Но пойдем далее. Неужели это случайные сближения. II, ст. 12 и 17 (ср. Ис. 5:15–16 ): „Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и на все превознесенное, – и оно будет унижено.... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день“. („И преклонится и смирится муж.... а Господь Саваоф превознесется в суде и Бог святый явит святость Свою в правде“). Те же мысли несомненно в LX, 4–5: „Всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся.... и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие, ибо уста Господни изрекли это“. Нам Христианам еще яснее и понятнее совершенное тожество этих пророчеств в устах Иоанна Крестителя, о котором тоже пророчествовал Исаия под именем „гласа вопиющего в пустыне“ (Ис. 40ср. Мф. 3:3 ; Лк. 3:4–6 ). И следующие мысли,-что все это совершается по определенному плану Божественного предвидения, что понимание этого плана недоступно узкому человеческому уму и что судьбы Божии совершаются, не смотря ни на какие противодействия человеческие-ясно выражены, как в первой части: Ис. 5:19, 14:24–27, 19:12, 23:8–9, 28:29 ; так и во второй части: 40:13–14, 44:26–28, 46:10, 55:9, 64:3–4. О гордости человеческой, низлагаемой волею Божией и о гордых помыслах людских, не ведающих, что они только исполнители судеб Божиих ср. в первой части: Ис. 10:5–7 , 37и во второй Ис. 47:6–9, 54:15–16 . О наказании Израиля, который есть возмутившееся чадо ср. Ис. 1:2,5 и Ис. 63:8,10 . Народ, изъязвленный наказаниями, может быть исцелен одним Господом Богом. Ср. Ис. 1:5–6 , 6с Ис. 53:4,5, 57:18–19 . О будущем запустении земли обетованной см. Ис. 6:12, 17:9, 27:10 , 32и ср. эту обновляющуюся пустыню Ис. 49:14,19, 54:7–8, 58:12, 60:18, 62:4 . Сердце народа огрубело и с трудом слышат ушами и очи свои сомкнули, чтобы не видеть правды. Но это лишь на время. См. Ис. 6:10, 29:18, 32:3 , 35и сравни Ис. 42:7,18–20 . Об „остатке“, который спасется и из которого возродится царствие Божие. Сам Бог приидет и спасет этих избранных. См. Ис. 1:27, 4:2–3, 6:13, 10:20–22 224 ; Ис. 35:4 ; и ср. Ис. 40:10, 59:20, 65:8–9 . Бог их есть Царь их: Ис. 6:5 , 33ср. Ис. 43:15 , 44и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Но вот остался один стих, который касается преимущественно «Израиля», еврейского народа. Эти слова, мы помним, из 2-го стиха: Бог «воспринял, то есть снова принял, Израиля, отрока Своего, воспомянув милость , как говорил отцам нашим Аврааму и семени (потомству) его до века» (Лк. 1:54 - 55).    Почему, в заключение Своего гимна, Божия Матерь вспоминает об Израиле, о Своем народе? Потому, что, — скажет Господь самарянке, — «спасение — от иудеев» (Ин. 4:22), от израильского народа. Он — избранный для этого слуга.    В славянском языке «отрок» означает не только молодого сына, но и слугу.    В этом смысле весь избранный Израиль был слугою Божиим, давшим миру «доброту Иаковлю», Марию. Но это слово особенно прилагается к Господу Иисусу Христу, Который явился Слугою Бога Отца в деле спасения мира. Еще пророк Исаия говорит от имени Божия: «вот, Отрок Мой... избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя... Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (Ис. 42:1, 3). Эти пророческие слова прямо отнесены к Господу Иисусу Христу в Евангелии (Мф. 12:18). И именно из-за Него и весь израильский народ является слугою Божиим! Богоматерь знала это пророчество Исаии. Знала Она и обещание Божие Аврааму и прочим «отцам, предкам нашим», и всему последующему потомству — о происхождении Спасителя от «Авраама и семени его до века» (Втор. 7:7; Быт. 17:4, 7, 18:18, 22и т. д.).    Обратим внимание на некоторые отдельные слова этого отдела гимна.     «Воспринял»: значит, что раньше Господь уже отверг избранный народ, по грехам их; а теперь, пришло время, снова восстановил «милость» Свою, через Благовещение Марии Деве. В этом смысле употреблено и слово «воспомянув»; это образное выражение, — будто Он доселе забыл даже прежнее Свое обетование, — говорит о том, что Израиль на некоторое время был отвержен, исключен из любви Божией; а теперь она возвращена ему. Тем более что во время плена вавилонского уже не было особых откровений Божиих о пришествии Спасителя, то есть как бы не было воспоминаний о его служении Богу чрез Мессию — Христа. Народ потерял свое самостоятельное политическое значение; рассеян по чужим владениям: где уж было ему мечтать о каком-нибудь мировом значении?! «Бог забыл нас!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4088...

А для меня то и другое равно верно. Верю, что и Иона был сохранен, ибо Богу все возможно ( Мф.19:26 ). Верю, что и Христос воскрес из мертвых. Ибо об этом я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего, доселе открывающейся, Который сошел во ад один, а вышел из него со многими. Он сошел к смерти, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ) через Него. 19 . Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, Который не был связан узами его. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побежала, и бегство это обнаружило боязнь ее. Стеклись святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который, свидетельствуя, говорил: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? ( Мф.11:3 ). Искуплены все праведные, поглощенные смертью. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из праведных говорил: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( 1Кор.15:55 ). Ибо нас искупил Победоносец. 20 . Образ этого Спасителя нашего представил пророк Иона, во чреве кита молящийся и говорящий: воззвал я в скорби моей, и проч. из чрева преисподней ( Иона 2:3 ). Хотя он находился в ките, но, в ките находясь, говорит о себе, что он находится во аде. Ибо он прообразовал Христа, имевшего сойти во ад. И спустя несколько говорит от лица Христова, пророчествуя весьма ясно: До основания гор я нисшел ( Иона 2:7 ). Но он был в чреве кита: какие же горы заключают тебя, пророк? «Знаю я, – говорит он, -что я прообразую Того, Который имеет быть положен в гробе, иссеченном из камня»; Иона, находясь в море, говорит: земля... заградила меня ( Ион.2:7 ); поскольку он прообразовал Христа, нисшедшего в сердце земли. И предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи и говорит: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), сказал: Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего ( Иона 2:9 ). Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Блаженный Иероним, блаженный Феодорит и святой Кирилл Александрийский относят это пророческое созерцание ко времени восхождения Христа Спасителя на небо, по воскресении Его, когда Ангелы и небесные силы с удивлением спрашивали Его об Его багряном виде» (ср. Пс.23:7–8 , – Комм. СПб. Академии, с. 904). Но ближе к тексту будет думать, что вопрошающими через пророка здесь являются сыны Израиля, или даже представители современного Христу человечества вообще, которые, видя радикальный переворот, произведенный христианством во всех областях жизни ( Лк.1:51–53 ), задаются естественным вопросом – кто же Он – Виновник всего происшедшего? Самое построение этой фразы (вопрос), равно, как и следующей за ней (ответ) довольно близко напоминает аналогичное же место из одного псалма: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани... Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь славы» ( Пс.23:7–10 ). «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Вот ясный ответ на поставленный выше вопрос, данный Самим героем-победителем. Самим возвращающимся триумфатором. Он называет себя здесь «изрекающим правду», «сильным... спасать». Мы уже много раз имели случай выяснять ту «правду», во всех оценках этого основного пункта всего ветхозаветно-теократического мировоззрения, о которой пророк Исаия говорит особенно часто ( Ис.1:17, 21, 26 ; Ис.5:16 ; Ис.32:1, 16–17 ; Ис.45:24–25 ; Ис.48:18 ; Ис.51:5 ; Ис.53:11 ; Ис.57:12 ; Ис.58:8 ; Ис.59:3, 14, 16–17 и др.). Грядущий Победитель называется здесь только «изрекающим» правду. Но мы уже хорошо знаем, что у Мессии (было – Раба Иеговы) «слово» равносильно «делу», по категорическому заявлению Самого Всевышнего: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». ( Ис.55:11 ). Конкретный вид «правды», который имеется здесь в виду, это – судя по контексту – осуществление праведного воздаяния боговраждебным силам языческого мира, олицетворенным в виде Едома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крещение Господне      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:32 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды. Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских. На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

http://pravoslavie.ru/109997.html

13, 8).Это чрезвычайно значительное утверждение апостола, в связи с общим отношением к проблеме знания всего Откровения Божия, приобретает исключительное значение для христианской гносеологической культуры. Христианская философия должна твердо очертить, осознать и исповедать в мире свое отношение к мучительнейшей для ветхого человечества проблеме знания.Как " земля и все дела на ней сгорят " (2 Петр. 3, 10) - пройдут сквозь огонь апокалиптического очищения, так и " знание " сгорит. Сгорят как солома бесчисленные построения ветхого человеческого ума. Развалятся, как дом, на песке построенный. Ибо должны подуть высшие ветры ведения и должны пролиться небесные воды недомыслимого постижения. И всякий дом, не на Камне (Христе) построенный - неизбежно и предопределенно падет. Говоря об этом, Евангелие (Мф. 7, 27) даже прибавляет, что это падение дома будет великим. Великим действительно будет падение всего человеческого знания, в великой гордыне своей противостоящего знанию Божьему, не вмещающему в себе (Ин. 8, 37) знание Божие.Это знание Божие, " первою из тайн " которого " именуется чистота, достигаемая делом исполнения заповедей " (Ис. Сирин), есть Божественная жизнь в человеке: " хождение Бога в человеке " , сотворенном именно для этого хождения в нем Бога, для этого знания Бога, и мира в Боге.Это знание есть чистое, божественное, святое. Соль и венец жизни! Цветение духовного в " душевном " . " Безумствует человек в своем знании " - сказал пророк (Иеремия, гл. 10, 14). " Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, - говорит Господь. - Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших " (Исаия, 55,8,9).Незнанием должно именоваться не только знание ложное, но и знание недостаточное, которое, если человек переоценит его, делается знанием ложным.Переоценка же своего знания практически все время происходит в жизни человеческой, и потому человек все время вращается в кругу лжезнания. Но сознание этого может стать источником непрестанного умаления человека, пред Истиной, и тем открыть ему путь чистого ведения.Это чистое ведение есть Божественная премудрость, о которой недостаточно говорить словами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1394...

21 . И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. 22 . От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время. Ст. 18 представляет Сион сильною огражденною от всякого нападения крепостью (ср. XXVI, 1 – 2, и 19; XXXIII, 20– 24; XXXV с примеч.). Среди его жизнь правды и добра, отсутствие зла и насилия (Ср. Откр. 21:4 ). Ст. 19–20 пророчествуют о полном совершении Божиих предначертаний, когда, говоря словами Откровения, „город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне.... ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец“ ( Откр. 21:23 ). Дни сетования, дни пребывания в болезненном смертном теле окончены; в теле преобразованном, просветленном, духовном ( 1Кор. 15:40,44,51–55 ) нет места скорби: „поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“ (Ис. 25и наши пр. ср. Откр. 7:17, 21:4 ). Ст. 21–22 обнимают весь период от основания Церкви Христовой до скончания веков. Как понимать слова, что праведный народ „навеки наследует землю“, это – тайна, нам вполне нераскрытая. Мы оставляем в стороне вопрос о миллениуме, весьма занимающем западных богословов, который, по их мнению, должен предшествовать последнему великому судному дню. Господу одному это известно (Ср. Деян. 1:6–7 ). Мы же да творим во смирении повеленная нам Господом. А Господь не оставит великий народ свой, создавшийся из слабого общества Христианского после воскресения Господа. Главы шестьдесят первая и шестьдесят вторая В обеих этих главах глаголет вторая Ипостась Святой Троицы, Господь воплощенный, Еммануил, которого будущее явление в мире проповедует Исаия в ряде глав. (См. VII, IX и XI, и с особенною ясностью, начиная с XL главы, в XLII, XLIX, LIII; см. прим.). Глава LXI начинается словами, которые, как мы знаем из Ев. Луки 4:18 , Господь Иисус Христос прочитал вслух в синагоге Назарета, прибавив (ст. 21): „ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“. Итак, этими пророческими словами, произнесенными Исаией по повелению Духа Божия, начинается проповедь любви Богочеловека 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

399. … сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1. 28). 400. Быт. 2. 15. 401. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк. 4. 5, 6). 402. Быт. 3. 24. 403. Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. 7, cap. 8). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов. 404. «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38. 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11. 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15. 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии. 405. «Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевных, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата. Одни из них вопияли: Кто Царь славы? Другие отвечали: Господь сил, сходящий плотию, Бог-Слово, сидящий на престоле славы. Сын Отца, предвечно сущий со Отцом, сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо — Царь славы». Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

54. Поэтому именно Он есть Искупитель. Еммануиль же в переводе значит: «Бог с вами», или как исполненное обетования изречение пророка подобно этому говорит в другом месте: «с нами Бог» ( Ис 7:10 ). Этому соответствует также изъяснение и откровение обетованного. Ибо, «се, – говорит он, – Дева зачнет и родит Сына», и этот, хотя Бог, будет с нами. И возвещая будущее, что Бог будет с нами, он вместе с тем дивится этому. Также и о рождении Его тот же пророк говорит в другом месте: «прежде, чем мучиться родами, Она родила; прежде, чем наступили боли, Она родила сына» (65:7); этим он возвестил неожиданное и недомыслимое рождение Его от Девы. Снова тот же пророк говорит: «младенец родился нам, сын дан нам, и Он назван: чудный советник, Бог крепкий» ( Ис 9:6 ). 55. И он называет Его чудным советником – ближайшим образом, советником Отца, чем указывается, что Отец совершает всё вместе с Ним, как сказано в первой книге Моисея, надписание которой гласит «Бытие»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобного нам» ( Быт 1:26 ). Таким образом, из этого видно, что Отец обращается с речью к Сыну, что, следовательно, этот (Сын) есть чудный советник Отца. Однако, Он вместе с тем также и наш советник, когда Он предлагает нам совет и даёт указание, то есть не принуждая, как Бог, хотя Он – Бог крепкий, но Он даёт нам указания, чтобы устранить неведение и приобрести познание и удалиться от заблуждения, придти к истине, и отвергнуть тление, воспринять же нетление. 56. И опять говорит Исаия: «и они восхотят быть сожжёнными огнём, ибо младенец родился нам и сын дан нам, владычество на раменах Его, и имя Ему: Исполнитель Великого Совета. Ибо приведу мир на князей, мир и здравие ему. Велико Его владычество и миру Его нет предела на престоле Давида и на царстве его восстановит и укрепит праведным судом отныне и до века» (9:5–6) 38 . Таким образом, эти слова показывают Сына Божия в одно и то же время и как рождённого и как вечного Царя. Слова же: «они восхотят быть сожжёнными огнём» относятся к тем, которые не веруют в Него и которые сделали в отношении к Нему то, что сделали; (в этом смысле) сказано, что на Суде они будут говорить: «насколько лучше было бы нам быть сожжёнными огнём, прежде чем Сын Божий родился, вместо того, чтобы не веровать в Него, когда Он родился».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

55. Откуда мы знаем, что Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух? Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете, где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы. 56. Что говорится в Ветхом Завете о трех Божеских Лицах? О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится: 1. в книге Бытия (1, 26) – что Бог , желая сотворить человека, сказал в множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»; 2. пророк Исаия отмечает песню ангелов: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (6, 3). 57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах? Главные свидетельства Нового Завета о трёх Божеских Лицах следующие: 1. при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией ( Марк 1, 11 ; Лука 3, 21 и 22); 2. в евангелии св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28, 19); 3. в первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (5, 7). Пояснение : Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Свящ. Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1, 1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца» (Иоанн 1, 14). 58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества? Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица» или «Триипостасный Бог». 59. Нужна ли нам вера р три Лица Божества? Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним. 60. Кто учит веровать в Бога» но не в Пресвятую Троицу?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010