабо­те плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культ­массовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере – условно-досрочного освобождения не заслуживает». 15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено. «Принимая во вни­мание , – гласило новое постановление, – характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный эле­мент , руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки оставить в силе».

http://fond.ru/kalendar/536/aleksiy/

Современных молодых людей окружает столько искушений и соблазнов, что без твердой основы под ногами, какую дает вера и религиозное образование, очень легко впутаться в какую-нибудь нехорошую историю и изломать себе жизнь. Такое, к сожалению, мы видим почти каждый день. Я считаю, что самое главное – это не объем знаний, который ребята получают, главное – они живут настоящей монастырской жизнью, участвуют в богослужениях, выполняют какие-то посильные послушания, общаются с настоящими монахами, изучают монашескую жизнь не по книжкам, а в жизни, что очень важно. Конечно, это непросто. И с непривычки тяжело. Требуется подчинять себя монастырской дисциплине, делать не то, что хочется, а то, что нужно. Слушаться старших. Брать на себя определенные обязательства и их выполнять. Но без этого стать взрослым самостоятельным человеком просто невозможно! Ни вчера невозможно, ни сегодня, ни завтра. И ребята тоже это очень быстро узнают, стоит только выйти из-под опеки родителей. Самое замечательное, что, несмотря на трудности, кому-то из ребят жизнь в монастыре нравится. Они прямо говорят, что здесь они становятся более самостоятельными, умеют, в отличие от сверстников, правильно реагировать на соблазны. Раньше, говорят, не думали своей головой: все бегут, и ты бежишь! Сейчас не так. Прежде задумаются: а зачем? А нужно ли мне это? А вообще, хорошо ли это для меня? Конечно, не стоит рисовать для себя идиллическую картину в розовых тонах, но положительные примеры есть, и есть живая осознанная вера, и умные глаза, и желание посвятить свою жизнь Богу, а это главное. Сейчас есть решение Священного Синода преобразовать училище в полноценную православную гимназию. Это будет непросто, это будет не сразу, но это выведет нашу работу с молодежью на качественно новый уровень. – Как выпускник Уральского Госуниверситета, за плечами которого руководство православной гимназией в Екатеринбурге, что вы думаете о современной молодежи и современном образовании? – К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с невероятной деградацией в молодежной среде. Молодые люди 9-х11-х классов сегодня почти не умеют читать. То есть не просто быстро просматривать тексты, что-то выискивать, а вдумчиво это делать – понимать, о чем текст, что несет и зачем? Разве можно было себе представить, что в XXI-м веке человек может разучиться читать? Но это стало уже реальностью! Иногда слышишь мнение каких-то авторитетных для молодежи людей, всерьез заявляющих, что чтение и написание сочинений – это вчерашний день. Что правила орфографии – это вчерашний день. Что мы живем в новом цифровом обществе, где это просто не нужно. Зачем что-то писать, когда можно просто наговорить на диктофон? Толстой, Достоевский в вопросах и ответах за пятнадцать минут в автобусе – это на самом деле страшно, потому что обедняет и, по большому счету, унижает человека!

http://pravoslavie.ru/106885.html

10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьев­на, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело про­тодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая отрицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следователями дополнительные свидетели показали, что протодиакон Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был антисоветски настроен, – при свалившихся на него бедах это было бы роскошью. Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить дополнительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на прото­диакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда стали складываться полученные от осведомителей характеристики. Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона: " Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы , а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроз­дов характеризуется как активный церковник, и что мера наказа­ния, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяжести содеянного им преступления, руководствуясь приказом НКВД от 11/Х11-1939 года , избранную ему меру наказания снизить до 5 лет ИТЛ " . Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона: " Работает на общих работах. Отношение к работе плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культ­массовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере - условно-досрочного освобождения не заслуживает. 15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено: " Принимая во вни­мание характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный эле­мент , руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки оставить в силе " .

http://drevo-info.ru/articles/13678014.h...

На той же неделе, в четверг (18 марта), и в той же самой академической аудитории происходил другой магистерский диспут (коллоквиум): преподаватель Таврической духовной семинарии священник Николай Ильич Ильинский защищал представленные им для получения степени магистра богословия труды свои: 1) «Синтагма Матфея Властаря . Исследование» (1–239 стр. Москва 1892 г.) и 2) „Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или алфавитная Синтагма Матфея Властаря . Перевод с греческого“ (стр.1–Х11– 410+L11.Cuмфeponoль 1892г.) В обычном кратком биографическом очерке (curriculum vitae), прочитанном пред началом диспута, секретарь академии сообщил собранию, что магистрант – сын священника села Михайловского, Богородицкого уезда, Тульской губернии. Образование свое он получил в Тульском духовном училище (1862–66 г.), затем в Тульской дух. семинарии (1866–73 г.) и наконец в Московской дух. академии (1873–77 г.), окончил курс наук по существовавшему в то время церковно-практическому отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. Служебную деятельность свою Н. И. Ильинск ий начал в сентябре 1877г. в качестве преподавателя греческого языка в Таврической дух. семинарии, а с 30 ноября 1881г. он состоит в той же Таврической семинарии преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. 2 февраля 1879г. преосвященным Таврическим Гурием он был рукоположен во священника к Сретенской церкви, что при Таврическом Епархиальном женском училище; затем в январе 1881г. определен был на священническое место к церкви детского приюта графини Адлерберг, а 22 декабря того же года перемещен, согласно прошению, на настоятельское место к Андреевской церкви, что при Сиротском доме тайного советника Фабра. Кроме этого места и должности преподавателя духовной семинарии, о. Николай занимает в настоящее время еще несколько должностей. Так, он состоит законоучителем Симферопольской женской гимназии и Епархиальным Таврическим экзаменатором; вместе с тем он же и член различных епархиальных учреждений – административных и благотворительных: цензурного комитета, училищного совета, миссионерского комитета, комитета по устройству приюта для призрения вдов и сирот Таврического духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Библиотека Ксиропотама содержит 409 манускриптов и около пяти тысяч изданий. Тридцать византийских актов Ксиропотамского архива охватывают период между 956 и 1445 гг. Дошедший в оригинале в монастырском архиве акт прота Павла от 1081 г. содержит собственноручные подписи монаха Русского монастыря Кириака (Акт. Ксиропот. 6:63.68; 64.69). А в завещании Феодоса (Феодула) Скараноса (ок. 1270–1274) упомянут некий кредитор Рус (Акт. Ксиропот. 9:82.61; 86.88). 445 Обители, скиты, келлии Другими монастырями Афона являются: Кутлумушский монастырь, построенный в 988 г. и являющийся одним из древнейших на Святой Горе с библиотекой в 600 рукописей и 3500 печатных изданий; монастырь Пантократора, основанный в XIV в., в библиотеке которого хранится Евангелие Иоанна Кущника и еще 316 рукописей (в т.ч. 68 пергаментных манускриптов XI-XIV вв.); обитель Каракалла, основанная, по преданию, в XI в. и восстановленная в конце XIII в. византийским императором Андроником II Палеологом, хранящая около 300 рукописей; монастырь Филофея, восстановленный в XI в. на месте раннехристианского храма и древнего монастыря, хранящий около 250 рукописей; монастырь Симона Петра, основанный в середине XIV в.; монастырь св. Павла, легендой относимый к VIII в. (но первые упоминания относятся к X веку), с XIVb. населенный в основном сербами, чья библиотека насчитывает около 500 рукописей; монастырь Ставроникита, основанный в 1543 г. на месте обители св. Иоанна Предтечи; монастырь Ксенофонта, основанный в X веке, в библиотеке которого хранится 300 рукописей; монастырь Кастамонита, существующий с XI в. (под современным именем – с 1393 г.) и хранящий 110 манускриптов. На Афоне также находятся многочисленные скиты, как сравнительно небольшие, так и превосходящие своими строениями иные монастыри (например, св. Андрея), келлии, каливы, кафисмы, исихастирии. Архивы этих обителей еще нуждаются в специальном исследовании и выявлении материалов, связанных с русским присутствием на Святой Горе. II. Документы о земельных владениях Русского монастыря и просопографические данные о русских на Афоне в Х1-Х11 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Постановление Поместного Собора Российской Православной Церкви о установлении на Руси института патриаршества в отмену постановлений Поместных Соборов 1923 и 1925 гг. 2 . Акт об избрании Вас на престол патриарха нашей Церкви. 3 . Ваш Патриарший Устав о сем и о восприятии Вами Патриаршего сана и власти, для его обнародования в церквах. Конечно желательно было бы для полноты сведений получить бюллетени Собора (не скроем, мы, епископы, очень смущены тем обстоятельством, что мы не были приглашены на Собор или даже уведомлены о его созыве, а кто же, по нашему разумению, мог иначе восстановить столь высокое достоинство Первоиерарха нашей Церкви – как Патриаршее, кроме Поместного Собора. Ведь это новый этап в развитии церковной жизни на Руси). 4 . Список епископов, участвовавших в избрании Вашей Святыни Патриархом. 5 . Ваше Патриаршее послание по этому поводу епископству, клиру и пастве. Копию известительной грамоты главам православных автокефальных церквей об избрании и восприятии Вами патриаршего достоинства и о введении патриаршества на Руси вообще. До получения этих документов Московское Епархиальное Управление крайне затрудняется сделать какие-либо шаги в деле обнародования Вашего указания в письмах на имя преосвященного епископа Сергия. Надеемся, что Вы правильно поймёте нас и создавшееся положение, особенно ныне, в дни войны и напряжения всех сил страны на борьбу с врагом человечества немецким фашизмом. Мы радуемся столь здоровому повороту в нашей Церкви, как восстановление патриаршества, но смущены столь скорому его осуществлению. В надежде на скорый и благоприятно-исчерпывающий ответ, пребываем ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА И БЛАЖЕНСТВА покорнейшие слуги, усердные послушники и богомольцы: п/п. АНАТОЛИЙ, епископ Коломенский, Председатель Московского Епархиального Управления. СЕРГИЙ, епископ Звенигородский. МИХАИЛ, архиепископ, бывший Рязанский. Протоиерей Леонид Синельников. Протоиерей Михаил Кузнецов. 1/Х11–1941 г. Москва 162. Все мы, подписавшие меморандум-прошение, находились под впечатлением «карандашного» письма Введенского и, конечно, были уверены, что Александр Введенский затеял новую, очередную авантюру, объявив себя самозванным патриархом. Разумеется, мы и не ожидали получить от него исчерпывающего подтверждения законности его патриаршества, но все-таки и буффонада Введенского должна была иметь какие-то видимые основания. Но эти побудительные мотивы стали известны несколько позднее, когда этот опереточный комик объяснил, что он возвёл сам себя в патриархи по просьбе верующих, и всё разъяснилось, только многие задавали себе вопрос: стал бы Александр Введенский далай- ламой, если бы этого захотели верующие?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  001     002