Сектанты, отвергая молитвы за усопших, утверждают, что со смертью прекращается милосердие Божие. Это – неправда. Иисус Христос сказал: «если кто скажет слово на Сына Человеческого – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Из этих слов можно заключить, что отпущение грехов умершим, исключая грехов смертных, возможно и по смерти их. Кроме этого, в Откровении Иоанна Богослова записаны слова Спасителя о Себе: (Я) «имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Иметь ключи от чего-нибудь у евреев означало получить власть над тем или другим местом ( Мф.16:19 ). Из этих слов Господа видно, что Он может освобождать узников из ада. Но так как по смерти для самих грешников не остается места ни для покаяния, ни для заслуг, то объяснить эту возможность отпущения грехов грешникам и освобождения их от уз можно так. Господь освобождает узников из ада по молитвам Церкви и в силу бескровной умилостивительной жертвы, приносимой за умерших. О скончавшихся же с хулою на Духа Святого и нераскаявшихся в этом – Церковь не молится 585 . В ветхозаветное время молитву за умерших совершал Иуда Маккавей ( 2Мак.12:39–46 ). Штундисты отвергают спасительное значение св. таинств; они говорят, что многие из приемлющих таинства не исправляются нравственно. Православная же Церковь , согласно слову Божию, признает таинства орудиями, чрез которые сообщается человеку, желающему достигнуть вечной жизни, необходимая для осуществления этой цели благодать, или спасительная сила Божия. На вопрос Никодима: «как может человек родиться, будучи стар», – Христос ответил: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие». ( Ин.3:5 ). Иисус Христос сказал однажды: «истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Из приведенных мест св. Писания ясно видна мысль о том, что таинства необходимы для спасения. Что же касается той мысли, что многие из принимающих таинства остаются и пребывают грешниками, то это не зависит от Бога, а от приемлющих таинства. Господь посылает свои дары всем, желающим принять их; но этими дарами нужно уметь пользоваться, а для этого требуются усилия со стороны человека. Весьма много можно встретить таких людей, которые не пользуются надлежащим образом не только дарами благодатными, но и дарами естественными. Сколько существует людей, получивших от Господа хорошие природные способности – ум, память, рассудок – и потерявших эти способности от греховной жизни; можно указать много людей, получивших богатые наследства и оканчивающих жизнь свою в нищете. Посылая человеку дары, Господь не отнимает у него свободы: человек по собственному усмотрению может пользоваться дарами, может и терять их. Таким образом, указания сектантов на беспорядочную жизнь людей, принимающих таинства, нисколько не служит доказательством бесполезности таинств для достижения вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Чему научил Христос Спаситель, Его святые апостолы, учители Церкви и чему учат тебя современные православные святители и пастыри, того и придерживайся, отметай же всякое уклонение от истины. Твердо верь Церкви Православной, она – столп и утверждение истины Христовой ( 1Тим. 3, 15 ). «Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф. 1, 10 ).» Церковь Христову составляют ангельский собор и человеческий род под главою Христом Богочеловеком. Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в борьбе и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище ( Иуд. 1, 6 ), входят в царство сатаны ( Мф. 25, 41 ). Так же и из людей в Царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию здесь на земле, по словам Самого Господа: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь, на земле, она постоянно терпит удары от врагов и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе эта же Церковь Христова есть Царство славы, торжествующая. Слово Божие говорит о Церкви: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12, 22–24 ). На небе в славе и неизреченном блаженстве радуются ангелы Божии и все чада Церкви Христовой, в вере и благочестии скончавшиеся. А мы еще в страданиях и искушениях. Путь же у нас, верных, к Церкви торжествующей через Церковь воинствующую. Нам недостаточно только состоять в Церкви Православной, нужно устоять верным до самой смерти, как говорит апостол в другом месте: дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр. 3, 6 ). Держись же, христианин, Церкви Православной, никак не отступай от нее, борись при помощи Божией против всех искушений, и тебе предстоит вечное блаженство на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

«Кровью мучеников созидалась Церковь Христова первых веков христианства. Кровью мучеников и исповедников созидается и наша Русская Православная Церковь , которая, выйдя из эпохи гонений и преследований, совершает духовное и нравственное обновление нашего народа» (Святейший Патриарх Московский Алексий II). 1.3.5. Экклезиологическое основание миссии «Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16.15 ). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании апостолов» ( Еф. 2.20 ), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» ( Деян. 2.41 )». «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18.19–20 ) – в этих словах первичное основание Церкви, как молитвенного «собрания» во имя Христово. Отсюда « Церковь » – греч. εκκλησα – общее, народное собрание. После сошествия Духа Святого Церковь становится живым богочеловеческим «организмом», в котором люди объединены с Богом и между собой по четырем признакам: единству, святости, соборности и апостольству. Единство во Христе является мировоззренческим и онтологическим принципом; святость – целью жизни; соборность – административно-организационным принципом существования Церкви; апостольство – реализацией проповеди о новой реальности, открывающейся во Христе Духом Святым. Церковь есть «Тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1.23 ), и вхождение в эту «полноту» возможно лишь через новое рождение человеческой души, осуществляемое в акте крещения: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в добре и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище ( Иуд. 1:6 ), входят в царство сатаны ( Мф. 25:41 ). Так же и из людей в царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию, здесь на земле, по словам Самого Господа: «Истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь на земле, она постоянно терпит удары от врагов Церкви и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе эта же Церковь Христова есть царство славы, торжествующая. Церковь, как говорит и слово Божие: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели не достаточно одной лишь ревности проповедников: необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам церкви. Кто решается проповедывать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. «Как проповедывать, если не будут посланы?» ( Рим. 11:15 ). Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников; а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В. В. Розанова , Мережковского и др. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они естественно впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное зло – труды наших православных профессоров прежних Духовных Академий и Университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)...

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

http://pravoslavie.ru/72693.html

Наряду с этим термином употреблялось также в значении «вселенский» слово ikumenikos. Эти два термина не смешивались. Вселенские соборы получили название Ikumeniki Synodos (ikumenikos – по всей обитаемой земли, фактически – земли, находящейся под греко-римской цивилизацией). Церковь соборная кафолична; это соответствует апостольскому: «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле. Пространный Православный Катехизис на вопрос: «Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою?» отвечает: «потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.» Церковь не ограничивается местом: она обнимает собой всех православно верующих людей, где бы они ни обитали на земле. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Церковь была соборной, или кафолической, еще, когда она состояла из ограниченного числа общин, и тогда, когда – в день Пятидесятницы – ее пределы не были раздвинуты далее Сионской горницы и Иерусалима. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере «до скончания века.» Я с вами во все дни до окончания века ( Мф. 28:20 ). Дух Утешитель пребудет с вами вовек ( Иоан. 14:16 ). Таинство Евхаристии будет совершаться, доколе придет на землю Господь ( 1Кор. 11:26 ). Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом. Церковь апостольская Церковь называется апостольской, так как апостолы положили историческое начало Церкви, распространили христианство до конца земли и почти все запечатлели свою проповедь мученической смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Неугасимое пламя веры в мире они разожгли силой своей личной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В этих словах апостола указывается новое основание, почему Церковь называется соборною или вселенскою. Современные апостолам общества совершенно чуждались одни других. Эллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов. Подобною же нетерпимостью к другим отличалась и Церковь ветхозаветная; необрезанные не могли принадлежать к ней, и иудею возбранено было сообщаться или сближаться с иноплеменниками. Между тем, христианская Церковь не такова. Уже вскоре после первого дня Пятидесятницы в нее стали вступать не только иудеи, но и язычники. Припомним при этом историю обращения Корнилия. Из нее видно, что первоначально даже апостол Петр считал язычников нечистыми и недостойными ко вступлению в Церковь Христову. Но Господь вразумил Петра. В видении ему был показан сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. По повелению Господа апостол должен был все это заколоть и есть. А когда Петр сказал на это: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», то в другой раз был глас к нему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вскоре затем апостол узнал, что означало это видение. «Мне Бог открыл, – так говорил он Корнилию, – чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Замечательны при этом также последующие слова, сказанные апостолом Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». В этих словах Петр выражал то же, что выражено в приведенном изречении апостола Павла, именно, что Церковь не ограничивается никаким народом, но заключает в себе верующих всех народов. Не ограничиваясь пространством и народом, Церковь Христова не ограничивается также и временем, но заключает в себе верующих всех времен. О ней Сам Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не ододеют ее». Значит, Церковь Христова будет существовать вечно, ибо нет такой силы, которая могла бы прекратить существование ее. Об этой неограниченности Церкви по времени предвозвещено было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Свойства Церкви. Устройство земной Церкви. Отношение Церкви земной к небесной. I. Сокровищница благодати есть Церковь , как общество верующих, устроенное самим Богом и составляющее одно живое тело, глава которого есть Христос Спаситель, а душа – Дух Божий, Дух Святый. Вы тело Христово, – говорит Апостол к верующим, а порознь члены. Христос глава Церкви и Он же Спаситель тела. Дух Божий живет в вас, как в своем храме ( 1Кор. 3:16; 12:27 ; Еф. 5:23 ). Каждый человек отдельно, сам по себе, до того слаб, как в физическом, так и в нравственном отношении, что он может развиваться и совершенствоваться только в обществе других людей, где из совокупности и взаимодействия сил и дарований слагается как бы общая сокровищница жизни, из которой каждый почерпает опять по мере своих частных потребностей. Но и эта сокровищница еще слишком скудна, если в нее вносится одно только человеческое. Как земля со всеми своими силами оказалась бы бессильной и неспособной к произведению разнообразных видов жизни, если бы солнце не проливало на нее лучей света, так и мир человеческий, со всеми своими способностями, не мог бы иметь духовной жизни, если бы остался без благодатного общения с Богом. Поэтому каждому из нас необходимо быть в общении с другими людьми, и вместе с ними – в общении с Богом, для того, чтобы иметь средства к раскрытию высших сил своих и к возрастанию в духовной жизни до возможного духовного совершенства, которое и есть наше спасение. Таково именно общение верующих между собой и с Богом в Церкви Христовой, о членах которой сам Глава ее молился к Отцу Своему небесному так: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ). II. В состав Церкви входят все истинно верующие. И, во-первых, к ней принадлежат не только живущие, но и усопшие в вере. Смерть телесная не прерывает союза умерших ни с самим Господом Искупителем, ни с остающимися на земле верующими, напротив, укрепляет и возвышает его. Во-вторых, хотя под Церковью Христовой разумеется по преимуществу Церковь нового завета, но и ветхозаветная Церковь в существе есть также Церковь Христова, потому что и в ветхом завете спасались верою в того же Спасителя, и там действовал в верующих тот же Дух Божий, Дух Святый. Новозаветная Церковь приняла в недра свои всех, которые, быв свидетельствованы в вере, не получили обещанного ( Евр. 11:39 ). Наконец, сколько бы ни существовало на земле частных, отдельных обществ христианских, все они суть части одного великого целого, если содержат одну и ту же веру и живут одним и тем же духом Христовым. Если же какие-нибудь из них утрачивают чистоту веры и заражаются духом, противным духу христианскому, то они теряют более или менее характер обществ христианских, и Церковь, не раздробляясь от этого, уменьшается только по своему объему. И так Церковь одна: веруем в едину Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

«Как это может быть?» — спрашивал в страхе Никодим Господа о духовном рождении. Да! Церковь есть «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16), тайна духовного рождения и жизни в истории непорочного тела Христова. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 32). Это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3, 9, 10). Церковь есть тайна благодати, столь же непостижимая и невероятная для рассудка, как и сердце этой тайны — вкушение Тела и Крови Господней. Так это и было — не только для современных кальвинистов, но и для иудеев 1930 лет тому назад: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 56, 60). Церковь слушала, и мы живем в этой вере Церкви так же, как в ней жили люди в любой другой век. На богословской конференции в Хельсинки в 1959 году один вполне ученый представитель Всемирного Совета Церквей сказал, что православие существует только с 1054 года, — со времени разделения церквей. С IV века мы храним определения Церкви как единой, святой, соборной и апостольской. Первый эпитет устанавливает единственность Церкви: «А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песне Песней, говоря от лица Христова: «едина есть голубица моя, совершенная моя»» (святой Киприан Карфагенский). Второй — ее святость: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего–либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25–27). Третий — ее соборность, кафоличность, единство, или целостность, Церкви всех веков и всех народов: «Единство духа в союзе мира (так как. — С.Ф.) одно тело (Церкви. — С.Ф.) и один дух» (Еф. 4, 3–4). Нам говорят, что наша Церковь началась с 1054 года, а нам кажется, что кто–то из нас стоял с мироносицами на Голгофе, что наша мысль воспитывалась в школах до–Никейских отцов. В Церкви нет прошлого, а все в бытии вне–временного нетления, все в божественной вечности, поэтому Церковь апостолов, мучеников и подвижников прошлых веков истинно живет в настоящее время в святых воздыханиях современных участников ее жизни, людей, хоть и оскудевшей, но все еще не умирающей веры. Это вне–временное и вне–пространственное единство Церкви только потому возможно, что она есть действительно не общество, не гуманитарно–моральная человеческая организация, а именно таинственный Организм единого Тела. Сущность всякого тела — единство. Соборность Церкви есть единство святого Тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010