Небеса проповедуют славу Божию, когда Тот, Кто из них исходит, спускается на землю и не лишается вышних благ. О делах рук Его возвещает твердь, когда Тот, Кто преобразил Адама, со славою возводит его не самую твердь, после уз непорабощенного, после тления нетленного, после смерти бессмертного. День дню передает речь, день Владычнего Рождества дню Царственного Креста, ибо, как первый видел Бога во плоти, происходящего из утробы, так второй видел Бога во плоти, висящего на древе 32 . И ночь открывает ночи знание,ночь предательства ночи Воскресения: ибо первая возвещает о падении Иуды, вторая же о восстании Адама. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, очевидно, что голоса ангелов, голоса, которые они обратили к женам мироносицам 33 и которые перешли во весь род словесных. Всякого слуха коснулась речь сия, и всякий разумный язык был одарен Богом, когда по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их слова Петра и Иоанна, Андрея и Фомы и лика других неграмотных 34 , святого отряда простецов 35 , которых наняла Премудрость, чтобы они стали вестниками Ее словес. В солнце поставил Он жилище Свое, Отец в Сыне, ибо Он взошел для нас, как Солнце Правды 36 , ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно 37 . И Он, как жених выходит из чертога Своего. Облеченный в белые одежды, боговидный, лучезарный, вышел Он из небесного чертога из покоя царственного гроба. Возрадуется, как исполин, пробежать поприще, когда, как победитель, пробежал от земли на небо, и приняли Его облака, как воскресшего из мертвых победоносца. От края неба исход Его, и шествие Его до края неба, ибо откуда Он нисшел, там Он находился, но туда, где Он находился, снова восшел с плотью, Снисшедший к нам и Пребывавший с Отцом, Восшедший ради нас и оказавшийся с Отцом вместе с начатками нашего [естества] 38 ». Глас же торопил Лазаря, и призыв, освобождающий от оков, как бы на крыльях возводил его из земли. И, как олень, он выпрыгнул из гроба, и словно серна из могилы, мертвый, слепой, связанный, ибо он был еще обложен пеленами, глаза еще покрывал сударь, очи еще были закрыты тканью. Зрачки разложились и не имели блеска, не могли под пеленами воспринимать солнечные лучи. Уши были заткнуты, дыхание заграждено, язык имел ремень 39 и узду, уста сохранили узел, завязанный погребавшими, шея была оплетена ремешками, плечи стянуты пеленами, переплетающимися до бедер, так что их нельзя было отделить друг от друга, голени находились одна возле другой, как бревно рядом с бревном.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Недоумение I Почему Марк, начав [Евангелие] и сказав: «Начало Евангелия Иисуса Христа» ( Мк.1:1–3 ), прибавил: «как написано у Исайи пророка – вот, я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим» и прочее. Однако это [изречение], хотя и немного отличающееся по словам, не у Исайи находится, а у Малахии ( Мал.3:1 )? Разъяснение Это евангельское начало следует читать, как изложенное не в обычном порядке Речи (καθπερβατν): «Начало Евангелия Иисуса Христа. Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою, как написано у Исайи пророка – голос вопиющего в пустыне» ( Ис.40:3 ). Ибо есть обычай у писателей употреблять такой порядок речи в мыслях и выражениях, как в первой книге Ветхого [Завета], Бытия, после сотворения Адама и устроения тварей, упоминается, что была приведена Ева, хотя она тотчас после Адама от него была создана ( Быт.1:27, 2:19, 21 ).   И в псалме 61 не в обыкновенном порядке речи написано: «Доколе налегаете на человека?  Убиваете все вы, подобно наклонённой стене и упавшей загороди» ( Пс.61:4 ) 1 . Какая же стена убивает? Ибо так полагается понимать: «Доколе налегаете на человека, как на наклонённую стену и упавшую загородь?», и сразу следующее: «Убиваете все вы» 2 . Такой ведь обычай [употребления] изменённого порядка речи и в других неясных [местах] писателями употребляется, при этом, [они], с одной стороны, заботятся о согласовании [речи], а с другой стороны, о том, чтобы мы не поверхностно знание божественного Писания приобретали, но через поиск и внимательное исследование, чтобы не было оно нами скоро отвергаемо. Недоумение II   Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: «Ты Илия?», сказал «Нет» ( Ин.1:21 ), однако Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти» ( Мф.11:14 )? Разъяснение   Не в абсолютном смысле Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти», но добавил: «Если хотите принять, он есть Илия». Ибо сказал так потому, что тот совершил служение Илии. Ведь предтечей Христова пришествия сделался Иоанн, как Илия второго [пришествия] будет. Недоумение III

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Неслучайно в предпраздничные дни Рождества Святая Церковь предлагает нам для чтения и такой отрывок из апостольских Посланий, напоминающий о необходимости постоянного бодрствования над собой и ответственности пред Богом за то, как мы усваиваем и исполняем Евангельское учение, учение Церкви: Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него? ( Евр.2:1–3 ). Итак, что же нам делать, чтобы в святые дни Рождества вместе со Спасителем «родиться духовно», как советуют нам угодники Божии? Как нам готовиться к празднику, чтобы встретить его достойно? Ответ на это мы вновь находим в святоотеческих творениях. Вот, например, что говорит о подлинно христианской встрече Рождества Христова святитель Амвросий Медиоланский : «Встречая день Рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святой день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих… Постараемся явиться перед Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его, и тем больше бы радовался, чем более видел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем встречать пришествие Всесвятого Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от Пречистой Девы, празднуем был непорочными Его рабами. Кто же приходит в этот день нечистым и оскверненным, тот не чтит Рождества Христова, – тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя». Еще более четко и кратко говорит о подлинно христианском праздновании преподобный Исихий Иерусалимский в письме к одному из своих духовных чад, некоему Феодулу:

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Он считает, что тем упавшим с высоты на стада Иова пожигающим пламенем и был сам сатана, принявший внешний и зримый облик этой природной стихии. Преподобный Исихий пишет: «Кто есть этот огонь? Сам враг, о котором сказал Давид: Да падут на них горящие угли ( Пс. 139:11 ). На самом деле он не мог, как считают некоторые, метать громы и молнии или приводить в движение стихии. Потому дьявол в подобии огня упал на стада овец, чтобы принудить Иова к хуле на Бога, словно это Он с неба погубил богатства праведника» 253 . Тем самым, по мысли преподобного Исихия, получается, что, поскольку сатана не имеет власти над могучими силами природы – огнем, молниями, бурей, – над которыми властен один лишь их Творец Бог, – то он вынужден, для того чтобы навредить праведному Иову, «прикинуться» этими силами... Впрочем, не все Отцы согласны с преподобным Исихием в такой трактовке бессилия сатаны по отношению к силам природы. Так, святитель Григорий Великий настаивает на том, что сатана по попущению Божию все же бывает способен «колебать стихии для осуществления своей подлости» 254 , как это и было в случае с Иовом. Тем временем на Иова обрушивается еще одно – самое страшное – несчастье: гибель всех его детей. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе ( Иов. 1:18–19 ). Мы видим, что известия о случившихся с ним несчастьях настигают Иова по нарастающей – от сообщений ему о потере стад, рабов и слуг к страшной новости о гибели пего возлюбленных сыновей и дочерей. И несмотря на то, что все эти горестные события, как можно понять из библейского рассказа, произошли почти одновременно, вестники приходят к нему – вероятно опять же не без вмешательства сатаны – именно в задуманном диаволом порядке. Такую мысль из числа древних толкователей высказывает святитель Григорий Великий : «Смотри, как хитро древний враг старается сокрушить терпеливость святого мужа – не столько потерей вещей, сколько самой чередой сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Они называют его наукой из наук и искусством из искусств. Без такого труда нет настоящей христианской жизни. Святой Исихий Иерусалимский учит: «Если не сотворит человек воли Божией внутри сердца, то вовне не сможет исполнить ее» 39 . Как в этом труде меняется поведение человека? Устраивая свою душу согласно евангельскому учению, человек не только очищает свое сердце, но изменяет и внешнее поведение. Он не мстит обидчику и уступает домогателю, зная, что этим самым им ведется работа над своим духовным возрастанием. Побуждение к этой работе человек черпает из учения Господа Иисуса Христа, говорящего: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф. 5, 39–40, 42 ). Что еще включается в поведение человека? Для духовного возрастания необходимо человеку не только не мстить и уступать, но и любить. Даже врагов и проклинающих. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» ( Мф. 5, 44 ). Нельзя достичь совершенства, если человек не-одинаково любит других. Кто любит одних, а таит злобу на других, у того нет настоящей любви, и любовь к друзьям, к жене и детям у такого может скоро обернуться враждой. У Бога не так. Он всецело и всегда – Любовь. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Что является препятствием к совершенной любви? Таким препятствием является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 ). Суд, и особенно осуждение, уже и есть бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать. Так, на Кресте Он молился за распинающих Его. И ранее Он не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии. Не осудил по преизбытку любви, а именно такая любовь стыдит, обжигает и очищает своим светом. От чего предостерегает Господь подъявшего путь духовного возрастания?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Отсюда и нам, верующим, нужно сделать некоторые выводы для себя. И прежде всего. Когда мы видим кого-либо, кто идет против Христа, то должны вспомнить: это давно предсказано Духом Святым чрез праведного Симеона; и, следовательно, нечего дивиться этому, как чему-то неожиданному. Апостол Петр говорит первым мученикам: возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения, для вас странного, но как (поскольку) вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, как посягающий на чужое (то есть прелюбодей), а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Пет. 4:12–16 ). Не дивись же, христианин, на падающих! Предсказано! Далее. Дивись лишь тому: как Бог нас еще терпит ( 2Пет. 3:15 )! Потом. Желай за Христа скорбей от неверующих; а на приманки их не соблазняйся. Предсказано! Затем. Проси, молись Богу, чтобы нам-то самим не отпасть от Христа Господа, Спасителя нашего. Предсказано! Помни суд Божий, когда придет Христос судить нас. Между этими страждущими за Христа поставлена и Сама Матерь Божия: …и Тебе Самой, предсказал Ей праведный Симеон, оружие пройдет душу… ( Лк. 2:35 ). Слово «и» говорит о том, что пророк поставил и Ее в ряд соблазняющихся… Как это ни странно и ни страшно для вас, но эта вставка должна быть понимаема в ряду предыдущих мыслей: на падение одних и восстание других и в предмет пререканий, – и Тебе Самой это оружие пройдет душу, – как бы острый нож проткнет сердце. Что это значит? Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский , толкует это в смысле «великой скорби», когда двенадцатилетний Отрок Иисус пропал в Иерусалиме. И Мария с Иосифом три дня искали Его. И найдя среди учителей, Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот мы с великою скорбью искали Тебя. И когда Господь сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов ( Лк. 2:48–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По Златоусту, Елифаз здесь упрекает Иова за его прошлые слова, в которых он утверждал, что знает о Боге и о Его Промысле ничуть не меньше, чем друзья: Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас ( Иов. 13:2 ). С точки зрения Елифаза, это неправда. Настоящий мудрец, по убеждению друга Иова, никогда не будет надмеваться собственной мудростью, выставляя ее напоказ; не станет он и обвинять подлинно духовно опытных, разумных людей, каковым сам Елифаз себя и считает 711 . Преподобный Исихий Иерусалимский , тонко определяя выраженное здесь в словах Елифаза его психологическое состояние и характер его отношения к страдальцу, пишет: «Поскольку Иов серьезно упрекал своих друзей, они были раздражены и обижены. Но это не было высокомерием [Иова] перед Богом. Действительно, так как Иов верил в свою невиновность, то он и не принимал всерьез их тщетные обвинения. Чувствуя себя пристыженным за упреки Иову в предыдущих словах, Елифаз говорит в тщетной попытке бесполезной болтовни, будто Иов говорил о нем надменно пред Богом. А затем, нисколько не ожидая, он спешит открыть причину, по которой очернял Иова: будто Иов избрал язык лукавых ( Иов. 15:5 )» 712 . Далее Елифаз говорит: Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан? Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? Что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего ( Иов. 15:7–10 ). Как мы понимаем, под «седовласым» и «старцем», который находится среди них (см.: Иов. 15:10 ) Елифаз подразумевает самого себя как старейшего годами среди собеседников. Святитель Григорий Великий , комментируя данные слова друга Иова, подчеркивает, что в указанном речении Елифаз опять являет себя в качестве прообраза нынешних еретиков. Ведь он подобно им утверждает, что основывается на древней традиции. Очень часто бывает так, что еретики настойчиво подчеркивают в споре с православными, что они якобы имеют на своей стороне неких авторитетнейших «старцев» – незаконно причисляемых ими к числу своих предшественников Отцов Церкви древности, чье учение они ложно усваивают себе. И Елифаз здесь поступает точно так же, как и они 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По преподобному Исихию Иерусалимскому , Иов здесь как бы говорит друзьям, упрекая их: «Вы – утешители, но слишком порочные. Ни одно слово ваше не на добро, но все они во зло. Вы учите, вы даете советы, но вы не предлагаете, как избежать мучений, а лишь к прежним добавляете новые» 725 . Страдалец продолжает: И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы ( Иов. 16:4–5 ). Тот же преподобный Исихий подчеркивает, что Иов, если бы ему довелось утешать своих друзей, повел бы себя совсем иначе, чем поступали по отношению к страдальцу Елифаз, Вилдад и Софар: попытался бы принести моральное облегчение в их муке. При этом Иов, описывая здесь, как бы он отнесся к ним среди постигших их несчастий, словно говорит им: «Стану ли я собирать слова против вас? Или качать головой? Нет. Праведному подобает брать на себя невзгоды других [людей], а не попирать их и не настаивать на [моих] пороках, как вы делаете в отношении моих мучений» 726 . Иов говорит здесь и о той возможной, потенциальной пользе, которую могли бы принести личные страдания его друзьям. Конечно же он отнюдь не желает им по какой-либо мстительности оказаться в той ситуации, в которой ныне оказался сам: праведник не может желать зла ближнему. И вместе с тем, по убеждению Иова, подобные страдания могли бы парадоксальным образом оказаться для Елифаза, Вилдада и Софара подлинной благой духовной школой. Испытав их, они бы научились тому, как надлежит относиться к страданиям других. Именно поэтому, по мысли святителя Григория Великого , этими «своими словами блаженный Иов стремится показать то, что друзья его, не знавшие в его горестях сострадания и любви к нему, на [собственном] опыте [личных страданий] смогли бы увидеть, как нужно иметь жалость к чужому страданию. Подверженные боли, они собственным страданием должны научиться, как нести утешение другим. Они тогда станут жить здоровее внутри, когда станут более чувствительны к немощам вокруг себя» 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После сих слов Лазарь воспарил от земли. Умершие же, каждый, подходя, целовали Лазаря, ибо он, как им казалось, торопился уходить, и сообщали они ему, как некоему вестнику, свои беды. И первым говорил Авель: «Скажи Избавителю: что пользы для меня говорить после смерти, ведь не удалены узы тления?» И Ной, сетуя, упрекал: «Для чего Ты вверил мне столь великий и пространный ковчег 25 ? Ныне удерживает меня жилище тесное и темное, нечистое и мрачное, имеющие в размерах столько локтей, сколько имеет гроб». Авраам таким же образом негодовал, говоря: «Я принес Создателю единородного сына 26 , и он с негодованием взирает на меня, который столько времени связан в этих скорбных узах». Исаак возмущался: «Соделавшись образом бессмертной Жертвы, я всюду ношу жестокую цепь смерти». Иаков упрекал за то, что он, который оказался способным бороться с Богом 27 , не имеет силы бороться против злосчастной смерти. Иосиф, дерзновенный в святости, уверенный в своей непорочности 28 , воспламеняясь сновидениями 29 , негодуя, грозился сокрушить узы, но, не имея сил против смерти, издавал пронзительный стон, не получая облегчения. Моисей же восклицал: «Почему я, законодатель, сижу здесь как пленник?! Почему удерживаюсь вместе с фараоном, которого я вверг в море 30 ? Почему с этим египетским войском, которое я опьянил в хищной пучине волн, я разделяю этот горький ров здешнего тления и тину кровей?» Давид, взяв лиру, говорил Лазарю: «Скажи Рожденному от Девы: если Ты не спешишь, то спешим мы, понуждаемые ужасами. Если Ты медлишь, то мы не можем удерживаться. Если Ты Сам не сходишь, тогда мы поспешно взойдем к Тебе. Хочу сыграть на кифаре живущим; довольно уже времени я играю умершим. Хочу объяснить живущим на земле таинства кифары и сказать, каким образом небеса проповедуют славу Божию, как о делах рук Его возвещает твердь, что значит день дню передает речь, какая ночь открывает ночи знание, что значит нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, отчего по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их, что значит в солнце поставил Он жилище Свое, Кто это как жених выходит из чертога Своего и возрадуется, как исполин, пробежать поприще, как от края небес исход Его, и шествие Его до края их 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Пр. Нил Синайский поясняет таким примером самое начало умного делания. Еще в раю Самим Богом дана умная молитва совершенных. Изначала первым людям было определено «возделывать и хранить» рай. Святой называет райским делом молитву, а хранением – соблюдете себя после молитвы от греховных помыслов. Делать сады вечной жизни значить предаваться Божественной, чистейшей мысли. Это и есть пребывание в сладчайшем видении Бога, т. е. творение благодатной умной молитвы. Оттуда умное делание и получило начало. Святит. Григорий Палама в его слове на Введение во храм Пресв. Богородицы так свидетельствует. Пречистая Дева введенная во Святое Святых и затем всегда пребывая в храме, умною молитвой взошла на крайнюю высоту Боговидения. Уразумев Писание в совершенстве, Она исполнилась безмерного сожаления к роду человеческому, бывшему в преслушании и грехе. Богоотроковица разсматривала – как найти исцеление, равноценное всеобщему страданию грешников. Она нашлась: обратиться всем умом к Богу; этим Она восприняла постоянную молитву, о том, чтоб Бог вновь привлек к Себе безпомощное человечество. Изыскивая пречистым сердцем, Она, как саморукоположенная приходила к Богу сей умной молитвой. Не было ничего из всего существующого лучше Ея и Ей преподается тогда деяние, как высочайшее восхождение к Боговидению. Дав обеты девства, Пречистая собрала весь ум в одно пребывание с Богом, что и есть непрестанная Божественная молитва . Приснодева дала Сама в себе образ жизни по внутреннему человеку. Потому из всех Одна и породила неискусомужно Богочеловека. 110. Имеются ли в Священном Писании тексты, объясняющие состояние души при Умном Делании? " И сказала Мария: величит душе Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей« ( Лk. I, 46–48 ). Многие наставники умного делания, объясняя состояние души при возсылаемой из глубины сердца молитве, приводили свидетельства Писания. Например, Св. Василий Вел. говорил, что мысль о Боге, утвердившаяся в сердце, может быть названа хвалою Бога: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Nc. XXXIII, 2 ). Пр. Симеон Нов. Богосл.: «очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтоб чиста была и внешность их» ( Mф. XXIII, 26 ). Пр. Исаия Отшельн. «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» ( Nc. XXXVIII, 4 ). Пр. Исихий: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» ( Bmop. XV, 9 ). Тоже и Церковный Устав, говоря об этой Божественной молитве, приводит изречение: «Бог есть дух: и поклоняющееся Ему должны покланяться в духе и истине» ( Uoah. IV, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010