б) Правосудию Божьему . Мы бываем уже в этой и несомненно будем в другой жизни наказаны Богом, если делаем зло и оставляем добро. Но мог ли бы правосудный Бог наказывать нас за это, если бы мы не могли поступать иначе? Что сказали бы мы о человеческом судье, который стал бы нас наказывать за то, что мы не питаемся одним только воздухом, не удерживаем земли или солнца в их течении, не пожинаем ничего на каменистой почве? Мы назвали бы его несправедливым, потому что это действительно невозможно. в) Благости Божьей. Человек угнетаемый какой-либо страстью: гневом, ненавистью, завистью, корыстолюбием, сластолюбием и проч., есть несчастный человек. Мог ли теперь всеблагой Бог призвать в бытие лучших из Своих тварей для несчастья ? И не даст ли Он нам по Своей благости обильную помощь благодати, если мы о ней просим, ей содействуем; не даст ли Он ее всегда более и более? Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми « Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным » (ст.32–33) 1. Как мы исповедуем Иисуса Христа перед людьми? а) Посредством искреннего и открытого признания Его , как нашего Спасителя и Господа, в Котором в одном заключается наше спасение. б) Посредством благочестивой и святой жизни по Его примеру (Мф. 5:16 ). в) Посредством благодушного перенесения всех скорбей , постигающих нас ради Него. 2. Как мы отвергаемся Иисуса Христа перед людьми? а) Если стыдимся Его и Его учения , дабы избежать ненависти или насмешек мира. б) Если ходим в похотях плоти и таким образом вновь распинаем Его. в) Если предаемся отчаянию в бедствиях и не утешаем себя надеждой на Него. 3. Почему мы должны исповедывать Иисуса Христа перед людьми? а) Потому, что наша благодарность обязывает нас свидетельствовать о Нем, как нашем Искупителе. б) Потому, что братская любовь побуждает нас привлекать к Нему тех, которые еще далеки от веры в Него.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Быт.28:19 . И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль , а прежнее имя того города было: Луз. Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии ( Быт. 35:15 ). Чтение LXX и слав. Ολαμλος (варианты Ολαμμους, Συλλαμμους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков ( Быт. 48:3 ), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей ( Нав. 16:2, 18:13 ). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме ( Быт. 12:8, 13:3 ). Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλα, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на Бытие 2, 52 ). Быт.28:20–22 . И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – 3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; особое посвящение и почитание места видения; и обещание Богу десятины из всего. По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности ( Иоанн Златоуст , Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его ( Быт. 32:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.32:9–11 . И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва , если не считать ходатайства Авраама за содомлян ( Быт 18:23–32 ), имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного. В начале молитвы – исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление ( Быт. 31:13 ) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием – быть с ним (ст. 9). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо – осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи – «чтобы Исав не убил его и матери с детьми (ст. 11). Последнее выражение – ходячая фраза ( Ос. 10:14 ; Втор. 22:6 ), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления. Быт.32:12 . Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества. Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его ( Быт. 28:13, 22:17 ). Для умилостивления брата Иаков посылает навстречу брату дары и переходит с семьею через поток Иавок

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В величайшем откровении человеку даётся возможность постичь – непостижимое: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (3). Тут от высших сфер мысль пророка вдруг переходит к тому, что близко каждому человеку: великолепие превыше небес могут выразить младенцы – правдиво, искренне. Причём самые маленькие, которых ещё не отняли от груди матери. Они не ходят, не владеют речью, но их чистая душа способна отражать чудо жизни. Благодарность маленьких детей удивительна. Им нужны тепло, пища, материнская забота – и когда они это получают, то отвечают такой радостью, что невольно умиляешься, испытываешь очень глубокие чувства. Младенец произносит первые звуки – и они идут от полноты его существа. Когда он видит и узнаёт лица самых близких ему людей, то опять же наполняется необычайной радостью – и она передаётся взрослым. В Священном Писании отражено, что младенцы способны почувствовать Святость Творца и Создателя. Евангелие показывает нам пример младенца Иоанна, который радостно взыграл во чреве матери – праведной Елисаветы. И она исполнилась Духа Святого, нарекла Пречистую Деву Марию – Пресвятой Богородицей:«... благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:42–43 ). На многих святых уже во младенчестве лежала печать избранничества. Через чистую детскую душу Бог выражал то, что необходимо было узнать взрослым. Спаситель ссылается на слова восьмого псалма, когда вступает в Иерусалим. Люди постилали перед Ним по дороге свои одежды, срезали пальмовые ветви и приветствовали Христа. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:15–16 ). Для кого была эта хвала? Для них же: враг Твоих ради. От пророка Давида, из глубины веков, идёт укор окаменелым людям, таящим в сердце неприязнь к Спасителю. А дети совершают таинственное прославление Его: еже разрушити врага и местника – тех, кто настроен враждебно, злобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

В вопросе Спасителя мы видим все то же любящее и заботливое сердце Господа. Он стоит на пороге к страданиям. Для апостолов Его также наступают тяжелые и трудные времена. Скоро отнимется у них их Заступник и Спаситель; они должны будут заботиться о себе сами. Им не избежать, конечно, упорной и тяжелой борьбы в жизни. И вот Господь, отходя из мира, старается ко всему подготовить учеников Своих Своими наставлениями, предостережениями, обетованиями. Вопрос, с которым Он только что обратился к апостолам, имел ту же благую цель. Когда теперь выйдут они на проповедь во имя Его, они должны везде быть осторожными и предусмотрительными. «Но теперь, – говорит Он, – кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк. 22, 36 ). При этом, однако, они не должны забывать прежних наставлений Христовых: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф. 6, 25 ). В этом отношении им нужно только помнить, что они работают во имя Христово, опыт прежних лет мог уже доказать им, что недостатка они ни в чем не будут иметь. Они должны были одушевляться живою надеждой на то, что Господь и в будущем не допустит им претерпеть недостатка, но всегда и во всем будет исполнять свои обетования к ним: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). Подобно тому как накануне страданий Господь обращался к ученикам Своим с вопросом: «имели ли вы в чем-нибудь недостаток?» – и к нам ныне может быть обращен тот же вопрос: имели ли мы в чем-нибудь недостаток? Что ответим мы на такой вопрос? Если каждый из нас искренно и правдиво обсудит свою жизнь и пытливо остановится на своем прошлом, всякий признает с благодарностью, что Господь чудесным образом сопровождал нас всю жизнь нашу, милостиво охранял и спасал нас во всем и всегда. Разумеется, пути Господни направляются иногда не в ту сторону, куда мы желаем. Быть может, в поте лица своего ты должен трудиться для обеспечения себя и своих близких от нужды; быть может, тяжкие заботы о будущности твоей семьи угнетают тебя. Господь всегда с тобою и всегда охранит тебя на всяком пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

В одном из отчетов общества совет писал: «В заключение да будет позволено выразить искреннюю благодарность благотворителям от всех призренных, от всех накормленных и напоенных, обутых и согретых бедняков-нищих, от всех, кому хотя отчасти облегчена помощью общества безотрадная, бедственная жизнь, каковая бывает обыкновенно от недостатка средств и невозможности, по их слабым силам, болезни, старости, положительной неспособности и вследствие неблагоприятного семейного положения, что-либо заработать собственным трудом. Слезы умиления, слезы радости и благодарности за благодетелей к Богу, упавшие на кусок хлеба, вами поданный этим беднякам, для вас, гг. благодетели, будут тем елеем в светильниках добродетели, с которыми войдут на брачный пир мудрые девы, – благоразумные люди, – и без которого не войдет на брак в царство небесного Жениха, нашего Спасителя, ни один человек, ни один из пожелавших войти в него. Для немилосердных, неблагодетельных людей двери, ведущие на брак, затворятся, потому что у них, как и у юродивых – беспечных в притче пяти дев, не будет во время запасено для светильников их благодатного елея, который добывается не из горных масличных дерев, а из глаз благодарных, умиленных бедняков». В другом отчете совет писал: «Все таковые учреждения. как наше приходское благотворительное общество, возникли, живут и развиваются на началах истинно христианских; здесь проявляется исполнение заповеди о любви и помощи истинной бедности, бедности разведанной. Каждый жертвователь этих обществ, щедрый или скромный, не рассчитывает ни на какую человеческую похвалу, ни на какую-либо награду, ни вообще на какое-либо отличие, что все, будучи принято к сердцу с самовосхвалением, а не с полным смирением, есть уже окончательная награда. Здесь жертвователь творит добро по влечению своего сердца к делу благотворения, с радостью, довольством и благодарностью к Господу за его милости к нему самому,–только потому, что чрез них он может творить добро своему ближнему. Да будет же эта радость добрых сердец началом радости их не земной, а небесной. Это «царствие Божие внутрь» нас ( Лк.17:21 ). Добродетельные люди с верой и дерзновенным упованием на милость Божию да предстанут у страшного суда Христова и да удостоятся от Господа своего услышать любвеобильный Его глас: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я., и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и одели Меня; была болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 )»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В своей хвалебной песни по случаю рождения богодарованного сына ( Лк.1:67 и дал.) священник Захария с восторгом говорит о посещении и спасении Богом Своего народа от руки всех ненавидящих его, а целью общественного служения Мессии он ставит служение пред Богом в святости и правде, прощение грехов и руководительство народом по пути мира и справедливости. А какой искренней и сердечной представляется благодарность престарелого Симеона за исполнение его надежды, когда он от всей глубины сердца восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля!» ( Лк.2:29–32 ), Как согласно звучало с этими словами Богоприимца Симеона и похвальное слово пророчицы Анны, этой восьмидесятичетырехлетней вдовы, когда она прославляла Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:36 и далее). И таких благочестивых, верующих, надеющихся душ, было, конечно, немало среди иудейского народа; на основании ветхозаветных пророчеств они твердо держались того убеждения, что уже должно быть близко к ним время спасения не только государственного, но и душевного, а что Ожидаемый ими должен явиться среди Своего народа как Искупитель, как Спаситель, как Свет мира и Слава людей Своих – Израиля! Знатные, каким был, например, «благообразный» советник Иосиф Аримафейский ( Мк.15:43 ), ожидали приближающегося Царствия Божия так же, как и представители простого народа – позднейшие ученики Иисуса Христа. И если от имени апостолов Петр торжественно исповедует своего Учителя: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» ( Мф.16:13 и далее; ср. Мк.8:27 и далее; Лк.9:18 ), то этим высказывается лишь общая уверенность учеников, что уже исполнилось в лице их Учителя то, чего они давным-давно ожидали (Ср. Мф.14:33 ). Подобным образом Марфа ( Ин.11:27 ) и Нафанаил ( Ин.1:49 ) также исповедуют Господа как Христа, как Сына Божия, Царя Израилева. Даже когда искуситель в пустыне и изгоняемые демоны ( Мф.4:3, 6 ; Мк.3:11 и др.) говорят об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то этим они доказывают также только ту мысль, что таковым в то время ожидали Мессию многие из иудеев; они пользуются в этом случае лишь выражением, которое было тогда в народном употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В следующем псалме еще яснее изображается незлобие Иисуса Христа, ненависть к Нему иудеев и предательство Иуды – ученика Спасителя. «Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего. Внимай мне и услышь мен: я стенаю в горести моей и смущаюсь. Страх и трепет нашел на меня и ужас объял меня». Но особенно тяготит Божественного Страдальца то, что один из учеников Его сделался Его предателем: «Не враг мой поносит меня – это я перенес бы, не ненавистник мой величается предо мною, от него я укрылся бы. Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий... Ты, Господи, – обращается Он к Своему Отцу Небесному, – низведешь врагов моих в ров гибели; кровопийцы и коварные не достигнуть половины дней своих. А я, Господи, уповаю на Тебя» ( Псал. 54 ). Враги Господа Иисуса приготовили для Него тяжкие страдания, крестную смерть, унижение и поношения. Они, кажется, придумали все средства, чтобы усилить Его страдания. Но и в эти ужасные минуты Агнец Божий был безгласен. Он взывал только к Отцу Своему, уповал на Него и молился за врагов Своих среди самых невыносимых мучений. Его незлобие во время крестных страданий и величие Его, как Сына Божия, ясно изображаются в словах последнего псалма шестого часа: «Живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает. Говорит Господу: Ты прибежище мое и защитник мой; Бог мой, на Которого я уповаю. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Не убоишься ужасов ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мрак, заразы, опустошающей в полдень. Только смотреть будешь очами твоими и увидишь возмездие нечестивым. За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое» ( Псал. 90 ). В заключительной молитве шестого часа мы обращаемся с благодарностью к Отцу Небесному за то, что Он ниспослал на землю для спасения нас грешных Своего Единородного Сына; далее мы молим Господа Бога, чтобы Он принял наши молитвы, избавил нас от всякого прегрешения и озарил нас Своим божественным светом, чтобы мы могли воссылать Ему непрестанно наши хвалы и благодарить за Его неисчислимые милости к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В этот радостный день для Вас, моя добрая, и для Вашей сподвижницы Г., пишу к вам обеим, потому что вы составляете одно: одну простую любящую душу и всескорбящее сердце, всегда готовые на непринужденное совершение любых христианских подвигов и добродетелей во славу имени Божия, словами, заимствованными из письма одного из русских классиков к своим друзьям, преисполненными такими же чувствами чистой любви и благодарности к ним, какими всегда полно и мое сердце к вам за все ваши постоянные заботы обо мне на протяжении всего времени, и благодарить вас, мои милые, за все доставляет мне особое внутреннее наслаждение: «Для того все приятно делать, кого любишь, а вы меня любите, за что да наградит вас Бог много, много! Много есть людей, которые говорят мне тоже, что они меня любят, но любви той я не доверяю: она шатка и подвержена всяким изменениям и влияниям. Вы же любите меня во Христе, а потому и любовь ваша вечна, как самая жизнь во Христе». «Буди, Господи, буди!» И Бог да хранит вас на всех путях вашей земной жизни на много, много лет и да благословит. [Подпись]. Февраль 1953 г. Дорогие мои М. Г., Г. и Наташенька! Свое первое общее письмецо ко всем вам троим я позволю себе начать словами ап. Павла: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1:8–9 ); «...что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас...» ( 1Фес. 3:6 ). «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп. 2:4 ). Я уверен в том, мои дорогие, что никто из вас не сомневается в наличии всех этих святых и благородных чувств и в моем пастырском сердце по отношению ко всем вам – моим духовным детям и что вы со смирением исполните то, о чем я намерен вас просить. Вы, конечно, всегда готовы и горите искренним желанием приехать ко мне все вместе и доставить этим самым мне большую радость, но из-за невозможности осуществить это наше взаимное желание в текущем году, по причинам от нас независящим, я вынужден убедительно просить приехать на самое кратчайшее время только одну из вас. Причем дорогую Наташеньку, история болезни которой мне очень хорошо известна, прошу и молю даже и не думать о поездке ко мне в этом году, т.к. это, безусловно, отрицательно повлияет на ее слабый организм, а чрез это могут усугубиться страдания как мои (лично), так и всего нашего семейства. Пусть она серьезно бережет свое слабое здоровье как ради своей любимой мамочки, так и ради всех нас, любящих ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

" В эту субботу мы отмечаем праздник Похвалы Пресвятой Богородицы: Церковь выражает благодарность Матери Божией за то, что Она совершила ради нашего спасения, - сказал владыка в проповеди. - Совет Предвечный избрал отроковицу Марию Храмом Сына Божия, вместилищем Духа Святого. Она достойно выполнила эту миссию - через Нее пришел на землю Сын Божий, и Она стала Богородицей. Дева Мария родилась у престарелых родителей, праведных Иоакима и Анны, научилась за несколько лет, пока с ними жила, любви ко Господу. Родители зажгли в Ней огонек этой любви. Важно в детстве получить от родителей такой огонек, чтобы он всю жизнь возгорался и стал пламенем любви к Богу. Получив этот огонек, Она пришла в Иерусалимский храм, где видела искренне верующих, которые молились Богу, славили Его, соблюдали посты, и в Ней возгоралась любовь. Когда Она уже жила в Назарете и была женой праведного Иосифа Обручника, такой была Ее любовь к Богу, что Он смилостивился над родом человеческим и послал Ей архангела Гавриила. Он возвестил Приснодеве, что Она обрела благодать Бога, зачнет и родит Сына - Спасителя мира. Дева Мария так обрадовалась, что наконец-то совершаются чаяния языков, что Господь приходит на землю! Она никому не говорила об этой тайне, поделилась только с родственницей Елизаветой: " Величит душа Моя Господа " (Лк. 1:46). Дева Мария стала славить Бога за то, что Он возрадовал Ее и весь мир Своим пришествием. Как раба Господня, Она готова была служить Богу. Мы знаем, как Она прижимала Младенца Иисуса к Себе, понимая, что хотя Он и Ее дитя, но дитя Божие. Она сохранила Его, бежала с Ним в Египет, чтобы спастись от Ирода. А потом - помните? - когда они вместе с Иосифом были в Иерусалимском храме, Христос отстал от них, став учить книжников и фарисеев. Те удивлялись - откуда у мальчика такие божественные познания? Мария и Иосиф нашли Его в храме, Она переживала, но Иисус сказал: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (Лк. 2:49). Все Его слова Матерь Божия слагала в Своем сердце. Она прошла с Ним весь крестный путь, была на Голгофе и хотела расстаться с землей, чтобы быть все время с Сыном, но Он оставил Ее еще пожить на земле, чтобы утвердить первую христианскую общину. Эта община разглядела в Божией Матери такую благодать, что обратилась: " Пресвятая Богородица, помогай нам! " Трудные были времена, гонения, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, были убиты, и Матерь Божия каждого укрепляла в страданиях, пока Господь не взял Ее на Небо " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010