248 Содержание описания, состоящее из ответов на теже вопросы, что и в описаниях вологодских монастырей (см. стр. 104–106 и соч.), передавать не находим нужным. 249 Сведения о библиотеке псковского Печерского монастыря заимствуем из ст. М. Миротворцева: «Псково-Печерский монастырь» (Памятная книжка псковской губернии на 1860 г., стр. 22). Один из синодиков Псково-Печерского монастыря передан м. Евгением в киево-софийскую соборную библиотеку (см. 373). 250 По сообщению Миротворцева, «жалованные грамоты монастырю в недавнее время утрачены» (ib.) и, стало быть, остаются известными науке, только благодаря нашему высокопреосвященному автору. 251 С таким же почти заглавием есть рукопись в музее археологической коммиссии при псковском, губернском статистическом, комитете (см. «Опись рукописей и книг музея», Шляпкина, Псков, 1879 г., стр. 91). Она издана в Чтен. общ. истории и древн. росс., 1847 г., 7, и в Псковск. губ. вед., 1876 г., 44–47 и 51, и 1877 г. 1, 2, 6 и 9 (отдельный оттиск 1878 г.). 252 Так, преосв. Евгений пропустил настоятеля монастыря Тихона (1501 г.); настоятельство Иоакима полагает с 1594 г. (стр. 55) в 1593; приписных к монастырю церквей насчитывает (стр. 20–21) менее их действительного количества. 253 Как эти, так и все вообще надписи, известные преосв. Евгению и порою сообщаемые на страницах Истории княж. псковского, могли быть или им самим списываемы, или, что вероятнее, кем-либо из местных обывателей («уездные» и «епархиальные» сведения). 256 Несколько «свитков Святогорского монастыря» (выписи на вотчины, грамоты и пр.) хранится теперь в «музее археологической коммиссии при псковском губ. статистич. комитете» (Шляпкин, стр. 41–43). 258 Несколько актов, грамот и пр. («свитки») она найдет в музее археологии, коммиссии при псковском губ. статистич. комитете» (Шляпкин, стр. 43–46). 259 Доселе рецензент (вероятно сам издатель «М. Т.» – Н. А. Полевой) говорил только о двух первых частях «Истории княжества псковского», вышедших немного ранее третьей и четвертой частей, о которых речь идет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вд. Парасковья Иванова жена Вельяминова с детьми со Власком да с Степанком... Недоросли Михайло да Фёдор Львовы дети Плещеева... вонче с отцом их со Львом да с братьями их с Андреем да с – Иваном ... Вд. княгиня Домна княж Иванова жена княж Дмитриева сына Болховского... Вд. Полагея княж Романова жена Болховского с дочерью с княжною с Парасковьею... Вд. княгиня Федосья княж Федорова жена Коврова с детьми с сыном со князем Михаилом, да с двумя дочерьми с девками со княжною Настасьей да со княжною Авдотьею вопче с пасынком её со князем Иваном Ковровым да с сестрою его со княжною Марьею... Вд. Василиса Иванова жена Корамышева с детьми с сыном с Фёдором да с двумя дочерьми с девками с Соломанидою да с Марьею... Вд. Марья Иванова жена Спасителева с детьми с Тимофем да с Андреем ... Недоросль княз Митрофан княж Федоров сын Щетинин... Недоросль княз Юрьи княж Михаилов сын Солнцов-Засекин... Вд. Оксинья Иванова жена Зубатова... Вд. Софья иноземца Иванова жена Тимофеева с детьми с сыном с Патрикеем да с дочерью с девкой с Варварою... Вд. Анна дьяка Андреева жена Шипова с детьми с сыном с- Иваном да с дочерью с девкой с Мариною... Вд. Анна дьяка Семенова жена Заборовского... Вд. Марья Федорова жена Старого с сыном с- Иваном да с тремя дочерьми с девками с Настасьею да с Стефанидой да с Александрою... Вд. княгиня Авдотья княж Иванова жена Мещерского... Вд. Татьяна Богданова жена Голохвостово с детьми с сыном с Василием да с дочерью с девкою... Вд. Авдотья Иванова дочь Баскакова Иванова жена Баклановского... Вд. Анна Федорова жена Кобылина с сыном... Вд. Марья Андреева жена Нагово... Вд. Фетинья Микитина жена Заболоцкого... Вд. Соломанида Иванова жена Ловчикова с дочерью с девкой... Вд. Наталья Микитина жена Сомова с сыном с недорослем с-Иваном Сомовым... Недоросли Салтай, да Конай, да Биакай да Армамет Каплановы дети Шейдякова с матерьми... Вд. Окулина Семенова жена Плещеева с дочерью с девкой Марьею... Старец Федорит Микифоров сын Ефимьев да племянник его Иван Федоров сын Ефимьев...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вд. Лукерья Алексеева жена Безобразова... Вд. Марья Федорова жена Полева... Вд. Марья Петровская жена Измаилова... Кирьяк Иванов сын Самарин с матерью со вдовою Марфою да с сёстрами с девками с Марьею да с Акулиною... Вд. Анна Прокофьева жена Измаилова... Вд. княгиня Соломанида княж Юрьева жена Звенигороцкого с сыном со князем Юрием ... Вд. княгиня Татьяна княж Семенова жена Приимкова-Ростовского, княз Семенова дочь Звенигородского... Девка княжна Настасья княж Юрьева дочь Звенигородского... Вд. княгиня Алена княж Григорьева жена княж Тимофеева сына Долгоруково... Вд. Антонида Григорьева жена Бутикова... Вд. Ульяна Иванова жена да невестка её вдова Аксинья Иванова жена Воейкова... Вд. Мавра дьяка Юрьева жена Резанцова с сыном с Микиткой да с дочерью с девкой с Ульянкой... Вд. Полагея Федорова жена Навалкина... Девка Настасья Федорова дочь Чемоданова... вопче с дядьями её с Осипом да с-Иваном Чемодановыми... Вд. княгиня Анна княж Микифорова жена Мещёрского с дочерью с девкою княжною Настасьей.... с тем , что она поступилась за дочерью своею за княжною девкой Анною Федору Квашнину... Вд. Анна столника Федорова жена Бутурлина с дочерью с девкой с Фотинией... Вд. Полагея думного дияка Иванова жена Грязева... Вд. Огрофена Васильева жена Бутурлина да вдова Авдотья княж Григорьева жена Тюфякина... Вд. Марья Григорьева жена Вельяминова.... вопче с Семёном да Федором Вельяминовыми.... Вд. Офимья Яковлева жена Юш(кова) с девкой (По склейкам: думной диак Михайло Данилов. А. М. И. Д. Приказные дела старых лет , св. 712, 75. В книг нет прямых указаний на время её составления. Но судя потому, что боярин С. В. Головин умер в 7142 г., а дьяк Мих. Данилов в 7143 г., следует отнести её к 7142–7143 гг.). 2.–7147 г. Доимка, что на ком Московских всяких чинов с людей и с городовых со вдов и с недорослей с перехожих крестьянских дворов донять денег на прошлой на 146-й год. (л. 1 об.) Co вдовы княгини Марьи княз Микитинской жены Егупова-Черкаского 15 р. I 149-го сентября в 26 день у вдовы княгини Марьи 15 руб . . . Платил деньги Степан Бутурлин, а донять на ней тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Павел Резански и Муромски; Архиепискупы: Илорион Суздолски и Юрьевски, Симон Вологотцки и Белозерски, Серги Тверски и Кашински; Епискуп: Иона Вятцки и Великопермьски. Да у руки были бояре и окольничия и думные и ближные люди. Да объявлял боярин и дворетцкой князь Василей Федорович Одуевской гостей и розных слобод посатцских людей с подносом. Того ж году февраля в 23 день был великому государю выход в Залатую палату, а были у великова государя на отпуске посли и посланники кримския, объявлял думнай дьяк Ларивон Иванов. Того ж числа пожаловал велики государь в бояре кравчего князь Ивана Григорьевича Куракина; А сказал ему боярства думнай дьяк Василей Семенов; А у скаски стоял и великому государю объявлял окольничей Матвей Степанович Пушкин. Того ж числа пожаловал велики государь в кравчия столника и ближнаго человека князь Бориса Алексеевича Голицына; А сказал думной дьяк Василей Семенов. Того ж числа был стол у великого государя по столовой полате. А у стола были великого государя светейши патриярх со властьми, да бояре и околничия, и думныя и ближния люди все. В столы смотрели столники: В болшей стол столник князь Лука княж Федоров сын Долгоруково, да столник же Дмитрей Петров сын Протасьев; В кривой стол столник князь Борис княж Федоров сын Долгоруково, да столник Александр Петров сын Протасьев. У государева стола стоял крайчей князь Борис Алексеевич Голицын да столник и ближней человек Аврам Иванов сын Хитрово. Вина нарежал столник князь Иван княж Андреев сын Болшой Голицын. Пить наливал чашник Семен Иванович Языков. За государевым поставцом сидел боярин и дворетцкой князь Василей Федорович Одуевский. За потрияршим. За боярским: У потриярхова стола стоял: Царевичей потчивол косимовских и сибирских столник князь Матфей княж Веденихтов сын Оболенский. Властей кормили. Бояр кормили: Того ж числа был стол у великия государыни царицы и великия княгини Марфе Матфеевны по государевой передней. А у стола были царевичевы жена да боярини приежия. А у стола стояла крайчея Анна Петровна Хитрово.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Во время Отечественной войны 1812 г. село Ваулино оказалось буквально на пути и русской, и французской армий в непосредственной близости от Старой Смоленской дороги (Можайское шоссе), по которой армия Наполеона входила в Москву. Французы стали на постой в селе, а в храме был организован госпиталь для солдат, раненных на Бородинском поле. Умерших здесь же и хоронили на погосте (в советское время кладбище сравняли с землей). Из документов, свидетельств и воспоминаний очевидцев Отечественной войны 1812 года известно, что корпус графа Остермана-Толстого и летучий отряд генерала Дорохова действовали прямо на территории леса близ села Ваулино (ныне территория Мещерского парка). При отступлении французскими солдатами было сожжено село Ваулино вместе с церковью. «Сожжен. Француз. Село Ваулино» отмечалось на картах вплоть до середины 1920-х гг. Кроме упомянутой надписи на карты наносили точку с крестом – местонахождение утраченного храма. В книге священника Н. Скворцова «Уничтоженные в Московском уезде церкви» 1905года издания содержится описание храма. Долго время земля не использовалась под жилые строения. В конце 19 века земельные угодья были выкуплены князем Сергеем Борисовичем Мещерским. В конце 19-го века в Московской губернии стало модным приобретать дачи в ближнем Подмосковье. Активному развитию бывшей Ваулиной пустоши способствовало строительство в 1900 году платформы «Востряково» Киево-Воронежской железной дороги в 12 верстах от Москвы. На месте сожженного села в верховьях речки Натошенки (Навексы или Навемки, Неверки) в начале XX в. стал строиться дачный поселок, получивший название Княж-Мещерский, по фамилии владельца земли князя С. Мещерского. 23 марта 1904 г. в московской земской управе был утвержден план дальнейшего развития поселка. Открыт поселок был в 1905 году. В 1910 г. в Княж-Мещерском насчитывалось 108 отдельных владений, в то время образовалось общество благоустройства, много работавшее для того, чтобы сделать жизнь в поселке удобнее. В путеводителе по Московскому уезду от 1905 года поселок обозначался как Дачный поселок Княж Мещерский. При нем имение князя Мещерского.

http://sobory.ru/article/?object=45449

На Двине: боярин и воевода князь Михайла Иванович Тыков февраля з 20-го числа 206-го году, дьяк Еремев Полянской февраля з 20-го числа 206-го же году. У стрелцов головы: у Архангелского города подполковник Андрей Гордон февраля з 20-го числа 205-го году, а на ево место велено быть стряпчему Григорью Васильеву сыну Меркурову и переменить по сроке. На Колмогорах жилец Тимофей Сергеев сын Сверчков и ныне с полком на Москве. У Гайдуцкого приказу Василей Иванов сын Рагозин февраля с 30-го числа 207-го году и ныне он с полком на Москве. Осадным головою Аврам Кирьяков сын Бахтеяров февраля з 20-го числа 206-го году. На Олонце столник и воевода Василей Никитин сын Зотов февраля з 26-го числа 204-го году, а на ево место велено быть столнику князю Семену княж Федорову сыну Борятинскому и переменить февраля в 26-й день нынешняго 208-го году; у стрелцов головою Иван Михайлов сын Перфильев з 207-го году, а которого числа о том не писано, а на ево место велено быть Петру Михееву сыну Базлову и переменить по сроке. На Вятке стольник и воевода Петр Васильев сын Бутурлин марта с 3-го числа 206-го году, а на ево место велено быть столнику Ивану Андрееву сыну Щепотеву и переменить по сроке. У Соли Камской столник Василей Яковлев сын Новосилцов октября с 11 го числа 207-го году; подьячей с приписью Степан Золотарев марта с 7-го числа 205-го году, а на ево место велено быть подьячему же Григорью Бирилеву и переменить марта же 7–го числа нынешняго 208-го году. На Кунгуре столник и воевода Иван Михайлов сын Коробьин февраля з 25-го числа 207-го году, а на ево место велено быть столнику Ульяну Якимову сыну Синявину и переменить по сроке. На Вологде столник и воевода князь Никита княж Федоров сын Мещерской сентября с 1-го числа 207-го году, а на ево место велено быть столнику князю Василью княж Иванову сыну Лвову и переменить по сроке; дьяк Иван Федоров генваря с 17-го числа 205-го году, а на ево место велено быть дьяку Прохору Чередееву и переменить генваря в 17-м числе нынешняго 208-го году: у стрелцов головою Никифор Иванов сын Хлуденев декабря со 2-го числа 207-го году, а на ево место велено быть Савину Артемьеву сыну Олексееву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И после того посылал государь ко княгине боярина своего Дмитрия Федоровича Палецкого, да дьяка Ивана Михайлова, чтобы она велела к той грамоте привесить княжескую печать. И они ко княгине ходили трижды, и она с трудом дала приказ приложить печать, а говорила: «Что это за крестное целование, если поневоле?» – и много бранных речей говорила. И с тех пор была вражда государю с князем Владимиром Андреевичем, а между бояр смута и мятеж, и царству во всем оскудение. ...По сем же, по крещении царя Семиона Казанского 696 , въ среду третия недели поста, марта 1 дня, разболся царь и великий князь Иван Васильевич въсея Русии. И бысть болзнь его тяжка зло, мало и людей знаяше. И тако бяше болен, яко многимъ чаяти: х концу приближися. 697 Царя же и великого князя дияк Иван Михайлов 698 воспомяну государю о духовъной; государь же повел духовъную съвершити, въсегда бо бяше у государя сие готово. Съвершивше же духовъную, начаша государю говорити о крестномъ целовании, чтобы князя Владимера Ондревича 699 и бояр привести к целованью на царевъчево княже Дмитреево имя. 700 Государь же въвечеру томъ приведе к целованью бояр своих князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Володимера Ивановича Воротынского, Ивана Васильевича Шереметева, Михаила Яковлевича Морозова, князя Дмитрея Федоровича Палетцкого, дияка Ивана Михайлова, да бояр же Данила Романовича, Василья Михайловича Юрьевых. 701 А боярин князь Дмитрей Иванович Шкурлятев, 702 тот не целовал, рознемогся, а целовал нолны на третей день, как уже мятеж минулся. А казначй Микита Фуников, 703 тот рознемогся рано, а встал, как государь гораздо оздравл, и тогды целовал, после въсх людей. А глаголаху про князя Дмитрея Курлятева да про Микиту Фуникова, будто они ссылалися съ княгинею Офросиньею, съ сыномъ ея съ княземъ Владимеромъ, 704 а хотли его на государство, а царевъчя князя Дмитрея для младенчества на государство не хотли. А боярин князь Дмитрей Федорович Палетцкой, тот после целованья посылал ко княгине Офросинеи к сыну къ е ко князю Владимеру зятя своего Василья Петрова сына Борисова Бороздина, а за ним б князя Дмитрея Палетцкого сестра; а Васильева сестра родная была за Хованскимъ, а Хованского дочь, а Василью племянница – княгиня Офросинья, княже Владимерова мать. 705 А посылал князь Дмитрей Василья того ради понеже судомъ Божиимъ, а государскимъ царя и великого князя произволениемъ понял царя и великого князя брат князь Юрьи Васильевич княж Дмитрееву Палетцкого дочерь, и князь Дмитрей Палетцкой посылал Василья о томъ ко княгин Офросинь и к сыну къ е къ князю Володимеру, чтобы княгиня и сынъ е пожаловали князю Юрью Васильевичю и дочери его, а княж Юрьев княгин дали удл по великого князя Васильеве духовъной грамоте: а они имъ будут, княгине Офросинье и князю Володимеру, на государство не сопротивны, а служити имъ готовы. 706

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти-то домочадцы или огнищане княжеские имели то преимущество пред остальным народонаселением, что за их голову убийца платил двойную пеню, или виру, именно 80 гривен вместо 40. Под огнищанином разумелся только муж княж высшего разряда, боярин, думец княжеский, но не гридь, не простой член дружины, который собственно не принадлежал к огнищу или двору княжескому. К огнищанам, как видно из Правды, принадлежал тиун княж, но не вообще, а только огнищный и конюший. Тиун в готском переводе Библии Улфилы является в форме dius и в значении οικετης - домочадец, слуга, раб. Звание тиуна, как оно является в наших древних памятниках, можно означить словом " приставник " , с неопределенным значением: приставник смотреть за домом, за конюшнею, за судом, за сбором доходов княжих, за селом княжим; тиуны могли быть у князя и у боярина; они могли быть и свободные, если примут на себя эту должность с рядом, но это было уже исключение. Сельский тиун княжий или ратайный, если был холоп, то за него положена была вира в 12 гривен, если же был свободный человек, но рядович, т. е. такой тиун, который, вступая в должность, не вошел в холопство, но порядился, вошел с рядом, то за такого вира была только в 5 гривен, потому что для князя было гораздо важнее потерять своего холопа, чем вольного рядовича; те же самые виры брались за тиунов холопей и рядовичей боярских. Вообще князь увеличивал виру за своего служителя, смотря по важности последнего. Что касается до отроков князя, то они составляли его домашнюю прислугу; они, по летописям, служат за столом князю и гостям его; убирают вещи по княжому приказу; князь посылает их с поручениями и т. п. Кроме дружины войско составлялось также из жителей городов и сел, набиравшихся по случаю похода: эти полки явственно отличаются от дружины под именем воинов (воев) в тесном смысле; так, читаем в рассказе о убиении святого Бориса: " Сказала ему отцовская дружина: " вот у тебя дружина отцовская и воины (вои) " . Другое место, из которого также виден двойственный состав княжеского войска, встречаем в рассказе о походе Владимира Ярославича на греков: " Прочие воины Владимира были выкинуты на берег, числом 6000, и хотели возвратиться в Русь, но не пошел с ними никто из дружины княжеской " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В кодексе 1097 г. разработана подробная шкала штрафов, взыскиваемых за преступления, что вполне отвечает отмеченной автором Предисловия к Начальному летописному своду тенденции феодального права к распространению в судебной практике системы «творимых вир и продаж». Вира в 80 гривен, по Правде Ярославичей, бралась за убийство огнищанина, тиуна, конюха старого. Теперь, судя по соответствующему разделу Пространной редакции, в законодательстве выделяются две привилегированные социальные категории, жизнь которых защищается восьмидесятигривенной вирой: «княж муж» (1 – 3) и «княж тиун» (1). Среди княжеских тиунов, убийство которых карается таким высоким штрафом, называются тиуны «огнищный» и «конюший» (12). Таким образом, общее понятие «огнищанин» (человек, принадлежащий к привилегированному княжескому окружению) расчленилось. Право стало различать, с одной стороны, княжеских «мужей», являвшихся членами боярской думы, выполнявших военные и административно-судебные поручения, с другой стороны, – лиц, возглавлявших различные отрасли дворцового управления. Это было следствием усложнения функций государственного аппарата и развития системы дворцово-вотчинных административных органов 791 . Не исключено, что отразившиеся в летописи жалобы представителей феодальной знати на Всеволода, приблизившего к себе младших («уных») дружинников и отстранившего «старую» дружину, вызвали соответствующую реакцию со стороны князей, принимавших участие в Любечском совещании, и побудили их обратить внимание на охрану интересов дружинных верхов. Более дифференцированно дан в кодексе 1097 г. перечень людей, за убийство которых взимается вира в 40 гривен. В основном повторены те социально-этнические категории, которые названы в ст. 1 Краткой редакции: русин, гридь, купец, мечник, изгой, Словении. Термин «ябетник» заменен словами «тивун бояреск», что указывает на развитие, наряду с княжеским хозяйством, хозяйства бояр, вызвавшее появление специальных законодательных норм по охране персонала феодальных вотчин от покушений прежде всего, конечно, со стороны зависимого сельского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Обождите, отцы, братия, — сказал, правило-то не прочел… Отошел к аналою и встал на правило. Когда первые лучи ударили в келью сквозь щели и легли на полу золотыми полосами, проснулся святой схимник, стоя пред аналоем, и договаривал язык его последние слова: “Вечери Твоея тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…” Гость сидел на скамье: — Что ж, батя, благословишь службу править? — Миленький, — сказал схимник, — и рад бы, да антиминса нет у меня, чтоб обедню служить… Светит гость глазами: — Нешто святость твоя, отче, антиминсом не послужит? — Ой, молчи! — возопил схимник и задумался. Видно, надоть в самый Суздаль княж-город али Ростов идти за антиминсом к архиерею… — сказал схимник. — Пути твоего, старче, день тридцать будет… — К зиме, ежели Господь сохранит и назад буду, — сказал схимник — и все, как во сне. Взял дубинку, лапти, и сухие лепешки в суму сунул. А гость говорит: “Отче святый, как лепешки-то уносишь, чем я кормиться буду до возврата твоего?” Положил схимник суму на лавку и пошел, как есть. И вот страшная, голая пустыня. Видит схимник леса порубленные, пожарища лесные, видит падаль конскую и верблюжью, видит кости человеческие, видит села пожженые, и ни души христианской. Великое свято-русское кладбище до краю земли раскинулось. Пять, шесть ден идет святой схимник пожарищами, болотами, по пояс в трясину вязнет, кореньями питается, а как слишком подводить станет, Иисусову молитву шепчет. И вышел к Волге. Пустынная течет великая река в великой пустыни. Нет в ней броду ни перевозу. Живой души не осталось. Вопросил Господа схимник и в овраге до первых морозов поселился. И когда снегом покрылась земля и крепким льдом реку сковало, дальше пошел. На двадцатый день промеж сугробов крыши мелькнули. Миновала, видно, сила вражия христианское жилье. — Куда идешь, странничек? — говорят ему. — В Суздаль княж-город, православные, к господину архиерею-епископу, да на поклон ко пресветлому государю великому князю Всеволод Юрьевичу, обладателю земли Суздальской. Смеются люди:

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010