Там же. С. 31—32.    Там же. С. 33.    Там же. С. 34.    Там же. С. 40.    Там же. С. 43, 45.    Архив Московской Патриархии. Архиерейский Собор 1997 года. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С. 2.    Там же. Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета. С. 14—15.    Православная Москва. Март 1997 г. 7 (103). С. 12.    Там же. С. 10.    Там же. С. 11. Глава XI. Церковная диаспора    Революционные события в России, ужасы красного террора, гражданская война и поражение Белых Армий вызвали исход огромных масс русских людей — мирных беженцев и остатков разбитых войск — за пределы России: в Китай, Турцию, на Балканы, в Западную Европу и Америку. К октябрю 1920 г. только в европейских странах оказалось около 2 млн. русских; всего российскую эмиграцию начала 20-х гг. оценивают в 3—4 млн. человек, главным образом, это были люди православного вероисповедания.    Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри. Конечно, большинство архиереев оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни, и все-таки с канонической точки зрения своевольное оставление епархии является предосудительным действием. Впоследствии, сознавая каноническую уязвимость своего положения на чужбине, сами архипастыри, их сторонники и апологеты ссылались на 39 правило Трулльского Собора, которым архиепископу Кипрскому, бежавшему после захвата острова мусульманами в Гелеспонт, предоставлялось право продолжить свое архипастырское служение в качестве первого епископа своей автокефальной Церкви, находящейся в изгнании на территории иной поместной Церкви — Константинопольского Патриархата. Однако ссылка на этот канон едва ли правомерна, потому что тогда произошло переселение почти всего православного народа Кипра, в ХХ в. лишь небольшая часть паствы вместе со своими архипастырями покинула родину.    Главными очагами русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи — Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву,— стали китайская Маньчжурия, Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Состав Священного Синода определяют статьи 17— 21: председатель — Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий. Три временных члена Синода вызываются поочередно на полугодовую сессию согласно списку архиереев по старшинству (для этого все епархии разделены на три группы). Синодальный год разделен на 2 сессии: с марта по август и с сентября по февраль. В отличие от «Определения» Поместного Собора 1917— 1918 гг., в котором подробно регламентирована компетенция Синода, в «Положении» ничего не говорится о круге подведомственных ему дел. Однако статьей 1 предусматривается, что управление Русской Церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным Синодом, согласно 34 апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора.    Строгая иерархичность церковного управления и возвышение авторитета единоличной власти определяет и содержание 3 раздела «Положения», озаглавленного «Епархия»: «Русская Православная Церковь разделяется на епархии, границы которых должны совпадать с гражданскими границами — областными, краевыми, республиканскими». На основании статьи 24 указом Святейшего Патриарха утверждается только избрание епархиального архиерея, само же избрание осуществляется Синодом под председательством Патриарха. Епархиальный архиерей имеет полную власть и «является ответственным главою вверенной ему епархии». Он полноправный член высших учреждений Русской Церкви: Поместного и архиерейского Соборов и Священного Синода в порядке очередности. В то же время епископ подотчетен всем этим органам и возглавляющему их Патриарху. При епархиальном архиерее состоит лишь один коллегиальный орган — епархиальный совет. Но учреждение его не было обязательным, а зависело от воли самого архиерея: совет существует там, где, как сказано в «Положении», «таковой будет архиереем образован». В том, что касается управления отдельными частями епархии, Поместный Собор 1945 г. в сущности вернулся к практике, существовавшей до 1918 г.; в «Положении» ничего не говорилось о благочиннических собраниях и советах, введенных Собором 1917— 1918 гг. отменялась и выборность благочинных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К 1917 г. Алтайская миссия имела 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46 729 человек. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря, 2 миссионерские иноческие общины. К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 человек (2071 мальчик и 1226 девочек) С. 48]. Разорение миссии началось уже в 1917 г. По распоряжению Временного правительства летом 1917 г. школы были отобраны у миссии, после чего вскоре большинство школ было закрыто. Последние миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты в 1930-е гг. Сейчас довольно быстро идет восстановление православия на Алтае. Алтайская миссия действовала на территориях нескольких современных епархий — Барнаульской, Кемеровской и отчасти Иркутской. Восстанавливаются некоторые миссионерские станы. В Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле, Новосибирске ведется работа по сбору материала о тех святых людях, которые трудились в Алтайской миссии, о ее истории. В 1957 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I останки святителя, обретенные нетленными, были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и погребены под Успенским собором, в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. Святитель был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Основная литература 1. Алтайская церковная миссия. — СПб., 1865. 2. Арсений (Жадановский), еп.  Воспоминания. — М.: Изд-во ПСТБИ, 1995. 3. Иннокентий (Ястребов), архиеп.  Алтайекая духовная миссия в 1907 году. — СПб., 1907. 4. Кацюба Д. В.  Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1998. 5.  Макарова-Мирская А. И.  Апостолы Алтая. — Репр. изд. — М., 1997. 6. Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский.  Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884—1913). — М.: Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Отчий дом, 1996. 7.  Нестеров С. В.  Жизнь и труды алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева) и актуальные вопросы его духовного наследия. — М.: ПСТГУ, 2005.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

34. Арсений=Арсений [Стадницкий], архиеп. Архипастырское воззвание//Новгородские ЕВ. 1911. 50. С. 1615–1620. 35. Артемьев=Артемьев И., свящ. Миссионерский съезд в Нижнем Новгороде//Донские ЕВ. 1907. 30. С. 911–914; 31. С. 937–939. 36. Археология или жизнь?=Археология или жизнь? (Мысли по вопросу о богослужении)//ЦТ. 1906. 27. С. 745–749. 37. Архиерейский Собор 1994=Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Москва. Документы, доклады. М., 1995. 38. Афанасий= Афанасий (Сахаров) , еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник/Публ. А.Г. Кравецкого//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91–101. 39. Афанасьев – Афанасьев И. Церковнославянский богослужебный язык//Вятские ЕВ. 1906. 24. С. 853–857. 40. Ахматов=Ахматов Д.[П.], свящ. К вопросу о замене богослужебного церковнославянского языка русским//МО. 1911. 1. С. 13–29. 41. Баженов=Баженов И. К вопросу о богослужебной реформе//ВЦОВ. 1917. 138. С. 2–3. 42. Балабуха=Балабуха Н. Современные вопросы//ЦиН. 1907. 22. С. 8–12. Перепечатка: Астраханские ЕВ. 1907. 14. С. 662. 43. Балашов (1997)=Балашов Н., свящ. История предсоборного движения: Вопросы упорядочения и развития литургической жизни Русской Православной Церкви по материалам церковно-общественной дискуссии 1905–1917 годов. СПб., 1997 (машинопись в библиотеке СПб ДА). 44. Балашов (1998) – Балашов Н., свящ. Язык богослужения: Из истории церковной дискуссии в России//Континент. М., 1998. 98. С. 247–279. 45. Балтский уезд=Систематический свод постановлений благочиннических собраний всех восьми округов Балтского уезда//ОСП. 1906. Июнь. С. 485–490. 46. Б-в – Б-в Н., свящ. По поводу реформы духовного ведомства и духовных семинарий.//Смоленские ЕВ. 1905. 22. С. 1127–1135. 47. Белкин=Белкин Б., свящ. Из «Великого канона». Во вторник на повечерии//Хр. 1909. Февраль. С. 225–227. 48. Бердега – Бердега Е., свящ. Мысли сельского священника по поводу предстоящего Всероссийского Собора и церковных реформ//ЦВк. 1906. 23. С. 753–755.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именно на этом принципе основана мировая практика освобождения религиозных организаций от налогов. Нельзя забывать также о том, что материальное положение Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России усугубляется необходимостью восстановления в кратчайшие сроки общенародного достояния, «разрушенного в годы гонении».    Особую тревогу вызывает у архипастырей «тяжелое состояние общественной нравственности», которое усугубляется бедственным материальным положением большей части населения страны.    Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов Русской Православной Церкви, совершающих свое служение в разных государствах и регионах, вокруг первосвятителя, а за этим единением архипастырей стоит единство церковного народа в обществе, раздираемом противоречиями и враждой.    20 февраля участники архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие – предстоятель Русской Православной Церкви впервые после Патриарха Адриана взошел на патриаршее место, которое без малого 300 лет оставалось пусто.    23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня – крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении 126 архипастырей – участников архиерейского Собора, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея.    Там же. 9. С. 17.    Там же. С. 30.    Там же. 10. С. 28.    Там же. 9. С. 31.    Там же. С. 33.    Там же. С. 10.    Там же. С. 19.    Там же. С. 21.    Патриарх. С. 6—7.    Там же. С. 12.    Там же. С. 13.    ЖМП. 1990. 9. С. 40.    Патриарх. С. 13—14.    Там же. С. 15—16.    Там же. С. 16.    ЖМП. 1990. 10. С. 14.    Там же. С. 9.    Там же. С. 11.    Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 2. С. 280.    Там же. С. 284.    Там же. С. 288.    Архив Российского фонда мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

   В докладе на архиерейском Соборе 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II дал позитивную оценку участию Русской Церкви в деятельности КЕЦ, особенно отметив сотрудничество с Синодальным отделом по социальному служению и благотворительности. Большие усилия предпринимала КЕЦ по примирению враждующих частей бывшей Югославии, содействовала примирению и устранению пагубных последствий вражды, конфликтов и бедствий, в первую очередь в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине, странах Балтии. При ее содействии была издана на трех языках и распространена среди членов и партнеров КЕЦ объективная брошюра о миссии нашей Церкви в трагические дни октября 1993 г. КЕЦ была одним из инициаторов и участников Хельсинкского миротворческого процесса. февраля 1997 г. кратким выступлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылся архиерейский Собор в гостинице Данилова монастыря. В Соборе участвовало 133 архипастыря, в том числе 114 епархиальных, 17 викарных и 1 находящийся на покое; 12 архиереев не смогли прибыть в Москву.    Первый день соборных заседаний был посвящен докладу первосвятителя. Святейший Патриарх доложил о трудах предстоятеля Русской Церкви и Священного Синода, о положении епархий, монастырей и приходов. За межсоборный период Патриарх Алексий II посетил 20 епархий. Его визиты способствовали решению ряда вопросов, требовавших совместных действий Церкви и различных ветвей власти, а также привлекали внимание местного руководства и общественности к нуждам епархий, монастырей, приходов. Патриаршие богослужения собирали большое количество архиереев, клириков и верующих, в том числе прибывавших из близлежащих епархий. Это было зримым воплощением церковной полноты и соборности.    Особое внимание докладчик уделил церковной жизни Московской епархии, правящим архиереем которой он является, подчеркнув, что «опыт Москвы сегодня заимствуют многие епархии нашей Церкви». Далее Святейший напомнил о тех знаменательных событиях, которые происходили в период между Соборами. 7 сентября 1995 г. в связи с 600-летием московского Сретенского монастыря был совершен торжественный крестный ход из Успенского собора Кремля в эту святую обитель. На следующий день, как и 600 лет назад, православные москвичи встречали великую святыню – чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, привезенную на литургию из Третьяковской галереи. 25 октября Патриарх освятил Иверскую часовню и Воскресенские ворота на Красной площади, а накануне тысячи москвичей вместе с Патриархом, архиереями и духовенством участвовали в торжественной встрече образа Царицы Небесной – нового списка с Иверской иконы Богоматери, привезенного с Афонского монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Следующие 16 статей «Положения об управлении Русской Православной Церковью» объединены в первый отдел, озаглавленный «Патриарх». В статье 1 со ссылкой на 34-е апостольское правило говорится о том, что Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно с Синодом. «Положение» предусматривает возношение имени Патриарха во всех храмах Русской Православной Церкви в нашей стране и за рубежом, предоставляет Патриарху право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам ко всей Русской Православной Церкви. От лица Русской Православной Церкви Патриарх ведет сношения по церковным делам с предстоятелями других автокефальных православных Церквей. Оговорено также право Патриарха «в случае нужды преподавать преосвященным архиереям братские советы и указания касательно их должности и управления». «Патриарху принадлежит и право награждать преосвященных архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями». Статьи 8 и 9 посвящены деятельности Патриарха как епархиального архиерея. «Положение» дает его наместнику по Московской епархии более широкие права, чем «Определения» Поместного Собора 1917—1918 гг. Он носит другой титул — митрополит Крутицкий и является одним из постоянных членов Синода. В «Положении» ничего не сказано о подсудности Патриарха и о таких его правах, как надзор за всеми учреждениями высшего церковного управления, посещение епархий, разбор жалоб на архиереев, освящение святого мира и др. Это означало, что права Патриарха, как и его подсудность, после Собора 1945 г. устанавливались на основании святых канонов и в соответствии с «Определениями» 1917— 1918 гг., сохранявшими свою силу в части, не отмененной или не измененной позднейшими законодательными актами.    В статьях 14 и 15 речь идет об избрании Патриарха, но ничего не говорится о составе Собора, созываемого для избрания Патриарха. В «Положении» устанавливается порядок назначения и круг обязанностей Местоблюстителя; старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода назначается Местоблюстителем лишь после освобождения патриаршего престола, т. е. пока Патриарх жив и не оставил престол, даже если он в отпуске, болен или находится под судебным следствием, Местоблюститель не назначается. Как и сам Патриарх, Местоблюститель управляет Русской Церковью совместно с Синодом; имя его возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви; он обращается с посланиями ко всей Русской Церкви и к предстоятелям поместных Церквей. Но в отличие от Патриарха Местоблюститель сам, когда найдет это нужным, не может ставить вопрос о созыве Собора архиереев или Поместного Собора с участием клира и мирян. Данный вопрос ставит Синод под его председательством, причем речь может идти лишь о созыве Собора для избрания Патриарха, и не позднее 6 месяцев с момента освобождения патриаршего престола. «Положение» не представляло Местоблюстителю права награждать архиереев титулами и высшими церковными отличиями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Доклад епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе 1997 года имеет скорее рабочий характер. Однако в нём показаны тенденции роста духовного образования. К 1997 году Русская Православная Церковь имела уже 5 академий, 1 богословский институт, 21 семинарию, 24 духовных училища, 6 подготовительных пастырских курсов. Общее число учащихся (без Украинской Церкви) составило 3700 человек на дневном и 2700 человек на заочном отделениях, кроме этого в Свято-Тихоновском Богословском институте на дневном отделении обучались 550 человек, на вечернем 486, на заочном 659, в филиалах института 521 человек. Число преподавателей в духовных учебных заведениях составило свыше 800 человек 534 . Одновременно отмечалось, что «острая нехватка духовенства подталкивает епархиальные власти к открытию духовной школы в своей епархии, даже если для этого нет необходимых материальных условий и, что ещё важнее, нет должного числа квалифицированных преподавателей. Такой подход к делу иногда ведёт к девальвации богословского образования». 535 Была отмечена необходимость помимо государственного еще и внутрицерковного лицензирования духовных учебных заведений, причём и уже существующих, которое осуществлял бы Учебный Комитет. Это проверка наличия квалифицированных педагогических кадров, библиотечных фондов, учебных и жилых помещений. «В 90-е годы существенным прорывом в совершенствование учебного процесса явилось типографское издание учебных пособий по ряду предметов для академий и семинарий». 536 С 24 по 26 января 1995 года прошло совещание ректоров духовных училищ, задачей которых на данном этапе стало решить ускоренными темпами проблему острой нехватки духовенства в епархиях. Экономический кризис 1998 года сказался и на Церкви. Например, в Ивановской епархии открытие уже зарегистрированного в этом году духовного училища было отложено до 1999 года. И в целом вторая половина 1990-х – время крайне тяжелое для Церкви в материальном плане, особенно для развития духовного образования. Но в этих труднейших условиях происходило становление всё новых и новых духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одно из них устанавливает общецерковную систему религиозного образования для мирян, которая включает воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, катехизаторские курсы, высшие православные учебные заведения для мирян. Особо отмечалась необходимость как можно быстрее расширить эту сеть, обеспечивающую религиозное образование на приходском уровне под руководством настоятеля и клира, при участии образованных мирян. Собор уделил внимание и вопросам устроения православного уклада жизни, возрождению и укреплению семьи, воспитанию детей в духе заповедей Христовых. Важнейшим направлением церковного служения делу просвещения народа должна, по определению Собора, являться подготовка катехизаторских и педагогических кадров из мирян с учетом особенностей работы с детьми и взрослыми, степени воцерковления учащихся, специфики социальных групп; необходимо шире использовать заочную форму обучения. Особо отмечалось, что современная практика преподавания религиоведческих дисциплин в государственных учебных заведениях представляется неприемлемой с церковной точки зрения, ибо зачастую преподавание этих дисциплин превращается в утонченный вариант атеистической пропаганды.    Вопросы религиозного образования обсуждались и на архиерейском Соборе 1997 г. Им уделил внимание Святейший Патриарх Алексий II в своем докладе:    «Несмотря на чрезвычайные трудности — практически полное отсутствие помещений, пригодных для занятий, финансовую необеспеченность, недостаток образованных педагогов из священников и мирян, система религиозного образования значительно окрепла. Духовно-нравственное просвещение охватило многие слои общества... Все шире распространяется свет истины Христовой в простом народе. Глубокую заинтересованность мы встречаем со стороны армии и правоохранителей... Практическая образовательная работа, которую ведет Церковь, наиболее зримо представлена в устроении приходами воскресных школ. Больше всего воскресных церковно-приходских школ в Московской епархии — 286. В Москве — 86 воскресных школ при храмах, в Ставропольской епархии — 70, в Кемеровской — 66, в Ростовской — 60, в Воронежской — 59, во Владимирской — 58, в Краснодарской — 55, в Санкт-Петербургской — 54, в Саранской — 50, в Смоленской — 47, в Пензенской — 44, в Екатеринбургской — 46, в Ивановской — 45.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пропущенные слова заключены в квадратные скобки. Тексты приводятся по современной орфографии и пунктуации. Авторские сноски даны в подстрочных примечаниях. В конце каждого тома помещены примечания составителя. В оформлении библиографических ссылок встречается неполнота описания. Это вызвано тем, что в распоряжении составителя порой были лишь вырезки из харбинских изданий, где трудно было установить номер или дату выпуска той или иной газеты. Для иллюстраций и комментариев использованы: база данных ПСТГУ и справочные издания, в частности: За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь , 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1: А-К (М., 1997); Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 гг. М., 2002; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи периода с 1893–1965 гг. (включительно): В 6 т. Erlangen, 1979–1989; Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000–2005. Т. 1–7, а также такие труды, как: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 2004; священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае. М., 1998; Мелихов Г. В. Российская эмиграция в Китае (1917–1924). М., 1997; Его же: Белый Харбин: середина 20-х. М., 1998; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. XX века). М., 2000; Его же: XX век – биографии зарубежного духовенства: Материалы к истории Русской Церкви (рукопись); Божией милостию архиерей Русской Церкви/Автор-сост. С. В. Фомин; М., 2002, Окороков А. В. Русская эмиграция: Политические, военно-политические и воинские организации 1920–1990 гг. М., 2003; Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство: К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии. Брисбен (Австралия), 2002, и многие другие. Широко использовались ресурсы интернета. Материал собирался в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Центральном архиве ФСБ РФ, Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ), Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ), Славянской библиотеке г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010