Когда брату Вениамину стала угрожать опасность остаться в рабстве, братья в лице Иуды, когда-то продавшие брата в рабство и огорчившие отца почти до смерти, теперь готовы сами стать рабами, спасая брата. Иуда сказал: «Я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни». Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» ( Быт.44:32-34 ). Так и Господь готов принять нас, только при условии покаяния, ибо в Его Царстве нет места для греха. В истории исхода еврейского народа из Египта, Господь дает нам прообразы христианского возрождения, преображения на пути от рабства греху к свободной жизни в Земле обетованной, в Царстве Небесном. Жизнь израильского народа – это прообразы жизни христианина. Бог является Моисею в Неопалимой Купине – прообразе Божьей Матери. Именно Бог находит человека, а не наоборот. Он открывает Свое имя – Яхве (Сущий). Так и в нашей жизни бывает момент, когда Бог находит нас. Я помню, как однажды с увлечением пытаясь познать тайну происхождения и устройства космоса и исчеркав множество страниц формулами, я где-то около полуночи ясно почувствовал, что Бог рядом. И хотя понимал, что Бога увидеть нельзя, вышел на балкон – так явно было Его присутствие. …Начинается пора испытаний, метаний, борьбы. Последовать за Призвавшим или не менять привычную жизнь? Египетские казни – это Божьи призывы и ответ на них человека. Как трудно отрывается человек от привычного! Кто-то слышит эти призывы, а кто-то озлобляется и упорствует в своей неправде. Ведь не только евреи, но и египтяне видели эти чудеса, но одни поверили, а другие сопротивлялись до конца. Пасха – это исход, изменение места. Решение принято, и вот пасхальный агнец заклан, как будет заклан Агнец-Христос. Косяки дверей обагрены кровью, как обагрится Кровью Христа Крест.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Моисей, однако, продолжал отказываться, ссылаясь на то, что он не речист и косноязычен. Тогда Господь с гневом сказал ему: «кто дает уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли? Я буду с тобою и научу тебя, что говорить. У тебя же есть брат Аарон; он будет говорить народу, вместо тебя». Горевший и не сгоравший куст называется Неопалимою купиною. Он прообразовал Божию Матерь, Которая пребыла Девою и до рождения, и по рождении от Нее Христа Спасителя. 25. Казни Египетские Моисею было 80 лет, когда он отправился в Египет. Аарон, по внушению Божию, встретил его в пустыне. Они собрали старейшин израильских, и Аарон передал им все, что Бог говорил Моисею, а Моисей сотворил пред ними чудеса. Народ поверил им и поклонился Господу. После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «так говорит Господ Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он принес жертву в пустыне». Фараон ответил: «кто такой Господь, чтобы я послушал Его? я не знаю Бога вашего и народа еврейского не отпущу». Моисей и Аарон превратили пред фараоном жезл в змея. Фараон призвал своих мудрецов, и они своими чарами сделали то же самое со своими жезлами, но жезл Моисеев поглотил их жезлы. Фараон, однако, не поверил этому знамению и не послушал Моисея и Аарона. Тогда Бог наказал египтян чрез Моисея десятью казнями, т.е. великими бедствиями. Несколько раз фараон призывал Моисея и просил прекратить бедствие, обещая отпустить евреев, но как только, по слову Моисея, казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Казни, которыми Бог поразил Египет, были следующие: 1) Вода в реках и озерах превратилась в кровь; рыба вымерла и вода стала издавать зловоние; египтяне должны были копать колодцы, чтобы найти воду, годную для питья. 2) Из реки Нила вышло множество жаб, которые проникли в дома египтян, забирались на постели, в печи и в домашнюю утварь. 3) Появилось множество мошек, которые напали на людей и скот. 4) Налетело множество песьих мух, нестерпимо жаливших египтян. 5) Моровая язва истребила домашний скот. 6) Болезненные струпья и нарывы появились на людях и на скоте. 7) Градом и молнией побило всю зелень и деревья и даже перебило скот и людей, которые были на полях. 8) Саранча уничтожила все, что уцелело на полях от града. 9) Густая тьма три дня покрывала всю землю египетскую. 10) Ангел Господень в одну ночь поразил всех первенцев египетских от человека до скота. 26. Пасха. Исход евреев из Египта

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

С последним утверждением можно согласиться, но оно требует пояснения, ведь на первый взгляд самым иудейским Евангелием выглядит Мф. Однако иудейскость в случаях с Ин. и Мф. – разного рода. В Мф. она очевидна в обилии ветхозаветных цитат, в семитическом строе языка, в раввинистической манере строить материал поучений и т.п. (см. § 43. 2) В Ин. же иудейский характер проявляется не на уровне формы. Он глубже, на уровне богословия. Исход, пасхальный агнец, манна, вода, виноградная лоза, пастырь, свет, «Я есмь» (эквивалент Священной тетраграммы) – все эти темы и понятия, используемые как язык Благовестия об Иисусе, корнями уходят в Ветхий Завет и иудейское богословие. Так же как и в Мф., в Ин. иногда приводятся пророчества из Ветхого Завета, но как неожиданно и смело! Например: 34 Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода... 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Ин, 19, 34. 36; ср. Исх. 12, 46 ). Имеется в виду именование Христа Агнцем Божиим, вземлющим на Себя грех мира (см. Ин. 1, 29. 36 ). За этим стоит образ ветхозаветного пасхального агнца, закалаемого в воспоминание об Исходе из Египта: «это – Пасха Господня» ( Исх. 12, 11 ). Когда приходит воин, чтобы перебить голени распятым и тем ускорить их смерть, он не касается уже умершего Христа, и таким образом кость Его, как кость пасхального агнца, согласно Закону остается нетронутой. Кстати, именование Христа Агнцем есть специфическая черта именно Иоаннова лексикона, нашедшая себе развернутое использование в другом Иоанновом труде – Книге Откровения. В самом Ин. имеется прямое указание Христа: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39 ). В богослужении Православной Церкви тонко и остроумно подмечена перекличка Ин. с Ветхим Заветом. Почему, например, в неделю Фомину (Антипасхи) на Утрене полагается такой прокимен: Похвали2, i3epycaлu1мe, гдса, хвали2 бг7а твоего2, ciw1he. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего ( Пс. 147, 1 )? Да потому, что исповедание апостола Фомы (читаемое в составе литургийного чтения, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Иешуа=Иисус; Ecl . 6.1, 3. В качестве другого примера эпифании там же указывается на рассечение надвое вод Красного моря по знаку Моисея. Это означает, что исход евреев из Египта, в котором находит свое завершение их Пасха, типологически прообразует для Климента «выхождение» «истинных израильтян» ( Str . 6.108.1) из материи, начавшееся с Богоявления ( Ecl . 5.1-2). Это подтверждает гипотезу Лурье относительно происхождения даты Богоявления (6 января), согласно которой в III в. до Р.Х. в Египте сложился еврейский календарь, в котором «сельскохозяйственный характер ветхозаветных праздников был сохранен ценой наложения календаря Книги Исхода на природные условия Египта; это привело к перемещению времени празднования Пасхи с весны на январь (время будущего праздника Богоявления)» ( Лурье . Три типа... С. 318). Таким образом, Богоявление, как главный новозаветный праздник, занимает в Египте место (и, как следует из Климента, принимает на себя прообразующее значение) главного ветхозаветного праздника, а именно Пасхи. Поэтому Винь, строго говоря, неправ в своем выводе, что «Евангелие Василида ... по существу своему не пасхальное» ( Vigne . Enquête... Р. 303). Уже Филон интерпретирует Пасху как «переход» (διβασις, или διαβατρια), «показывая тем самым, что он возводит это именование не к минованию (обходу) израильтян ангелом-губителем (Исх. 12:23,27), а к исходу Израиля из Египта, прообразующего тело, и, без сомнения, также - к переходу через Красное море» ( Colson F . H . LCL Philo. Vol. 7. P. 394, n.a). Филон определяет «Пасху души» как ее «переход (διβασις) от всякой страсти и всего чувственного к ... тому, что только умом воспринимаемо и божественно» ( Congr . 106); в Migr . 151 он говорит об ξoδoς " е (исходе) как «оставлении Египта, всего телесного мира». Именно это сочетание представлений о διβασις " е и ξoδoς " е в Филоновой интерпретации Пасхи и могло подсказать Клименту его понимание события на Иордане как κβασις " а («выхождения»); так, говоря о Пасхе в Str . 2.51.2, он почти дословно воспроизводит ее Филоново определеление как διβασις " а из Congr . 106. Важно, что Египет символизирует для Филона не только тело с его страстями, но и детство, как возраст, в котором душа «имеет совоспитанниками своими только страсти..., поскольку разум еще не способен видеть добро и зло и отчетливо различать их, но все еще дремлет, с закрытыми глазами, как в глубоком сне» ( Congr . 81). «Пасха души» - ее исход из Египта, - таким образом, подразумевает для Филона, как и крещение для Климента, пробуждение и прозрение.

http://bogoslov.ru/article/939392

Основная идея службы этого дня – упразднение Пасхи Ветхого Завета, исполнившей свою историческую роль как прообраза Пасхи новозаветной. Смерть Христа воспринимается как пасхальное жертвоприношение. Пасхальный агнец, принесенный во время Исхода в жертву Богу, заменяется истинным Агнцем Божием – Иисусом Христом: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). У иудеев Пасха праздновалась в память освобождения их из Египта и избавления первенца от смерти. Смерть, согласно тринадцатой главе Книги Исхода, миновала тех («прошла мимо», что и означает слово «Пасха» – от евр. pas sah – «переходить»), кто принес в жертву агнца и окропил его кровью косяки и перекладины дверей. Жертвенная кровь здесь – образ искупления, очищения и примирения спасенного человека с Богом («потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши,. ибо кровь сия душу очищает» ( Лев. 17:11 ). Образ кроваво-красных дверей, охранявших людей, очищенных принесенной жертвой, становится емким символом спасения, прообразующим будущее великое Искупление: «кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровию Христа» ( Кирилл Александрийский ) 756 . Великий переход иудеев из царства рабства на землю обетованную в богослужебном контексте означает не что иное, как утрату и обретение человеком Рая, переход из грешного мира в Царство Отца ( Ин. 13:11 ). Египетский плен становится символом мирового мучения, тяготеющего над человечеством, а исход-прохождение из него уподобляется прохождению Христа через смерть и ад к Воскресению: «Иисусе, Пасха спасительная от смерти к жизни преводящая» (акафист, икос 12). Избавление от смерти временной заменяется полным избавлением от смерти и освобождением от рабства дьявольского 757 . Киноварные одежды Христа на псковских иконах уподобляются одновременно ветхозаветному образу окровавленной двери, ограждающей карающую силу Божью, и самому пасхальному жертвоприношению, указывая на уже совершившееся излияние крови во искупление рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Isbell, C. «Initial «alef-yod Interchange and Selected Biblical Passages». JNES 37 (1978): 227–236. Janzen, J. G. «What " s in a Name? »Yahweh» in Exodus 3 and the Wider Biblical Context». Intr 33 (1979): 227–239. Jensen, J. «What Happened to Moses?» CBQ 32 (1970): 404–417. Kitchen, K. A. «From the Brickfields of Egypt». ТВ 21 (1976): 137–147. . «Moses: A More Realistic View». CT12 (1968): 920–923. Kline, M. «Old Testament Origins of the Gospel Genre». WTJ 38 (1975): 1–27. Lachs, S. T. «Exodus IV, 11: evidence for an emendation». VT 2b (1976): 249–250. Magonet, J. «The Bush That Never Burnt (Narrative Techniques in Exodus 3 and 6)». 11J 16 (1975): 304–311. Martens, E. A. «Tackling Old Testament Theology». JETS 20 (1977): 123–132. McCarthy, D. J. «Exod 3:14: History, Philology and Theology». CBQ 40 (1978): 311–322. Nixon, R. «New Wine in Old Wine-skins VII. Exodus». ExpTS5 (1973): 72–75. Orlinsky, H. M. «Moses». В Essays in Biblical and Jewish Culture and Bible Translation. New York: Ktav, 1973, c. 5–38. Plaut, W. G. «The Israelites in Pharaoh " s Egypt – A Historical Reconstruction». Jud21 (1978): 40–46. Rand, H. «Figure-Vases in Ancient Egypt and Hebrew Midwives». IEJ 20 (1970): 209–212. Tigay, J. H. ««Heavy of Mouth» and »Heavy of Tongue.» On Moses» Speech Difficulty». BASOR 231 (1978): 57–64. Uphill, E. P. «Pithom and Raamses: Their Location and Significance». JNES 28 (1969): 15–39. Zimmerli, W. Old Testament Theology in Outline. Пер. David E. Green. Atlanta: John Knox, 1978, c. 17–58. 7. Казни, Пасха и исход Исход (7:1–15:21) Этот раздел Книги Исход посвящен преимущественно описанию казней, посланных Богом на Египет (7:14–11:10; 12:29–32), и исходу из Египта через Красное (или Тростниковое) море. Моисей получает от Господа в качестве подготовки эти удивительные слова: «Я поставил тебя Богом фараону» (7:1). Но Моисей и обрадоваться не успел, как Бог добавил: «Фараон не послушает вас» (7:4). Бог, которого не послушают! Казни (7–11) Назначение казней возвращает нас к словам фараона (5:2): «Я не знаю Господа». Ключевым словом здесь является слово «знать». Оно встречается в:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

11 Пророк Моисей : – Как назывался народ, который произошел от Иакова? Как он разделялся? Сохранили ли Евреи свою веру в Египте? Какое несчастие случилось с ними в наказание за нечестие? У кого они начали искать помощи в беде? Услышал ли Бог молитву их? Как Моисей был спасен от смерти, на которую осуждены были все новорожденные Еврейские мальчики? Почему назвали его Моисеем? Где Моисей воспитывался? Каких почестей достиг он в Египте? Доволен ли он был своим житьем? Как он показал, что жалеет Израильтян и готов помочь им? На что осудили Моисея за убийство Египтянина? Как он спасся от смерти? Где Моисей жил и чем занимался в Аравии? Как Бог призвал Моисея на спасение Своего народа? Почему Моисей отказывался от этого призвания? Какую силу Бог дал ему? Как Моисей заставил фараона отпустить Евреев? 12 Исход Евреев из Египта и переход через Чермное море (Пасха): – Как Евреи приготовлялись к выходу из Египта? После какой казни Египтяне отпустили их? Что осталось у них памятником исхода их из Египта? Как совершали они праздник Пасхи? Что значит слово Пасха? Жалели ли Египтяне об уходе Евреев? Что они задумали сделать? Как спаслись Евреи? Что сталось с Египтянами? Куда пошли Евреи по переходе через море? В чем они нуждались во время пути? Кто и как помогал им? 13 Дарование Закона Божия на горе Синае и устроение Скинии (Пятидесятница): – Где Евреи остановились в пустыне Аравийской? Что произошло во время их остановки у Синая? Какие заповеди Бог дал им? В чем заключается сущность этих заповедей? Как принял народ заповеди Божии? Что сделал Моисей, когда народ выслушал Божии заповеди? Что Моисей получил от Бога во время этого пребывания на горе? Какое обетование повторил Бог при даровании Закона? Где хранились скрижали? Где стоял Ковчег? Как устроена была Скиния? На сколько частей она разделялась? Что находилось в каждой её части? По какому образцу Моисей устроил Скинию? Кто поставлен был служить при Скинии? Где находятся теперь законы, данные Богом через Моисея? Какой день был посвящен воспоминанию дарования Богом закона? Как Евреи праздновали день Пятидесятницы?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Примеры истолкования событий кн. Исход в древней Церкви. I. Историчность события И. В творениях св. отцов наиболее заметен интерес к прообразовательному истолкованию И., поскольку никто из авторов древней Церкви не сомневался в историчности описываемых в кн. Исход событий. Тем не менее вычисление времени события И. было важным моментом для нек-рых древнехрист. авторов. Согласно мч. Татиану, Моисей жил за 20 поколений до Троянской войны ( Tat. Contr. Graec. 31. 36-42); Феофил Антиохийский, ссылаясь на Манефона, считал Моисея современником фараона Тетмосиса ( Theoph. Antioch. Ad Autol. III 20-21); по подсчетам, основанным на сообщении Феофила, дата И. приходилась на 1618 г. до Р. Х. (Ibid. III 28). Климент Александрийский датирует И. за 345 лет до начала сотического цикла (1460 лет) ( Clem. Alex. Strom. I 21 (136. 1)), что говорит о 3929 г. от сотворения мира или 1663 г. до Р. Х.; он же приводит датировки некоторых ученых его времени: 1942 или 1821 г. до смерти имп. Коммода, т. е. соответственно 1649 и 1629 гг. до Р. Х. (Ibid. I 21 (147. 4)). Согласно пасхалии, составленной св. Ипполитом Римским, от Адама до И. было 3813 лет; пасха приходилась на воскресенье - 2 апр. 3812 г. от сотворения мира, т. е. на 1690 г. до Р. Х. ( Richard M. Comput et chronographie chez saint Hippolyte//MSR. 1950. Vol. 7. P. 242-243). Евсевий Кесарийский считал, что И. евреев из Египта произошел в 505 г. от рождения Авраама, т. е. в 1512 г. до Р. Х. ( Euseb. Chron. II 28), этой же дате следует блж. Иероним. Согласно «Пасхальной хронике» (VI в.), пасха И. пришлась на воскресенье - 13 апр. 1671 г. до Р. Х. (3839 г. от сотворения мира - Chron. Pasch. 139); эта дата закрепилась в визант. традиции. Наибольший интерес к исторической географии И. заметен у Космы Индикоплова, христ. топографа и путешественника, к-рый в «Христианской топографии» (написана ок. 550), раскрывая вначале прообразовательное значение события И. в свете откровения НЗ, далее повествует об историчности описываемых в Библии событий, подтверждение к-рым он обнаружил, посетив места, связанные с началом странствия евреев по пустыне.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Фараон и этому не поверил. потому что мудрецы египетские тоже превратили свои жезлы в змиев. Только жезл Аарона поглотил их жезлы. За то, что Фараон не согласился отпустить евреев, Господь послал разные казни на Египет. По повелению Моисея, Аарон жезлом своим ударил но воде, и вся вода обратилась в кровь, так что ее нельзя было пить, и все рыбы померли. Потом Аарон простер руку на воды, и весь Египет покрылся жабами. Тогда Фараон стал просить Моисея и Аарона избавить Египет от такой казни и обещал отпустить евреев. Но лишь только, по молитве Моисея, казнь прекратилась, он опять не хотел исполнить свое обещание; так он поступал и при других казнях, которых было десять. То земля египетская наполнялась гадами и насекомыми; то люди и скот страдали болезнями; то необыкновенный град истреблял все; то продолжалась трое суток темнота: и, наконец, только избиение всех первенцев египетских от людей и до скота заставило Фараона отпустить израильтян. Пасха, исход евреев из Египта и переход чрез Чермное море Перед выходом из Египта. Господь повелел евреям изготовить последнюю вечерю, или ужин: каждое семейство должно было заколоть однолетнего агнца, испечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Эта последняя вечеря называется пасхою. Кровью агнца каждый хозяин должен был окропить двери своего дома. Моисей повелел им быть совершенно готовыми к выходу. Когда ангел смерти поразил всех перворожденных египтян от старшего сына царя до первенца последнего раба, а также первенцев из скота их, то Фараон, доселе не отпускавший израильтян, в ту же ночь призвал Моисея и Аарона и просил их выйти из Египта со всеми израильтянами, которым позволил ваять с собою весь скот и все их имущество. Всех израильтян, вышедших из Египта, было до шести сот тысяч человек, кроме жен и детей. По выходе израильтян из Египта, Фараон стал жалеть, что отпустил их; он собрал войско, погнался за ними и догнал их около Чермного (Красного) моря. Евреи были в опасном положении: перед ними море, а сзади враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

XVIII. Пасха; исход из Египта Между тем сам Господь благовременно приготовлял к отшествию избранный народ свой. Он повелел выносить у Египтян драгоценные сосуды и одежды, и с одной стороны, как испытующий сердца, страхом чудес и побуждениями любви, расположил их отдавать в дар или в займы богатство свое иноплеменным; с другой же, как верховный Владыка всех вещей, дал Евреям право на таковое приобретение, в возмездие долговременной работы. – Бог учредил также новый священный год, положив началом его месяц Низан, ближайший к весеннему равноденствию, для того, чтобы Евреи, вступающие как бы в новую жизнь, сохраняли в памяти лето их свободы, и для сего наипаче заповедал празднование величайшего из торжеств древнего и нового Израиля, Пасху. В десятый день первого месяца каждое семейство, одно или вместе с другим, в случае малочисленности, должно было избрать и отделить, а в четырнадцатый день, вечером, заклать однолетнего непорочного агнца, и омочив кровью его кисть иссона, помазать двери своего дома; кровь сия служит охранительным знамением, чтобы Ангел Господень, в наступавшую таинственную ночь, шедший истребить первенцев Египетских, прошел мимо жилищ Израильских, и это было причиной наименования Пасхи, т. е. прошествия. Сам агнец долженствовал быть испечен огнем и поспешно съеден, с горькими травами, в знак скорого избавления от горького рабства, и посему, ядущие имели на себе знаки готовности к пути, сапоги на ногах и поясы на чреслах и жезлы в руках. Не позволялось сокрушать костей агнца, ни оставлять до утра избытков, но то и другое должно было сжечь немедленно, и остальное время ночи провести в благоговейном бдении, не дерзая выходить за порог дома, окропленного спасительной кровью. Моисей, именем божьим, повелевая Израилю впервые сотворить Пасху, заповедал её и позднейшим родам, и на вопрос потомков: «что означает такое служение?» велел ответствовать: «Пасха сия есть жертва Господу, спасшему сынов Израильских в день смерти Египтян.» Он позволил приобщаться сей таинственной жертве тем только, которые были посвящены Богу чрез обрезание, первый залог союза Его с верующими, и присоединил в последствии к торжеству Пасхи семидневный праздник опресноков, в знамение чистоты новой духовной жизни, спасенных кровью агнца, и в память того, с какой поспешностью бежали они из Египта, ибо не успели даже заквасить хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010