Если это действительно является параллелью, то тогда возложение рук на животного означает, что животное является заменой. Можно ли предположить в таком случае, что грех передается от поклоняющегося жертве? Необязательно. Ритуал в день Искупления, возложение рук Аарона на живого козла действительно означает передачу грехов: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла ... и возложит их (грехи, беззакония и проступки) на голову козла» ( Лев.16:21 ). Однако этот козел не приносится после этого в жертву Господу с тем, чтобы плоть его была либо сожжена, либо съедена. Вместо этого он отсылается в пустыню. Обязанности поклоняющегося После того как животное принесено к месту поклонения, поклоняющийся, а не священник, убивает животное (перерезая ему горло?). Древнееврейским словом, означающим «убивать», является ш-х-т. Его употребление обычно ограничивается ритуальным умерщвлением и встречается в Ветхом Завете восемьдесят четыре раза, тридцать шесть из них – в Книге Левит. Для Роланда де Во значение этого умерщвления (и последующего сжигания) заключается в том, что оно делает жертву не пригодной ни для чего, кроме как для истребления, и поэтому жертва является бесповоротным даром, предложенным Богу и, вследствие этого, изъятым из мирского потребления 121 . В дополнение к умерщвлению жертвы поклоняющийся нес ответственность за сдирание кожи и рассечение животного, а также промывание внутренностей (1:6:9, 12:13). Обязанности священника Кровь жертвы необходимо было выпустить и затем разбрызгать вокруг либо на внешний или внутренний жертвенник в зависимости от того, о какой жертве шла речь. Это исключительно обязанность священника (напр., 1:5, 11, 15; 3:2, 8, 13; 4:5–7). Интересно, что в Книге Левит (1–7) ни разу не объясняется значение этого действия или роли крови. Обряд жертвоприношения просто описывается без комментария либо богословского анализа. Необходимый ответ предоставляет Левит (17:11): «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

О Тайной вечере – последнем ужине Иисуса со Своими учениками – повествуют все четыре Евангелиста. И во всех повествованиях особую роль играет Петр. У Луки он появляется уже на этапе подготовки к вечере, у Иоанна – в сцене омовения ног. Приготовление Все три синоптических Евангелия содержат рассказ о том, как Иисус повелел ученикам приготовить пасхальную трапезу При этом Матфей говорит об «учениках», не называя ни их количества, ни их имен ( Мф. 26:17–19 ). Марк уточняет, что Иисус послал в город двух учеников ( Мк. 14:12–17 ). И только Лука называет их имена: Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху ( Лк. 22:7–13 ). В своем рассказе Лука текстуально близок к Марку. Однако сделанное им уточнение позволяет вписать этот эпизод в биографию Петра. Мы ничего не знаем ни о человеке с кувшином воды, ни о хозяине дома, в который он нес этот кувшин. Хождение за водой было обычным занятием женщин ( Быт. 24:11–21 ; Исх. 2:16 ; 1Цар. 9:11 ; Ин. 4:7 ); если это делал мужчина, значит, он был рабом или слугой ( Втор. 29:11 ; Нав. 9:21–27 ). Нет оснований полагать, что кувшин в руках мужчины был заранее оговоренным опознавательным знаком. Скорее, Евангелисты упоминают об этой детали, подчеркивая способность Иисуса предсказывать события и видеть их на расстоянии. Омовение ног Только у Иоанна рассказывается о том, как перед началом вечери Иисус омыл ноги ученикам. В древнееврейских источниках описания омовения ног встречаются в двух контекстах: культовом и домашнем 107 . В книге Исход упоминается медный умывальник, в котором сыны Аарона омывали руки и ноги ( Исх. 30:17–21; 40:30–32 ). Филон Александрийский видит в этом ритуальном омовении «символ безукоризненной жизни и чистого жития, проводимого в похвальных делах» 108 . С другой стороны, в обычае было омовение ног при входе в дом: поскольку ходили в легких сандалиях по пыльным дорогам, омовение ног при входе, особенно перед ужином, за которым возлежали на подстилках или диванах, было одним из обычных требований гигиены, наряду с омовением рук. Предлагать воду для омовения ног было одним из проявлений гостеприимства ( Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24 ). Когда Иисус пришел в дом фарисея и тот не подал Гостю воды на ноги, это стало причиной для упрека в адрес хозяина дома ( Лк. 7:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Об основании Христовой Церкви в Солуни повествуется в 17 главе книги Деяний. Церковь эта основана св. апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, св. апостол Павел вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем прошёл через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Солунь. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался ещё в Филиппах для утверждения новообращённых христиан и присоединился к апостолу Павлу несколько позже, в Верии. По своему обыкновению, св. апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому «надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых» ( Деян. 17:3 ). Проповедь его имела большой успех, так как, по словам Дееписателя, «уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (17:4). Но, конечно, апостол проповедовал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Солунянам, где он припоминает свой труд проповеди у них ( 1Сол. 2:9–12 ). Однако были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражились на апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, «приступив к дому Иасона (которого св. Павел называет своим родственником – см. Рим. 16:21 ), домогались вывести их (то есть Павла и Силу) к народу. Не нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса» ( Деян. 17:5–7 ). Обычный способ борьбы иудеев с проповедниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведённых и «получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих», поняли клевету и отпустили их ( Деян. 17:9 ). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию – маленький городок на юг от Солуни. Проповедь св. апостола Павла в Солуни, как видно из его собственных слов, принесла богатые плоды. Солуняне приняли его проповедь «не как слово человеческое, но как слово Божие» ( 1Сол. 2:13 ). В краткий трёхнедельный срок пребывания св. Павла в Солуни там образовалось значительное по числу, крепкое по духу и горячее по силе одушевления общество христиан, ставшее образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии, что подчёркивает сам св. апостол в 7 стихе 1 главы послания. Повод к написанию первого послания к Солунянам и цель его

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

19. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Небеса рассказывают о славе Бога, о творениях рук Его вещает небосвод. (3) День дню передает речь, ночь ночи открывает знание. (4) Нет речи, нет слов, не слышен голос их. (5) [Но] по всей земле проходит черта их, до окраин вселенной - слова их. Солнцу Он поставил в них шатер. (6) Оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как богатырь, пробегая путь. (7) От окраин небес исход его, оборот его до краев их – ничто не скрыто от теплоты его. (8) [Но] Закон Бога совершенен, успокаивает душу, свидетельство Бога верно, делает оно мудрым простака. (9) Повеления Бога праведны, сердце веселят; заповедь Бога светла, просвещает глаза. (10) Боязнь Бога чиста, вовек она пребывает. Законы правосудия Бога – истина, все они справедливы, (11) они – желаннее золота, множества чистого золота, слаще меда и капель сотов. (12) Так и раб Твой осторожен с ними, ибо в соблюдении их – великая награда. (13) Кто может уразуметь погрешности свои? От тайных моих [грехов] очисти меня. (14) Также от умышленных [грехов] удержи раба Твоего, чтобы не властвовали надо мной. Тогда я буду совершенен и чист [и] от множества преступлений. (15) Да будут угодны речения уст моих и думы сердца моего Тебе, о Бог, твердыня моя и избавитель мой! 20. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Бог в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Бога] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Бог все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Бог спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие -на коней, мы же имя Бога, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Бог, спаси! Царь да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

13 Верю, что увижу блага Господни на земле живых. 14 Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твоё, и надейся на Господа.    Псалом 27 Псалом Давида. 1 К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, не безмолвствуй от меня, чтобы, когда Ты будешь безмолвствовать от меня, я не уподобился низходящим в могилу. 2 Услышь голос моления моего, когда я молюсь Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему. 3 Не привлеки меня с грешниками, не погуби меня с делающими неправду, говорящими: " мир " ближним своим, тогда как зло в сердцах их. 4 Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им воздаяние их. 5 Ибо они не уразумели дел Господних и дел рук Его: низложишь их и не возстановишь. 6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос моления моего. 7 Господь – помощник мой и защитник мой, на Него надеялось сердце моё, и я получил помощь, и процвела плоть моя, и волею моею исповедаю Его. 8 Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. 9 Спаси людей Твоих и благослови достояние Твоё, и паси их, и вознеси их до века.    Псалом 28 Псалом Давида. На исход скинии. 1 Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу сынов овчих, воздайте Господу славу и честь. 2 Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу во дворе святом Его. 3 Глас Господа на водах: Бог славы возгремел, Господь на водах многих. 4 Глас Господа крепок, глас Господа великолепен. 5 Глас Господа сокрушает кедры, и истребит Господь кедры ливанские. 6 И измельчит их, как тельца ливанского, а возлюбленный – как сын единорога. 7 Глас Господа высекает пламя огня. 8 Глас Господа потрясает пустыню, и потрясет Господь пустыню Каддийскую. 9 Глас Господа – совершающий оленей, и обнажает дубравы. И в храме Его всякий возвещает славу. 10 Господь потоп населит, и будет возседать Господь Царь во век. 11 Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит людей Своих миром.    Псалом 29 1 Псалом песни. На обновление дома. Давида. 2 Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Ибо послушай, что говорит Господь приближающимся к Нему: «По вере твоей и будет тебе» ( Мф.8:13 ). А посему, если ты принимаешь слово Бога, возвещаемое в Церкви, с непоколебимой верой и благочестием, оно становится для тебя тем, чем пожелаешь. Например, если ты страдаешь, оно утешит тебя, говоря: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит» ( Пс.50:19 ). Если ликуешь в надежде будущего, оно усилит твою радость, говоря: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные» ( Пс.31:11 ). Если гневаешься, оно успокоит тебя, говоря: «Перестань гневаться и оставь ярость» ( Пс.36:8 ). Если занедужил ты, оно исцелит тебя, говоря: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» ( Пс.102:3 ). Если впал ты в нищету, оно подбодрит тебя, говоря: «[Господь] из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» ( Пс.112:7 ). Таким образом, манна слова Божьего принимает у тебя во рту тот вкус, который ты хочешь. Если же кто-то берет ее без веры и не ест, но откладывает, в ней заводятся черви. Уж не думаешь ли ты, что слово Божие хранится столь долго, что можно предположить, что в нем заводятся черви? Тебя не тревожит, когда ты слышишь это? Послушай, что говорит от лица Господа пророк: «Я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 ). Ибо Он – Тот же, Кто пришел «на падение» одних «и на восстание» других, и Тот, Кто делает манну слаще меда для верных и червями для неверных. Ибо Он есть Слово Бога, Которое открывает помышления неправедных и пронзает грешника укорами совести. Он – Тот же, Кто соделывается огнем в сердцах тех, кому открывает Писание и кто говорит: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание» ( Лк.24:32 ), а для других Он – тот пламень, который сожигает тернии на бесплодной земле, то есть уничтожает злые помыслы в сердцах. И, таким образом, для грешников обличающий «червь их не умрет», и пожирающий «огонь не угаснет». Для верных и праведных Он, однако, сладок и приятен, ибо сказано: «Вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), Бог и Спаситель наш Иисус Христос , «Которому слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но что мы скажем о зубах? Ведь в утробе у него не было зубов, которые могли бы быть выбиты ударом дерущегося. Если же отнести эти слова к выкинувшей женщине, то, опять же, как может она потерять глаз или повредить зуб во время выкидыша? Предположим, это сказано о том, что женщину ударили в глаз или по зубам и это привело к выкидышу; допустим, она получила рану или ушиб, но что мы скажем по поводу «обожжение за обожжение»? Разве женщина, стоящая рядом с дерущимися мужчинами, может получить ожог, так что можно было бы объяснить «обожжение за обожжение»? Мне кажется, что эти отдельные фразы не так легко объяснить, даже в том виде, в каком они высказаны во Второзаконии, где записаны указания, подобные этим. Допустим, «свидетель неправедный» ложно обвинил какого-нибудь человека в нечестии. Допустим, оба они предстали перед судьями; допустим, судьи тщательно разобрались в этом деле и выяснили, что обвинения этого свидетеля ложны. Как может судья, который не должен игнорировать ложные обвинения, отнимать жизнь виновного за жизнь невинного? Как, говорю я, сможет он удалить «глаз за глаз»? Как будто и впрямь несправедливо обвиненный должен повредить обвинителю глаз или зуб или руку или ногу. Но мы сказали об этом, желая показать, что не так легко объяснить сказанное в каждом отрывке. Ибо необходимо нам прежде обсудить прямой смысл сказанного и, так как «закон духовен», искать в этих словах духовный смысл. 3 . Но в той мере, в какой иносказательное, которое обыкновенно охватывает многое, относится к настоящему, оно сосредотачивается на нас. И все же, мы попытаемся, как сможем, объяснить, какой смысл заключен для нас в этом отрывке. Мы часто говорили, что в Писании части души носят те же наименования и предназначены для того же, что и телесные члены, как, например, когда сказано: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь» ( Мф.7:3 ), то, разумеется, это сказано не о телесном глазе, в котором лежит бревно, но об оке души. И то же имеет место, когда говорится: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.13:9 ) и «Как прекрасны на горах ноги благовестника» ( Ис. 52:7 ) и приводятся многие другие подобные изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Конечно, жертвоприношения и милостыни приносят пользу умершим, но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отошедших без веры, споспешествуемой любовью и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имеют в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и собирая себе не милосердие, а гнев. Для умерших, когда совершается для них что-либо доброе, заслуги извлекаются из имеющихся прежде или положенных ими добрых начинаний. " Поминайте наставников ваших... " (Евр. 13:7). " Ибо для того и мертвым было благовествуемо... " (1 Пет. 4:6). " ... вы приступили... к небесному Иерусалиму... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). В книге Сираха читаем: " Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости " (Сир. 7:36). Подавая милостыню, мы, тем самым, увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего. В книге Премудрости Соломона говорится следующее: " Души праведников — в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался гибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия " (Прем. Солом. 3:1-4). Иуде Маккавею во сне явился Ония, скончавшийся в вере первосвященник, который молился за весь народ иудейский, т.е. был ходатаем пред Богом за их помилование (2 Мак. 15:11). Все без исключения ученики апостолов засвидетельствовали о том, что души находятся и живут до второго Воскресения в предназначенных им местах (Варнава, Климент, Иустин-мученик, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Киприан, Августин). О крещении младенцев Простой вопрос к баптистам, считают ли они крещение таинством или это простой обряд? Одни из них скажут, подумав: " Ну конечно, таинство! " Хорошо, если это таинство, которое имеет в лексическом значении слова " тайну " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

1. Мы должны, прежде всего, позаботитъся о надлежащем познаний самих себя. 2. Вследствие этого — обращаться с искренним раскаянием и верой к Иисусу Христу. 3. Стараться во время болезни исправить прежние греховные наклонности и утвердиться в добродетели. 4. Почувствовав Божью помощь, побуждать себя к прославлению Его имени, и словами, и делами. Иисус Христос — Врач наш (ст.2) Мы рассматриваем здесь: 1. Требуемые свойства больного: а) он должен сознать свою болезнь; б) он должен также иметь доверие к врачу. 2. Требуемые свойства Врача: а) любовь к больному; б) основательное знание больного. 3. Счастливый исход болезни, — это зависит от выполнения двух первых условий, как со стороны больного, так и врача, и происходит вследствие: а) уничтожения причины болезни; 6) восстановления сил больного. II. Апостольское чтение. Зачало (110): к Римлянам 12:6-14 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении шестой недели изображаются достославные добродетели, которыми должен украшаться христианин, как член тела Христова, которому вверено то или другое дарование, дано то или другое назначение и служение. Благочестие христианина должно проявляться во всей его жизни и деятельности: 1) в исполнении обязанностей его звания (ст.7, 8);

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Апостол, сказав, что первосвященник должен снисходить к другим, будучи «сам обложен немощию», и потому должен приносить жертвы не за народ только, но и «за себя, и о своих грехах», чрез это показывает несравненное превосходство новозаветного первосвященника Иисуса Христа пред ветхозаветными первосвященниками и в этом отношении, то-есть в том, что Он, как «святый и непричастный злу» ( Евр.7:26 ), не имел нужды приносить жертву за Себя, но только самого Себя однажды принес в жертву за грехи мира, т.-е. за грехи всего рода человеческого. 4. И никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон. «И никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон». Пятая черта ветхозаветного первосвященника – его призвание от Бога. «И никто сам собою не принимает сей чести». То-есть, никто, как повелевает закон, не должен по своей воле присвоят себе эту честь, т.-е. звание первосвященника. Это звание называется честью, и эту честь Иудеи почитали высшею честью между земными честями. Высота сей чести очевидна из того, что первосвященническое звание установлено Богом и пользовалось особенным покровительством Божиим ( Числ.16:9–10 ; 2Пар.13:9; 26:16–21 ). Восстававшие против первосвященника подвергались строгому наказанию от Бога, как наказан мятежный Корей с своими сообщниками (Числ. гл. 16. слич. 3Цар.12:33; 13:1–2 ). «Но призываемый Богом, как и Аарон». Только тот мог принимать звание первосвященника, кого призывал или назначал Бог, как призван был к первосвященническому служению Аарон, и как, по Божию повелению, законом назначались к этому служению только потомки Аарона (Исход, гл. 29). 5. Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу, быть первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). Апостол показывает, что и новозаветный первосвященник Иисус Христос не по Своей только воле принял на Себя это звание, но призвал Его к сему служению Бог Отец, от вечности изрекший Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». В свидетельстве Духа Божия, говорившего устами пророка, святый Павел указывает на величайшее, несравненное превосходство новозаветного первосвященника. Какбы так говорит учитель языков. «Христос не Сам Себе присвоил славу, быть первосвященником», но Сам Бог Отец в своем Божеском совете от вечности предопределил Ему быть первосвященником, – тот вечный и безначальный Отец, который свидетельствовал о том, что Иисус Христос есть истинный единородный Сын Его, которого Он предвечно родил. И после этого Апостол доказывает предвечное призвание Сына Божия к первосвященническому служению указанием на другое свидетельство Духа Божия, читаемое в другом псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010