262 Ключевск. стр. 346, Филарет и Муравьев под 12-м Сентября. Митрополит Сибирский Игнатий (1692–1700), открывший мощи Симеона, рассказывает в составленной им самим повести о проявлении мощей, что когда он шел от города Пелыми в город Верхотурье, игумен Далматского монастыря сделал ему представление: «В Меркушинском селе, рече, при церкви святого архангела Михаила восходит от земли гроб, не изволиши ли его дозреть, еже есть свидетельствовать, дабы православные христиане не имели о том какова себе греха, понеже от того гроба многая бывают знамения». О самом свидетельствовании мощей Игнатий говорит: «Совершенней же бывши литургии (в церкви села), изыдохом из церкве ко оному гробу праведного и вшедшу ми со архимандритом Сергием Знаменским и со игуменом Исааком Далматским и со священники и диаконы, и открыта гроб я видев оное праведное тело мало не все цело, но некия части, яже на руках персты, отданы земли, глава и перси и рамена и ребра и опрепоясания (sic) и бедра и нозе зело целы, кости плотию, яже есть кожею, покрошены, прилпеша плоти его, погребальная же одеяния вся рассыпашася», – 375. лл. 10 и 15. 263 См. у Верюжского стр. 664 sqq (npocьбa священника с прихожанами и резолюция архиепископа приведены дословно). 267 Верюжск., стр. 599.-В монастыре Иосифовом, до установления празднования ему, происходила долгая и сильная, но не объясняемая нам удовлетворительным образом, борьба из-за почитания его памяти: часовня, поставленная над его гробом, три раза была уничтожаема. – Велюжск. стр. 596–597. Дело, по всей вероятности, состояло в том, что часовня была уничтожаема не по настоянию враждебно относившейся к памяти преподобного части монахов монастыря, как хочет представлять дело его жизнеописатель, а по распоряжению епархиального начальства. – В настоящее время в Заоникиевской пустыне есть придел во имя преп. Иосифа, – Верюжск., 606. 268 Что касается до месяцесловов при богослужебных книгах, то в них только общие или всецерковные святые, которые представляют собою не более, если не гораздо менее, трети общего числа всех Русских святых. Есть Месяцеслов всех святых, празднуемых православною греко-восточною церковью, печатаемый от св. Синода, но и в нем из местных святых находятся только очень немногие (внесенные по какому-то, не совсем ясному, выбору).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

532 Для свидетельствования мощей святых и для дознания о совершавшихся при них чудесах иногда собираемы были епископами очень многие власти. Между 1560– 1570-м годами для свидетельствования мощей Григория и Кассиана Авнежских епископ Пермско-Вологодский Иоасаф предписывал явиться всем игуменам своей епархии, см. у Коноплева в Святых Вологодского края, стр. 33 fin. В Апреле месяце 1673-го года архиепископ Вологодский Симон писал митрополиту Сарскому Павлу, что по указу патриарха о свидетельстве мощей Галактиона Вологодского он станет творить потщание, «как вешний путь пишется, а (что) до того времени властей из мohacmыpeй sa boдaмu сбирать нельзя», – у Верюжск. стр. 623, примеч. 533 Не невозможно предполагать, что бывали случаи произведения во святые обманом и за деньги, именно – что являлся в монастыре ловкий и смелый настоятель, который сочинял несколько чудес, будто бы совершившихся при гробе основателя монастыря и доносил о них подлежащей власти, – что подлежащая власть посылала для поверки известий о чудесах одного следователя или комиссию следователей из двух – трех лиц, – что игумен подкупал следователя или следователей и что таким образом основатель монастыря и был канонизован. Не невозможно предполагать это, но само собою разумеется, что положительно утверждать это можно только с неоспоримыми доказательствами в руках. Относительно попыток обмана с мощами мы действительно имеем такие доказательства. 536 Следователи отыскивали исцеленных, какие были в живых, ставили их перед собою и расспрашивали накрепко с крестным целованием, «кто какою немощью болен был и сколько лет и как кому от чудотворцев было исцеление, – тут ли у чудотворцевых гробов или в их домех или идучи на пути», затем сказки их снова «сыскивали» или проверяли их родом и племенем, а показания родственников – «окольными тутошными всякими людьми» и духовными лицами, см. статью  Π . В. Знаменского: Сергий Шелонин, напечатанную в Правосл. Обозр. 1882-го года, m. I, cmp. 296 fin. Для производства допросов исцеленным и об них их родственникам и окольным людям игумен с боярским сыном не вызывали одних и других с третьими к себе, а сами объезжали места их жительства: это, очевидно, для того, чтобы избавить их от волокиты и напрасной траты времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(Полного собрания законов т. X. 7450, стр. 362). В старое время у нас выкапывали могилы для умерших очень мелко, в пол аршина глубины или немного более, а даже и менее (как это в Греции, если не везде, то на Афоне, и до сих пор так). Вследствие этого зимними морозами не мало гробов с остатками умерших выпирало вон из земли (земля издавала гробы, гробы выходили из земли, гробы от недр земли на верх ее выступали, см. выше стр. 136 и сейчас ниже протокол св. Синода от 7-го Декабря 1744-го года). Если в гробах оказывались более или менее целые тела, то местные священники или монахи спешили объявлять их за святые мощи, чтобы от пения над ними панихид или молебнов получать доход (cfr huжe стр. 523); но начальству не было доносимо об этих более или менее целых телах неизвестных усопших, из опасения, что оно, прекращая доход, будет приказывать снова зарывать тела в землю. Сии-то выходившие на поверхность земли более или менее целые тела неизвестных усопших и разумеются под «несвидетельствованными телами» как в нашем указе св. Синода, так и в других его указах и вообще в законодательных памятниках. Первый обратил внимание на эти тела собор 1667-го года, который предписывает: «Нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати» 635 . После собора 1667-го года Духовный Регламент предписывает смотреть епархиальным архиереям, чтобы нигде у них в епархиях не было телес мертвых не свидетельствованных 636 . После Регламента мы не знаем указов о не свидетельствованных телах до нашего указа 1737-го года. Но должно думать, что такие указы были. Враги Феофана Прокоповича († 8-го Сентября 1736-го года) между прочим обвиняли его в том, что он с своими единомысленниками «многие указы (выдал) о мощах святых, будто непрямых и несвидетельствованных, которых сам Бог многими чудесами от них бывшими прославил, которых раки разбивали и их самих закапывали 637 . Что не свидетельствованные мощи по местам оставались до конца прошлого столетия (XVIII b.), это показывает пример мощей Кирилла Вельского, о котором см. выше стр. 150, и остатки мощей которого, сокрытые в конце прошлого столетия (XVIII b.), представляли собою именно остатки таких не свидетельствованных мощей, – Верюжск. стр. 374 fin. VIII. Требование императрицею Елизаветою Петровной в 1744-м году сведений от св. Синода о мощах святых которые в продолжение того или иного времени находились на вскрытии, не быв при сем или для сего свидетельствованы, и которые потом без должного свидетельства снова сокрыты были в землю

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И таким образом, относительно большинства имен усопших должно быть предполагаемо, что они берутся из всех четырех указанных месяцесловных собраний. Что касается до имен усопших, находящихся не во всех четырех собраниях, а или и некоторых или в одном каком-нибудь из них, то и здесь, не указывая в каждом случае собраний или собрания, в которых или в котором находится имя, мы будем делать это лишь в некоторых случаях, когда это окажется нужным 587 . Источники сведений о новых почитаемых усопших мы указываем в каждом данном случае (за исключением немногих случаев, когда имеем сведения сами, непосредственным образом) 588 .  I. Список усопших, на самом деле почитаемых Авксентий и Онуфрий Перцовские, основавшие около 1490 г. упраздненную Перцовуили Персону Троицкую пустыню, которая находилась в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 517 ; у Верюжск. стр. 365). Аврамий, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 19-го Июля 1852-го года. Принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрийв Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 93. Аврамий Мирожский, основатель Спасо-Мирожского монастыря, который находится близь Пскова, скончавшийся 24-го Сентября 1158-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он, по всей вероятности, принадлежит к числу лишь почитаемых (и притом более номинально, чем действительно) усопших (ни в Истории Иерархии, -V, 69, ни в Истории княжества Псковского митр. Евгения, –III, 75, ни у графа Толстова в Святынях и древностях Пскова, – стр. 66, ничего не говорится о праздновании его памяти). Аврамий Палеостровский. См. Корнилий и Аврамий. Аврамий и Коприй Печенгские, основавшие около 1490-го года упраздненный Печенгский Спасо-Преображенский монастырь, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 543 ; у Верюжск. стр. 363). Агапит, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 17-го Сентября 1825-го года. Над его гробом усердием одной почитательницы его памяти устроен катафалк с вычеканенным (?) на верхней доске последнего его изображением; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 90. Агапит Маркушевский, основатель упраздненного Маркушевского Николаевского монастыря, который находился в Тотемском уезде Вологодской епархии, скончавшийся насильственною смертью 21-го Мая 1584-го года (Ист. Uep. V, 51 ). Так как мощи его находятся под спудом в церкви его бывшего монастыря (Верюжск. стр. 545), то и должно думать, что он пользуется почитанием (хотя Верюжский прямо этого не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Синод: «я и сам убеждаясь совестью и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми и что мощи прав. Прокопия Усьянского огласить, за святые не только можно, но и должно». При мощах и до сих пор совершаются чудесные исцеления. (Сказания о Вологодских свв. Верюжск. стр. 547–559). Нижнеломовская Казанская икона Богоматери явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от г. Пензы. Карповская Казанская икона Богоматери в 1725 г. перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский монастырь. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Каташинском Николаевском монастыре, Черниговской губернии, явилась до 1622 года. Каплуновская Казанская икона Богоматери явилась в 1689 году в Каплуновке, в 20 вер. от Ахтырки. Казанская икона Богоматери в Тобольске явилась в 1661 году. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Ярославском женском монастыре, явилась в 1588 году. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2 стр. 180). 9-е число Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Св. священномуч. Кирилла, еп. Гортинского. Свв. преподрбномуч. Патермуфия и Коприя и св. муч. Александра воина египтян. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. Едесского и иных с ним. Явление чудотворного образа Пресв. Богородицы на Колоче. (Мучч. Андрея и Прова. Освящение храма Богоматери на источнике. Кипрские иконы Божией Матери). Священномуч. Панкратия, епископа Тавроменийского Св. Панкратий родился в Антиохии и был современником земной жизни Господа нашего Иииуса Христа. Отец его слышал много о чудесах Спасителя и отправился в Иерусалим, чтобы видеть Христа. Он был свидетелем многих чудес, познакомился с некоторыми из апостолов. Панкратий стал известен апостолу Петру. Возвратившись в Антиохию, отец свят. Панкратия, после вознесения Господа, крестился со всем своим домом. По смерти родителей, Панкратий бросил наследство, ушел в Понтийские горы и поселился в пещере, проводя время в посте и молитве. Здесь его нашел апостол Петр и, посоветовавшись с апостолом Павлом, поставил его епископом в Сицилийский город Тавромению. Панкратий отправился в путь и дорогою убедил корабельщиков принять христианство . По прибытии на место служения, он также сделался виновником многих обращений, так как его приезд в город сопровождался чудесами. Рассказывают, что идолы и храм, в котором они заключались, пали и разбились сами собою, когда корабль, везший Панкратия, подошел к гавани и святой вышел на берег. Во время нападения на город врагов, Панкратий отправился им на встречу с клиром, неся в руках крест. Вид епископа так устрашил и поразил врагов, что они стали поражать друг друга, а оставшиеся в живых приняли христианство. Вообще, благодаря усилиям св. Панкратия, христианство распространилось в окрестной стране. Епископ являлся образцом христианской любви, но это не спасло его от злобы язычников; однажды они напали на Панкратия и убили его. Мощи его хранятся в Риме в Загородной церкви муч. Панкратия. (Четьи-Минеи). Священномуч. Кирилла, епископа Гортинского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Амвросий Оптинский, подвижник Оптиной пустыни, находящейся в Козельском уезде (в 4-х верстах от города Козельска) Калужской губернии, скончавшийся 10-го Октября 1891-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Амфилохий, иеромонах и подвижник Ростовского Яковлевского монастыря, скончавшийся 26-го Мая 1824-го года (Гр. Толстова Древние святыни Ростова-Великого, стр. 57, также Е. Поселянина Русские подвижники XIX века). Амфилохий Реконский, подвижник Реконского (восстановленного им) монастыря, находящегося в Тихвинском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 9-го Августа 1865-го года 125-летним старцем. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Андрей Мещовский, юродивый города Мещовска Калужской губернии, скончавшийся 28-го Июня 1812-го года и погребенный в Георгиевском Мещовском монастыре. См. о нем уЕ. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Андрей, юродивый Тотемский (города Тотьмы Вологодской губернии), скончавшийся 10-го Октября 1673-го года и погребенный у городской Воскресенской церкви. «Память его совершается (конечно, пением заупокойной литургии и панихиды) 10 Октября, в день его преставления» (Верюжск. стр. 680 sqq). Анна, княгиня Ярославская, по монашескому имени Анастасия, погребенная в церкви Петропавловского в городе Ярославле монастыря, ныне приходской, – вероятно, вторая супруга кн. Феодора Ростиславича Черного, в мире называвшаяся Анной 589 , по происхождению Татарка (гр. Толстой в Книге глаголемой, 239; о происхождении – Карали, т. IV, col. 69–70). Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1585-м году, скончавшийся 26-го Октября 1587-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но отсутствуют речи о праздновании ему у о. Верюжского (стр. 502) и один знакомый нам Вологжанин, выдавая себя за человека, хорошо знающего дело, уверял нас, что по епископе служатся панихиды, а не поются ему молебны. Антоний Алексеевич, юродивый города Задонска Воронежской губернии, скончавшийся 29-го Октября 1851-го года и погребенный в Задонском Богородицком монастыре. Принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 93, также Е. Поселянин в Русских подвижниках XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Платон, митрополит Московский, скончавшийся 11-го Ноября 1812-го года и погребенный в Спасо-Вифанском монастыре, находящемся в трех с половиною верстах ох Троицкой Сергиевой Лавры. Уже в 1834-м году ходили слухи, что при гробе Платона получаются исцеления, см. письмо Костромского епископа Павла к митрополиту Московскому Филарету от 22-го Июля 1834-го года в предисловии С. К. Смирнова к автобиографии митр. Платона, напечатанной в Душеполезном Чтении 1887-го года, 8 и 9, и отдельной книжкой. В письмах митр. Филарета к наместнику Лавры архимандриту Антонию находим: в письме от 8-го Января 1852-го года: «Сведения о получивших благодеяния от святителя Платона записывать в монастыре надобно, и притом стараться, чтобы запись была проста и точна, как сказывают облагодетельствованные», – печат. изд. писем т. ПИ, стр. 121, 844; в письме от 16-го Марта 1864-го года: «Слава благодати Божией, являющейся чрез святителя Платона», – IV, 421, 1533; в письме от 26-го Ноября 1866-го года: «Утешен я вестию о благодеянии Божием чрез святителя Платова, слава Прославляющему святые Своя», – IV, 499, 1659. В Сергиевском Посаде веруют, что Платон особенно помогает детям в болезнях, ибо живой любил детей. Поликарп Брянский, основатель упраздненного Поликарпова Спасского монастыря, который находился в городе Брянске Орловской губернии, скончавшийся 23-го Февраля 1699-го года (Ист. Uep. V, 588 ). Прокопий юродивый Вятский, скончавшийся 21-го Декабря 1628-го года и погребенный в Трифоновом монастыре (Ист. Uep. VI, 437 , прим.). Прокопий Усьянский, неизвестно когда живший до второй подосины XVII века, мощи которого находится в приходской церкви села Верюжского, что в Вельском уезде Вологодской губернии, – Верюжск. стр. 546 sqq. См. о нем выше стрр, 159 и 200. Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, скончавшийся 7-го Сентября 1327-го года и погребенный в Ярославском Спасском монастыре. В первом издании книги мы поставили его в числе святых. Но теперь мы имеем положительное и достоверное сведение, что над гробницей его совершаются панихиды, следовательно – что он есть почитаемый усопший, см. книжку: «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом», составленную ризничим монастыря иеромонахом Владимиром и напечатанную в Москве, в 1881-м году, стр. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...