Имевший такие размеры, покров налагался на брусья стен скинии таким образом, что его ширина (40 локтей) приходилась на длину всего здания и на заднюю западную стену. Именно одна половина покрова своей 20-локтевой шириной покрывала двадцать локтей святилища, десять локтей второй покрывали святое святых и остальные десять шли на западную сторону, имевшую в высоту именно десять локтей ( Исх.26:16 ). Право на подобное понимание даст 33 ст.; из его указания, что завеса, разделяющая святое святых от святилища, висела как раз под крючками, соединявшими две половины покрова по 20 локтей каждая, с несомненностью следует, что первые двадцать локтей покрывали пространство до святого святых, т.е. святилище. И так как скиния имела в длину 30 локтей ( Исх.26:16, 18 ), то на длину святого святых требовалось из остальных 20 локтей покрывала лишь десять локтей. Остающиеся десять закрывали заднюю сторону не до самой земли, так как из них нужно вычесть ту часть, которая приходилась на толщину брусьев. Своей длиной нижний покров покрывал ширину скинии. Но так как его длина равнялась 28 локтям, а ширина скинии, считая 10 локтей верха и 20 локтей до высоты двух боковых сторон, равнялась 30 локтям, то и в северном, и южном боках, как и на западной стороне, он не достигал до земли более, чем на локоть: и в этом случае часть недостающих двух локтей шла на толщину брусьев. Это явление было не случайное, а намеренное: не следовало ткани с изображением херувимов спускаться до самой земли и пылиться. Исх.26:7 .  И сделай покрывала на козьей шерсти, чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; Исх.26:8 .  длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; это одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера. Второй ряд покрывал, поверх нижнего покрова, состоял из отдельных одиннадцати полос, сделанных из козьей шерсти. По своей длине в 30 локтей он превосходил нижний покров на два локтя, а по ширине (44 л.) на четыре. Исх.26:9 .  И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому Господь сказал ангелам, не сохранившим своего господства: «Я сказал: вы – боги и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» ( Пс.81:6–7 ), разумеется, подражая дьяволу , ставшему князем всех, идущих к погибели. Итак, очевидно, что они были прокляты не по своей природе, а за пренебрежение к своим обязанностям. У тебя же, о народ Израиля, «часть Бога и наследственный удел Его» ( Втор.32:9 ), «да не будет других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), ибо Бог – поистине «один Бог», а Господь – воистину «один Господь». Но другим, сотворенным Им, Он дарует это наименование не по природе, а по благодати. Не думай, однако, что эти слова сказаны только Израилю «по плоти» ( 1Кор.10:18 ). Эти слова в значительно большей мере обращены к тебе, соделанному Израилем, умом Богу видимому, с обрезанным сердцем, а не плотью. Ибо хотя мы по плоти язычники, по духу мы – Израиль, благодаря Тому, Кто сказал: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ), Тому, Кто также сказал: «И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» ( Ин.17:10 ), если только ты поступаешь так, чтобы удостоиться тебе стать частью Бога и ходить в наследственном уделе Его. Но если поступаешь недостойно, то у тебя перед глазами пример тех, которые были призваны стать частью Бога, но своими грехами заслужили то, что рассеял их «Господь по всем народам» ( Втор.4:27 ). И те, кого прежде вывели из «дома рабства», теперь – ибо «всякий делающий грех есть раб греха» ( Ин.8:34 ) – снова стали рабами, но уже не только египтян, но всех народов. Таким образом, и тебе, вышедшему из Египта, кого Иисус Христос вывел из «дома рабства», сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). 3 . Теперь посмотрим, что, как кажется, содержится во второй заповеди: «Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх.20:4 ). Между идолами и богами – большая разница, как и Апостол учит.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рассказ об этих событиях настолько связный, что если внимательно рассмотришь его части по отдельности, то найдешь более того, перед чем ум твой остановится в недоумении, нежели того, что он может обрести. А так как разбирать отдельные утверждения, следуя порядку повествования, слишком долго, мы кратко перескажем содержание этой библейской истории. Итак, первое знамение заключалось в том, что «бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем» ( Исх.7:10 ). Собравшиеся колдуны и чародеи египетские своими чарами тоже сделали змей из своих жезлов, но змей из жезла Аарона поглотил змеев египтян. И то, что должно было поразить фараона и заставить его поверить, произвело обратный эффект. В Писании сказано: «Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их» ( Исх.7:13 ). Здесь говорится «сердце фараоново ожесточилось», и то же сказано при описании первой казни, когда вода превратилась в кровь (ср. Исх.7:22 ); и второй казни, когда вышли жабы в большом числе ( Исх.8:15 ); и третьей, когда явились мошки (ср. Исх.8:19 ); и четвертой, когда налетело множество песьих мух (ср. Исх.8:32 ); и пятой, когда вымер весь скот египетский (ср. Исх.9:7 ). Но в шестой казни, когда Моисей взял «пепла из печи и… бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте, и не могли волхвы устоять пред Моисеем» ( Исх.9:10–11 ), не сказано, что сердце фараоново ожесточилось, но прибавлено нечто более страшное. В Писании сказано: «Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» ( Исх.9:12 ). И снова в седьмой казни, когда град и огонь опустошили весь Египет, «ожесточилось сердце фараона», но не Господом. Однако в восьмой, когда восточный ветер принес саранчу, снова сказано, что «Господь ожесточил сердце фараона» ( Исх.10:20 ). И в девятой, когда «была густая тьма по всей земле Египетской» ( Исх. 10:22 ), «ожесточил Господь сердце фараона» ( Исх.10:27 ). И, наконец, когда еврейский народ вышел из Египта после того, как все первородное египтян умерло, значительно позднее в повествовании говорится: «И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми» ( Исх.14:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это помазание имело спасительное значение для евреев в ту ночь, когда по всей земле Египетской были поражены смертью все первенцы «от человека до скота» ( Исх. 12:12 ), «от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» ( Исх.12:29 ). Христос, совершая пасхальную вечерю и давая ученикам пить от чаши благодарения, назвал эту чашу чашей Его собственной Крови, проливаемой «за вас» ( Лк. 22:20 ), «за многих» ( Мк. 14:24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Происшедшие в пятницу события – распятие и смерть Иисуса – открыли Его ученикам смысл сказанных Им на Тайной вечере слов, когда Он, раздавая афикоман, назвал его Своим ломимым Телом, а чашу благодарения – Своей Кровью, проливаемой «за многих» ( Мк. 14:24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Стало понятно, что имел в виду Учитель, когда говорил: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови» ( Лк. 22:20 ). Поэтому спустя около 20 лет после этих событий апостол Павел писал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Еще более настойчиво выражал эту мысль любимый ученик Иисуса Христа Иоанн, во время установления Нового Завета Бога с человечеством в Крови Иисуса Христа стоявший у Креста своего Учителя. Он не преминул заметить, что распятие Иисуса Христа произошло в тот день, когда евреи вкушали пасху ( Ин. 18:28 ). В том факте, что распятому Учителю не потребовалось перебивать голени ( Ин.19:32–33 ), Иоанн видит предопределение об Иисусе Христе как Агнце новой пасхи. В этом случае он даже привел слова из книги Исход, относящиеся к ритуалу заклания пасхального агнца, – «костей не сокрушайте» ( Исх. 12:46 ) – и интерпретировал их как пророческие ( Ин. 19:36 ). Агнец – любимый образ выражения Иоанна Богослова об Иисусе Христе. Он употребил его в Откровении 26 раз ( Откр.5:6,8,12,13 ; Откр.6:1, 16 ; Откр.7:9–10, 14, 17 ; Откр.12:11 ; Откр.13:8 ; Откр.14:1, 4, 10 ; Откр.15:3 ; Откр.17:14 ; Откр. 19:7, 9 ; Откр. 21:9, 14, 22, 23, 27 ; Откр. 22:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях — во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь — “с Ним” — со Иисусом, а не с Лазарем 30 . Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах — понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” 31 . Дом Пасхи Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха — праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте — начало Нового Завета с Новым Исходом. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары — нового Дома Пасхи. «Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

А в третьей, когда явились мошки, волхвы, прежде оказывавшие сопротивление, сдались, признав, что «это перст Божий» ( Исх.8:19 ). В четвертой также Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.8:20 ). В пятой, когда «вымер весь скот Египетский» ( Исх.9:6 ), Моисею также сказано: «Пойди к фараону» ( Исх.9:1 ). В шестой фараоном уже полностью пренебрегают, а Моисею и Аарону не повелевается идти к нему, потому что «воспаление было на волхвах» ( Исх.9:10 ). В седьмой, когда «Господь произвел гром, град, и огонь разливался по земле» ( Исх.9:23 ), Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.9:13 ). В восьмой, когда напала саранча, ему сказано: «Войди к фараону». В девятой к фараону снова относятся с пренебрежением, и Моисею приказано: «Простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма» ( Исх.10:21 ). Он не идет к фараону, но уже фараон призывает Моисея (ср. Исх.10:24 ). Так и в десятой казни, когда все первородное умерло и народ стал спешно собираться выйти из Египта. В тексте содержится много других высказываний, в каждом из которых можно увидеть, как раскрывается Божественная премудрость. Ты увидишь, что в первой казни, когда воды превращаются в кровь, фараон не уступает и не склоняется под ударами Бога. Но во второй заметно, что он немного смягчился, потому что «призвал Моисея и Аарона и сказал: “помолитесь обо мне Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский”» ( Исх 8:8 ). В третьей казни чародеи сдаются и говорят фараону: «Это перст Божий» ( Исх 8:19 ). В четвертой, после нападения на него мошек, фараон говорит: «Принесите жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне Господу» ( Исх.8:28 ). В пятой, когда случился падеж скота, фараон не только не уступает, но, напротив, ожесточается еще больше. Так же и после шестой казни, когда сделалось воспаление с нарывами. Но в седьмой, когда град и огонь опустошили землю, сказано, что «послал фараон, и привал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу» ( Исх.9:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

На те же «предыдущие» законы ссылается Моисей и в 23 стихе той же главы: «берегитесь, чтобы не делать себе кумиров, как повелел тебе Господь Бог твой» (Исх.20:4); в 12 стихе следующей пятой главы: «наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь Бог твой» (Исх.20:8); в 16 стихе: «почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь Бог твой» (Исх.20:12); в 17 стихе дальнейшей шестой главы: «твердо храните заповеди Господа Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе»... То же и в 24 и 25 стихах той же главы (срав. 11:1; 18:16; 26и мн. др.). Вообще подобных ссылок на то, что уже давно «Господь Бог повелел и говорил» о повторяемых во Второзаконии постановлениях, во Второзаконии говорится много раз, эти постановления и предполагаются хорошо известными. Они, несомненно, в то время были известны из законов книг Исход, Левит и Числ; иного объяснения сему и не может быть. В соответствие этой общеизвестности законов, они излагаются в терминологии, нуждающейся в пояснениях, которые даются в предыдущих книгах. Например, в 16 главе излагаются законы о праздниках, нуждающиеся в значительных пояснениях. Так, в первом стихе читаем: «наблюдай месяц Авив и совершай пасху Господу Богу твоему.» Здесь не указывается в Авиве день празднования пасхи (14-й по Исх.12 гл.), и термин «пасха» в смысле праздника употреблен без пояснений, как всем известный, хотя сам по себе и не очень ясный; затем слово «наблюдай» (- храни), очевидно, также предполагает всем известное особое значение месяца Авива и нужду в «наблюдении» за этим месяцем. Во втором стихе читаем: «закалай пасху Господу Богу твоему.» Здесь термин пасха, употребляемый уже в значении пасхального агнца, очевидно, еще более неясен и нуждается в пояснении, хотя последнее здесь и не дается. Оно к обоим стихам заключается в Исх.12:1—12: «месяц сей (т.е. Авив или Нисан) да будет у вас началом месяцев...; в 10 день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам.» Затем подробно излагается приготовление и употребление этого агнца и в конце: «это — пасха Господу» (11 ст.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Начало данной истории довольно простое и сходное с описанием подобного чуда в Книге Исход: в очередной раз народ, страдающий от жажды, возроптал на Яхве. Сам недостаток воды объясняется или засухой, или ее недостаточным количеством для всего народа с его стадами. Моисей и Аарон обратились к Богу с молитвой. Однако рассказ о последующих событиях расходится с описанием чуда в Рефидиме. Здесь, в Кадесе, в ответ Господь повелел им: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду ( Чис.20:8 ). То, что происходит далее, является трудным для понимания из-за краткости библейского текста, который содержит кое-что недосказанное. Очевидно только то, что Моисей и Аарон в чем-то согрешили пред Господом, причем грех их был настолько велик, что Господь объявляет страшный приговор, который содержится в стихе 12-м: Моисей и Аарон не войдут вместе с народом в обетованную землю. Однако, в стихе 9-м говорится о том, что сначала Моисей поступал согласно воле Божией. Следовательно, суть греха Моисея и Аарона заключается в тех действиях, которые описаны в стихах 10–11-м. Необходимо подробно проанализировать текст этих двух стихов. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (ст. 10). Во-первых, сами слова Моисея свидетельствуют о гневе и раздражении, которыми он был охвачен в этот момент. Конечно, израильтяне были бунтующими и непокорными, и они вполне заслужили этот упрек. Однако гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1 :20), и потому само пребывание Моисея в таком душевном состоянии недопустимо для пророка, который должен явить пред народом славу Господню. Во-вторых, слова Моисея можно понимать так: «Должны мы из этой скалы извести для вас воду?». Здесь Моисей умалчивает о том, что чудо будет совершено Господом, и выставляет на передний план свое участие в данном событии, в чем неявно обнаруживается гордость Моисея. Вероятно, именно это подразумевает псалмопевец, когда говорит, что Моисей погрешил устами своими ( Пс.105:33 ). В-третьих, можно подметить еще такую деталь: Господь повелел Моисею сказать скале и не говорил о необходимости обращаться к народу. Если бы Моисей всецело послушался Господа, то он избежал бы гнева и гордыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поражает ее решимость, ее ревность, ее желание по-настоящему изменить свою жизнь. Она каким-то внутренним чувством, всем сердцем услышала апостольское: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9–10) Она услышала эти страшные слова и перешла Иордан! Каждый из нас тоже должен перейти свой Иордан с берега смерти на берег жизни. Совершить свой исход! И, к сожалению, часто у человека не хватает этой решимости. Бывает, так и хочется обернуться, как жена Лотова, как бы в щелку, одним глазком посмотреть на то, от чего он ушел, на всё то мертвое, что притворяется живым. И если даже преподобный Зосима, сам проведший жизнь в великом подвиге, не мог не поклониться преподобной Марии Египетской, то что остается нам, расслабленным христианам XXI века? Святитель Иннокентий Херсонский, размышляя о ее жизни и о том, что современному человеку непосилен такой подвиг, говорит: «Нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню!» Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 20–21). Замечательно говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Душа каждого – драхма, которую потерял не Бог, но каждый из нас, погрузив себя во тьму греховную» (см. Лк. 15:8–10). Необходимо искать эту потерянную драхму своей души. Она не пропала, а просто закатилась куда-то, покрылась слоем пыли, искорежилась. Нужно зажечь светильник покаяния! Лампаду любви! Нужно найти и очистить эту прекрасную драхму. Преподобный Иустин говорит, что «человек только Богочеловеком возвращается к себе». Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20) Услышать и отворить – вот главная задача каждого человека. Через боль, через скорбь, через радость, через красоту мира услышать этот кроткий стук Бога, и покаянием, смирением, верой открыть дверь своего сердца! Без Христа мы не войдем во внутреннюю пустыню нашего сердца. Мы ничего не поймем ни о себе, ни о мире, ни о другом человеке. Мы останемся на том же берегу. И хотя там, может быть, будет всё: слава, деньги, уважение, положение в обществе, хорошая еда, красивая одежда, модный автомобиль, – если там не будет Бога, – это будет берег смерти.

http://pravoslavie.ru/111777.html

Такое же тесное единство видно, при ближайшем безпристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятокнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанского». Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Чисел (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хорив и сказал: полно вам жить на горе сей " … И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании Израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2;33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7;15:18;17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшею речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте перед глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12гл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очередными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4, 3 – «глаза ваши виделт, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил "= Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23= Исх.19 –20гл.), о манне (8:3 – при чем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9:12= Исх.32:7–20 : при чем одними и теми же еврейскими словами обозначается о обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11:6=Числ.16гл.), о проказе Мириами (24:9 – «помни, что Господь Бог твой сделал Мириами на пути, когда вы шли из Египта». А ответ, на вопрос: что сделал? Заключается лишь в Числ.12:1–15 ), о нападении Амаликитян (25:17–18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта= Исх.17:8–18 ) и мн. другие «воспоминания» неоспоримо подтверждают нашу мысль 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010